Обновления в правилах CIVL FAI 2024
Продолжаем традиционный ежегодный обзор новостей FAI изменений правилах.
CIVL традиционно вначале мая выкладывает обновленные правила, с учетом решений принятых на ежегодной конференции CIVL (в этом году она проходила в конце февраля).
Давайте начнем с некоторых интересных цифр и новостей, а потом перейдем непосредственно к изменениям в правилах.
В мире за 2023 год было заявлено 152 соревнования по дисциплине XC. Более половины из них (90) в европейских странах.
При этом по количеству соревнований в стране лидируют Бразилия (20) и Франция (12). Полная статистика по странам проведения.
Самые “многочисленные” по количеству участников – в Испании и Македонии. (количество участников выше чем среднее по миру)
Зато по уровню пилотов, в Македонии и Турции далеко не самые “качественные”, видно куда приезжает много новичков.
Бюджет CIVL за 2023 год – сильно профицитный, так как доходы превысили планируемые ( на 21 822CHF).
а Расходы наоборот, меньше чем были в бюджете почти вдвое (на 62 746 CHF).
Такие низкие расходы в 2023 году правда связаны с тем, что часть счетов за IT инфраструктуру перенесены на 2024 год. Что за IT система ? – Это система AirScore для расчета результатов задачи по данным Livetracking “в режиме реального времени”, как это уже делается на PWC. К концу 2024 года планируется запуск этой системы.
Планируемые на 2024 год доходы должны заметно возрасти ( в частности из-за увеличения сборов с каждого эвента 1-й и 2-й категории).
Кстати, CIVL не растрачивает бездумно весь профицит, а имеет солидные резервы. В статистике по годам было отлично видно, как эти резервы проедались в “Ковидные годы” когда было мало соревнований. Зато не приходится все время при просадке бюджеты выдумывать новые поборы со спортсменов или организаторов, наличие резерва позволяет планировать деятельность на несколько лет вперед и вести планомерную работу как по увеличению удобства для пользователей (новый сайт, EMS система для организаторов, система AirScore , и т.д.) и спортсменов (изменения и улучшения правил, обновления FS. Comp).
Напомню, что бюджеты CIVL и FAI напрямую НЕ СВЯЗАНЫ!
А основным наполнителем бюджета CIVL являются взносы за соревнования (Лидирующая роль именно XC) и поддержка системы IPPI.
Новости Спорт-класса.
В рамках повышения безопасности соревнований, в CIVL создана рабочая группа по спорт-классу. Группа решила сосредоточится на введении отдельного рейтинга спорт-класса. Вначале планировалось и проведение Чемпионата мира в Спорт классе (планировался сбор заявок от организаторов до 30 января 2024 года, но потом решили отложить введение FAI-1 в спорт классе пока рабочая группа не выработает полностью концепцию проведения соревнований .
О необходимости учета спорт-класса отдельно высказался президент CIVL в своем отчете.
To respond to the growing interest in “Sports Class” (EN-C and below) paragliding XC competitions, in 2024 we are proposing a new World Pilot Ranking System for Paragliding Sports Class. This will bring in additional revenue, but the main purpose is to serve the needs of the entire pilot community, not just that of the “top pilots.” Creating the new ranking system will also help maintain the integrity of the overall WPRS system.
Реальные лидерские очки.
In Paragliding Cross Country, we will be implementing an enhancement to the scoring system, “Real Leading Points”, which is expected to enable fresh strategies that will make competitions more interesting for both pilots and those following the events on-line. It will be tried out in some high level events in 2024 to uncover any issues requiring modification of the system
В докладе президента CIVL так же указа приверженность к переходу к расчету реальных лидерских очков. Это выразилось так же в решении бюро CIVL разрешить использовать специальную формулу SVL подсчета реальных лидерских очков на тестовых эвентах 2-й категории высокого уровня. Формула базируется на предложении Болгарских спортсменов использовать реальные лидерские очки а не просто очки нахождения в одном гагле с лидером. Концепция формулы была выдвинута еще в 2017 году и описана в ЭТОЙ статье.
Lightweight Class
Так же CIVL создала комитет по “легкому классу” – PG XC Committee – Lightweight Class.
Пока основное достижение этого комитета – официальное переименование класса из Reynolds class в Lightweight Class. Но надо подождать, раз есть комитет – то будут и решения. Ждем их в 2025 году.
Описание дисциплины Paragliding Hike & Fly.
