Полет на Парашар, часть 2, удачная попытка.

Prashar

Часть 1 – ТУТ

Преамбула:
На самом деле полет на Парашар, не бог весть какая задача, буржуи летают туда достаточно часто, Костя Трегубов летал туда как на прогулку в тандеме, для Лохматого это вообще пол-дня-пути до мест привычных ему ночевок в начале маршрута на Бивуак в сторону Рампура. Так что Все просто.

После не совсем удачной попытки 29 октября, идея попасть на Парашар не исчезла, а так как в прогнозы давали нам до окончания поездки только 1 хороший день (6-е ноября), и 2 весьма посредственных (5 и 7) то было принято решение 5-го летать просто “для удовольствия” (обещали частичную верховую облачность во второй половине дня и вероятность дождя), а 6-го улетать с ночевкой (хороший прогноз без высотных облаков и вероятности переразвития), чтобы при удачном стечении обстоятельств 7-го вернутся обратно (на 7-е обещали усиливающиеся верховую облачность). С учетом только 1-й ночевки, Чамба отменялась и оставалось только 2 варианта – Манали или Парашар (360 был отвергнут даже как запасной из-за того что уже “надоел”).

Решение куда лететь, как всегда, принимали уже непосредственно на маршруте.

Первой и Главной задачей было выбраться в Большие горы, заодно по дороге просмотреть все склоны там, на предмет поиска Кости, пропавшего накануне вечером, так как была вероятность, что его могло унести сильно на северо-восток.

Наша группа изначально состояла из 4-х человек (Я, Алексей Кучеренко, Света, и Женя) плюс присоединившейся к нам, для пролета Большим Кругом, Алексей Макаров (MARs).

Женя стартовал на полчаса раньше остальных и быстро выбравшись на 3500 полетел по нашему хребту для помощи в поисках Кости. Решив что догонит нас потом, если сможет. Остальные стартовали несколько позднее и собрались у вершины над стартом на 3600 в районе 11-20 полетели в сторону “Цирка”.

Внимательно осматривая склоны внизу, мы быстро и легко, проехались от короткого отрога к вершине,

срезав “Цирк”

пересекли “длинный отрог” и от восточного плеча прыгнули в сторону горного озера,

на юго-западной стороне склоном база была чуть ниже и обойдя озеро и вершину 4500 над ним с юга мы разделились,

(Я, Леха Кучеренко и Света) вылезли на хребтик отходящий в сторону долины Куллу к Наггару, а Леха Макаров замерзнув полетел обратно, на выход в сторону Трейнстейшн.

Прогулявшись по хребтику в мягком подоблачном термодинамике и полюбовавшись прекрасными видами заснеженных долин и хребтов, .

Мы просмотрев дорогу до Манали, куда было рукой подать и лететь очень просто, решили что возвращаться на автобусе 8 часов – это слишком долго, а ночевка на промежуточном пункте 3400 в Наггаре, или на 3500 у “выхода” – это слишком близко и возможно холодно, решили лететь на Парашар. Я правда, как истинный трус, предлагал несколько раз жалобным тоном развернутся обратно, но этот глас в пустыне оставался без поддержки .

В Манали в этот день слетал Алексей Носов сев на штатную посадку в Соланге.

Чуть обогнав Свету с Лехой, над хребтом я перешел к “Выходу” раньше и дождавшись их мы полетели по разделительному хребту, уже знакомой дорогой, попутно растирая пообмерзшие руки и похрустывая замерзшей в питьевухе водой. Попутно мы вышли на связь с Женей и узнали что он тоже хочет лететь за нами, но не высоким, а низким хребтом через Манди.

Полет по разделительному хребту ужасно красивый, вначале нам помогали облака, но чем дальше на юго-восток, тем меньше их было и к району “зубьев” они совсем сошли на нет.

Условия очень напоминали 29 октября, так же как и тогда был небольшой встречный ветерок (7 км/ч) который усиливался только внизу над отрогами уходящими от хребта в долину. Как и тогда условия были весьма сильными и турбулентными (честно).

Где-то в самом жестком месте у скальников, с Лехой Кучеренко произошел один курьезный случай, о котором он в красках рассказал нам уже вечером, – в полете над снежниками у него замерзла вода в питьевухе, он попробовал попить, но похрустя льдом просто засунул болтающейся шланг куда-то в подвеску. И вот где-то над самыми серьезными скальниками, в турбулентном потоке, Леха на “своем верном Эволюшине” получает фронталку (Он очень опытный пилот, и как рассказывал нам – это была второе в жизни за 18 лет полетов мощное сложение в потоке, Т.е. когда купол под пристальным контролем, но ничего не сделать)

– крыло раскрывается и и в тот же момент Леха чувствует что по штанам что-то потекло ” Первая мысль – “ну как же так, не может этого быть, столько летал и тут…., хотя почему тогда так холодно, должно же быть тепло..” – потом проверил шланг и оказалась, что клапан оттаял и вода потекла из питьевухи (на клапане нет “соска”, а он не закрылся из-за льда).

