Ozone M7. Долгожданный “поглотитель километров”.

Что выйдет на замену феноменальной Ozone М6 пилоты начали гадать ещё в 2017 году.
Не простая задачка – заменить модель, которая установила эталон спокойствия в 3-х рядном D-классе и успешно конкурировала с крыльями от других производителей целых 2 поколения.
Будет ли М7 3-х рядной или 2-х? Останется ли удлинение М6 (6,92) или изменится? Эти вопросы постоянно поднимались на pgforum, а ребята из Ozone, поддерживая интригу выдавал информацию весьма скупо, почти 2 года (17 и 18) подогревая интерес только редкими выбросами информации.
Вначале Ozone утвердили, что удлинение будет меньше чем у M6 и это будет крыло D класса, а фанаты М6, могут не мечтать об классе “С” у М7.
В Ozone указали, что не готовы жертвовать характеристиками устойчивости и рабочего диапазона скоростей, ради отказа от “folding lines” – отдельных строп для прохождения EN сертификации, чтобы “правильно” складывать крыло в воздухе. (Теперь ЛЮБОЕ крыло, которое проходит сертификационные тесты с FL будет классом EN-D).
Перенос основных точек крепления A-ряда вперёд (для прохождения тестов без FL у крыла с длинными риджифойлами) автоматически снижает устойчивость крыла на акселлераторе (центр давления при уменьшении угла атаки – сдвигается хорде), а полет на акселлераторе – заметная часть работы современного крыла.
Следующим этапом “утечки” информации было, что М7 будет выполнена по 3-х рядной схеме.
Получается, что нам пообещали “улучшенную Дельту3, с летными характеристиками близкими к Zeno”. Эдакую универсальную “рабочую машинку” для полетов вне соревнований. Zeno, между прочим, это очень высокая планка (как по скорости, по глайду, так и по комфорту в полете).
Понимая, что ожидания выпуска затягиваются, Ozone выпустили осенью 2018 специальную “стебную” раскраску, на прототипе. И после “разогрева” фанатов, наконец открыли заказы на М7.
Первые счастливчики, получили крылья весной, тогда же заказал крыло и я и стал с нетерпением ждать
5 лет назад, в 2014г я пересел на легендарную Ozone M6 и влюбился. Влюбился в потрясающий комфорт при топовых летных характеристиках. М6 привлекала феноменальной надёжностью, простотой и понятностью – и я с трепетом ждал смены.
Итак, встречайте – Ozone M7, после нашей равнины, скудной на полеты в конце сезона, наконец вдоволь налеталась в Бире. Делюсь впечатлениями.
Сравнивать буду в основном с другими крыльями Ozone размера MS (M6, Zeno, Enzo3, Delta3/Alpina3) ну и некоторыми другими крыльями.
1) Конструкция.
Конструктивно крыло сильно переработано, по сравнению с М6.
У меня крыло размера MS (80-95 кг)
SPECIFICATIONS M7
SIZES | XS | S | MS | ML | L | XL |
---|---|---|---|---|---|---|
Number of cells | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 |
Projected area (m2) | 16.2 | 17.6 | 19 | 20.4 | 21.6 | 23.3 |
Flat Area (m^2) | 19.3 | 20.9 | 22.6 | 24.2 | 25.7 | 27.6 |
Projected Span (m) | 8.8 | 9.1 | 9.5 | 9.8 | 10.1 | 10.5 |
Flat Span (m) | 11.2 | 11.6 | 12.1 | 12.5 | 12.9 | 13.35 |
Projected Aspect Ratio | 4.7 | 4.7 | 4.7 | 4.7 | 4.7 | 4.7 |
Flat Aspect Ratio | 6.5 | 6.5 | 6.5 | 6.5 | 6.5 | 6.5 |
Root Chord (m) | 2.2 | 2.28 | 2.35 | 2.44 | 2.51 | 2.6 |
Glider Weight (kg) | 4.59 | 4.86 | 5.2 | 5.45 | 5.62 | 5.99 |
In-flight Weight Range (kg) | 60-75 | 70-85 | 80-95 | 90-105 | 100-115 | 110-130 |
EN / LTF | D | D | D | D | D | D |
Удлинение упало с 6,9 до 6.5, зато количество секций выросло с 66 до 78, то есть поверхность стала намного более гладкой.
Не смотря на усложнение конструкции крыло сбросило вес (на 150 грамм в размере MS) для облегчения крыла применены более лёгкие артикулы тканей на нижней поверхности.
Площадь крыла для той же рекомендованной вилки немного упала, а значит увеличилась удельная загрузка.
Заметно переработаны свободные концы. “В” ряд теперь “висячий” на ролике, это позволяет более равномерно управлять крылом за “ВС” перемычку на акселлераторе. В остальном это все та же узкая, плотная лента, качественная фурнитура, ролики Harken, и надёжные, хардкорные кнопки!
Качество пошива и обработки – на высоте, все стропы заделаны в чехольчики, фурнитура – самая качественная.
Материалы:
- Top Surface Cloth: Dominico 30D
- Bottom Surface Cloth: Skytex 27 Classic
- Rib cloth: Skytex 27 Hard / Skytex 40 Hard
- Upper lines: Edelrid 8000U serie
- Mid lines: Edelrid 8000U serie
- Lower Lines: Edelrid 8000U serie
Лески в крыле – длинные, крыло требует укладки “вокруг подвески” или комплектного валика. К сожалению, в компресспак его лучше не запихивать, но что поделать – комфорт в полёте – требует жертв.
Сборка клевантных строп сделана грамотно, двойными лентами – через колечко. Задняя кромка в колечке – не застрянет, как у некоторых других производителей.
Доступны стандартные 4 расцветки, все они весьма неплохи (ну и нестандартные цвета тоже доступны, мне понравилась бело-красная расцветка Сергея Шмигельского).
Я конечно выбрал самую красивую!
Комплектация крыла – традиционно – скудная.
Валик, лента, мешок, ремнабор, наклейки-открывашки, допотопный аксель для открытых подвесок, рюкзак и само крыло. Всяких футболок, кепок, концертин и прочего барахла, компенсирующего владельцу страдания от того что он купил себе не лучшее крыло – вы не дождетесь! Озон – минималестичен. Ничто не должно отвлекать от главного (хотя давно пора сменить мешок на концертину)!
Новый (синий) рюкзак – хорош! Удобен, легок и долговечен (на фото нет).
2) Старт.
Уменьшение удлинения – положительно повлияло на простоту старта. М7 легко выводится из состояния “любой кучки”, главное чтоб стропы были распутаны.
Однозначно – самый простой старт из всех “D”, что я пробовал. Проще чем М6 и даже LM6. С “семёркой” вы точно забудьте о волнениях на старте.
В сильный ветер крыло не выстреливает, а быстро и уверенно занимает место над головой, позволяя сразу подгрузить его весом и легко “пробить” ветер.
В штиль крыло не подвисает, не требует “поддёргиваний”, расправления ушей и прочих “танцев с бубнами”. Выводится одним уверенным движением, дает время развернется, нагрузить его грудью, разбежаться и спокойно улететь.
Единственное, за чем надо следить на старте – за отсутствием острых камней. Верхний ярус клевантных строп – весьма тонкий и может порваться на острых гранях камней. Впрочем, это сейчас на любых крыльях от EN-C и выше.
Тонкие безоплеточные стропы – конечно любят немного путаться, но увы, это теперь тоже проблема на всех топовых крыльях, надо просто аккуратнее складывать их с крылом в концертину или проверять перед стартом.
3) Посадка.
Посадочные характеристики М7 на мой взгляд просто идеальны. Крыло запасает довольно много энергии, но очень предсказуемо отдает её на посадке. Все варианта захода – комфортны и безопасны. При “классическом” глиссадном заходе крыло быстро прекращает паразитные колебания и выравнивается, позволяя тонко корректировать угол снижения клевантами.
Очень хорошо крыло заходит “с разгона”, точная обратная связь по клевантам позволяет высвобождать энергию так, как нужно пилоту (можно плавно, совершая долгое глиссирование в нескольких сантиметрах от земли, а можно более резко, с взмыванием на горочку и плавным опусканием с неё на поджатых клевантах).
При этом у М7 нет “второй горки” в запасе как на 2-х рядках, например на Энзо3, поэтому неприятных неожиданностей – не будет. Из-за своих способностей точно отдавать энергию – на крыле можно вполне безопасно заходить на посадку в штиль или “по ветру”, на площадки с большим количеством препятствий, например на индийские чеки.
Если же вы ценитель пампинга – то будите просто наслаждаться им на М7. Крыло позволяет делать с ним на пампинге практически что угодно, контроль очень простой и крыло отчаянно сопротивляется срыву. Топлендинг на М7 – это очень просто!
4) Управление
При всей сбалансированности М7, её сильнейшая сторона – это управление в потоках. К М6 я часто слышал нарекания к управляемости, проблема действительно была если не грузить M6 по верху вилки. М7 же более толерантна к загрузке. Я грузил и 90 и 95 и 100 и 104 кг при вилке 95 верх (MS) и особой разницы в управлении – не заметил. Четкости хватает и на 90 и на 104. Нет ни соскальзывания с потока, ни паразитных движений.