В Раздел 7L добавлены правила для дисциплины H&F. Теперь такие соревнований можно проводить и под эгидой FAI. Ознакомится с правилами можно по ссылке. sporting_code_s7_l_-_paragliding_hike_and_fly_2024_0.pdf (fai.org)
Описание подклассов для отдельных зачетов.
Sub-classes are:
• Open – All paragliders
• Serial – Any EN/LTF
• Sport – Up to ENC/LTF2
• Standard – Up to EN B/LTF 1–2
Organisers shall use these references when staging dedicated events
Снижение с 1го января 2025г максимума участников до 130 пилотов на эвентах 1-й и 2-й категорий.
From January1, 2025 the rule is: The maximum number of pilots permitted is 130. This may be increased by exception during the bid process. For Category 2 competitions this maximum number of pilots is mandatory.
На прошедшем в Испании Чемпионате Европы уже это ограничение было принято и там было 130 спортсменов.
Выделение юниоров в отдельные соревнования. (Ранее уже был выделен отдельные юниорский рейтинг).
Теперь для Юниоров не отдельный зачет, а свой, отдельный чемпионат.
На август запланировано проведение в Словении (Толмин) 1-го отдельного Чемпионата Мира для ЮНИОРОВ (до 26 лет).
Добавлены еще несколько стандартов сертификации шлемов которые можно применять для FAI-1
8.5.3 Helmets All pilots must wear a helmet certified to either EN966 (HPG), EN1077-A and –B (Snow Sports), ASTM 2040 (Snow Sports) or Snell RS-98, at all times while flying.
Фрифлаеры и Виндами
Пилотам “не участвующим” в соревнованиях запрещено помогать участникам. Фрифлаерам, стартующим перед участниками соревнований, предписывается как можно быстрее сесть или улетать в специально указанную зону (где они не смогут как-то помогать участникам соревнований) после начала соревновательной задачи. .
In Cross-country events, any help in navigation or thermal location by any non-competing pilot in the air is prohibited. Pre-fliers must land or fly in a designated area as soon as possible after task flying has started (see Chapter 8, Pre-flyers)
Теперь идеальный виндами тот кто покажет что погода есть и безопасная и сразу полетит туда куда ему указал Meet Director? даже если это приведет к посадке.
8.2. Timing of Flights
To give the Meet Director the information required, the pre-flyers must fly when and where directed, even if this results in their landing out.6.3.10 External Aid to Competitors In Cross-country events, any help in navigation or thermal location by any non-competing pilot in the air is prohibited. Pre-fliers must land or fly in a designated area as soon as possible after task flying has started (see Chapter 8, Pre-flyers).
Ответственность за невыполнение указаний организаторов и официальных лиц
Участникам стоит обратить внимание на пункт правил 6.3.11. На соревнованиях необходимо выполнять указания организаторов и не допускается оскорбительное или агрессивное поведение по отношению к организаторам или другим участникам. Штрафные санкции могут быть любыми, в том числе и дисквалификация с соревнований. Необходимо уметь сдерживать эмоции и отвечать за свои слова.
Так же стоит отметить что серьезные взыскания можно получить если “забыть” отправить сообщение о посадке. Это реально может сильно усложнить жизнь организаторам.
6.3.11 Other penalties
Not following competition officials’ directions, abusive behaviour towards competition officials or other pilots,
dangerous flying, VOX use, maliciously showing the stopped task sign, reporting landed too late after flight etc.
Penalties are at the Meet Director’s discretion.
Причем обязательными являются не только то что указывается на брифинге, но и то что указано MD в официальном канале/чате соревнований. Они теперь тоже – узаконены и имеют силу того же что и сказано на брифинге.
7.1 Communication The organiser will set up a group on a messaging platform such as Telegram and ensure that all pilots and team leaders are in the group. All official information about required meeting or events transportation to launch, availability of results, day cancellations, etc. will be done via this group. The organiser must choose a messaging platform (Telegram is suggested but not required) that all competitors are able to use free of charge. The group must be established one week prior to the start of the event and used for messages about transportation and practice days. The Meet Director shall hold a briefing for competitors before each task, at which full meteorological and operational information concerning the task shall be given. Task, weather, airspace information, and any special requirements shall be in writing. If possible, a meteorologist prepared to answer questions from pilots shall give weather briefings. Flight safety requirements given at briefing shall carry the status of regulations.
Так же стоит помнить о санкциях за “неспортивное поведение”. Этот раздел дополнился более подробным описанием.
К нему относится не только явные нарушения, но и оскорбительные высказывания в адрес участников и организаторов соревнований, насмешливый тон, повышение голоса, угроза физического насилия и другие угрозы, в том числе и в социальных медиа, а не только “вживую”. Неуважение к спорту, правилам FAI, фальсификация результатов, документов, треков.
Теперь давайте перейдем к нововведениям в формуле GAP.
В GAP 2023 появились занятные нововведения и дополнения (sporting_code_s7_f_-_xc_scoring_2024.pdf (fai.org))
Лидерские очки.
Вместо фиксированных очков за лидерство (ранее они задавались коэффициентом) и последние годы это было 162 очка в максимуме Теперь распределение между лидерскими очками и очками за время динамическое в каждом таске. Оно определяется коэффициентом LTR (Leading-Time-Ratio). Это процент, который приходится на лидерские очки из всего пула очков который зарезервирован для суммы лидерских и очков за время.
То есть сейчас алгоритм такой, вначале рассчитываются параметры валидности таска, и в зависимости от числа долетевших до финиша высчитывается количество очков за дистанцию. Оставшиеся очки распределяются между очками за время и очками за лидерские в зависимости от коэффициента LTR/ При 0% – все очки уйдут очкам за время, при 50% половина будет за время, а половина за лидерские. По умолчанию это значение 26%. То есть для коротких дистанций, где почти все на финише, потенциально лидерские могут быть выше чем 162 очка. (если очков за дистанцию меньше чем 376). При этом, теперь для задачи когда НИКТО не достиг финиша, вес лидерских составит в максимуме – 100 очков. (так как очков за время нет, а очки за максимальную дистанцию это до 900.
Отдельная особенность коэфaицента LTR – это то, что MD может задавать его разным на каждый отдельный таск, ориентируясь на прогноз погоды.Так что это не “фиксированный параметр формулы”.
The Leading-Time Ratio (LTR) to become a customisable parameter for every task. MD to decide whether the default value (26%) of LTR is suitable for the task and if not – adjust it accordingly to the idea of the task (which one is more important – the speed or the leading). The LTR value must be between 10% and 40%. To allow experimentation in Cat 2 events, the value must be limited between 0% and 50% in the scoring software. The LTR value must be written on the task board. It was noted that additional information should be provided to give a clear explanation of change to organisers in CIVL GAP. It was agreed that AirScore should be modified to suit and the work is to be completed concurrently.
Новый тип ППМ – “ЛИНИЯ” .
Кроме ППМ типа цилиндр, теперь можно применять ППМ типа “Линия”, не только для финиша. Это существенно расширяет тактические возможности для описания интересного таска, теперь не нужно применять суррогатные “далеко удаленные точки”
Для определения линии необходимо:
• ППМ (две координаты)
• Расстояние от ППМ
• Ориентация
• Длина
- ППМ – координаты берутся из файла точек соревнования. Зона контроля линии имеет одну центральную точку и две конечные точки (длина влево-вправо). Геодезические координаты этих трех точек должны быть рассчитаны в соответствии с процедурами описанными ниже.
- Расстояние от ППМ – определяет, насколько далеко от него находится центральная точка линии. Может задаваться в километрах с одной десятичной цифрой после запятой. Значение по умолчанию для расстояния (если оно не указано) составляет 0,0 км. Расстояние должно быть между -100,0 и 100,0 км.
- Ориентация – определяет, в каком направлении (относительно истинного севера) мы должны двигаться от определяющего направления. Ориентацию можно выразить одним из двух способов: как десятичные градусы, кратные 2,5° и как заглавные буквы. Ориентации по умолчанию нет — ее необходимо указать.
- Длина – определяет, насколько далеко от центральной точки находятся две конечные точки. Длина выражается в километрах с одной десятичной цифрой после запятой. Значение по умолчанию для длины (если оно не указано) составляет 1,0 км. Длина должна быть от 0,1 до 50,0 км.
Соответствие градусов заглавным буквам направления :
1. N = 0.0°
2. NNE = 22.5° 3. NE = 45.0° 4. ENE = 67.5° |
5. E = 90.0°
6. ESE = 112.5° 7. SE = 135.0° 8. SSE = 157.5° |
9. S = 180.0° 10. SSW = 202.5° 11. SW = 225.0° 12. WSW = 247.5° |
13. W = 270.0° 14. WNW = 292.5° 15. NW = 315.0° 16. NNW = 337.5° |
Общая длина линии всегда будет равна удвоенной заданной длине. Например, итоговая длина по умолчанию будет равна 2,0 км, поскольку задаваемая длина по умолчанию равна 1,0 км. Минимальная общая длина линии будет 200метров, потому что минимальная длина составляет 0,1 км = 100 метров.
Отрицательное значение расстояния означает то же абсолютное расстояние, но в противоположном направлении. Для примера линия, ориентированная на SE на расстоянии -5,0 км, будет абсолютно такой же, как линия на расстоянии 5,0 км,
но ориентирован на SW.
Толеранс для линии как ППМ задается в метрах зависящих или от относительных значений (такой же % , как и для цилиндров, только от параметров “длина” или “расстояние” – в зависимости от того, что больше). Минимальный абсолютный допуск также составляет 5 метров.
А вот факт пересечения линии считается уже интереснее тут есть 2 возможных варианта.
- Если точка трека находится ближе к линии, чем описанный выше допуск – зона контроля линии считается достигнута и пилот может продолжить полет к следующему ППМ
- Если точки в зоне толеранса нет, то .вам необходимо в треке иметь 2 последовательных точки по разные стороны линии, причем на таком расстоянии чтобы скорость которая нужна была бы чтобы “облететь в промежутке между этими точками вокруг линии” была более 120 км/ч.
На диаграмме-примере ниже показаны траектории двух пилотов, пересекающих линию. Они оба не имеют точку трека в зоне толеранса, поэтому проверка должна выполняться путем оценки времени и расстояний.
Пилот A имеет две точки (Point[i] и Point[i + 1]) на двух противоположных сторонах линии. Время между ними — 20 секунд. Длина красной пунктирной линии составляет 2,0 км. Следовательно, скорость, необходимая для движения вокруг линии 2000 м/20 с = 100 м/с = 360 км/ч.
Пилот Б также имеет две точки по обе стороны линии, время между двумя точками составляет 30 секунд, а длина синей линии – 800 м. Следовательно, скорость, необходимая для обхода линии, равна 800 м/30с = 26,67 м/с = 96 км/ч.
Для пилота А – взятие линии валидировано (скорость > 120 км/ч), а для пилота Б – линия НЕ взята (скорость < 120 км/ч)
Правда все эти нововведения про линию пока не имплементированы в наши летные приборы (то есть такую задачу нельзя нормально забить в прибор) и самое главное – пока не реализовано в FS.COMP , то есть на момент написания статьи такую задачу нельзя посчитать. Производители приборов и FS.Comp должны реализовать возможность задавать линию до 1 января 2025 года, а организаторам нужно подготовить новые Taskboard для описания задачи.
Зато в последней версии FS.COMP (2024 R2.0) Добавлена возможность загрузки таска по QR коду или сохраненному таску XCtrack.
Дополнения расчетов для остановленных тасков.
Для остановленных тасков общая валидность дня считается с учетом дополнительной валидности StoppedTaskValidity.
DayQuality = LaunchValidity * DistanceValidity * TimeValidity * StoppedTaskValidity
StoppedTaskValidity рассчитывается с учетом расстояния задания, пролетных расстояний всех пилотов, количество взлетевших пилотов и количество пилотов, еще летавших на момент остановки задания. Если хоть один пилот достиг ESS к моменту остановки задачи, то StoppedTaskValidity = 1 (день может быть 1000 очковым).
Очки за время в остановленной задаче.
Пилотам, находившимся между ESS и GOAL во время остановки задания, будут начислены баллы за полное выполнение задачи, включая часть полета после времени остановки таска. Это сделано для устранения любого разрыва между пилотами непосредственно перед финишем и пилотами, которые только что достигли финиша во время остановки задания.
Фиксированное количество очков вычитается из Time points каждого пилота, достигшего финиш в остановленном задании.
Эта сумма представляет собой количество очков времени, которое получил бы пилот, если бы он достиг ESS точно в момент остановки задачи.
Очки за дистанцию в остановленной задаче.
Для компенсации разницы высот в момент остановки задачи рассчитывается бонусное расстояние для точки в треке пилота в которой он находился на момент остановки таска (минус время ScoreBackTime), в зависимости от высоты этой точки над ФИНИШЕМ (GOAL). Это бонусное расстояние добавляется к расстоянию, достигнутому в этой точке. Все значения высоты, используемые для этого расчета, являются высотой GPS.
Более подробно с нововведениями можно ознакомится на сайте FAI. – Documents | World Air Sports Federation (fai.org)
– Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer). июнь 2024