Света в этот раз летела более аккуратно, предусмотрительно огибая отроги с запасом, чтобы заходить в потоки с наветренной стороны и подальше от рельефа, и все обошлось без эксцессов. Перед скальными зубьями в районе большого скальника было встречено крайнее маленькое рыхлое облачко, под которым был приличный турбулентный поток. Работать в таких потоках – очень неприятно и рельеф, над которым это приходиться делать внушает серьезное уважение.

Тут у меня была еще одна жалобная попытка развернутся обратно, так как меня смущали 2 вещи:
1) Отсутствие облаков дальше по маршруту, а следовательно непонятная база, а к озеру надо набирать высоту.
2) Возможный сильный ветер на перевале в разрыве хребта, там где мы в прошлый раз шли пешком.

Однако мои сомнения группа опять не поддержала и мы полетели дальше .

Скальный гребень после зубьев мы прошли чуть стороной, отмечая, что орлы тоже не идут совсем рядом со стенкой, а облетают ее чуть в стороне и подозрительно низко. Подлетая к месту где неделю назад приземлилась Света, я еще раз поразился ее невероятному везению, а Света предпочла на этот раз облететь это место по широкой дуге .

Над 2-мя вершинками опять было сильно турбулентно и без конкретного набора, облаков не было и я решил не тратить время и сразу идти дальше на переход над перевалом. Хоть за перевалом склоны были значительно более пологие, но на них были перспективные чеки, время еще было не позднее(14-00) и они должны были худо-бедно работать да, и склон должен был давать термодинамик.

Все получилось так как я и предполагал, чем выше над перевалом тем слабее был ветер в сторону Куллу, склон давал слабый темодинамик, но над чеками, если выйти чуть вперед были слабые потоки. Так как я шел первым в этом участке, я разведывал где сходили потоки, и направляя на низ шедших метрах в 500 Свету и Леху, Потихоньку забираясь по склону в сторону озера Парашар.

Три момента все еще смущали меня
1) Высота потоков постоянно обрывалась на 2800-2850, а это высота озера, так что этой высоты было явно мало чтобы перейти к озеру.
2) Чем выше к озеру, тем меньше становились долинки внизу и размер чеков с которых мог сойти поток, т.е. необходимый для формирования хорошего потока объем воздуха. Да и птички тоже крутили здесь редко и как-то низко.
3) Все еще не понятно какой ветер может быт у озера, так как мы подлетали с теневой (северной) стороны к нему. Вполне могло оказаться что там дует ветер со стороны Манди, и подлет будет в роторе.

Однако внизу были хорошие чеки, а по мере подползания к озеру вопросы потихоньку снимались, так как:
– во первых на пологом участке горы были хорошие места для посадки, и если что можно за пару часов дойти до озера пешком,
– во вторых сильного ветра со стороны озера так и не наблюдалось, так что опасения про ротор тоже были напрасными, даже если и есть ветеро с южной стороны, то несильный и ротора он не создаст и возможно будет сесть на северные склоны, поросшие лугом,
– ну а в третьих, солнце еще высоко и чеки должны были давать время от времени нормальные потоки, которые позволят дотянуть до озера, которое было в этот момент уже в 1.5-2 км от нас.

В итоге удалось найти поточек, который хоть и медленно, но вынес нас таки на 3050 что и позволило преодолеть крайние 1-1.5 км до озера.

Над озером ветер был небольшой, 5-8 км/ч, но все таки мы решили садится на широкий склон примерно в километре в стороне, чем искать пятачки на теневой подветренной стороне, да еще и уворачиваясь между проводов.
Посадка прошла успешно, склон ровный и широкий, сесть там может любой чайник.

Терк Лехи –https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=48840
Мой трек – http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1294656
Трек Светы – http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1297505

Приземлившись, мы передали что с нами все хорошо друзьям в Бир, связались с Женей, который в этот момент был в районе 360 – и летел в сторону Манди, отфотографировались , собрались и неспешно пошли в сторону озера любуясь “альпийскими” пейзажами (на лугу внизу паслись коровы и лошади). Часть нашей группы даже настолько проголодалась, что перекусила свежими Чапати.

Остальная часть приключений проходила на земле, но была не менее интересна.

Через несколько минут спуска траверсом от места наше посадки мы заметили на земле большое количество грифов, вооружившись фотоаппаратами начали за ними охоту и через некоторое время вышли к месту где их скопление достигло 30-40 шт.

