Высокое напряжение и высокие горы. Немного про AD Volt3 и про ночевки в горах.
Тяга к облегчению снаряжения, так же как и к ночевкам в горах, на самом деле, появилась у меня случайно. Нет, конечно снаряжение должно быть умеренно легким, но раньше я как-то не придавал значения килограммам. Как и большинство пилотов, считал, что если влезает все снаряжение в стандартные 23 кг для перевозки в самолетах, то и хорошо, а дополнительное облегчение – это типа “уменьшение ресурса”.
Так как тема облегчения снаряжения у меня неразрывно связанна именно с mini bivy полетами и ночевками в горах, то пусть этот рассказ будет в одной теме. Так как без ночевок у меня не появился бы и Вольт 3. Крыло многим интересно и ряд пилотов просил написать что-нибудь про мой выбор. Начну – издалека.
Первый импульс к облегчению я получил в Непале в 2011 году, куда приехал с подвеской WV X-Rated 5. При очередной забастовке таксистов, когда народ нанял портеров, я решил пройтись пешочком на старт со всем снаряжением, и …. после поездки сразу продал тяжёлую XR5. Сменив подвеску на WV GTO я вначале успокоился, но скоро открыл для себя мир полетов “с ночевкой в горах”, эдакий “Light bivy style” и процесс “облегчения” продолжился благодаря случайно подвернувшийся мне подвеске Ozium. С ней объём и вес снаряжения стал качественно меньше, поэтому вкусив сладкий плод компактной снаряги с тех пор я начал облегчать уже все. Тем более что опыт эксплуатации показал – ресурс страдает заметно меньше, чем открывается бонусов при облегчении.
Под жертвенный нож, отсекающий все лишнее, пошли – спасательный парашют, шлем, одежда, карабины, рюкзак, концертина. За пару лет я избавился от нескольких килограммов снаряжении (правда, согласно закону сохранения масс, эти килограммы отложились у меня на теле 🙂 ). Потом я начал летать полеты с ночевкой и резать пришлось все бивачное снаряжение (палатку, спальник, коврик и прочее, прочее, прочее). Постепенно снаряжения стало так много, что набралось на отдельный легкий набор и последним форпостом оставалось крыло. Летая на M6 я всегда с завистью поглядывал на владельцев LM-ок и других облегченных крыльев. Плюсы легкого крыла в горах – очевидны, и зрела решимость после смены поколения наконец пересесть на что-то более “легкое”.
К 2019 году решил, что для Bivy полетов надо выбрать отдельное крыло. Выбор пал на AirDesign Volt 3, естественно размер SM (то-то Теоретик удивится, он ведь уверен, что я только Ozone могу себе купить). Я достаточно долго думал – что взять? Выбор на самом деле небольшой, так как крыло должно быть или топом С-класса или простой D-кой. У Ozone это Alpina3 и Zeolite. У AirDesign это Hero или Volt3, есть Advance X-Alps 2/3 ну и по сути все.
Если рассматривать из описанных выше крыльев, то Hero мне не подошел по некоторым техническим характеристикам. Удлинение 6,95 – это предел, как для комфортного управления в бездосочной безрогой подвеске, так и для безопасных топлендингов. Да и всего 59 отсеков на это удлинение и перебор со стропами мне не понравились. Вес в 3.19 кг, конечно соблазнителен, но все же не ключевой критерий.
Альпина 3 – наоборот, лежала на другом конце шкалы ценностей, вес 4.3, слишком короткая (6.0), 66 отсеков конечно хорошо и говорит о высоком качестве поверхности, но стропление – очень уж консервативно.
Из 2-х рядок, можно выбрать из 2-х крыльев – OXA3 (Advance Omega X-Alps3) и Ozone Zeolite
Схемы стропления близки, и являются классическими для коротких 2-х рядок.
- Zeolite 64 ячейки, вес 2.99 кг и удлинение 6.7.
- OXA3 – имеет 63 ячейки, вес 3.6 кг и удлинение 6.95.
Zeolite выглядит, на мой взгляд, интереснее чем OXA3 – больше ячеек на меньшее удлинение, более нагруженный A-ряд, меньше вес, чуть выше арочность.
