Ozone Enzo-3 – Совершенное оружие. Немного истории и впечатления о крыле.

Озон Энцо 3 – не новое крыло, ему уже 2 года и массово дебютировало оно на ЧМ в Монте-Авено (Италия) в 2017 году. Однако и по сегодняшний момент Enzo3 остается самым совершенным парапланерным оружием. Не удивительно, что в списках участников соревнований оно постоянно занимает все верхние строки.

В начале 2019 года ходило много слухов о грядущем входе Enzo 4, однако в Ozone решили, что конкурентов у Enzo3 до сих пор нет и обновление отложили еще на год, так что на прошедшем Суперфинале PWC в Бразилии и на грядущем Чемпионате мира 2019 в Македонии лидером класса ССС останется именно Энзо3.

Об этимологии названия топ крыльев ССС от OZONE – ходит много легенд. После запрещения CIVL в 2011 году класса Competition, Ozone, в отличие от основных конкурентов, решает сменить название гоночной серии (GIN Boomerang, NIVIUK IcePeak) и вместо серии Mantra R (R09, R10.3, R10.2, R11, R12) появляется – ENZO.

Одна из легенд гласит, что это имя в честь легендарного ”Комендаторэ” – Enzo Anselmo Ferrari (Энцо Феррари).

Это тоже – Enzo (Ferrari)

 

Другая легенда гласит, что это троллинг CIVL, ведь после запрета на Competition, CIVL хотела внести в сертификацию EN отдельный класс, в планах было рабочее название EN-E класс и Озоновцы решили потроллить сразу крылом EN-Z  :). Есть и другие этимологические расшифровки название этой серии спортивных крыльев, но о них не буду подробнее.

Так как после запрета компетишн, дебаты по отдельному классу сертификации затянулись, то все крылья, которые проходят в соревнованиях FAI-1 (напомню что это – Чемпионат Мира, Чемпионат Европы, Чемпионат Азии и Чемпионат Пан-Америка (северной и южной Америк)) должны были иметь сертификацию EN. Поэтому, на тот момент, производителям пришлось срочно “упихивать” свои топовые крылья в топовый EN-D класс.

Gin выпустил Boomerang X, Niviuk, совершил настоящий прорыв и выпустил легендарный IcePeak 6 (IP6) – 2-х рядку с удлинением не более 7, а Ozone – переделали свою серию R и выпустили Enzo.

Enzo  –  сразу стало очень популярным крылом. Так как конструктивно это было упрощение серии R11-R12, то крыло с топовыми характеристиками стало доступнее для пилотов с меньшим уровнем опыта, чем этого требовали крылья Competition класса годом ранее. Все основные геометрические параметры сохранялись в линейке R11-R12-Enzo1 (Удлинение 7.55, 82 секции, удлинение в проекции 5.5). Главное отличие ENZO 1 от R11/R12 это разделение В ряда на B и С под крылом.

Вместе с IP6, Enzo сделали спорт высших достижений демократичнее и доступнее для пилотов. С той поры требования к конструкторам для создание топ крыльев сильно изменились, так как потребителями уже не были строго профессиональные топ пилоты, “элита” парапланерного спорта. Спорт стал массовым и необходимо было соответствовать более строгим критериям. Нивьюк не выдержал напряжения, его крылья IP8 и IP9 стали неудачными, и на 5 лет основные сражения за звание лучшего крыла велись между Ozone и Gin.

Enzo2, вышедший на смену Enzo1 в 2014 году имел те же геометрические параметры, но стал проще для пилотов при улучшении летных характеристик (в первую очередь за счет изменения числа секций до 101 с 82, и изменении строп BС ряда (при сохранении той же геометрии), вначале он получил сертификацию EN-D, но с введением класса ССС (вместо планировавшегося несколькими годами ранее EN-E) получил новые свободные концы ССС с лимитатором и вместе с Boomerang 9 и 10 составил класс крыльев “для спортсменов” – ССС.

Несколько лет в классе было только 2 крыла – Энзо 2 и Бумеранг 10. Все остальные не могли подобраться и на пушечный выстрел, наконец в 2017 пришло обновление.

Вначале Озон запустили Zeno (в конце сезона 2016), которое показало те же характеристики что Энзо 2, но с гораздо более простым характером, а затем в 2017 к Чемпионату Мира появился Энзо 3.

Энзо 3 – все та же переработка концепции шедшей от R11, удлинение общее и в плане – не поменялось (как и удельная нагрузка) – эти характеристики неизменны во всей линейке начиная с R11! Основное отличие Enzo 3 от 2 – меньше количество строп С ряда. Если на Энзо 2 это разделение занимает 2/3 размаха, то на Энзо 3 – 1/4.

Ниже схема строп у всей линейки.

R11

R12

Enzo 1

Enzo 2

Enzo 3

 

Вернемся теперь непосредственно к обзору Enzo 3.

Обзор не будет стандартным, так как такие крылья сложно сравнивать, да и я не летал на других ССС крыльях, так что сравнения могут быть только в сравнительных полетах рядом с другими. Мне кажется, что вопрос о “Лучшем крыле”, на сегодняшний день не стоит – достаточно просто взглянуть на итоговые таблицы любых крупных соревнований. Например на статистики Суперфиналов 2017 и 2018 года или Чемпионатов мира и Европы.

Например, 10-й Superfinal PWC (Март 2019, Бразилия)

  • Ozone ENZO 3 – 77 
  • Gin Boomerang 11 – 21
  • Flow Spectra – 10
  • Niviuk Icepeak Evox – 6
  • UP Guru – 6
  • Ozone Zeno – 3

и 9-й Superfinal PWC (январь 2018, Колумбия)

  • 77 Ozone Enzo 3
  • 27 Gin Boomerang 11
  • 9 Ozone Zeno  (40)
  • 6 Ozone Enzo 2 (53)
  • 1 Gin Boomerang GTO

 

Такое преобладание Enzo 3, говорит о самых сбалансированных характеристиках этого крыла. (все знают что Бумеранг 11 чуть быстрее, но его агрессивность и нестабильность позволяют преобразовывать этот выигрыш в скорости в очки только самым опытным и смелым пилотам, и только в особых, довольно мягких условиях).

Все новые крылья, которые вышли в 2019 году – пока уступают Энзо 3 по сумме всех характеристик, хотя уже и заметно приблизились к лидеру.

Теперь о впечатлениях.

 

Так как я не могу провести тестирования крыла как тест пилот (я не тест пилот),  то я просто расскажу о некоторых своих впечатлениях 🙂

 

Первое впечатление о Энзо 3 для пилота ранее не летавшего на ССС – это конечно… – трудный старт 🙂

Все современные, длинные (удлинением более 7,5) крылья ССС напичканы жесткостями и тяжело поднимаются. Для уверенного старта – нужно или выкладывать крыло “домиком”, или плавно поднимать крыло растряхивая не желающие наполнятся части.

При старте передним стартом (если уж приспичило) нужно полностью менять привычную моторику работы руками и держать их как как можно уже и впереди, иначе крыл будет пытаться выйти “Бабочкой”. Впрочем так себя ведут все ССС крылья, что отлично видно на стартах в соревнованиях. Для сравнения – Zeno поднимается “одной левой”.

Второе впечатление – огромный ход клевант на старте :).  Это связанно с большим уходом клевант “вверх” при полете на акселлераторе, поэтому в обычном режиме появляется приличный “свободный ход”.

Пилоты боряться с ним по разному – часть просто подматывает в потоке оборот стропы на ладонь. Для этого раньше даже были специальные петли клевант, с широкой удлиненной лентой, которая при “подмотке” защищала ладонь от давления непосредственно стропой. Другая часть пилотов – ставит на петлю клеванты “палочки” для того чтобы повысить чувствительность в работе с клевантой и “поднять” точку приложения нагрузки. А при работе на акселлераторе – держит клеванту за низ петли, тем самым максимально отпуская стропу вверх.

Я поставил те же держалки что и были у меня на Zeno – идеальный вариант.

Клеванты

Тут тоже видно

И наконец третье впечатление – самое яркое. Крыло не просто летит! Оно ЛЕТИТ!!! Как планер! Все точки куда ты планировал долететь, опираясь на прошлый опыт – оказываются под ногами и с перелетом! Особенно это заметно в сильный ветер.

В Китае, на PWC был таск с ветром который колебался от 25 до 39 км/ч, и ничего, летели и боком к этому ветру и даже против ветра! Я бы раньше не сунулся бы с таким ветром в высокие холмы, а тут все прошло штатно. Главное – давить аксель.

Аксель – это четвертое впечатление – конечно, такие крылья – созданы для и ради акселя. В полете на акселлераторе – вся их жизни и весь их смысл. На балансировочной скорости и в потоках с ними еще можно чувствовать себя “почти на равных” но вот только все нажимают педальки больше чем на половину, как тут и становится ясно ХУ из ХУ. Главное же отличие ЭНЗО 3 от других крыльев ССС – это преславутая “Всплываемость” (floatability). То есть способность крыла любое слабое турбулентное возмущение воздуха переводить в высоту (или заметно меньше терять оной по сравнению с другими крыльями).

Это хорошо замечаешь в потоках без явного ядра, в пузырях. Раз – два – три и ты уже заметно выше чем те крылья что еще минуту назад были над тобой.

Эта одна из тех характеристик что выгодно отличает Энзо 3 от таких крыльев как UP Guru или Flow Spectra. При этом стоит отметить, что управляемость у Enzo 3 тоже на высоком уровне, управлять крылом проще чем например Zeno или DaVinchi XChord (2 другие 2-х рядки на которых я достаточно полетал). Enzo 3 послушно идет за рукой и сразу “вписывается” в поворот и спираль.

 

По поводу строгости, конечно ENZO 3 строже чем, например Zeno. Лишние 0.55 единицы удлинения – заметны. Но в то же время, если быть “на стороже” то крыло не доставляет каких-то заметных хлопот. Я отлетал Китайский этап без сложений, хотя погода у нас была очень ядреная и неприятно – турбулентная в горах. Крыло очень хорошо предсказывает – что с ним будет в следующий момент и дает время на реакцию. Неприятность от турбуленции была в основном в плотной толпе крыльев,  когда ты понимаешь, что крыло может просто бросить в сторону сильным пузырем. А если ты в потоке один – то проблем турбуленция не доставляла. Я ожидал большей строгости. Безусловно, в линейке от Enzo 1 к Enzo 3? каждое следующее поколение становилось проще, при росте глайда и скорости. Вот она – качественная работа конструкторов по доводке и улучшениям. и все это в рамках исходных геометрических границ! Браво! Интересно, продолжит ли Ozone в Enzo 4  такую же линию, или это все таки будет скачек в сторону изменения геометрии и качественно новых ТТХ ? – Время покажет.

В общем строгость Enzo 3 не произвела каких-то прямо – таки серьёзных впечатлений, хотя безусловно заметную роль в этом сыграла и подвеска. Вместе с крылом я поменял и подвеску, и теперь вместо Ozium2 я летаю на VW XR7.  Рога и доска подвески – очень значимо стабилизируют крыло, повышая комфорт полета и, за счет отсекания мелких движений, создавая видимость более спокойного крыла. Особенно это воздействие заметно на затяжке в сильный порывистый ветер. Крыло настолько спокойно затягивается что создается впечатление что ты летишь на простой С-ке! И это впечатление создается именно подвеской.Еще полтора года назад, общаясь с пилотами на суперфинале, они мне указывали на то, что крылья с удлинением больше 7 требуют “досочных подвесок” с рогами. На бездосочных на них некомфортно и хуже контролируются “уши”. Что даже на более коротких 2-х рядках, типа Zeno – уже рекомендуется подвески с рогами. “Рога” правильно распределяют передачу усилия на крыло при работе весом и дозируют обратную информацию телу.

Пятое впечатление от Enzo 3 – это режимы быстрого спуска. Уши – не дают особо заметного прироста к скорости снижения, и хотя крыло на них – стабильно, смысла в них никакого. А вот спираль – требует обязательного наличия Anti-G парашютика. Без него сброс высоты спиралью – превращается в пытку, уже при -5 перегрузка очень заметная, при этом скорость снижения –  недостаточна. Выход из спирали тоже требует контроля крыла, иначе быдыт неприятные разгрузки. Все меняется, при применении Anti-G. Сразу и перегрузка заметно уменьшается, и крыло выходит из спирали – ровно. Так что парашютик стал обязательной частью экипировки, и его приходится применять достаточно часть (по закону подлости, на финише или при стоп таске – всегда сильные потоки и сесть сложно!). Главное не забывать “Гасить” парашют в термичку перед посадкой, иначе на порывах возможны неприятные движения крыла, может дойти и до сложения, ведь из-за торможения пилота крыло чуть перебалансировано впереди.

 

Шестое впечатление – оно просто КРАСИВОЕ! 

На “просвет” видно сложную внутреннюю структуру

Красивое крыло в красивых горах

В общем, с крылом я “подружился”, и оно не “пыталось меня убить”.

  • Плюсы крыла – убедительны и уже проверены временем. Лучший баланс характеристик, превосходные ЛТХ, всплываемость, качество пошива.
  • Минусы – наверное только цена в этом классе (дороже конкурентов, но оно – того стоит. Не зря ведущие спортсмены, вылетав ресурс одного Энзо 3, покупают себе новое Энзо 3).

 

P.S. Долго думал, какую фотографию поставить на “обложку”. Продолжая тему “Девушки и крылья Ozone”.  Потом понял, что все таки “необработанная” правда жизни – куда лучше подойдет, чем рафинированные и утрированные “красотки”.

На этой фотографии – француженка Méryl DELFERRIERE. Бесспорно лучшая пилотесса последних 3-х лет. На крайнем суперфинале она была 7-й в общем зачете, а годом раньше на суперфинале – 10-й. (Конечно же она была победительницей в женском зачете). Нет наверное смысла говорить, на каком крыле она летает и за какую команду.

Резюме.

Так и Enzo 3. Это крыло – не игрушка, и не крыло “для развлечения”. Это оружие для “настоящих”, а не “грядущих” побед. Не зря, сейчас на всех топовых соревнованиях почти 2/3 пилотов – на Enzo 3,  а на долю следующего за ним Boomerang 11 остается менее 18%, на долю других – и того меньше.

Я не агитирую покупать Enzo 3, те кто выбирают себе ССС уже давно все знают и понимают. Но думаю простым пилотам, летающим на B и С крыльях интересно узнать, почему Ozone с семейством Энзо так давно и так прочно, доминирует в спорте высоких достижений.

Секрет успеха – тонком балансе между превосходными летными характеристиками, высоким уровнем безопасности и приятной управляемостью. А достигается этот баланс – годами работы многих конструкторов и тестеров, ведь на Enzo работает не только собственная команда конструкторов и тест пилотов, но и многие сильнейшие пилоты мира. И благодаря этой работе, спортивные крылья становятся лучше и при этом – безопаснее.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

One thought on “Ozone Enzo-3 – Совершенное оружие. Немного истории и впечатления о крыле.

  1. ArtemZotov:

    Здравствуйте. Можете разъяснить что за “рога” вы описываете в подвеске?

Добавить комментарий