Биваки в Бире 2023 и 2024. Парашар. 3300. 4200. Бивак в Долину Кулу.
Автор (пилот) – Анатолий Захаров. Авторская редактура сохранена.
Введение.
Когда то, как мне кажется, очень давно, когда у меня за спиной было только пятнадцать затяжек на лебедке и две недели сборов Юца-Чегем, Денис Великов предложил мне с моей женой Светланой, продолжить обучение поездкой в Непал. Нам это показалось достаточно экзотичной идеей и мы с радостью согласились. Через неделю нашего пребывания полеты в Покхаре благополучно закрыли из-за большого количества несчастных случаев и мы решили испытать судьбу в местечке Сиркот.
К полетам там нас не допустили и мы принялись изучать окрестности.
Тут я и слушал рассказ Дениса про то, как он с друзьями прилетал сюда из Покхары со спальниками и вещами. Сели тут, ночевали в этой рощице, а вот этот человек, который запрещает нам летать сейчас, тогда тоже пытался получить с них деньги.
И меня тогда зацепило. Где-то в глубине памяти зашевелились эмоции, вызванные прочтением в детстве книг, то ли про индейцев, то ли про робинзонов. Что такое горы я знал и как не просто по ним перемещаться я тоже имел представление. Но то, что можно так, для меня было открытием, которое что-то во мне переключило. Вот ещё один способ познания мира, который мне подходит.
С тех пор любой мой полет на параплане, стал частью подготовки к таким путешествиям.
Через некоторое время у меня стали получаться какие-никакие маршруты на равнине, и я стал замечать, что выбираться из мест незапланированных посадок доставляет мне не намного меньше удовольствия, чем сам полёт. Это только увеличило моё стремление искать информацию, где только возможно, читать отчёты и спрашивать у опытных пилотов. Постепенно мои навыки росли и я решил, что мне пора ехать в Индию, потому что накопленная мной информация говорила, начинать лучше всего в Бире.
Бир 2023, четыре дня из тридцати.
И так, жена уехала, я разлётан и в хорошей форме. Пора начинать приключения.
Звоню приятелю, с которым мы планировали ночевать в горах, и обсуждаю с ним детали. Энтузиазма в ответ не вижу. Но тем не менее, утром встречаемся на старте со всем бивачным скарбом. Решаем действовать по погоде.
С большим трудом доползаю до морковки и узнаю, что мой друг не смог выжить и сел на штатную посадку.
Ладно, основная цель Парашар, но погода дохлая и решаю немного понаблюдать, двигаясь к Трейн Стейшен. Долетев, понимаю, что двигаться сегодня далеко не стоит и решаю переночевать на 360.
На посадке погода буйствует! Поток радостно уносит в высь пилотов, решивших спланировать на этот маленький островок ровной земли. Пролетел немного дальше, чтобы осмотреть с воздуха чеки, где хотел поставить палатку. После чего с третьего захода сел на посадку.
С прошлого года здесь мало что изменилось и я радостно зашагал к зелёным ступенькам, минуя кемп.
На верхних чеках уже стояли две палатки. На ломаном английском выяснил, что ребята сегодня буду моими соседями. В прошлый раз я был здесь один.
Пока я ставил палатку и готовил ужин, появилось ещё двое соседей. Русских среди них не было. От дома на верхушке доносились приятные звуки дудки, сопровождаемые чем-то вроде барабана. На душе хорошо и спокойно.
Моё внимание привлек хиповского вида парень, с огромными белыми дредами.
Вдруг рядом со мной нарисовался странный тип. Понимая, что я не говорю по-английски, он все равно настойчиво пытался наладить диалог. Из его слов я понял, что на дудке играл он и дом с красной крышей на верхушке толи его, толи ему нравится там играть.
Мужик исчез. Я устроился «втыкать» закат, а из дома на верхушке понеслась по округе музыка. Нечто среднее между прогрессив хаус и трансом. Кайф.
В низу уже ничего не видно, всё заволокло густой дымкой, в которую, как в океан погрузилось солнце.
Красиво.
Хорошая музыка никогда не мешала мне спать и до поздней ночи я слушал её сквозь сон.
Утро! Солнце уже встало. Соседи быстро собираются и бегут завтракать в кемпинг. Я не спешу, готовлю завтрак, наслаждаюсь видом. Здесь погода начинается поздно, наблюдаю и изучаю прогноз. Он мне не очень нравится и я решаю лететь верхним хребтом, чтобы наверняка. Далее домашний хребет выхолаживается и для успешного маршрута нужна погода огонь.
Снаряжением доволен. Всё удобно. Помыслив в сотый раз, что можно облегчить, собираюсь, иду в кемпинг пополнить запасы воды на всякий пожарный. Тут полно народу. Всё плющатся и собираются на старт. И я туда же.
Погода уже есть! Надо взлетать. Собираюсь, пропихиваюсь к старту. Думаю, быстро улечу, но не тут-то было, только с третьего раза! Не мог угадать хороший момент фазы схода потока.
Возвращаюсь на Трейн Стейшен и пытаюсь набрать по максимуму для прыжка в большие горы, 2700 – это всё. Трачу около получаса времени в попытках залезть выше, но теряю терпение и бросаю свой параплан в сторону хорошего отрога на дальней стороне гор через ущелье.
Если что, сяду внизу в Бароте.
Первый же отрог ласково меня поддержал и я принялся трудиться.
Набираю, перехожу, опять набираю, опять перехожу. Всё работает и поэтому я уже у вершины цирка. Здесь потолок 3700, не густо, но планов менять не хочу. Взволнован. Дальше никогда не летал.
Передо мной простиралась дорога в виде хребтов и пиков. Они величественно возвышались над окружающим пространством. Первый же переход показал, что лететь верхом не получится, база падает и придется ползти по рельефу, он тут суровый.
Небольшой встречный ветер не создавал особых трудностей, но рельеф ну очень страшный. Огромные каменные зубья и лопаты, под разными углами к ветру вставали на пути. К каждому углу подходил с большой осторожностью и довольно быстро продвигался к цели, озеру Парашар.
Набирая на последней серьёзной вершине перед переходом через широкую долину, вдруг понимаю, что погода заканчивается и дела мои не так хороши, как хотелось. Стою перед выбором, лететь верхом через три плотские вершины или делать сразу длинный переход на низ нужной горки, но с хорошим резким рельефом. Выбираю второе. Пока лечу, с ужасом рассматриваю внизу переплетение огромных ЛЭП с паутиной маловольтных проводов. Прихожу на пупырек, крадусь вдоль рельефа и нахожу рельсы вверх и поток. Перехожу, выкручиваю, ещё немного и погода на глазах начинает тухнуть. Компьютер показывает приход на посадку минус 85 метров. Надо ещё крутить, но нечего. Разные мысли пролетают в голове. Плюхаться здесь на дорогу и идти дальше пешком, но как тут сесть без травмы? Выживаю, хожу туда сюда, от ребра до ребра, пытаясь набрать драгоценные метры, минус 35 метров и тут….