Ну и наконец AD Volt3, он представляет нечто среднее между Alpina3 и остальными крыльями из пула выбора, удлинение 6.5, вес 4,15 кг (это на 150 грамм легче чем Ozone Alpina 3), прогрессивное стропление. В общем я остановил свой выбор на нем, как на “золотой середине”.
Технические характеристики AirDesign Volt 3
- Материалы.
Несмотря на довольно легкий вес, ресурсность крыла – на высоте. Комбинация Dokdo D20 и Porcher Skytex 27 classic II (обратите внимание, это 2-е поколение 27-го скайтекса намного более живучее чем первое). Уже стала классикой и используется в таких крыльях как Ozone Alpina 3, Mantra 7.
- Хорошие стропы.
Volt3 имеет по всем ярусам Edelrid 8000-U (как у Ozone) никаких комбинаций, никаких компромиссов. Это очень важный для меня аспект – значит геометрия стропной будет долго сохранять стабильность.
- Высокое качество изготовления.
Крыло пошито качественно, хоть и производится в Тайланде, но чувствуется австрийская педантичность и внимание к мелочам. придраться не к чему, все аккуратно, разумно и с расчетом на долгую эксплуатацию. Стропы одеты в чехольчики вместе соединения с мольями, швы – аккуратные, нитки не торчат, пошито все без огрехов и технических ляпов.
- Современная конструкция и технологии.
3D-крой, SharkNose, даже винглеты а-ля Enzo-3. Полный список заявлен так:
- Lightweight construction with durable materials (легкие и крепкие материалы)
- Stabilo Winglets (Уши- винглеты, а-ля Enzo-3)
- Shark-Nose (Акулий нос )
- Vortex Holes (дырки в ушах )
- 3D-Cut (3-Д крой)
- Mini-Ribs (тралли-валли разные внутренние полунервюры)
- Razor-Edge ( типа “технология не сильно ухудшающая профиль при работе клевантами” см. фото ниже)
- Race Lines (тонкие безоплеточные стропы)
- Performance Risers (свободные концы с “висящим В-рядом” для плавного изменения на акселе)
- New C/B-Control System (перемычка B-C для управления на акселлераторе, имитирующая работу на 2-х рядке)
- 50/50 AirPack (Компактная упаковка в новый вид концертины)
Из всей этой рекламной заявки важно выделить несколько моментов. Действительно хорошие материалы, правильная кинематика В ряда и компактное укладывание в компресс концертины. Одним их условий для крыла были короткие риджифойлы, для того чтобы можно было очень компактно укладывать его в компресс мешок.
Короткие риджифойлы позволяют складывать крыло “Вчетверо”. Для этих целей, вместе с крылом идет специальная укороченная концертина AIRPack 50/50, ниже фото из мануала как в неё упаковывается крыло.
Я однако потом поменял её на Gin-овский CompressPack – он удобнее в использовании и в него можно сложить не только крыло, но и подвеску BogdanFly!
Кинематика B ряда Volt3 (ниже фото из мануала) позволяет на акселлераторе управлять за B-C перемычку, имитируя работу вторым рядом на 2-х рядке и не ломая профиль. Однако про удобство этого типа управления – я расскажу чуть ниже.
Конечно стоит взглянуть и на некоторые технические характеристики, например удлинение – 6.5 не назовешь рекордным для С-ки, есть крылья в классе и длиннее, но в свете последних тенденций на снижение удлинения и ужесточение сертификации в части folding lines, 6.5 выглядит весьма серьёзным параметром. Для сравнения – Sigma10 имеет удлинение 6.2, Ozone Delta3/Alpina3 – 6.0, Queen2 – 6.3. При этом арочность у всех этих крыльев одинаковая и такая же как у Volt3 – 15%.
Удельная загрузка крыла по верху вилки – средняя между Sigma 10 и Ozone Delta3/Alpina3 и это хорошо. Нагруженное крыло – более стабильно в полете. Заявленные скорости (38 балансировочная, 57 максимальная) тоже очень даже хороши для С-ки. Ход акселлератора – длинный, 16 см. Сам акселлератор – умеренный по тяжести выдавливания, если бы стоял нижний ролик, а не колечко – был бы легче, но в принципе ноги не устают.
Насчет Razor-Edge – не знаю честно насколько хорошо это работает, но вместо “сборок” заднеё кромки через колечко, тут крепление клевантных строп сдвинуто к носу крыла, от от кромки. По крайнем мере такая технология не даст скосячить с колечками, как это получалось у брендов, которые шьют в Китае.
Но довольно сухих характеристик. Крыло покупалось под конкретные задачи – собрать легкий и компактный комплект снаряжения, для FreeFly полетов с ночевками и биваков. Вернемся к этой теме.
Сравните размер снаряжения. С Volt3 и подвеской BogdanFLY все мое летное снаряжение (крыло, подвеска с карабинами и запаской, шлем, приборы, рация, верхняя, одежда) умещается в 45-литровый рюкзак! Невероятно компактно. Ниже для сравнения 3 стандартных комлекта. Для масштаба – ультралегкая запаска 1.2 кг. Все комплекты полные, с приборами, шлемами и одеждой.
- Оранжевый рюкзак SPLAV 45L (Volt3 SM в CompressPack, BogdanFly (вместо протектора – 2 надувные подушки в мешке)+EvoCross 100, Шлем, Yaesu VX-8r, Flymaster LIVE, пуховик, перчатки, подшлемник, ветровка)
- Сине-желтый рюкзак AD 130L среднескопрессован (Ozone M7 MS в концертине Ozone, WV GTO-Light с протектором и запаской VW-100SQ, шлем, Baofeng 82UV, Flimaster NAV, пуховик, ветровка, подшлемник, перчатки).
- Черный рюкзак Ozone 185L – (Enzo-3+WV XR7 + шлем+ Yaesu-2r+ Xiaomi mi5S в качестве прибора+ пуховик, перчатки, подшлемник).
Разница видна, как говорится, невооруженным глазом. А если повесить себе это все на плечи и попробовать подняться на старт – то смею Вас уверить, она намного заметнее будет, чем на фото 🙂 Так что Volt 3 стал отличным дополнением к легкой подвеске BogdanFly, про которую я уже писал ранее тут и тут.
В целом по крылу, я согласен с выводами Зиада. Сам я летал с загрузкой по верху вилки, от 92 до 100 кг. – http://ziadbassil.blogspot.com/2018/05/air-design-volt-3-sm_29.html. Так же рекомендую прочитать статью в журнале Termik.
Крыло действительно требует контроля в течении полета, причем заметно большего чем одноклассники от Ozone (Alpina3 и даже M7). При этом Volt 3 очень неплохо летит на акселе, замечательно управляется, особенно в дохлую погоду (в сильных термиках – требует постоянного контроля ушей). На балансировочной скорости – Вольт медленнее одноклассников. Я не могу приписать это качество ни в плюс ни в минус. Плюс – это более простые старты (меньше скорость отрыва) и полет над скальниками в турбулентности. Минус – чтобы не отставать от других крыльев – надо поддавливать аксель, а в отличие от 2-х рядок это не способствует улучшению контроля за крылом.
Для удлинения 6.5, Вольт3 имеет отличный старт (умеренная облегченность этому способствует) выводится одним коротким движением в штиль. Не требует особого контроля, не вяжет уши и не стремится встать бабочкой.
После сложений уши расправляются легко и без тенденции вязать галстуки (спасибо коротким лескам). При этом в турбулентном воздухе – на крыле нет такого ощущения “монолитной надежной доски” – как у крыльев Ozone. За крылом – надо следить. Поковырять в носу в больших горах – явно не удастся. Однако, если ворон не ловить, то крыло ведет себя адекватно. Усилие на клевантах немного побольше чем на крыльях Ozone, но вполне комфортные. Я сразу установил клеванты “с палочками”, с ними контроль над крылом четче и быстрее. Для хорошего поворота в сильных условиях – надо давать вес вместе с клевантой, тогда крыло бодро занырнет и не будет вываливаться из ядра, но по уровню контроля за термиком, Volt3 – уступает M7. Чем слабее термик – тем лучше себя в нем чувствует Volt3. В очень дохлых слабых потоках выпаривать на нем – одно удовольствие, но повторюсь, чем сильнее условия – тем большего контроля требует крыло. Я бы не стал рекомендовать Volt3, как первую C-ку для серьёзных условий.