М6 была в этой области более капризна, там при загрузке менее 92 приходилось уже “заправлять” крыло в поток, короткими амплитудным движениями клевант, или дожимать весом, чтобы крыло встало “на резьбу” в потоке, а при перегрузе более 7% (более 102 кг) крыло уже начинало хуже слушаться и пытаться увеличить радиус спирали. Для М7 же характерна практически линейная управляемость, достигающая пика четкости аккурат по верху вилки. Причем, в отличие от той же М6 или Zeno, для М7 не критична координация работы клеванты и весом. Можно хоть совсем вес не подключать, и крыло все равно будет хорошо управляться. А уж если вы встали в равномерную термическую спираль то дальше контроль будет только кончиками пальцев внешней руки.
В целом за управление и маневренность – 5+.
5) Глайд и скорость.
Этого добра у М7 тоже хватает. Вначале я был несколько озадачен отзывом пары пилотов, что мол М7 медленная. За все лето, я совершил на М7 только 2 довольно коротких (по часу) полета в Кончинке и мне показалось, что скорость вполне себе такая как нужна 3-х рядному D. Недостатка в ней или в глайде на скорости я не заметил. Даже по сравнению с Enzo3, чувствовал себя вполне уверенно. Но решил провести отдельные испытания в Бире, где есть возможность погонять и на штилевых переходах, и в спокойном воздухе выше инверсии (когда с Больших гор выскакиваешь на Антенну на большой высоте), и в параллельных полетах с одноклассниками и прямыми конкурентами.
Вначале были параллельные полеты с 2-х рядкой OXA3 (Advance Omega X-alps 3). Оказалось что М7 не уступает OXA3 ни по глайду ни по скорости. Пилот OXA3 даже после полета повел меня на совместное взвешивание, 🙂 так как не верил в скорость М7 и думал, что у меня перегруз в 10кг. Однако условия сравнения были практически идеальные:
- Оба крыла – новые, с налетом менее 10 ч.
- Оба пилота летают в подвесках – одноклассниках (VW GTO и VW GTO light).
- Загрузка крыльев – одинаковая – перегруз в 2,5%. (Пилот на OXA3 – Сергей Винюков при верхе вилки 98 грузил крыло 101 кг, я грузил М7 97,5кг при вилке 95).
Вывод – М7 на полном акселе не уступает OXA3. На переходах 1-3 км разницу в качестве на акселе тоже заметить не удалось. Возможно на более длинных переходах в условиях турбулентности OXA3, как 2-х рядка с большим удлинение получит превосходство (хотя бы за счёт лучшего флоатобилити).
Для закрепления результата мы потом на “Ред Темпле” поменялись крыльями. Я попробовал OXA3, а на М7 сел Женя Грязнов (он тоже летает на OXA3).
Вывод тот же – OXA3 на полном акселе не догоняла М7 и обе летели с одним качеством. В потоках М7 довольно легко обгоняет Омегу, которая имеет довольно невнятное управление (это отмечают все, и Грязнов и Винюков и я тоже это проверил на собственной шкуре).
При измерениях в штилевых условиях по GPS, на высотах в районе 2000 м , М7 прибавляла у меня от 18 до 21 км/ч (баланс 39-40, скорость на полном 59-63). В условиях ближе к уровню моря, значения будут немного меньшими, но из с лихвой хватает. Самое главное что весь ход акселя – рабочий. Крыло просто провоцирует все время его давить, как на 2-х рядках.
Сам аксель мягкий, выдавливается с небольшим усилием, ход традиционно – довольно большой. Крыло набирает скорость после небольшой паузы, набор скорости – практически линейный ходу. У меня 2-х ступенчатый аксель, по 10 кмч на ступень примерно. Стропы на полном акселе свистят как на Энзо :).
Отдельного упоминания заслуживает система руления “В-С перемычкой”. Сейчас это не бог весть какая новость, у многих производителей на 3-х рядках она внедрена, но работает по разному.
На М7 (в отличие от Вольт3, с которым я могу сравнить) она очень эффективна и весьма удачно эмулирует “бобышки” 2-х рядок.
Контроль крыла на акселе прост и ненапряжен, с хорошей загрузкой усилием (нет такой “пустотып каккна М6) и обратной связью (что позволяет правильно дозировать усилия без риска сорвать крыло). Профиль – практически не ломается, потери скорости и глайду при рулении – минимальны. Турбулентность отрабатывается легко и эффективно. Общение с крылом – близко к тому что испытываешь на Zeno. Держаться за перемычку – удобно. Так что режим полета “на перемычке” такой же штатный и на акселе – основной, как и на 2-х рядках полёт “на бобышках”.
Если говорить о глайде, то конечно М7 заметно лучше чем М6 и действительно, как говорят рекламные лозунги, “почти как Zeno“. Реальные результаты покажут только длинные параллельные полеты на соревнованиях, кроме как с OXA3 сейчас сравнить было особо не с кем (всякие М6, Дельта3, Мистик4 с которыми летал рядом однозначно – заметно оставались ниже).
Субъективно – глайд отменный, причем нет заметного падения в правой части поляры на полном акселе. У меня в приборах (Flymaster, Oudie, LK8000) выставлены поляры для Энзо3, с которыми я летал на соревнованиях и я их не менял – все долеты прилетал как на Энзо3 в рамках расчетных параметров. Конечно 2-х рядки должны иметь преимущество в самой правой части, особенно в турбулентных условиях, за счёт floatability, но для своего класса, М7 имеет безусловно отличные летные характеристики.
6) Комфорт, информативность и безопасность.
Если хотите авторитетного мнения – пишите в личку к Грязнову. Я в этом вопросе возможно немного предвзят, ведь “язык Ozone” мне наиболее понятен, я на их крыльях налетал уже много-много сотен часов. Для меня М7 теперь эталон комфорта. На нем себя чувствуешь “как за каменной стеной” при этом не в ущерб характеристикам. М7, хоть и ведёт себя поживее чем М6, но в целом – очень спокойна.
Я много сравнивал с Вольт3 (на котором отлетал неделю в Бире) и он однозначно требует к себе больше внимания и контроля чем М7.
На мой взгляд получилось так, что М7 взяла лучшие черты у М6, Delta3 и Zeno, при этом полностью избавившись от их “недостатков”.
Крыло легко входит в поток, без подвисаний и вываливаний, с небольшим разгончиком. Его можно в любой момент “довернуть” глубже, если это необходимо, причем не “дожимая весом” как требовалось у М6 или Zeno. При этом информация о потоке, приходит равномерно и на подвеску и на клеванты, нет перекоса в сторону подвески как замечалось за Дельтой. Вся информация о потоке очень хорошо дозирована и не вызывает “нервозности” на крыле спокойно даже в самых ядерных термиках, где помещается только половинка крыла.
Информативности хватает в слабых “околонулевых” соплях и она не зашкаливает в ядреных штырях над скальниками. На крыле все время получаешь удовольствие от того что “воздух понятен” и “крыло – надёжно” , оно “послушно” и “все под контролем” – потрясающие чувство!
Сайт Paratest сейчас “Лежит” и я не могу скачать стикер EN-тестов, но насколько мне не изменяет память, для MS размера с загрузкой по верху, оценки D были только за спираль и фолдинглайнс.
Upd. Добрые люди подсказали, что сайт доступен через VPN, выкладываю стикер.
2 оценки D, за глубокую спираль и негатив. За все “передние режимы” – проще.
Боевых сложений не испытывал, те сложения и пару фронталок которые я делал сам открывались мгновенно. Галстуки не вязались. Надеюсь Андрей Алепов потом снимет на видно боевые режимы. Для меня крыло однозначно было проще чем OXA3 и даже чем Вольт3.
Краткое резюме:
Oxone M7 – это универсальное крыло для амбициозных маршрутов в любых условиях. Вершина той ветви эволюции, когда вы не надо участвовать в соревнованиях на высоком уровне, а просто “летать для себя и наслаждаться”.
Для спорт класса будут заряженные “С”— типа Queen2 (которые намного более нервные).
Для спорта высоких достижений – Enzo3 и другие ССС, а так же Zeno и прочие 2-х рядки как “входной билет”.
Для X-Alps и ультра биваков крылья типа OXA3, Zeolite.
А М7 – это для всего вышеперечисленного понемногу иидля всего остального – для “наслаждения”, для любых, даже самых злобных гор, для равнин, для полетов с короткими ночёвка и в горах и для самых незабываемых ХС маршрутов.
Полностью подпишусь под этой фразой с официального сайта Ozone. Я конечно ждал что крыло будет хорошим, но не думал что настолько!
The M7 offer a level of agility, comfort and safety closer to the Delta series, with near-Zeno glide performance. Most importantly, it is an incredibly fun wing to fly!
Больше и добавить нечего.
Плюсы крыла :
- Информативность и управляемость
- Безопасность
- Отличный пампинг и характеристики для топлендинга
- Потрясающие летные характеристики в классе
- Высокое качество изготовления
- Долговечные материалы
- Невероятное удовольствие от полета 🙂
Минусы:
- Цена (в прочем в России она заметно ниже чем в мире)
- Довольно скудная комплектация (концертину надо докупать)
- Для складывания надо оборачивать вокруг подвески.
- Жаль что LM версия не была доступна сразу 😉
На самом деле их нет, просто НЕТ! Невероятно, но ФАКТ! – Не верите – попробуйте сами!
P.S. А еще крыло – потрясающе красиво!
P.P.S. К самом конце октября Ozone наконец анонсировал облегченную версию M7 – традиционную LM серию – LM7.
В MS размере крыло легче на 700 грамм!
Теперь для полетов по горам можно взять и облегченную версию!
Поделиться статьей в социальных сетях
