Индия. Бир 2022 (Рассказ Дениса Иванова a.k.a Dandy)

Рассказ о полетах в Бире в 2022 году Дениса Иванова a.k.a Dandy.
Авторский текст сохранен в оригинале.
Собака утром подходит к миске:
Во вторник: «Йо-ху!, Гречка!»
В среду: «А, гречка…»
В четверг: «Опять гречка? Ну ладно.»
В пятницу: «Блин, опять эта гречка.»
В субботу гречки не дают. Собака удивлена.
В воскресенье — опять ничего, собака взволнована.
В понедельник: «Йо-ху!, Гречка!»
Кажется уже столько раз был в этом Бире, может быть уже не надо? В мире столько замечательных мест, где еще не бывал! Но каждый год тянет обратно в эти горы и атмосферу, насыщенную полетами и переживаниями полетов. Не объяснимо!
В этот раз запланировал поездку чуть ли не за полгода, билеты купил еще в июне и каждый день ждал дня отлета в октябре.
Путешествие в Бир началось с сюрпризов. Наш самолет не подъехал к трапу, а остановился в самом дальнем конце аэродрома. Сначала мы посидели часа полтора в салоне. Затем всех пассажиров попросили выйти из салона с вещами вежливые люди в зеленой форме. Личные вещи нужно было оставить на бетоне и отойти в сторону, взяв с собой документы. Подъехали автобусы, в которые всех загрузили и катали вокруг самолета 5 часов. В это время солдаты вынимали багаж из самолета, раскладывали на плацу и проверяли с собаками. В конце данной процедуры каждый пассажир должен был опознать свой багаж и оттащить в общую кучу. Сложней всех приходилось женщинам с детьми. В душном салоне автобуса без каких либо удобств. Как потом мы узнали какой-то “доброжелатель” сообщил, что в нашем самолете заложена бомба.
( Collapse )
Из аэропорта мы вышли часов через 9 после посадки, загрузились вместе с группой Шеленкова в две Инновы и поехали очень не спеша – 14 часов в дороге с остановками на 2 раза поесть и бесчисленное кол-во раз покурить. Я и раньше был против вредных привычек, но после данного путешествия в отряде воинствующих ЗОЖ-ников прибыло.
В прошлые годы жизни в Бире (на самом деле тот поселок, что пилоты называют Биром, называется Чоуган. А Бир находится выше) довольствовался малым: ночевал где попало и часто нормально не высыпался. Чаще из-за лая собак, реже из-за войны с клопами. Прошел десяток лет, Бир разросся. Теперь это не темная деревня с одной улицей, пустующей после захода солнца. Куда ночью спускались шакалы, чтобы высмеивать своим лаем собак. Теперь это центр туризма, с пробками, вечеринками, с большим количеством отелей. А мне же хотелось тишины, деревни и уюта. Хотелось немного отдохнуть, быть подальше от суеты Чоугана. Поэтому поселился в не самом дешевом отеле в 25 минутах пешком выше, в историческом Бире. И мне действительно повезло и с отелем и соседями. Наверное, так должен выглядеть отель настоящего русофоба и антисемита. Ни одного русского и еврея в отеле (не считая меня, конечно): 2 канадца, 1 швейцарец, 5 поляков, 1 англичанин, 1 австриец. Есть с кем поговорить на английском. Что еще можно пожелать. Может быть ванную? Да! Она тоже была, белая, большая, в огромной комнате. Хотя мне больше нравится душ. Балкон с видом на горы и на долину? Сколько угодно! Видами можно любоваться, не вставая с постели. Кстати, по поводу видов из окна. Как-то рано утром была гроза. Откинув шторы, залез обратно в постель, чтобы наблюдать буйство природы над долиной и над соседним антенным хребтом: бегущие серые, белые облака и в разрывах облаков где-то далеко, где еще нет грозы – голубое небо. Облака внизу, облака вверху, облака в долине. И молнии между облаками. Очень люблю смотреть на грозу из безопасного места, чувствовать первобытный полузабытый трепет перед стихией. И как после такого комфорта можно заставить себя лететь в бивуак?
А планы были наполеоновские. Во-первых, если база облаков поднимется до 6000 м, хотелось перелететь Барот Пик на запад и заночевать в соседней горной системе на 3600 м недалеко от г. Чамба. Потому что в один день вернуться на домашний хребет не получится. Лететь с севера на наш южный домашний хребет можно только утром, пока северные отроги нашего хребта прогреваются лучами восходящего солнца, пока хребет облачностью не закрыт и пока термический ветер не сильный. Но такой погоды за все 2 недели не случилось.
Зато удалось выполнить (с учетом погрешности на мою “любовь” пользоваться летным компьютером) другие задачи:
- Слетать треугольник 150 км. Думаю что слетал бы ФАИ, если бы умел пользоваться прибором. В итоге получился обычный треугольник – не правильно поставил точки. Но в целом зачет. Утром за завтраком рассказал о своих планах канадцу. Вместе забили задачи в свои приборы. В общем, у канадца получилось завести задачу в прибор лучше).
- Полетать по стенке (скальнику) Биг Фейса на 4000 м. Кстати, был сильно поражен сколько самоуверенных пилотов полетело в этот же день по стенке. Было видно, как многие из них подходят к отрогам в роторной зоне. В этот день один пилот остался висеть на скале до прилета вертолета на следующий день.
Один из полетов запомнился лучше всех из-за забавного эпизода, характеризующего меня как пилота, в котором не угасла соревновательная искра. На маршруте впереди в километрах двух увидел крыло М7 и подумал, что это Сергей Лазарев-Марченко. Мы с Серегой летаем вместе давно, и между нами есть тихая, безмолвная, но непримиримая спортивная конкуренция в полетах. Помню как в Колумбии мы летали 5 дней подряд до соревнований. В один из дней мне удалось пролететь хороший треугольник ФАИ. Затем следующие 7 дней подряд мы летали на соревнованиях. Соревнования завершились, и после 12-ти дней полетов меня уже немного подташнивало от одной только мысли, что нужно будет снова летать на следующий день. Поэтому, когда Серега рано утром 13-го дня начал активно собираться на старт с грозно-загадочно-молчаливым видом, не было никаких сомнений – он что-то задумал! Что можно было подумать, увидев похожего на Сергея пилота, да еще над стенкой, да еще так рано? Конечно! Он опять что-то задумал! Надо догонять! На штатной посадке после 6-ти часового полета можно было видеть, что погода еще есть, и не все пилоты еще вернулись. Но хуже всего, что на посадке все еще нет Сереги! И первая мысль: точно, он все еще летит! Я давно так не смеялся над своей соревновательной дуростью, когда узнал, что Серега в этот день сразу после старта, немного полетал над домашними хребтами и пошел в отель отдыхать. Просто мне встретился пилот на похожем крыле.
3. Испытать крыло на посадках на склоны. Что можно сказать. Летать в горах, летать на бивак на Omega X-Alps3 – это сплошное удовольствие. Такого полного чувства контроля крыла в полете и при заходе на посадку у меня не было ни на одном другом крыле.
4. Проверить снаряжение: новый надувной коврик, новый пуховой спальник. Снаряжение супер – спал как младенец, проснулся ночью лишь пару раз, чтобы попить воды.
Расскажу еще об одном полете, который запомнился лучше других. Потому что были сделаны критические ошибки, которые чуть не привели в лучшем случае к посадке в незапланированном месте.
Это было в конце выезда, когда мы решили с компанией пилотов в очередной раз заночевать на «360» – одном из самых доступных для посадки и одном из самых красивых при этом мест. Сначала полетел в сторону Барот Пика. Снова в больших горах оказалась невысокая база. Сначала 4800 м, а затем и вовсе опустилась до 4500 м. Облака начали бурно развиваться и уже было близко переразвитие. Проводил взглядом летевших в сторону ледника несколько крыльев. Сам решил слетать в сторону Прашара через разделительный с Кулу хребет. Потому что все в воздухе говорило о том, что скоро облака закроют выход от ледника обратно в сторону Барота. Сначала нужно сделать переход от Барота до цирка. Одно из крыльев (Ozonе Zeolite) так уверенно пошло на переход, что не удержался и тоже полетел следом. Несмотря на то, что если бы летел один, ни в коем случае не пошел бы с 4500 м на переход в сторону неосвещенной стенки высотой 4000 м на удалении примерно 3 км. Вобщем, не смогли мы перелететь в цирк, а уперлись в склон и зависли над единственным пока еще освещенном отроге. Мощные кучевые облака окружили солнце, наступая с трех сторон и угрожая через несколько минут закрыть от прогрева вершину отрога. Время сжалось в десяток минут выживания у склона на границе между альпикой и елками с ежесекундными сомнениями: может быть лучше сесть сейчас на склон, чем потом искать в черном, узком, с 50-ти метровыми елями ущелье посадку? Набрав минимум высоты, при первой же возможности вылетел на освещенную противоположную часть склона. Что же сделал пилот на Zeolite? Набрав немного высоты, он полетел дальше в большие горы по неосвещенной стороне. Потом в канале whatsapp мы читали о героическом двухдневном путешествии пилота Zeolite из ущелья в сторону первой деревни. Причем крыло осталось висеть где-то в горах. Вот почему мне нравится летать одному – нет эффекта толпы при принятии решений.
Как оказалось потом, день только начинал становиться интересным. Пролетев по разделительному хребту половину расстояния до Прашара, после совершенных ошибок, принял решение отдохнуть на «360», осмыслить все что произошло. На посадке толпа – пилоты из Сиэтла. Классный город, судя по всему. Не был ни разу, но хотел бы побывать. Летных мест много в округе, природа замечательная. К сожалению, никого из русских пилотов на посадке нет, наверное, передумали лететь на ночевку. Над нами пролетел Жак, сосед по отелю, крикнув по-русски “Привет”. Я поднимаю голову вверх, чтобы крикнуть в ответ “Salut”, и замечаю что из огромного облака, из которого внизу сыплет снег, на высоте тысяч 6 “вываливается” крыло и уверенно бодро летит дальше по маршруту. Обсуждаем с американцами, из какого сплава сделаны отдельные члены пилота. Незаметно проходит еще час, никто не летит на ночевку. Надо принимать решение, либо оставаться, либо лететь обратно в Бир, еще можно успеть. И вдруг со стороны Манди точно в круг (из-за наличия круглой чеки на посадке место называется «360») приземляется Паша Титов. И первым делом рассказывает о том, как он специально вкручивался в облака, затем терял управление, в итоге вывалился из облака на 6-ти тысячах метров, что позволило ему без наборов долететь до Прашара и обратно до «360». У каждого свои лимиты безопасности.
Чтобы закрепить успехи дня (все остались живы), мы решили заночевать. Палатку ставить лень, да и покушать хотелось приличной еды. Недалеко на склоне приютились гостевые домики из фанеры. За 1200 рупий предлагался ночлег, ужин и завтрак – все включено. Хозяева отличные – гостеприимные, трудолюбивые, интеллигентные. У костра разговорились с сыном хозяев хостела. Парень учится в школе в поселке Джодиндар-Наггар под горой в долине . Это 2 часа пешком и 1 час на автобусе. 3 часа в одну сторону, 6 часов в день на дорогу. В любую погоду. Очень открытый и отзывчивый человек, с ясными целями и мечтами. Такими же ясными, как вечерний воздух над его домом в горах.
В тот день мы смогли наблюдать с горы частичное солнечное затмение. Это был упоительно-красивый закат!
И вот прошло всего 3 месяца после поездки в Бир, а у меня уже есть билеты, чтобы вернуться туда весной. Весенний Бир, как рассказывают знакомые пилоты, совсем другой. Очень хочется посмотреть его весной.
До встречи!
31.01. 2023.Денис Иванов a.k.a Dandy. Ссылка на оригинал.
Поделиться статьей в социальных сетях