Что радует – так это диапазон работы на акселе, крыло хорошо разгоняется и прибавляет примерно до 18 км/ч. Однако, надо учитывать что балансировочная скорость крыла – ниже чем у одноклассников, в районе 37 км/ч. Поэтому в максимально скорости Volt3 ближе к Delta3 и Sigma10, и проигрывает Queen2, пусть и немного.
Отмечу, что несмотря на B-C перемычку, работать ей не слишком удобно. Перемычка – стоит низко, B и С ряды в районе перемычки – близко друг к другу и надо протискивать руку в узкую щель. Рука не сразу в неё ложится, и в таком положении хочется тянуть ряд назад, а это неправильно с точки зрения управления. Диапазон хода и обратная связь на перемычке – хуже че на той же M7, где перемычка сделана выше (расстояние между рядов там шире) и работать на порядок удобнее.
Надо было конструкторам AD делать В-ряд – “висячим”, тогда место для перемычки было бы больше. Но это все – мелочи.
Если подвести некий итог, то мне – Volt3 – понравился, для своих целей он неплохо подходит, однако крыло – высокопроизводительное и требует постоянного контроля от пилота. Технические характеристики – явно одни из самых высоких в классе “C”.
Изначально, я взял Volt3 специально для того, чтобы с Алексеем Дружининым прогуляться по Памиру. Но обстоятельства сложились так, что по состоянию здоровья пришлось отложить эту идею. Поэтому собранный комплект честно ждал традиционных BIVY полетов в Бире.
Полеты с ночевками.
Мы все восхищаемся невероятно крутыми автономными полетами таких монстров, как Лохматый (Алексей Дружинин), Antoine Girard, Gavin McClurg, Stefan Bocks и другие. Многие мечтают летать так же. Но начинать надо с простого.
Для меня все началось больше 5-ти лет назад с ночевки на 360. И после этого – не могу остановится и каждый год – продолжаю.
Для начала хорошо бы просто потренировать топ-лендинги и полетать с короткими ночевками. Простые полеты, позволяют получить важный опыт, а заодно избавится от иллюзий того что нужно или что не нужно в полетах с ночевками. Такие тренировки помогут выкинуть все лишнее барахло из подвески, и брать только действительно необходимое. Так же можно протестировать разное бивачное снаряжение.
Как раз для таких, мини-биваков, с полетами на 1-2-3-4 ночевки, идеально подходят умеренно облегченные крылья, такие как Вольт3, Альпина3, и т.д. Главные качества для крыла, в таких полетах – это отличная управляемость, приличный диапазон скоростей, высокая надежность в полете и быстрый выход из любых режимов, а так же отличный пампинг, для топлендинга и конечно легкий старт.
Бир – идеальное место для тренировок перед серьезными биваками.
- Во первых, тут удобно ходить пешком на старт. За 2 часа, средний, не особо тренированный пилот, может подняться на старт преодолев примерно километр перепада, с 1450 до 2400м. Можно ходить без рюкзака, а можно если у Вас компактное снаряжение – с небольшим рюкзаком.
- Во вторых, в Бире удобно тренировать топлендинги, лучше всего начинать на “наркоманской поляне” над Ред Темплом или на старте на 360.
- В третьих, в бире много мест для ночовок на склонах и вершинах. Много хороших посадок, стартов. Часто на месте ночевки есть источники воды ( а зачастую еще и еды, в виде местного населения).
- Ну и наконец в четвертых, ту всегда легко найти хорошую компанию, ибо начинать безопаснее и лучше – не в одиночку.
Параллельно, можно оставаться ночевать на этих посадках. Во первых это интересно, а во вторых – потрясающе красиво!
Во вторых – все это можно проделывать в отличной компании, весело и безопасно.
После полетов в “песочнице”, можно переходить на полеты с ночевками подальше, например на озере Парашар, в альплагере у Драмсалы, ну и дальше в горы в сторону долины Куллу, Манали. Мест для ночевок много, и все ограничивается только уровнем подготовки и снаряжения. Обычно, чем дальше в горы – тем красивее виды. Не буду подробно расписывать полеты (пример полета на Парашар в 2015 году тут и тут), а еще лучше почитать отчеты в разделе BIVY. Лучше просто еще фотографий накидаю.