Еще через минуту мы обнаружили причину такого странного скопления – мертвого буйвола, которого с аппетитом обгладывали 4-5 грифов, остальные, дожидаясь своей очереди, держались на почтительном расстоянии. Командовал разделкой буйвола большой, старый белый гриф – “пахан”, который усердно отгонял наиболее молодых и борзых собратьев от туши.
Так как шкура у буйвола толстая, то разделка велась с 2-х сторон, обглодана была голова и успешно поедались внутренности через, извиняюсь, анальное отверстие парнокопытного.

Тут Леха подкрался к “пахану” сзади, и пока тот с аппетитам выискивал вкусные куски где-то внутри буйвола, как истинный индеец, вырвал у него из хвоста перо.

Насмотревшись на неаппетитное зрелище и пошугав стервятников для фотосессии, мы пошли дальше и скоро подошли к сетчатому ограждению вокруг озера Парашар.

Ограждение охраняет окрестности священного озера от животных, чтобы они не оскверняли его своими выделениями и не затаптывали траву. Второе ограждение с колючей проволкой выполнено непосредственно вокруг озера.

К сожалению, ограждения не охраняют территорию от 2-ногих животных и повсюду вокруг озера лежит мусор от индусов, включая битые и пустые бутылки из-под рома, а так же пакеты от чипсов. В ограждении сделаны проходы по металлическим лесинкам, по этим проходам кроме людей, так же успешно передвигаются собаки и шакалы.

Дойдя до озера мы еще раз связались с Женей, он летел по низкому хребту в Сторону Манди, но поняв что еще далеко и он не успеет долететь до нас мы посоветовали ему или доехать до нас на такси, если он сядет в районе Манди, или лететь ночевать на 360, если он развернется раньше. Как потом выяснилось он долетел до Манди, но сев уже вечером не смог договорится с таксистами, которые не хотели везти его уже по темноте на озеро, так что ему пришлось возвращаться обратно в Бир.

Выбрав ровную площадку поля для крикета, для лагеря я остался разбивать палатку, а Света с Лехой пошли на экскурсию к озеру и монастырю. Озеро и монастырь – очень живописно располагаются во впадине высотой примерно 2700м на понижении отрога, около вершины 2880.

Вокруг озера натоптана молельная тропа, по которой монахи и паломники обходят озеро совершая священную кору. Как оказалось, вначале по ошибке они совершили круг вокруг озера против часовой стрелки (озеро было слева), но потом вспомнили про правило “правой руки”, и исправившись сделали все правильно по часовой стрелке. Вернулись они примерно через часа полтора, на закате, вместе с вкусным масала чаем и несколькими чапати. Чапати были очень к месту, так как у нас была банка тунца и банка с сыром, а хлеба мы взять – забыли.

Ужинали мы уже после заката солнца, стало заметно холодать, так что пришлось одется в теплую одежду и теплые пуховики. Запасов еды было очень много, так что рацион состоял из спагетти с мясом (Спасибо Dizzy), нескольких дошираков заваренных на супе, с добавлением сыра. Сыра с чапати и печеньями, банки тунца, шоколада, батончика мюсли в шоколаде, Зеленого и черного чая. Благодаря Jetboil вода кипятилась очень быстро и экономно по газу.

К 18-30 уже совсем стемнело, всякая жизнь в районе озера прекратилась, само озеро было слабо освещено отблесками освещения монастыря Света с Лехой пошли перехаживать свою кору еще раз, а я пока залез в палатку, так как повсюду упала сильная роса.

Через некоторое время я услышал что снаружи кто-то звенит мисками, на которых была шоколадка и остатки чапати. Вначале я подумал что пришли из кафешки забрать их, но потом услышал топот ног, звон мисок и лай собаки. Через минуту подошли Света с Лехой вместе с рыжей собакой. Оказалось что все миски в слюне, а шоколадка – съедена кем-то.
А еще через несколько минут вокруг лагеря стали загораться глаза шакалов. Шакалы нагло повякивали, издавая резкие отрывистые и очень громкие крики, а собака их отпугивала от лагеря.

Собаку мы подкормили сыром (чапати она отказалась кушать, так как они были перченые) и она выразила готовность стать нашей собакой-охранякой. Пока Леха в темноте готовил место для своей ночевки в парплане (он отказался залезать в палатку), обкладывая место лежки нашими рюкзаками, защищенными от росы большими мусорными пакетами, предусмотрительно привезенными из Москвы, Света прогуливаясь “по делам” насчитала более 30 шакалов, в округе. Стоило куда-нибудь посветить фанариком в темноту, как там загорались пары ярко-белых , узко посаженных глаз, которые окружили нашу площадку как новогодняя гирлянда. Иногда наша Собака-охраняка срывалась резко в темноту, отгоняя особо наглых тварей.

Потихоньку стали ложится спать, и только все устроились как опять топот по площадки и собака молча срывается в темноту, Леха, как спящий без укрытия на улице немного занервничал. Пришлось вылезать из палатки, дополнительно прикармливать нашу собаку-охраняку сыром, и доставать из подвеску мою морскую сирену, которую я использую для отпугивания орлов. После пары гудков, в стороне осталась лишь одна пара мигающих шакальих глаз, и мы с Лехой и собакой вышли на охоту .

Подобрав по камню, с сиреной в руке и фонариками на голове мы бросились на шакала, он отбежал метров на 30 и опять нагло зырил на нас, тогда, мы решили подкрасться поближе, благо ветер дул на нас, выключили фанарики и пошли к тому месту где крайний раз стояла тварь.
Включив фонарики, мы обнаружили его метрах в 20 за небольшим кулуаром, и метнув в направлении камни, с гудками и криками бросились в сторону шакала. За пару секунд он от испуга убежал высоко вверх по склону и буквально через мгновение стоял уже метрах в 100 и на 50 метров выше, на самом дальнем конце у склона. Посчитав дело запугивания сделанным, мы с чувством победителей вернулись в лагерь, и улеглись спать. Леха на всякий пожарный положил сирену себе в спальник, чтобы она не замерзла ночью.
Ночью собака еще пару раз отгоняла шакалов от нас, и честно патрулировала лагерь, периодически укладываясь то радом с Лехой, то приваливаясь к палатке рядом со Светой, согревая своим теплом (ну или сама греясь).

Утром, встав в 6 утра, я так ее и обнаружил, спящую привалившись к палатке.

Леха тоже спокойно спал под покрытым инеем парапланом на посеребренной инеем полянке.

Однако стоило мне отойти от лагеря, чтобы сфотографировать восход, как собака сразу встала и пошла, провожать меня  .

Хорошая собака охраняка у нас была! Спасибо ей!

Ну а утром, были потрясающе красивые облака на голубом небе, что очень не хотелось улетать.

Загорали, медленно собирая вещи, гуляли, кормили собак дошираками, умеющие и не умеющие занимались йогой,

В общем, тупили в красивом месте и ждали, что может погода улучшится и верховые перья рассосутся. Периодически поглядывали на вершинку 2880, но орлов либо вообще не было (пиршествовали у буйвола) или они не выкручивали выше вершины.
И только когда все было съедено, вещи давно просушены и собраны, в часу дня мы –таки решили медленно выдвигаться к месту старта. Чтобы не ходить туда, где приземлялись, решили стартовать прямо от возвышения около озера.

Старт конечно не очень хороший, кругом острые камни, можно разложить одно крыло только. Обрыв крутой, разбежишься – не остановишься.

Первым стал стартовать Леха и на подьеме крыла, немного резковато дернул и провал о камень клевантную стропу. Пока поставили ремонтную, связали стропы, вытащили все возможные камни из земли, прошло еще минимум пол часа. Леха стартанул и полетел к вершине 2880, подтянулись зрители – индусы, намеревавшиеся все время сделать селфи на фоне “белых обезьян”, и мешавшие разложить крыло. Через минут 10 за Лехой я выпустил Свету, и стал раскладывать крыло себе, в этот момент подошли еще индусы которые стали ходить по стропам и курить рядом с крылом. Пока я отгонял их подальше, раскладывал себе крыло (шансов на ошибку тут не было, ветер слабый а склон – крутой), прошло еще минут 15. В итоге взлетел я в 15-26,

поковыряв у вершины немного и не найдя нормальных потоков, помахав озеру ручкой на прощанье, мы полетели на глайде в сторону “нашего” низкого хребта от трейнстейш в Манди,

благополучно перепрыгнув который над большой ЛЭП 330 кВ, мы провалились на “родную сторону”.

Дальше был полуторачасовой напряжный полет облизывания рельефа “по низам”, по частично закрытому тенью от кризы рельефу. С напряженным высчитыванием мест возможных посадок и уворачиванию от проводов.

Погоды из-за поздено старта и слабого прогрева не хватило долететь до Бира и мы приземлились внизу в районе 360 на шикарные чеки, которые я приметил еще 2 недели назад, как место хорошей и безопасной посадки.

Мой трек – http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1294682

Через 20 минут после посадки мы сели в автобус Манди – Бир (50 рупий с носа) и еще через час уже вылезали из него около ВайнШопа.
Вот так закончилось это приключение.

К сожалению, в Бире нас ждали очень печальные вести про Костю, настроение было испорчено и мы решили больше не летать и на следующий день уехать автобусом в Дели и далее в Агру.

(Иногда в рассказе встречается художественный умысел и преувеличение).

P.S. – Есть классное Видео Алексея Макарова с кадрами из этого полета !

Поделиться статьей в социальных сетях