Я замечаю, что орлы, шкрябовшие вместе со мной рельеф, садятся спать на сухие сучки деревьев и с удивлением смотрят на меня.
Всё, делать нечего, будь что будет, что было – есть. Всё также минус 35, лечу вперед, обхожу хребет и с теневой стороны вижу тот самый монастырь, озеро и небольшое место, куда можно попробовать сесть. Захожу, разворачиваюсь, толком прицелиться высоты нет, и полюхаюсь во двор монастыря. Жив, цел орёл. Тут же подбежал местный тандемщик и объяснил, что так делать нельзя. Надо садиться на штатный лендинг, на который у меня стояла точка, но зато разрешил поставить палатку внутри изгороди монастыря.
Всё, я на Парашаре. Ура. Дело сделано.
Надо поставить лагерь. Тем более горы опять мне подарили охранника в виде молодого пса, который спал у моей палатки всю ночь.
Я прилично устал, особенно от последнего часа полёта, но решаю идти за дровами к ближайшим деревьям. Это не так близко, как на 360. Карабкался последние метры с трудом, дров не видно. Сосны высоко подняли свои ветки над отвесным рельефом. Пришлось пилить мультитулом, сухие ветки неизвестного мне огромного куста. Тащу их к палатке уже в темноте. Облом. Они очень плохо горят, но мне удалось помечтать часик у костра. Яркая луна засветила все звёзды. Ложусь спать.
Шакалы ночью не приходили.
Первые лучики солнышка согревают палатку. Мой четвероногий друг засовывает нос под тент и требует долю за охрану. Проанализировав полет прошлого дня, решаю, что у меня не много ресурсов в случае чего и решаю осмотреть местные достопримечательности и по завтракать в кафе под куском брезента у дороги. Монахи с любопытством меня разглядывали, а я их. Есть нечто схожее с нашей архитектурой деревянных храмов. Чувствуется место намоленное.
Омлет и масала были то что нужно, и я решаю пораньше выдвигаться на старт.
Влезть на старт на Парашаре, это примерно как влезть на Юцу. Пока ползу, думаю от чего можно избавиться, чтобы рюкзак стал легче. Наконец нахожу ленточки на склоне – это старт. Тамдемщик обещал прийти помочь, но пока его нет. Я рад этому, готовлюсь. Устойчивый динамик с ярко выраженными фазами, кажется ничего сложного. Поднимаю, двигаюсь к краю, прыгаю со ступеньки, другой, натяжения в стропах нет и параплан валится рядом на колючки, а я кубарем беру ещё несколько ступеней. И так ещё два раза. Злой, потный, ничего не понимаю. Решаю стартовать в разгар фазы, а не в начале.
Тут показался тандемщик с кем-то. Помог разложить купол, вот она фаза, вывод, гоу, гоу, слышу я сзади, наконец-то долгожданный взлет.
Поговорить толком не успели, тандемщик мог бы рассказать тактику этого места, но я спешу, потерял много времени на стартах.
Выхожу на восточную сторону, выживаю. Набрать не получается. Вижу набор тандемщика на юге, лечу под него, есть поток.
Набираю по максимуму, перехожу на наветренную вершину, ещё набор и длинный переход через долину.
Прихожу, в принципе, куда планировал, жмусь к рельефу, здесь он добрый, и по рельсам наверх, поток, и я уже почти смотрю на верхушку, вдруг бам, бабам. Отлавливаю фронталку, но купол не наполняется, летим вниз. Наконец разогнался, наполнился. Решаю в этот термик больше не лезть, иду дальше.
Что-то не понятное в воздухе. Лечу опять верхом по совету Мумусера. Подлетаю к острым зубьям, скорость значительно падает. Прибор показывает ветер 5 км/ч в спину. Странно. Ловлю поток с боку от зуба, на границе тени, и ухожу с ним ровно вверх, но опять не получается вылететь над вершиной, всё теряется. Решаю пройти вдоль солнечной стенки скального зуба и …
Лечу вниз вдоль рельефа вместе с парапланом, сильные минуса, поворачиваю на 90, но опоры в воздухе нет, ещё секунда и параплан ловит воздух и прибор заливается в истерике сильного подъёма. Спина мокрая, сил уже нет, а это только начало.
Решаю лететь с двойной осторожностью, больше не жмусь к рельефу. Выше подняться не получается. Иду на средней высоте.
Не помню, как добрался до пика на заднике за Трейн Стейшен. Высота 3700, и можно попробовать прыгнуть на домашний хребет, выше набрать не получается, есть ещё другие парапланы, но тоже низко.
Решаю вылететь вперёд , на хорошие пупыри, набрать там, ведь это ближе к переходу. Один, второй, третий. Устойчивого потока нет, теряю высоту, прижимаюсь к рельефу. Удается немного набрать, постригая верхушки деревьев. Переход на более высокий триггер и тут тоже самое. Слабо, почему так, что делать? Летаю от грани до грани, делаю выходы, смотрю на птиц, все ровно.
Так проходит час, солнце к закату. Ну всё, сдаюсь, тяжело в этом признаться самому себе. Прибор показывает до посадки в Бароте ещё 509 метров высоты, решаю сделать заход над хорошим триггером, деревней с крышами из слюды, но всё тщетно. Ущелье медленно накрывает тень. Прибор показывает плюс 250. Лечу на прямик по стрелке, посадки визуально не вижу, волнуюсь. Но вот проходит под ногами снизу ЛЭП с Трейн Стейшен и начинают открываться чеки у форелевой фермы. Низко разворачиваюсь над ставком и вижу как разбегаются в разные стороны рыбы. Провода вроде все видны. Заход вдоль линии электропередач, появляется попутная тяга. Я к этому готов. Какие тут мягкие чеки! Пол Барота высыпало на меня посмотреть. Какая-то женщина с балкона показала мне тропинку. Выхожу к дороге, бросаю параплан к ногам многочисленных зрителей и начинаю собираться, попутно прошу местных вызвать такси.
Темнеет, такси стоит 2300, но у меня выбора нет.
Обидно конечно, думаю я, стоя в пробке, потому что какой-то праздник и вся дорога забита машинами и пешеходами, но зато жив. Где-то в низу играют и поют. Таксист понемногу пробирается в перёд. Через два с половиной часа я в Бире.
Али искренне радуется моему появлению. Как же приятно принять горячий душ.
Прошло два дня. Первый, я не летал, восстанавливал силы. Затем далеко не уходил. Тренировал взлёты и посадки на старт и наркоманскую поляну. Стал понимать причину последних не удачных стартов – крыло старое, резко стало сильно продуваться. Надо от него избавляться, но у меня ещё есть не закрытый гештальт.
И так решено. Хватит баловаться на низких высотах, пора в дело. Сегодня чувствую себя уверенно, решаю много не летать, завтра все серьезно.
В последний момент находится пилот, который согласен лететь со мной. Обговорив с ним детали в Сурии, иду пораньше спать.
Старт в 10.30, довольно быстро добираюсь до морковки, жду напарника. Наконец-то он набирает и мы в след другим крыльям устремляемся к заднему цирку. Приходим нормально. В наборах нам удается обойти переднюю группу крыльев и мы выходим на оперативный простор. База немного выше вершины, чуть проседаю, но затем набираю под облако и лечу через следующее ущелье, напарник за мной.
Ему удаётся прийти выше на перегиб, сказывается новое крыло и теперь мне приходиться его догонять снизу.
Пробуем подойти к озеру, но никак не удается набрать выше 4200. База не высокая, бросаем эту идею и летим в сторону запланированной посадки. На посадке прёт и с юга, и с востока. Стало турбулентно, выхожу вперёд, скручиваюсь, затем прошиваю поток и вот я за ним. Посадка не сложная. Мы на земле. Высота 3600.
Идём наслаждаться местными видами, очень красиво!
У нас эйфория, но я пока не придаю этому значения. Делаем фотографии, смеёмся.
Набегавшись, решаем, поставить лагерь, собрать дрова и попробовать натопить снег. Но не тут то было. Первые же попытки собрать дуги, дали понять, что мы в жёстком тупнике и нам становиться всё хуже и хуже. Приятель близок к панике, уговариваю его принять таблетки, чтобы горная болезнь слегка отпустила. С трудом ставим лагерь и готовим пищу. Незаметно становится лучше и мы уже, весело подшучивая над новой внезапной знакомой, весело идём на теневую сторону за снегом.
Снег это только с виду снег. Пришлось долбить его ножом. Так себе затея.
К темноте разожгли костер и уставились тупить на великолепную картину, разливающуюся перед нами.
Глаза пытаются напиться этими пейзажами. Очередной раз ловлю себя на том, что я счастлив.
Луны в эту ночь не было и небо одарило нас миллиардами звёзд на млечном пути. Как удобно в таких декорациях рассуждать о вечном.
Ночь прошла без приключений. Во второй половине я стал замерзать и накрылся парапланом, стало тепло.
На утро, за кофе мой напарник рассказал мне, что ночью ему было опять плохо и дальше со мной он не полетит.
У него не было правильной акклиматизации к высоте, только одна ночевка на 360, и то три недели назад.
Ну что же, начинаются настоящие приключения. Ему в Бир, мне выше.
Пока завтракали, началась погода и мы без проблем взлетели в утреннем динамике. Дмитрий довольно быстро набрал 4100 и встал на переход в сторону 360.
Я же долго возюкался, набрать больше 3900 не получилось и поэтому полетел далее по рельефу.
На втором отроге, тоже, больше выкрутить не смог, опять переходить низко, но по дороге, удалось набрать 4200 и я попробовал зайти на посадку ниже озера. Всё, вроде, хорошо поддерживает и я заприметил пару мест на границе земли и снега для посадки, решил всё таки полететь на хребет, попробовать пробиться выше, тем более в воздухе появились ещё парапланы и один из них был выше.
Помучившись с пол часа, ничего у нас не получилось, все полетели далее низом, а я пошел на посадку и тут..
Там, где устойчиво держало, везде минуса, не долетая до намеченных мест, стремительно иду вниз. Понимаю, что по ветру садиться на таком рельефе нельзя, разворачиваюсь в минусах, но не успеваю. Под ногами проносятся груды камней, мне катастрофически не хватает высоты. В голове пронеслось, допрыгался котенок!
Пытаюсь делать подушку, но в клевантах пусто. Каким-то чудом полюхаюсь в грязь между камней. Жив, цел, орёл. Фу. Не могу поверить, что так хорошо всё обошлось. Рядом делает пролёт последний параплан, вскакиваю, машу ему руками и собираю параплан в розочку. Он улетает. Я весь в грязи. Немного надорвал подвеску и ударил кисть, но это очень хорошо!
Прихожу в себя и решаю осмотреть местность.
Я оказался в другом мире. Снег, мох, трава, журчание ручья. Не одного лишнего звука, кроме хруста снега под ногами. Решаю подниматься к озеру. Идти тяжело, одышка. Как альпинисты ходят на таких высотах?
С подъемом снега всё больше и больше. Множество следов животных. Есть свежий помет.
Как вы думаете какое животное могло навалять такую кучу? На вид в два или, в крайнем случае, в полтора раза больше коровьей лепешки.
Нашёл следы снежного человека. А кому могут принадлежать они? Шаг примерно 1.2 – 1.3 метра.
Поставил на рацию удлиненную антенну и смог связаться с первым хребтом.
Продолжаю подъём, точно решил, что палатку тут ставить негде. Дальше иду без параплана. Звуки речки и виды завораживают. Ярко-снежные вершины слепят глаза. Одышка, сердце бьётся и вот я наверху у озера. Искупаться не получится, облом. Вода здесь твердая. А какая была идея, искупаться на высоте 4200!
Наслаждаюсь красотой и моим маленьким достижением. Жизнь прекрасна и удивительна! Внутри и снаружи тишина.
Решаю идти вниз ставить палатку, пока база в месте с облаками не свалилась на голову.
Везде мокро, с трудом нахожу маленький, более менее сухой кусочек земли. Рядом хорошее место для старта. Ставлю палатку, готовлю еду. Незаметно подкрадывается облако и всё промокает. Еле успеваю спрятать всё в палатку, решаю подняться на соседний хребет, чтобы насладиться закатом. Я уже в тени. Куда на биваках постоянно теряется время?
Тяжело соизмерить зрительную картинку и реальные силы. Смотришь, вот он, небольшой хребтик, а ползешь к нему кучу времени, постоянно останавливаясь отдышаться.
С темнотой спустился к палатке, всё замёрзло и стало колом. Палатка, вода и мои промокшие носки с ботинками.
Выпил чаю для согрева и стал серьезно готовиться ко сну.
Разложил параплан, чтобы было удобно укрываться, выжал носки и наклеил на них греющие стельки сверху и снизу. Поверх пуховые бахилы. Снял верхнюю одежду, залез в спальник, укрылся парапланом и долго не мог уснуть от избытка эмоций. Питьевую систему пришлось отогревать в спальнике. Так себе ощущения.
Под утро, едва появился первый, малозаметный свет, ударил самый мороз. Борода покрылась инеем.
Вдруг, совсем близко с палаткой раздался странный рёв. Так не хотелось вылезать, включать фонарик и разбираться, кто там чего хочет, поэтому приоткрыл молнию, поджёг петарду и бросил её наружу под тент палатки.
Эхо от взрыва секунд пять носилось между вершинами. Палатка согнулась под ударной волной.
Больше рядом с палаткой никто не шумел. Я проспал спокойно до первых лучиков солнышка.
Утром нарисовалась проблема, ботинки стали колом и в них нога чувствовала себя, мягко говоря, не очень. Порывшись в подвеске, нашел ещё пару самогреющих стелек и только с ними удалось немного размять ботинки.
Да, моя странная любовь к драной обуви до добра не доведёт.
Попил кофе с шоколадом и быстрее наверх, на хребтик, чтобы согреть ноги и посмотреть, как развивается погода.
Самочувствие хорошее, но когда ни чего не делаешь пальцы рук немеют и кажется опухают. Интересно сколько времени я бы тут продержался, если бы вчера на посадке повезло чуть меньше?
Через час я составил план первого набора и перехода на более серьезную стенку. Спустился, спокойно позавтракал, собрался. С первыми орлами, отсчитав начало фазы, благополучно взлетел.
Получилось пройти по плану и выкрутить на цирке 4300. С этой высоты уже можно спокойно лететь на первый хребет. Встал на переход. Сердце переполняла радость и чувство глубокого удовлетворения. Все гештальты закрыты, можно выдвигаться домой.
Летать больше не хотелось и я сразу пошел в сторону штатной посадки в Бире, тем более, что мне надо было ещё время для продажи параплана.
Бивак в Долину Кулу, Гималаи, осень 2024.
“Вот и наступило то самое завтра, про которое я столько слышал вчера.”
Точнее не просто слышал, а готовился и ждал. Не знаю как у других, но в моей жизни автономные путешествия стали, неким экзаменом на прочность, выносливость и мастерство. Чем больше у тебя мастерства, чем больше ты смог продумать и освоить, тем меньше рисков и больше моментов наслаждения и красоты.
Еду на старт. Погода, по моему развивается по хорошему сценарию. Вроде всё хорошо, но есть какая то еле уловимая деталь. Что то не так. Отсутствует какой то необходимый кусочек чувства мира. Я не в потоке. Волнуюсь, но справляюсь с этим ощущениями и принимаю все, что меня ждёт.
Поднимаюсь от такси на старт. В эти моменты в голове только наблюдение за развитием погоды и планы по тому, какую часть снаряжения надо ещё облегчить в следующий раз. Интересно когда Индийцы сообразят хотя бы по минимуму облагородить старт, вон какую сцену забабахали внизу к соревнованиям, а в прочем может тогда это будет не Индия.
Поднимаю крыло несколько раз. С нагруженной тяжёлой подвеской всё несколько не привычно. В конце концов стартую и перехожу на восточный склон. Пилотов в воздухе много и по ним видно, что потоки уже окрепли и сложности с выпариванием и быть не должно. Подхожу к склону, поправляя по дороге приборы. Пока ничего нет, ладно пройду вдоль рельефа до конца отрога.
Вот, сильно, тут всё есть, закручиваю спираль, другую, понимаю что сегодня здесь узко и примерно половина параплана справа с шумом обрушивается в низ. По привычке продолжаю крутить, растряхивая консоль, но понимаю что снижение сильное, бросаю поток и отхожу от склона, чтобы не сесть жопой на деревья, они совсем рядом.
Растряс, опять прижимаюсь, теперь тут уже совсем слабо, но постепенно перед глазами протекает верхушка восточного хребтика, антенна и докрутив остатки потока, я лечу вслед за орлами, которые бросили поток на спираль раньше, и ушли в сторону морковки.
3300 это хорошо. Дальше на запад по верхнему маршруту. Погода класс! Облака небольшие, только немного обозначают верхушки сильных потоков. Лететь удобно. Решаю не крутить высоко на Биг Фейсе, а лететь дальше, потому что сегодня цель другая – посадка на хребте над Драмсалой.
При полёте по рельсам вдоль крутых стенок, начиная понимать некоторые особенности сегодняшней погоды. Это сильные точечные сливы, перед потоками над перегибами перпендикулярных моему маршруту хребтиков. Попадание в них, по ощущениям, похоже на свободное падение, а под тобой острые верхушки скал очередного перегиба. Тут дилемма, чтобы лететь быстрее лишнего крутить не надо, решаю всё таки при прохождении перегиба, сделать запас по высоте побольше.
Вот уже впереди в долине Драмсала. Красота не неимоверная! Видно все вершины! Они величественно сверкают на солнце разнообразием форм. Негустые облака создают неповторимый белый воротничок для каждой, обозначая что выше мне не забраться. В расщелинах виден серый лёд.
Смотрю в навигацию, чтобы точнее определиться с местом для посадки. Нахожу нужный хребет и спускаюсь к нему. На вершине стоит небольшой Темпл и несколько человек кричат мне и машут руками. Весело делаю несколько кругов над ними и ловлю себя на чувстве превосходства перед ними. Интересно, из каких глубин меня оно вышло? Я думал мне это не свойственно. Теряюсь, так быть не должно. Что-то определено идёт сегодня не так. Решаю снижаться и лучше рассмотреть, где можно сесть.
Внизу замечаю два параплана, которые явно выпаривают с низов, но никак не могут залезть выше зоны моей посадки. Предполагаю наличие инверсии и решаю, что лучше низко не проваливаться. Намечаю неплохую зелёную площадку с несколькими палатками на краю и продолжаю снижение к ней. Блин, это не площадка, это несколько зелёных холмиков, поэтому палатки стоят с краю.
План “б”. Ниже есть ещё что-то подходящее, но в окружении больше разного размера камней. Решаю подлететь рассмотреть. Похоже, тут кто-то решил разместить очередной кемп и разложил камни по периметру, но вроде всё подходит и я нахожусь в удобной точке для построения посадочной глиссады. Решаю не париться лишний раз и захожу на посадку.
Иду на глайде так как присутствует небольшой контр склон, понемногу разгоняю параплан, чтобы сделать хорошую подушку, приближаюсь, достаю ноги из подвески и …
Вдруг на клевантах пропадает вся сила, руки проваливаются вниз, а я лечу вниз, земля быстро приближается, выставляю вперед две ноги. Сильный удар, в перекат не позволяет уйти положение тела и я оседаю на задницу.
Очень больно. Катаюсь по земле и пытаюсь найти положение при котором не так больно, попутно понимаю, что руки ноги целы и работают.
Ко мне подбегают две китайские девчонки и протягивают бутылку воды и тут же убегают. Нашёл положение тела, где боль более менее терпима лёжа на подвеске. Попил. Осознаю произошедшее.
Ко мне подходят трое мужчин. Один из них говорит что он военный парамедик и хочет меня осмотреть. Выстегиваюсь из подвески и с трудом встаю на ноги. Перемещаюсь на несколько метров на более ровную площадку. Мужчина переворачивает меня с боку на бок, подгибает ноги, руки. Немного скручивает и тянет меня в разных направлениях. Становиться немного легче. Я понимаю что в принципе цел. Благодарю мужчин, объясняю им что у меня есть связь, мы расстаёмся.
Лежу, какое-то время. Хочется в туалет. Встаю, вроде все нормально работает. Решаю попробовать походить, собрать параплан, найти место для палатки и остаться здесь на ночь. Утро вечера мудренее. Рядом отличная площадка. Все даётся очень тяжело. За несколько раз переношу вещи. Разбиваю лагерь, готовлю поесть. Обезболивающие таблетки не пью, чтобы следить за состоянием. Цвет лица в норме.
Как же здесь красиво. Недаром сюда проложена туристическая тропа из резиденции Далай Ламы. Солнце уже подсвечивает всеми оттенками красного белые воротнички огромных скал. Видно эти отвесные стенки здорово нагрелись днём на солнце и до сих пор подпитывают жиденькие облачка.
Из всего хребта я свалился и поставил палатку на то место, куда обитатели окрестных кемпов приходят посмотреть закат солнца. Виды впечатляют, а вокруг меня куча народу.
Компания из двух ребят и одной шумной девочки, притащили из кемпа палатку и поставили рядом с моей. Любуюсь на заходящее солнце, извлекаю, наверное только мне приятные звуки из своего варгана и думаю над тем, что произошло. Любое действие даётся тяжело. Я понимаю, что лететь дальше я уже не смогу и решаю выпить обезболивающие, чтобы выспаться.
Ночь. Ребята долго не могли успокоиться, но это мне не помешало уснуть. Вдруг я просыпаюсь от криков и воплей все той же девочки. Ничего не могу понять. Открываю глаза и вижу сквозь тент всполохи огня. Мою палатку расстёгивает группа молодежи, кричат и размахивают руками. В общем на лицо все признаки паники.
Понимаю что на них напал медведь. Даю им петарду и одеваюсь, вылезаю посмотреть.
Тем временем они взрывают мою петарду прямо рядом с моей палаткой, хватают мой баллон с газом поджигают его, машут во все стороны и тянут меня за руки куда-то вниз, Я так понимаю в Кемп, который находится ниже.
Я всё-таки походил вокруг в темноте, посветил фонариком, никого не нашёл. Пытался организовать ребят пройти дальше. Но ребята настойчиво тащили меня вниз, в кемпе уже нас встречают.
Долго о чём-то переговариваются и решают перенести платку молодёжи в кемпинг.
Тут до меня начинает доходить вся комичность ситуации. Беру переводчик и прошу подробнее объяснить, что произошло. В ответ услышал, что там кто-то в ночи пнул парня через палатку, а когда вылезли увидели красные глаза и всё.
В общем иду обратно, ложусь спать. Кто-то и в правду где-то чего-то скребётся, но судя по звукам, его размер опасности не представляет.
Утро. Пытался встретить рассвет, сначала было рано, потом проспал. Ладно сплю дальше. Опять будят, на этот раз вокруг меня стадо. Овцы, козы. Чуть не съели мою палатку.
Все движения даются тяжело. Завтракаю и понимаю, что со мной не все в порядке. Это не просто ушиб. Взлететь на обезболивающем смогу, но что будет если у меня где-то какая-то трещина или типа того. Принимаю решение спускаться и показаться врачу. Собираюсь, делаю корсет из пенки и поясной сумки. Ем обезболивающие и иду в кемп. Там объясняю что мне нужно помочь спустить рюкзак. Хозяин кемпа соглашается мне помочь и спуститься вместе со мной. Выдает мне бамбуковую палку и мы трогаемся в низ. Тропинка местами весьма крутая, но живописная. По дороге нагоняем компанию ребят и какое-то время идём вместе. Ребята часто останавливаются, потом опять догоняют, узко, это вызывает неудобства. Я стараюсь держать один темп. Чтобы спуститься пока действует таблетка, больше у меня нет. Один парень грубовато пытается меня в очередной раз обогнать и тут же корчится от боли, подвернул ногу. Он с друзьями остаётся наверху, а мы продолжаем спуск. Может потому что тут близко Далай Лама, законы кармы работают ускоренно? Я не знаю что было у него в голове в тот момент, но своё падение я почему то связываю с тем чувством, которое у меня возникло вчера, когда я летал над монахами ремонтирующими храм.
По ощущениям дорога на старт в Бире короче, чем подъём над Драмсалой.
Ближе к концу мой помощник стал названивать своему другу, чтобы он довёз меня в госпиталь в Палампур. Друг оказался как-то связан с парапланами в Драмсале и кроме того водит маршруты в горы.
Спустились, машина уже ждала. Добрались до госпиталя, с помощью Артема и Ашатоша быстро попал к врачу. Спасибо им большое! Снимок, вердикт. Ничего страшного, сломался маленький отросточек, хвост. Заживёт сам. Нельзя сидеть и ноу массаж. Желаете сделать УЗИ? Нет. Тогда до свидания. Спасибо доктор!
Настроение улучшилось, мои друзья тоже радуются и везут меня в Бир. По дороге выпили тростникового сока, поели вместе на посадке, после чего расстались, пожав друг другу руки.
Целый день я честно отлеживался и смотрел фильмы. На следующий , с удовлетворением увидел, что погода не очень летная, низкая облачность, решил немного погулять и на следующей день пробовать летать.
Чистый горный воздух и общая атмосфера Бира сделала свое дело. И я быстро шел на поправку.
Первый лётный день показал, что с полетами почти всё в порядке и на следующий день я запланировал лететь с ночёвкой в сторону озера Парашар,
но погода имела свои планы и мне пришлось сесть на точку 360. Все закрыли облака.
Зато у меня появилась отличная возможность погулять по окрестностям и размять помятое тело. Не смотря на низкую облачность, тут как всегда красиво и безмятежно. Пасущиеся лошади, редкие местные жители. Хвойный лес, который манит в себя своими тропинками. Различные запахи трогают в душе что-то далёкое, и хочется вспомнить что-то, чего никогда не было.
Гулял до наступления темноты.
Вечерний костёр, варган и теплый спальник.
И тут хорошая новость. Мумусер подтвердил мои предположения, что через двое суток будет несколько дней с хорошей базой и может мне удастся осуществить задуманное на этот сезон, полёт к шеститысячникам в Долину Кулу. Для меня это серьезно. Надо хорошенько восстановиться и быть в форме. Решил что завтра вернусь в Бир.
У меня вошло в привычку ставить палатку так, чтобы для встречи первых лучиков утреннего солнца, достаточно расстегнуть молнию. После рассвета не удержался и опять пошел гулять по окрестностям. Затем завтрак, прогулка до старта и короткий полёт в Бир, пока облака опять не затянули всё нёбо.
В Бире всё вертится вокруг последнего дня соревнований. Рад за наших девчонок, второе и третье места. Поздравляю!
Узнаю про техно вечеринку недалеко от Бира. Решаю ее посетить, по дороге заскочив к хорошему человеку, который перед своим отъездом, решил подарить мне свой балон с газом. Стемнело. Иду по навигатору. Узкая дорожка петляет в ночи. Красивые и ухоженные виллы чередуются с полуразвалившимися хибарами из глины и палок, но из тех и других доносятся запахи и звуки жизни, которые я впитываю в себя с жадностью первооткрывателя.
Вечеринка только началась. Для сельской местности очень даже не плохо. Правда стиль первого диджея, наверное не знает и он сам, но заводит. Публика по немногу пребывает и неспешно раскачивается. Обращаю внимание на не типичного седого мужчину лет 55, который судя по всему всем тут заправляет. Все уважительно с ним здороваются и похоже тут вообще все давно знакомы. До 12 ночи остаюсь здесь единственным белым на этой дискотеке. Глубоко за полночь седой встаёт за вертушки и тут я уже ощущаю себя не в Индийской глубинке среди коров и огородов, а клубе большого города. Приятно удивлен.
Вскоре силы меня покидают, но я решаю идти домой пешком под звёздами, навигация подсказывает всего час пятнадцать. Проходя по ночному Чогану, сворачиваю не туда, поднимаю стаю спящих кучей собак. Поднимается жуткий лай. Через некоторое время понимаю, что иду в тупик, приходится разворачиваться. Собаки ждут, перегородив дорогу. Понимаю, что выхода нет, поднимаю с земли кирпич и бегу с криками с горки навстречу собакам. Они разбегаются в разные стороны и ныкаются по дворам. Бросаю кирпич в сторону самого крупного пса и опять выхожу на пустую главную улицу.
На следующий день встаю немного позже и сразу с жадностью ещё раз изучаю воздушные тропки, запасные посадки, отроги и прогноз погоды. Вроде всё хорошо.
После дискотеки в теле приятная лёгкая усталость, хочется гулять. Завтракаю, беру рюкзак с водой и пуховиком, иду в горы. Есть идея подняться между стартовым и верблюдом, там должна быть тропика. Как только отходишь от оживлённой дороги, сразу больше внимания среди местных жителей, улыбок и каких-то слов.
Первое что встретилось мне на пути в конце Верхнего Бира это местный крематорий с двумя очагами для сжигания трупов, прожженной металлической крышей и журчащей между камнями безмятежно весёлой речкой с прозрачной водой.
Дорога кончилась, дальше тропинка бежит куда-то на верх, то углубляясь в глубь леса, то опять спускаясь к реке, заставляя меня несколько раз переходить ее по камням. Красиво, много птиц и ещё кого-то. Над головой летят парапланы, спасаясь от низких облаков. Хорошо, что я сегодня не летаю.
Углубившись по тропинке в лес, вдруг услышал душераздирающий крик. Остановился, прислушиваюсь, непонятно. То ли кто-то кого-то съел, то ли наступил на ногу. Людей вокруг нет, я один и иду дальше. Множество водопадиков создают непрерывный поток звуков, а заводи с прозрачной голубой водой зовут искупаться.
Соблазняюсь, залезаю в воду и получаю удивительный заряд бодрости и сил. Хочется бежать дальше наверх.
Стая каких-то птиц, похожих на нечто среднее между куропатками и павлинами, внезапно, с криками взлетела из под ног с уступа скалы, чем перепугала меня до полусмерти. Двигаюсь дальше и вижу участок напрочь вытоптанной травы и что-то живое под камнем. Это два только что родившихся ягненка. Они жмутся к друг другу и еле стоят на ногах.
Дальше хутор. Хозяев дома нет, но все признаки обитания. Тропинки дальше нет. Солнце к закату. Решаю двигаться назад, надо успеть купить кое-что для завтрашнего полёта и отоспаться.
Утро. Друзья уже сигналят машиной под окнами моего отеля. У меня всё готово, сажусь в машину и сразу разговор о планах и погоде.
На старте всё оптимистично, есть уже высоко выпарившие маячки. Собираюсь и взлетаю со второго раза.
Морковка, 3300.
Сообщаю в рацию Руслану, что ухожу на задник и нажимаю акселератор. Закрываю все молнии на вороте, опускаю рукава. Дальше будет прохладно.
На переходе проваливаюсь больше обычного, но быстро нахожу поток у второго отрога и уже его не отпускаю. После хилых потоков на домашнем хребте, тут уже всё очень даже бодро. Вариометр весело поёт про плюс три. Но с высотой появляется сильный снос в сторону востока. Поток не приближает меня, как обычно к вершине, а отклоняется в сторону ущелья Барот. Не типично. Сильный западный ветер, но пока мне по пути. Поток ослабевает, делаю переход навстречу ветру в сторону небольшого облачка и нахожу более сильный лифт до базы. Перехожу через ущелье Барот и вижу как облака затягивают весь участок неба в сторону Долины Кулу. По одному из прогнозов там сегодня может быть гроза. Может сбыться. Заканчиваю переход, набираю под тучкой и вижу, что вершины и хребтики через которые мне нужно лететь уже прилично закрыло. Видны только небольшие участки. Местность для меня дальше не знакомая и я решаю, что сейчас туда не полечу. Направляюсь в сторону Трейн Стейшн. Там, на заднике, есть хорошие места для ночёвки.
В воздухе становиться очень турбулентно, потоки разорваны и не понятно, куда наклоняются. Понимаю, что тут уже сильный восточный ветер и я нахожусь где-то на стыке двух ветров. Решаю пройти немного в сторону Парашара но получается с трудом, в какой-то момент прибор показал 34 км в час в лоб. Решаю не мучиться и зайти на посадку, но не тут-то было. Прямо над лужайками жёсткая термичка, восточный ветер берется с западным, постоянно меняется направление. Крыло ходит ходуном над головой. После нескольких снижений до 50 метров над площадкой решаю не рисковать, подождать пока термичка ослабеет и позволяю потоку унести меня ввысь от жёлтых травянистых холмиков. Бесцельно болтаюсь от облака к облаку и через пару часиков вновь захожу на посадку. Теперь уже больше западной составляющей ветра, термички меньше и я благополучно сажусь.
Здорово. Но ветер сильный. С трудом успокаиваю параплан и ищу место для палатки, чтобы меньше трепало ветром. Нахожу за холмиком у озера. Ставлю лагерь, и иду гулять.
Недалеко пасётся небольшой табун лошадей, но погонщиков не видно. Подхожу, коняшки с недоверием пятятся назад, побаиваются, но мне удается подойти к вожаку. Он смелее, чешу ему за ушком и в ответ получаю то ли улыбку, то ли оскал. Смешно.
Готовлю обед-ужин и отпугиваю молодняк лошадей, которые уже осмелели и хотят попробовать мои вещи на вкус. Табун с грохотом уносится куда-то за холмик. Тубудум, тубудум, тубудум. Я беру варган и лезу чуть повыше, наблюдать закат.
Стемнело. Холодно. Но пока сухо. В предыдущую ночёвку на 360, в это время тент палатки был уже мокрый от росы. Здесь пока сухо. Решаю что это хороший знак и кутаюсь в теплый спальник.
Утром меня опять тянет погулять. Вокруг изморозь. Озеро замёрзло.
Иду рыскать среди нагромождений огромных глыб и нахожу не свежие следы разорения нор сусликов с четкими отпечатками когтей. Если бы это было у нас, то я точно сказал бы, что это росомаха, но здесь этот зверь не водиться, наверное это искал себе свежее мясо чёрный медведь.
Позже кто-то сделал более точное предположение что это могла рыться рысь. По размеру лапы подходит и судя по заметкам на бивачном форуме, она тут водиться. И конечно огромная куча говна! Теперь я знаю, кому она принадлежит. Во время недавней попытки пробиться к леднику, я видел на заднике огромного горного козла. Не знаю как он правильно называется, но его размеры и лёгкость с которой он перемещался по скалам на высоте 4300 меня впечатлила.
Среди скал нашел несколько мест похожих на берлоги. Надёжно прикрытых валунами от непогоды. Наверное, когда не сезон, и это место не посещают пастухи, тут явно кто-то останавливается
На биваке у меня вечная проблема. С одной стороны хочется пораньше свернуться, стартовать чтобы использовать всю погоду, с другой стороны не хочется паковать ещё не просохщую от ночной изморози палатку. Жду. Вижу что выпил больше воды чем планировал и решаю набрать с собой воды из озера, из которого пьет скот. Но использовать её только в качестве н.з. после обработки.
Термодинамик уже работает, ветер нормальный, но всё ещё с двумя составляющими. Взлетаю, орлы помогают быстро найти поток и вот у меня уже 4800, облаков нет и я направляюсь в Долину Кулу. Лететь по незнакомой местности всегда завораживает, здесь много темных скал и осыпей. Рельеф резкий. Потоки сильные и узкие. Ближе к долине база падает и перед переходом через неё мне с трудом удаётся закрутить хотя бы 4300, но делать нечего, иду на переход. Сильно просаживаюсь по дороге и меняю направление. Решаю идти к ближайшей голой вершине, чтобы прийти выше зоны деревьев. Т.к. солнце ещё плохо освещает эту сторону долины.
Прихожу, нахожу подъем, ступеньками набираю высоту, делаю переход к нужному мне отрогу, основанию шеститысячника. Ну тут проблема, приличный ветер, база низкая. Потоки стелятся низко по рельефу, отрываются и через пару десятков метров рассыпаются в кучу пузырей и минусов. Приходится жаться близко к скалам, они тут свежие, острые. Сверкают на солнце своими гранями и выдают минуса такие же резкие и острые как плюса. Крыло ходит ходуном над головой, но пока всё под контролем. От скалы, к скале, где три спирали, где одна я медленно набираю высоту. Несколько потоков хорошо помогают мне в этом. Вот уже первые серые ледниковые озера, рассеченные голубыми бездонными трещинами. Верхушку уже украшает белый воротник облаков и я медленно к нему приближаюсь. И вот уже почти отвесная стенка, ведущая прямо к вершине. Подхожу к ее основанию, нахожу подъем в дальней от входа части, но он очень узкий. Ветер. Закрутить не удаётся и я поднимаюсь у скалы восьмерками. Постепенно дохожу до облака и вижу толстенные слои льда, сползающие со скалы вниз. Ещё немного и вершина. Ближе к полупрозрачному облаку удается закрутить. Очень турбулентно. Крыло постоянно подскладывает и в какой-то момент я остаюсь крутить только на центроплане, раздергивая по пути сложившиеся большие уши. Вкручиваюсь в облако в надежде пробиться по рельефу к вершине. Но нет. Дальше подъёма нет. Только кипящий от пузырей воздух. Впереди что то блеснуло, делаю разворот порезче и в разрыв облака вижу белоснежную шапку ледника, проносящуюся мимо меня в 5-7 метрах. Из под неё синеет переливаясь на солнце голубой лёд, пугающий своей монументальностью и глубиной. Это всё 5850 метров. Делаю ещё одну спираль, чтобы насладиться картиной, нажимаю акселератор и лечу обратно. Надо ещё вернуться. Но красивого длинного полёта не получается. Меня сильно льёт вниз и я лечу обратно так же по рельефу.
К долине подхожу низко. Приличный ветер в сторону Манди. А посадки в этом районе не понравились мне уже на стадии изучения, думаю что в реальности будет ещё хуже. Предполагаемое место ночёвки напротив через долину, но я низко и ветер, туда точно не попаду. Решаю прорываться навстречу ветру по этой стороне, хотя тут ещё много тени, надеюсь прорваться.
Переход, приход в тень, по рельефу на солнечную сторону, подъем, переход не только в тень, но и в ротор. Получаю, нахожу его восходящую часть, опять получаю, вылетаю на солнце и вижу парочку свежих облачков на хорошей высоте. Лечу под них, не сразу нахожу поток и запрыгиваю в лифт. Теперь у меня много высоты, я хорошо продвинулся вперед против ветра, подо мной две приличные посадки, я делаю переход на домашнюю сторону долины, рассматривая с высоты город Манали и вообще тут ветер намного слабее.
Телефон выключился. Ночью мне показалось, что он зарядился на 100 %, но при взлёте было всего 60 %, из экономии я даже не сразу его включил в полете. Последнее показание ХС трека это не долет до топлендига 250 метров. Надо будет ещё подкрутить. Заталкиваю остатки батончика в рот. Питьевая система замёрзла. Химические грелки хорошо справились.
Но на правой руке средний палец почему-то немного обморозился. Усиленно его разминаю.
Прихожу аккурат выше зоны леса. Беру широкий спокойный поток и как пёрышко плавно набираю высоту. Вот хорошая площадка для посадки, вот ещё, хочу подняться ещё выше на верхушку но солнце выключается. Смотрю и вижу как темная туча закрыла уже довольно низкий к горизонту мой термо ядерный источник летной магии и я мягко сажусь на 70 метров ниже вершины. Огромная тень накрыла все вокруг. Я очень доволен всем! Собираю всё в рюкзак и поднимаюсь наверх на вершину. Сильная отдышка.
Я очень устал. Ещё немного и вершина! Классный вид на шеститысячник, где я был сегодня, ровная площадка под палатку и ветер стих. Вот оно счастье, я прилетел.
По мере того, как заходит солнце, все вокруг меняет свои очертания. Я постоянно отвлекаюсь от постановки лагеря и смотрю по сторонам, а надо поторапливаться. Роса может выпасть в один момент и все вещи станут мокрыми. Ну вот всё готово и убрано в палатку. Я сажусь на камень поужинать. Сегодня у меня борщ украинский и гречка с тушёнкой от Гала-Гала. Вкусно. Красиво. Шеститысячники ещё долго светят в темноте своими белыми шапками, отсюда они кажутся милыми и пушистыми.
Ложусь спать.
Расстегиваю молнию, мои вещи осыпает снег. Вот он рассвет в Долине Кулу!
Первым делом бегу на уступ, свешиваю телефон в низ. Ловлю связь и смотрю прогноз погоды. База не высокая, ветер сильнее, выбраться будет не просто. Смотрю ещё раз хребты и точки, составляю план А и план В. Готовлю завтрак и жду пока высохнет мокрая от снега палатка.
Уже почти собрался, порывы ветра уже приличные, как вдруг ветер начинает дуть в сторону Манди с теневой стороны! Ничего не понимаю, почему так? Как теперь лететь? Развешиваю вокруг на прутиках туалетную бумагу, чтобы лучше видеть, что происходит на перегибах и продолжаю собираться волнуюсь. Постепенно ветер возвращается на солнечную сторону и я готов к старту.
Жду. Вот он начинается порыв. Я поднимаю параплан, разворачиваюсь разбегаюсь но силы в крыле нет. Я несусь вниз по склону с крылом над головой, но взлететь не могу. Встречного ветра нет, это было не начало фазы, фальшстарт. Немного оторвался от земли но рельеф выполаживается и я сажусь не далеко от того места где приземлился вчера. Падаю на колени и долго пытаюсь отдышаться. Всё таки здесь высоко!
Здесь ветер дует по другому. Раскладываю крыло, жду начала фазы, поднимаю крыло, стою и не решаюсь начать разгон, но поток сам мягко снимает меня со склона и вот я уже в поиске подъёма. Сумел обработать несколько потоков, но высоко не получается, тут ещё низкая база и я перехожу через ущелье к скалам. Прихожу в зону верхних деревьев. Прижимаюсь к рельефу, до ребра ничего нет, но вот перегиб и всё хорошо, быстро набираю. Но ветер здесь сильнее и градусов на 30 отличается от стартового.
Накручиваю, делаю переход к верхушке, ещё накручиваю. Отсюда хорошо виден четырех тысячный хребет, через который мне нужно перелететь для возвращения домой. Я видел много треков ребят, летевших этим маршрутом и сейчас немного не понимал, как они это сделали? Ребра на хребте маленькие, ветер дует вдоль хребта и солнце светит тоже почти вдоль. Освещенных участков мало, тени много и опять же ветер.
Решая набрать сколько могу и сделать переход навстречу ветру далеко вперед на широкий отрог, развернутый к солнцу.
С набором высоты ветер ослаб и я упёрся в первую ступень. По дороге любуюсь окружающим пейзажем, на душе легко и спокойно, хотя ситуация не однозначная.
Прихожу к намеченному хребтику, прохожу вдоль всего ребра, ничего нет, разворачиваюсь, иду обратно более прижимаясь, тут сильно дует. Сильный удар в крыло, разворачиваюсь не могу найти, опять удар слабее, ага вот ты где! В крутом развороте цепляю сильный узкий поток лежащий на земле, вариометр весело играет, но петли проносятся рядом со скалами, ещё немного и я с потоком отрываюсь от склонна и вбуриваюсь в голубую высь. Я значительно выше верхушек, лечу к вершине у озера 4200. Но у неё сильно турбулентно. Ну прямо сильно. Думаю, что тут опять встречаются два ветра. Лечу дальше к заднику Трейн Стейшн и тут вижу первый параплан за три дня. Он очень низко, идёт по рельсам освещенной солнцем необетаемой долины, которая большим полукругом тоже выходит в Кулу, но все в один голос советовали там не проваливаться. Наверное, он летит примерно моим маршрутом, но очень низко перелетел через рельеф сейчас, по рельсам постепенно догоняет меня. Переходит через несколько ребер и находит поток у нужной мне вершины. С удовольствием прыгаю ему на голову и мы вместе накручиваем уже выше вершины. База хорошая, ветер здесь умеренный, думаю, может слетать ещё к леднику? Но нет, оставлю это на другой раз. Прогноз был не очень и всё может быстро поменяться. Встаю на переход к Трейн Стейшн и теряю из виду второй параплан. Вроде перелетаю.
Я счастлив и нем, и только немного завидую тем, тем у кого вершина ещё в впереди!
Прихожу прямо к высоковольтке, встаю на рельсы и вот уже стартовый хребет. Какие тут ласковые и мягкие потоки! Погода отличная и я решаю слетать на БигФейс. Тут уже всё просто и знакомо. Сделав пару кругов над вершинной лечу на посадку. Завтра отъезд домой и надо ещё успеть сделать пару дел Бире
Заключение.
Сидя дома на диване, когда уже всё получилось. Самое время сделать работу над ошибками и проанализировать падение. Скорее всего это была фронталка, вызванная сильным нисходящим потоком за термиком, который сходил с другой стороны отрога. Мне, наверное, следовало сделать несколько проходов на большей высоте над местом посадки, чтобы прощупать воздух над этим место. Поспешил. (Где-то я уже такой вывод слышал.) И вообще по уму, не садиться в разгар термички, а ближе к концу погоды. Что я и делал в других случаях.
И, конечно, надо при любом случае оттачивать навыки посадки на разные места, разными способами. Умение и опыта у меня пока-что по минимуму для таких проектов. Хочется летать безопасно, а значит надо сокращать риски. В том числе связанные с умением садиться на маленькие пятачки земли среди скал и кипящего воздуха вокруг.
Интересно, конкретно этому кто-то учит, есть такой курс?
Анатолий Захаров. Ноябрь 2024.
Ссылка на личный блог Анатоля – t.me/mojbivak.