Другой Бир

Bir

Надоел Бир ? Пора открывать Другой Бир!

Многие пилоты, которые уже бывали не один раз в Бире жалуются что Бир – скучное место, конечно, если каждый день летать одинаковый маршрут то становится скучно, я не понимаю как можно все время летать по одному и тому же маршруту например : Бир – Палампур-360-Бир-Антенна-посадка. Такая программа, так же как и полет в Драмсалу надоедают уже на 2-й или 3-й выезд, можно конечно гоняться за рекордами дальности, скорости или длительности пребывания в воздухе, но если цель не спортивная, а эстетическая – то хочется разнообразия видов и новых маршрутов.
Бир – прекрасное место, чтобы сделать это, главное быть подготовленным, иметь соответствующие навыки и делать все осмысленно и постепенно.
Давайте рассмотрим чем может себя занять опытный пилот не первый раз летающий в Бире ?

1) Полет по технически сложным “нижним” маршрутам.
2) Полет в “Большие горы”.
3) Полет с посадкой в других местах, полеты с ночевкой.
4) Автономный Бивак-полет.

Последний, 4-й пункт я рассматривать не буду, это для единиц, подготовка и планирование нужно на очень высоком уровне, да и удовольствие тоже не всегда гарантировано.
Рассмотрим первые три.

1) Полет по технически сложным ”нижним” маршрутам.
“Классические” Бирские маршруты – просты технически, нет необходимости в поиске потоков (их очень много в понятных местах), в “выскрябывании” с низких высот (всегда есть запас по высоте и новые потоки еще ниже), в выживании у склона в ожидании фазы потока (наверху термодинамик хорошо работает, вниз по гребням несколько триггеров с гарантированными потоками).
Летать техничные нижние маршруты – это отличный способ получить много новых знаний о выживании в слабых условиях, оттачить свое мастерство в поиске и обработке потоков, получить новые впечатления.

Примеры таких маршрутов:
– Полет в Манди и обратно по низкой или очень слабой погоде, когда не удается выбирать выше гребня.
– Полеты по низкому “Антенному” хребту от Безната в сторону Манди и обратно.
– Полеты по низкой равнине к “Дальним антеннам”.

В таких полетах часто надо уметь дожидаться нужной фазы потока, уверенно работать у склона в слабых условиях, обрабатывать поток восьмерками до отрыва его и до появления возможности закрутить спираль, уметь выбирать нужную “линию” перехода. Такие полеты учат думать и эксперементировать, они дают неоценимый опыт поиска потока и обработки его в СЛАБЫХ условиях, они учат эффективно центровать потоки и протягивать в сторону его усиления. Учат горной аэрорлогии, так как на низких высотах, изрезаных, разнообразных и некрутых склонах, в слабых потоках и слабом термодинамике влияние локальных ветров, нисходняков, точек схода и т.д – заметно намного сильнее, чем на крутых и однородных высоких склонах.

Сложность таких полетов – только в том, что необходимы навыки посадки на ограниченные площадки и повышенная внимательность – чтобы избегать проводов.
Посадок внизу – мало, иногда надо принимать решение притираться к склону и садится на склон.

2) Полеты в “Большие горы” (это полеты к лысым и заснеженным вершинам на высоты более 3500м.

Полеты очень красивые, заснеженные вершины остаются в памяти надолго, но такие полеты таят в себе ряд трудностей.

Эти полеты требуют от пилотов повышенного внимания к своему снаряжению, трезвой оценки того, что спас.работы в этих районах или чрезвычайно осложнены или вообще невозможны и нужна акклиматизация к высоте, так как значительная часть полета может проходить выше 4000м.

Так же такие полеты требую предварительной проработки маршрута, как, когда и куда вы будите переходить, понимание метео-ветров над вершинами, как будет развиваться погода в течении дня.
Про то, что летать конечно лучше не в одиночку, а группой, иметь запасы еды, воды, и спас-комплекты я вообще не напоминаю.
Технический трудностей особых в этих маршрутах нет, просто цена ошибки – существенно выше.

3) Полет с посадкой в других местах, полеты с ночевкой.

Такие полеты тоже очень разнообразят пребывание в Бире. Начинать надо с простейших вещей, вроде посадке над РедТемплом (наркоманская поляна) и на “360” и усложнять по мере увеличения уверенности в своих силах и своем снаряжении (если летите с ночевкой).

Вариантов интересных полетов и мест для ночевки – масса.
Посадки со стартами есть в Палампуре, Драмсале, на перевале Чамба (за Драмсалой), на хребте в сторону Манди, в Манали, Куллу (Наггаре), на разделительном хребте Куллу, озеро Прашар, и т.д. и т.п.
Главное заранее подготовится, просмотреть маршрут и поставить точки возможных посадок и стартов.

На высотах до 3000 можно ночевать без палаток, только в спальнике и под крылом параплана. Весело лететь большой компанией.

Для таких полетов необходимы хорошие навыки стартов и посадок на ограниченных площадках.

 

Далее я расскажу об одном из таких полетов – на озеро Парашар.

 

Полет на озеро Парашар (Prashar Lake).

Почитать про само озеро можно например ЗДЕСЬ.

Готовясь к Биру 2015 планировал несколько задач, которые хотелось бы пролететь, одной из которых была – полет на озеро Парашар.

 

Это озеро с плавучим островом, фотография которого висит на стене в столовой у Суреша, находится на высоте примерно 2750 м на горке между Манди и долиной Куллу. Расстояние по прямой от старта до озера – 48 км.


https://paraplan.ru/forum/files/1905/uELokFBD.jpg

Для полета на озеро есть 2 пути.

1-й – “Низкий вариант” – лететь по стандартному пути до 360 и далее в сторону Манди, и у Манди перепрыгивать на восток на отроги этой горы, забираясь по ним вверх до озера.
http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1063423

2-й – “Высокий вариант” – залезть на “разделительный” хребет между нашим и долиной Куллу (высота хребта примерно 3100м +/- 200м. и лететь прямо по нему почти до озера.
http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1294656

2-й вариант несколько жестче, так как на “разделительном хребте” есть несколько очень неприятных участков с сильными срезами потоков. Так же этот вариант хуже с точки зрения возвращения при нештатной посадке и спас-работах, если что-то пойдет не так.

С другой стороны этот вариант намного красивее, и при хорошей погоде – быстрее.
Посадки у озера не вызывали вопросов, так как судя по буржуйским трекам, там несколько хороших мест для посадок, как у самого озера, так и чуть в стороне на склоне. И хоть фото я и не находил заранее, но вопросов эти моменты не вызывали и я забил в файл с точками как старт, так и потенциальное место для посадки.

Обратно, от озера можно улетать теми же вариантами, как “низким” (Мы полетели слишком поздно и небо закрыла криза, поэтому погоды долететь до Бира не хватило).

http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1294682
как и “высоким”,
http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1063424
и даже комбинированным вариантом
http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1053393
причем мест для перехода с высокого хребта обратно на низкий было очень много, например можно было прилететь на 360 или трейнстешн, как в выходе с “большого” или ”малого” круга.

Сама ночевка на озере – тоже вопросов не вызывала. Высота 2750 – еще очень комфортная, снега на ней там не было, значит должно быть тепло ночью. Место туристическое, если что есть монастырь и кофешка, питьевая вода и еда – в избытке. Можно уехать на такси.

1-я Попытка полета была 29 октября.

Планировалась она спонтанно, так как бивуачного снаряжения в этот день мы не брали и хотели просто “полетать”.


Идея лететь на Парашар появилась после полета по “большому кругу”, на вылете из гор мы увидели, что погода по “разделительному” хребту отличная, с нормальной базой и без северного ветра.

Немного посовещавшись в рацию мы (Я, Света (SP), и Алексей(Dizzy)) полетели в сторону Парашара.
Dizzy был километров на 5 впереди на северо-восточной стороне, мы со Светой чуть сзади, на юго-западной. Через несколько минут Dizzy выбрался тоже на нашу сторону хребта и мы все время наблюдали его чуть впереди.

Полет проходил не прямо над гребнем, а по границе облаков чуть южнее, там были хорошие потоки, все шло замечательно.

Высота хребта плавно понижалась, облака становились все меньше и слабее, и, пролетев километров 15-20 прямо перед скальными зубьями было (на тот момент) встречено крайнее облачко. Его образовывал мощный поток +6 который быстро закинул меня на высоту 3700 (высота хребта примерно 3000).

Дальше по маршруту, на тот момент облаков не было и это вызывало небольшую тревогу, так как через 5 км хребет разрывался и понижался, а к озеру нужно было набирать высоты минимум 3000.

Пролетев над гребнем эти 5 км и не найдя над ним ничего я пришел к концу хребта почти на высоте рельефа (2800), увидел как в стороне, примерно в 700м в сторону долины набирает Dizzy, под образующимся облаком. Но и видно было, что набор у него слабый и я остался около 1-й вершинки, и попробовал обработать там очень рваный турбулентный поток. Однако поток был несформированным, и к тому же у вершины был сильный ветер в сторону долины Куллу.

Как раз в этот момент, когда я возвращался из-за хребта куда снесся поток, туда же подлетела Света, и выходя из-за ребра этой вершины, на высоте метров 60-70 над рельефом врубилась в этот поток. Далее последовало сложение и залипание примерно 40% крыла, в 2 оборота крыло быстро раскрутилось до состояния “заборниками вниз” и Света бросила запаску.

Ее трек. – http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1297507

Высоты было уже мало, так что запаска раскрылась в момент влетания в ротации в маленький просвет между деревьев, и сработала как “тормозной парашют”.

Приземление было мега удачным.
Во первых – Пилот упал не на южной (Скальной), а на северной (лесистой) стороне отрога.
Во вторых все это произошло почти на гребне, у вершинки.
В третьих, пилот удачно попал в просвет между высокими деревьями и не повис на деревьях.
В четвертых – падение было по косательной на очень крутой склон, с погашенными скоростями от срабатывания запаски в самый крайний и очень удачный момент. Поэтому ни крыло ни запаска ни пилот не пострадали.
В пятых – на пилоте ни единой царапины или ушиба, подвеска, крыло и запаска – тоже абсалютно целые. Ничего нигде не повисло.
В шестых – на рельефе (хоть и крутом) можно было стоять и спокойно собрать крыло.
В седьмых – когда Света шла к вершине она нашла свой конверт с ручкой от запаски (потрясающее везенье)!
В восьмых – все это было на глазах у товарищей, так как мы летели группой.
В девятых – от вершины тыла хорошая тропа, северные склоны – относительно пологие и луговые, так что по ним было легко идти.

После падения, получив радиосообщение что со Светой все в порядке, и она здорова и на земле, я принял решение садится в ближайшем доступном месте. Вначале я попробовал зайти ребро под второй вершиной, но там была сильная термичка и потоки +4-+5 выбрасывали все время вверх, потом я попробовал снестись чуть на перегиб, где разрыв хребта, но там к термичке добавился еще и сильный ветер который обтекал эту гору сбоку в сторону долины Куллу.

В итоге пришлось садится метров на 300 ниже вершины на большую луговую площадку, сверху она выглядела ровной, но на поверку оказалось весьма сильно наклоненной в обратную сторону, обтекаемой сильным ветром (примерно 7 м/с) и находилась в роторной зоне. Впереди и сбоку от площадки были 2 направленных на солнце и хорошо прогретых скальника. Так что пришлось сбрасывать спиралями высоту и садится на площадку в роторе. Благо пролет (падение) через ротор M6 перенесла очень достойно и в 2 метрах у земли смогла хапнуть воздуха, что и позволило мне сделать подушку и относительно мягко плюхнутся на планету.

Мой трек – http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1293047

Dizzy в это время находился в воздухе под облаком и контролировал мою посадку, готовый если что прийти на помощь. Приземлившись благополучно, и убедившись, что в этом месте есть сотовая связь мы решили, что
Dizzy попробует улететь обратно в Бир (на следующий день днем ему нужно было уезжать в Дели). Хотя времени было уже потрачено достаточно много, и он может не успеть до конца погоды.

Света приземлилась примерно в 14-30, я смог приземлится в 14-50, еще минут 10 было потрачено на проверку связи телефона. В итоге летного времени ему хватило только дотянуть почти до 360, где ему пришлось садится на северо-западный (теневой) склон на чеки в раоне дороги Барот-Joginder nagger.

Вот его трек – http://www.paraglidingforum.com/leonardo/flight/1293127

Его посадка –

Собрав свое снаряжение я выдвинулся ко второй вершине, мне нужно было набрать метров 300 высоты по лысому отрогу от нее, а Света шла лесом к первой вершине по очень крутым лесистым склонам. Между первой и второй вершиной была лысая перемычка длиной метров 500.

Примерно через час я вышел к вершине и увидел чуть ниже нее Свету, мы встретились и дальше шли вместе.

С вершины хорошо просматривался дальнейший путь в сторону озера Парашар, и я заметил что теперь там уже висели облака, с базой примерно в 3100-3200, что вполне позволило бы пролететь эти крайние 12 км.

У нас было 2 Варианта,

1-й Переночевать на гребне в кошаре (там было 2-3 кошары, и пруды с технической водой из которой пили коровы).
С собой было много теплой одежды, еда (пачка орехов, шоколадки, аварийный сух-паек который дал нам Андрей Шалыгин), вода – 3 литра питьевой воды. Утром можно было осмотреть все снаряжение и если все цело (на тот момент запаску еще не осматривали) – переуложить запаску и улететь.

2-й вариант спустится к дороге Куллу-Манди которая шла через перевал чуть ниже, дорога визуально была очень близко, трафик (днем) на ней был большой, и казалось что через пару час-два можно будет до нее дойти и поймать машину до Манди. Тем более что первая часть пути по гребню хорошо просматривалась, шла через луг и имела широкую натоптанную тропинку.

Вобщем, было принято решение идти вниз к дороге, вылит один лишний литр воды.

К 16-45 мы вышли на край гребня, под которым (метрах в 450 по высоте) была дорога. Как раз в это время солнце скрылось за горами и наступил красивый закат.

Подвох был в том что начало быстро темнеть, а тропа по которой мы шли распалась на много мелких тропок – выпасов скота и дойдя до границе леса совсем затерялась.
Вначале мы попробовали идти по гребню прямо на перевал, но спустившись метров на 70 – поняли, что дальше мы не пройдем, там был почти отвесный обрыв и пришлось лезть обратно.
Ползать по крутым склонам с рюкзаком за спиной на высоте 2550 это, то еще удовольствие и отнимает много сил.

Здесь можно было тоже устроиться на ночевку, так как был участок с относительно ровным местом, травой, парой больших бревен и большими запасами веток на дрова.
Однако на перевале дул достаточно сильный ветер, и хотя можно было найти от него укрытие на северной части склона, я подумал что ночью может быть холодно и настоял на том что надо идти дальше вниз. Дорога казалось очень близкой.

Дальше мы какое-то время шли траверсом по тоненьким скотским тропам и начало быстро темнеть. Возвращаться на 100м вверх с грузом очень не хотелось и мы решили, что если что найдем место для ночевки в лесу, и будем спускаться пока есть силы или пока не упремся в обрыв. Когда совсем уже стемнело, пришлось достать фонарик и идти перебежками. У Светы разболелось на спуске колено и часть пути мне пришлось или нести 2 рюкзака, или делать 2 ходки, вначале с одним, потом со вторым. Свет при этом светила мне фонариком под ноги.
Фонарик к сожалению у меня был не налобный и один на двоих, поэтому темп передвижения резко упал. Плюс к этому в лесу мы совсем потеряли тропинку и шли просто через лес, да еще и с зарослями крапивы.
Когда мы уже совсем потеряли тропу и решили было остановится на ночлег (правда в плохом месте, сухая пыльная земля, с опавшей листвой, и нет горизонтальных участков, костер не разведешь и сидеть можно только у ствола дерева), удалось найти тропинку с траверсом через крутой участок. По тропинке был проложен водопровод, что безусловно придало энергии идти дальше, так как водопровод должен был вывести к жилью внизу, и значит тропинка – хоженная.

Однако метров через 300-500 траверса, тропинка опять распалась на козьи тропы и водопровод куда-то исчез, и опять пришлось идти через лес. Было уже совсем темно, и только редкие машины проезжали внизу по дороге.
Когда опять силы почти покинули нас, так как передвижение меня с 2-мя рюкзаками и одним фонариком в полной темноте было очень медленным, мы почуяли запах дыма и увидели ниже (метров на 150) и сбоку свет от костра. Через некоторое время стало слышно лай собак и на наши крики стали отвечать криками пастухи. Правда, кроме повышения морального духа это мало что давало, так как приходилось идти через лес траверсами по очень крутому склону, но позволяло хотя бы общее направление к этому костру держать. Соорудив второй фонарик из подсветки режима видеосъемки на Светином телефоне Android, скорость нашего передвижения резко возрасла. В итоге еще примерно через час, совсем обессилившие мы добрались до полянки с 2-мя пастухами которые жарили чапати на костре.
Узнав у них что ниже есть тропа которая ведет к дороге, мы сразу пошли к ней, один из пастухов проводил нас первые 150-200 метров до начала хорошей тропы, и указал как идти по ней дальше, и минут через 35 -40 мы наконец вышли на асфальтовую дорогу. Сразу было видно что спешили мы зря, за крайние 40 минут по ней ни проехало ни одного автомобиля.

На самой дороге, прямо на перевале (2060м) была обшарпанная забегаловка для водителей, в которой можно было выпить масала чаю и сьесть лепешу (2 чая и лепешка – 15 рупий). Узнав от хозяина что машины тут ночью не ездят и автобус в Манди будет только утром, и убедившись что ночевать тут негде мы решили идти дальше вниз, по асфальтовой дороге в поисках или Гест хауса где можно переночевать, или гостеприимного дома индусов, или хорошей чистой чеки где можно переночевать в параплане.

В итоге мы прошли еще 2 часа, примерно 12-13 км по серпантину вниз, сбросив высоту до 1460м и почти дойдя до места где от дороги отходит ответвление на озеро Парашар. Через некоторое время я запустил треккинг на Airtribune, жаль что не сделал это сразу после посадки.

Гестхаусов нами не было обнаружено, все дома у дороги стояли запертые, а сами индусы жили или на 50-100 метров выше или ниже дороги, ломится к ним ночью – не хотелось, ибо в горах они рано ложаться спать и рано встают утром.
За все время (2 часа) нам ни встретилась ни одна машина в попутном направлении, и только 1 машина во встречном (Скорая помощь).

В итоге уже в самом конце нас обогнал 1-й транспорт – мотоциклист, косо вглянув на нас он скрылся за поворотом, но буквально через 10 минут мы снова увидели его, он стоял около дома в котором горели огни и копался в своем рюкзаке.
На вопрос есть ли тут гест хаусы он ответил – нет, на вопрос а где можно поспать, он вначале ответил – не знает, а потом все-таки сказал что может спросить в этом доме с огнями, можно ли там переночевать (он туда в гости приехал).

В итоге через 5 минут из дома вышла хозяйка и прогнав из одной из комнат уже спящего там мужика, любезно пригласила нас в дом в эту комнату.

Потом хозяйка спросила, “ не голодны ли мы” и получив утвердительный ответ вернулась через некоторое время с 2-мя тарелками риса с кусочками козлятины, бутылкой воды из-под крана, а потом еще и 2-мя стаканами чая и несколькими чапати.

Забрав тарелки из-под риса она пожелала нам спокойной ночи и предупредила что автобус до Манди будет в 7 утра.
Утром, поблагодарив хозяев мы сели в автобус и через 1.5 часа были в Манди, и пересев сразу на автобус до Безната, к 12-ти часам были уже в Бире.

Фото: мои и Алексея Гагарина (Dizzy)
Часть вторая, попытка Parashar-номер 2 (успешная) – Читать тут.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий