Ozone Zeno 2. Первые впечатления.

Ozone Zeno 2. Первые впечатления о новом крыле.

Вступление и немного истории

Zeno 1, вышедшее в 2016 году, стало революционным крылом, подарившим многим пилотам путевку в ССС класс. Оставаясь в рамках класса EN-D, Zeno 1 позволяло “почти на равных” гоняться с ССС крыльями уходящего в то время поколения (Enzo 2). Благодаря высоким ЛТХ Zeno 1 в 2016-2017 годах стал возможен красивый маркетинговый ход команды Ozone, которая провели “рокировку” с пересаживанием огромной массы пилотов с Enzo 2 на Enzo 3 через промежуточный даунгрейд на Zeno 1 (об этом можно подробнее прочитать в статье 2017 года).

Казалось бы, такой трюк не легко провернуть, но в 2022 году в Ozone попробовали повторить тот удачный опыт.  Время выбрано довольно удачное –  пилоты уставшие много лет ждать Enzo 4, вместо того чтобы в 3-4й раз покупать себе новый Enzo 3, начинают пробовать другие крылья. Кто-то пересаживается на Niviuk X-One, однако удлинение 8.0 – не всех устраивает. Снова стали появляться в небе Gin Boomerang. 12-ая серийная модель с передней кромкой в форме китового плавника, по заверениям Gin сдвигающая точку отрыва потока на верхней кромке назад по хорде, стала короче чем Boomerang 11 (7.55 против 7.91) и жестче. Многие отмечают что 12-й Boom стал проще, чем 11 или 10-й.

Ну и третий вариант смены Enzo3 на что-то новое – рокировка через Zeno 2,  в попытке дождаться  Enzo 4.  Часть пилотов таки выбрало этот путь и даунгрейдилась, чему безусловно способствовало яркое выступление Онора (Honorin Hamard) прошлой зимой в Колумбии (на Zeno 2 на подвеске Submarine он выиграл подряд British Open и этап PWC в Ролданийо).

Однако такого повального перехода, как было с Zeno 1, не произошло. На суперфинале 2022 в Мексиканском Валле-де-Браво на Zeno 2 было 9 пилотов (лучшие позиции 10-я и 15-я), тогда как и в 2017 году, только в первой 10-ке было 4 пилота на Zeno (3, 5, 6, 8 места), а Энзо 2 тогда в 10-ке были только 9 и 10!

Такой показатель, возможно, связан с тем, что действительно сильные пилоты на суперфинале 2022 остались все на Enzo3 (их было 8 в 10-ке и разбавил их только один X-One (Pierre REMY на 7ой позиции). А может все дело в том, что Zeno 2 хоть и приблизился к Энзо 3, но не так близко как Zeno 1 к Enzo 2. И по безопасности Enzo 3 все еще слишком хорош в ССС классе. А отличное выступление Онора все списали именно на субмарину, а не на Zeno2.

Но все же стоит отметить, что хотя пилоты на суперфинале преимущественно остались на ССС,  этой зимой в небе Колумбии и Мексики от Zeno 2 пестрило в глазах. Наверное, это было самое массовое крыло, причем не только среди компетиторов на местных соревнованиях. Огромное количество фрифлаеров выбрало именно это крыло для своих полетов.

Соревнования Roldanillo Copa De Las Americas 2023  – 35 участников на Zeno2.

На соревнованиях в Монарке ( Мексика) – каждый третий (49 участников) был на Zeno2. И даже на крайнем PWC в Castelo (Бразилия), который завершился 25 марта, было 15 Zeno 2, из них 2 было в 10-ке.

Поэтому, хоть Zeno 2  не может потеснить 3-ку ССС (Enzo3, Boom12, X-One),  отставание от них у него незначительное, конкуренция – вполне реальна. Пилоты могут почти все время проводить вместе с лидерскимими гаглами и, безусловно, в 2023 году Zeno 2 будет одним из самых массовых крыльев на соревнованиях среднего уровня.

Я налетал на нем часов 35 и могу поделится своими первыми впечатлениями. Сравнивать буду с LM7, на которой параллельно летал в Колумбии, а так же Enzo 3 и Zeno 1 на которых я много летал с 2017 по 2021 годы.

Конструкция и отличия от Zeno 1

Технические характеристики и их сравнение между Zeno 1 и 2 приведены в табличке ниже.

Геометрические параметры изменились незначительно, слегка увеличилась арочность и немного снизился вес, что положительно повлияло на управляемость. Важный момент – добавился размер XS (65-80)  –  это интересно для совсем легких девочек, так как такой весовой вилки у современных В 2-[ рядок для них никто не предлагает.

А еще, наличие прошедшего сертификацию мелкого размера, опосредованно говорит нам о поведении и характере крыла, так как мелкие размеры всегда заметно агрессивнее.  Причем  рекомендую посмотреть за что именно отметки D,  в мелком размере. Для легких девочек Zeno 2 может стать тем самым шансом летать на высоком уровне не сильно жертвуя безопасностью и не загружаясь десятком килограмм балласта.

В конструкции передней кромки обращает на себя внимание более выраженный, чем у Zeno 1, “Shark nose”, а так же промежуточные стяжки в каждой секции, характерные для всех текущих моделей Ozone и позволяющие лучше держать форму передней кромки, уменьшая “пузырение верхней поверхности”.

Ткани, как и у Zeno 1, комбинированные. На нижней поверхности – облегченный Skytex 27 (Porcher 7000 E71), на верхней поверхности: передняя кромка и элементы рисунка – проверенная ресурсная  Dominico 30D, средняя и задняя часть – тот же облегченный Skytex 27 (Porcher 7000 E71).  Применение облегченных артикулов ткани позволяет уменьшить вес, невзирая на сложную внутреннюю структуру, что не только упрощает старт крыла, но и снижает  амплитуду его колебаний на переходных процессах.

К сожалению, элементы рисунка всегда выполнены из Dominico 30D,  даже если заказать их в том же цвете что и остальная часть поверхности – это требования сертификационного органа, так что чуток облегчить крыло при кастомной расцветке –  не удастся 🙁

К сожалению, вставка рисунка даже того же цвета что и основа крыла – из 30D

В конструкции свободных концов тоже есть изменения – в основном они коснулись клевантной группы.

Петля клеванты сделана более удобной, из мягкого неопрена с жесткими вставками около вертлюга. Жесткие вставки удобны для тех, кто любит летать “с палочками”. По сути они выполняют роль встроенных палочек, обеспечивая удобный хват между указательным и среднем пальцем.

На M7/LM7 я сам делал подобную конструкцию, приматывая небольшую деревянную дощечку к внутренней стороне клевантной петли.

Модификация клевант LM7

Теперь на Zeno2 этого делать не нужно, штатная жесткость обеспечивает такой же хват. На самих петлях клевант появился вертлюг.

Кнопки крепления к свободным концам заменены на магниты. Магниты с направляющими, в принципе, очень удобные, для отсоединения надо тянуть клеванты вниз (хотя мне лично кнопки нравятся больше).

Действительно важное изменение – заметно удлинен поводок клевантного ролика. Это очень удобно! Большая длина позволяет тоньше управлять крылом, лучше чувствовать уши, особенно в слабых условиях. Раньше, например на M6, мне приходилось для себя удлинять его самостоятельно.

Штатный поводок Zeno 2

Модификация поводка для M6

Бобышки для управления задними рядами – классические для Ozone, точно такие же были на Zeno 1 и на Enzo 3. По мне, они очень удобные, рука не устает и не затекает.

В комплектации крыла, уже традиционно с 2021 года, отсутствует рюкзак, зато вместо мешка и акселя (который клали даже к ENZO3) теперь идет отличная и удобная облегченная концертина.

Концертина – мне понравилась, она выполнена из легких материалов и хорошо продумана для укладки крыла вокруг подвески. Внутренние стяжки выполнены хорошими фастексами, а внешняя молния не мешает стропам, так как для них оставлен отдельный выход под молнией.

Крыло в такой концертине отлично оборачивается вокруг подвески и не требует применения специальных подушек для риджифойлов. Весь комплект – замечательно влезает в рюкзак SPLAV 80L или Advance LIGHTPACK 3 91 L.

 

Поведение в воздухе и сравнение с Zeno 1

Сразу отмечу, я летал на размере ML (95-110), с загрузкой по верху вилки (109-110 кг). Подвесная система – Woody Valley GTO Light 2 M.

На всех других крыльях, тоже всегда летал по самому верху вилки или даже чуть выше (на LM7) .

В первом приближении все впечатления совпали с тем, что  Ozone написали в релизе на сайте:

Performance

The Zeno 2 profile’s new tech includes increased CM+ (reflex) and more rearward cell openings. This new aerofoil delivers significantly higher top speed, better glide, and higher efficiency throughout the speed range. With a slightly faster trim speed and significantly faster top speed compared to the Zeno, it now matches the Enzo 3 in top speed and glide. The top speed is fast, significantly faster than the Zeno (we have measured +7 km) and only necessary in a competitive final glide.

The Feel

Overall, the Zeno 2 offers a little more feedback compared to the Zeno, but always in an intelligible way. It remains comfortable and confidence-inspiring for pilots of the category. The heightened sensation makes it easier to sniff out cores, follow good energy lines, and feel the air. An optimised internal structure gives an impressive feeling of cohesion when climbing in thermic turbulence. A benefit of the covid delay is that it gave us time to fine tune the handling exactly to our liking — the turn response is precise and dynamic, with higher levels of agility than the Zeno.

Launch

The improved behaviour and cohesion of the sail is noticeable on the ground, with impeccable launching characteristics. The Zeno 2 inflates easily from any position on the ground even in nil wind conditions. Perhaps with the exception of the Zeolite, the Zeno 2 is the easiest 2-liner to launch.

Подъем крыла и старт

Первое, что отмечаешь поднимая новое крыло, – это более простой старт, чем на Zeno 1 и тем более чем на Enzo 3.  В сильный ветер крыло спокойно лежит на земле, не пытаясь самостоятельно вырваться в воздух,  на подъеме – не выстреливает и легко контролируется клевантами.

В слабый ветер и штиль Zeno 2 гораздо меньше чем Zeno 1 пытается уйти в “бабочку”, а если оттянуть на земле центроплан и выложить крыло немного “домиком”, то и совсем нет тенденции к несимметричному старту,  крыло поднимется ровно и плавно. При этом совершенно не важно как выложены уши, их можно особо не расправлять, они сами расправятся в процессе подъема крыла.

Если есть хотя бы небольшой ветер, то  не важно как подготовлено крыло, оно легко выйдет и из кучки. Главное –  чтобы несколько секций центроплана были расправлены. В этом огромное преимущество Zeno 2 по сравнению с Enzo 3, которое намного более требовательно на старте.

Поднятое крыло отлично передает на подвеску свое состояние, разгрузки консолей или крен – легко чувствуются и исправляются нужным подбеганием или клевантой, без визуального контроля крыла.

Скорость

Скорость – это действительно то, что сразу бросается в глаза в полете, стоит только надавить на педальку. Zeno 2 заметно быстрее Zeno 1 и на полном акселе не уступает Enzo3. Причем в спокойном воздухе не уступает Энзо 3 и по глайду, однако если в воздухе появляются пузырики от термиков или иная мелкая турбуленция, то начинает сказываться более низкое floatability чем у Enzo 3 или X-one и Zeno 2 потихоньку отстаёт по высоте.  Впрочем это не сильно мешает гонятся с ССС, так как основа в гонке это все-таки скорость, а с ней у Зено 2 все в порядке.

Управляемость

По управляемости 2-ка заметно лучше чем Zeno 1. То ли сказалась чуть большая арочность, то ли те самые настройки, которые Ozone искал во время ковидной паузы, но крыло теперь не нужно “подпихивать” в поток. Конечно, это еще не такая халява как у LM7 или Enzo 3 (с настроенными клевантами), но уже очень близко. Причем Zeno2 – это первое крыло за много лет, в котором меня полностью устроили заводские настройки клевант и не возникло желание вносить какие-то изменения в их конструкцию или длину.

Свободный ход на клевантах “с завода”, как на Enzo3 – практически отсутствует. Люфта на управляющее воздействие  – нет. Нагрузка на клеванты – заметно выше чем у LM7, за полет они устают побольше.

Теперь, в отличии от Zeno 1 нет паузы при входе в поток, крыло легко туда заправляется даже небольшим расходом клевант. В повороте у Zeno 2 все то же превосходное линейное управление с прогрессивно нарастающей нагрузкой на клевантах, как и у остальных Озонов.

Работа задними рядами – аналогична Zeno 1 и Enzo3. Ряды нагружены и информативны на акселлераторе. Рулить можно как за сами бобышки, так  и за ряды, держась чуть выше их.

Ход клеванты для управления – меньше чем у Zeno 1., крыло рулится без амплитудных махов руками, что очень удобно. При этом ход до срыва – традиционно для Ozone очень большой. Это упрощает пампинг и делает управление более безопасным, особенно в потоках и на посадке.

На вес Zeno 2 реагирует почти так же хорошо как и на клеванты. Скоординированный поворот вес + клеванты позволяет быстро заскакивать в сильный поток с умеренным креном. А если работать преимущественно клевантами – то поворот получается более плоским, что удобно для выживания на малой высоте в слабом термике. При плоской работе крыло само втягивается в ядру потока, главное не мешать ему лишними и резкими движениями.

Хороший режим в слабых, но широких потоках – управление весом, с контр рулением вместо клевант – внешними задними рядами. Этот режим – минимально искажает профиль крыла и максимизирует  возможное в повороте floatability.

Поведение в воздухе и обратная связь

Общее поведение в воздухе – весьма комфортное, для крыла с такими характеристиками. В сравнении с Zeno 1, Zeno 2 –  более живое и управляемое.  Оно не подвисает при входе в поток, хорошо входит в крен,  все так же стабильно в турбуленции. Причем при полете на акселлераторе, при контроле задними рядами, крыло ощущается как более стабильное и простое, чем на балансировочной скорости.

В отличие от Zeno1, у которого после 2/3 акселя уши становились менее стабильным  и могли подскладываться на турбуленции у Zeno 2 такой проблемы не наблюдается. И на полном акселлераторе оно монолитно, стабильно и хорошо реагирует на управление задними рядами. При этом, как я уже отмечал ранее, максимальная скорость у Zeno 2 – заметно больше чем на Zeno 1.

В сильных потоках Zeno 2 ведет себя стабильно, долго сопротивляясь возможным сложениям. О критических режимах оно символизирует амплитудными движениями на подвеску, как бы “давая пинка” под зад пилоту – “а ну не зевай, работай”.

.В потоках и турбуленции крыло демпфирует мелкие колебания и не “трясёт” без необходимости.  В этом оно более задемпфировано, чем даже LM7, которая очень чутка к мелкой турбуленции. Если же использовать Zeno 2 с тяжёлой и “рогатой” спортивной подвеской, то  комфорт будет сопоставим с какой-нибудь Альпиной 4 на легкой бездосочной подвеске.

Zeno 2 в целом менее информативна чем LM7, мелкие потряхивания оно отлично поглощает не отвлекая пилота. Боевых сложений за обозначенное время полетов у меня не было, впрочем за все время полетов на Zeno 1 у меня тоже не было ни одного стоящего боевого сложения. Подхлопывание уха на 15-20% в сильном потоке или на полном акселе – не в счет. Такие хлопки на всех современных крыльях не изменяют траектории движения и бывает даже  не заметны для пилота, увлеченного гонкой. Еще раз отмечу, что уши у Zeno 2 стабильнее чем у Zeno1 и на полном акселе не хлопают.

В сильном потоке Zeno 2 требует меньше контроля и усилий для управления чем предшественница, вероятно сказывается чуть большая арочность и настройки. Держать узкое ядро в крене – стало заметно проще.

Посадка

Посадка у Zeno 2 типична для современных Ozone. Ход клевант до срыва – очень длинный, особенно по сравнению с одноклассниками. Крыло эффективно запасет энергию и преобразует скорость в горку. Топ лендинг – весьма затруднен из-за высокой энергоемкости, скорости и качества глиссады. Впрочем крыло неплохо пампируется, хотя тут нет той легкости пампинга, что присуща M7/LM7/Zeolite.  На пампинге оно хоть и лучше, но все же ближе к Enzo3, так что надо быть аккуратным когда крыло уже заторможено и без скорости.

Посадка на ровную поверхность – не вызывает вопросов. Можно заходить как по коробочке, плавно тормозя крыло на финальном участке, так и с разгона крыла перед землей, с последующем  выполаживанием и резким срывом в желаемой точке приземления.

Такой вариант захода неплохо работает в штилевых условиях или при посадке по небольшому ветру. Информация на клевантах о точке срыва похожа на Zeno 1 и более информативна, чем на Enzo3 (там можно упустить точку срыва, если крыло уже было приторможено или находится без скорости, срыв на Enzo3 наступает резче).

Фиговеры у Zeno2 очень динамичны и надо быть аккуратнее сбрасывая высоту ими около земли, можно выйти на весьма высокой горке. В спирали Zeno2 довольно быстро выходит на значительную перегрузку, так что лучше использовать Anti-G, если вам надо скручивать быстрее чем -7/-8.

В сильный ветер, Zeno2 можно быстро загасить задними рядами, только лучше хвать их не за бобышки, а браться выше, чтобы иметь запас хода для гашения.

Сертификация

Я не сторонник уделять большое внимание формальным оценкам EN, ИМХО гораздо важнее поведение крыла в реальном воздухе и уровень его комфорта для пилота.

Тем более важно не формальное количество оценок, а за что они выданы.

Формально у Zeno 2 больше отметок D чем у Zeno 1, но фактически это не совсем так.

Например оценка D за 14-й тест (Asymmetric collapse) появилась только за Folding lines used, а в 2016 году за их использование эту оценку не изменяли в тесте. Ну а 17-й тест (Low speed spin tendency) не особо встречается при современном способе управления, душить крыло в потоке никакого желания нет, наоборот хочется работать на максимально отпущенном крыле..

Поэтому основные отличия в тесте – большее количество букв D в 10-м тесте ( Symmetric front collapse) при полной загрузке крыла. За это – ничего сказать не могу,  фронталок за время полетов на Zeno 2 я не получал.

Однако, учитывая заметно возросшие технические и скоростные характеристики, вполне логично что  н а мощных фронталках Zeno 2 ведет себя и поагрессивнее чем Zeno1.

Любителям сертификации рекомендую изучить отчеты Air Turquoise самостоятельно, ниже я приведу прямые ссылки:

Отчет для Zeno 1 ML

Отчет для Zeno 2 ML

 

Резюме 

Чудес  не произошло, и Zeno 2 не обогнал старичка Enzo 3. Однако это достойный продолжатель первого Zeno и на текущий момент является лучшим выбором для тех компетиторов, кто еще не готов летать на крыльях с удлинением более 7.0, но хочет все время находится рядом с лидирующими пилотами. Учась у них и не отставая на протяжении всей гонки, ну может за исключением финального глайда. При этом в опытных руках Zeno2 может продемонстрировать очень высокие характеристики позволяя входить в 10-ку на топовых соревнованиях или бороться за победу на соревнованиях “среднего уровня”.

Для опытного Free Fly пилота Zeno 2, как и Zeno 1, подарит практически безграничную свободу в перемещении, обладая очень высокой скоростью и глайдом на акселлераторе (как у ССС), при этом предлагая пилоту заметно более простой старт, посадку и требуя от него меньше контроля, особенно около рельефа.


 

Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer). февраль-март 2023.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий