X-Piter 2024. Невский паратлон. Veni.Vidi. Vici
13-14 Июля 2024 года, в Ленинградской области прошла гонка X-Piter 2024. Гонка в подобном формате проводится уже 4-й год, формат соревнования – приближен к X-Alps, только в условиях равнины. Ниже рассказ об этой гонке, так сказать “от первого лица”. К сожалению, я не нашел статистики по победителям прошлых лет, но знаю что Женя Грязнов выиграл гонку 2023 года
Вступительная часть.
Основные правила состязания:
Есть 3 взлетных поля (они же поворотные пункты маршрута, ППМы), которые являются вершинами треугольника со сторонами 11, 16 и 19,5 километра. На этих полях установлены лебедочные комплексы по одному старту на каждый, называются они по имени ближайшей деревни.
- ППМ1 и он же ППМ5 – “Ястребино”, клуб Парамания
- ППМ2 и он же ППМ4 – “Ущевицы”, клуб СпортАвиаСервис (САС)
- ППМ 3 и он же финишный ППМ6 – “Ямки (Вруда)”, клуб Скайстрим
- ППМ “Х” – “Беседы”, это дополнительный ППМ, который можно брать в любой произвольный момент времени, на этом ППМ нет лебедки, он расположен примерно в 4-х километрах от Ястребино.
- И отдельно есть точка старта – часовня Пантелеймона Целителя, недалеко от д. Каложицы – примерно на пол пути между ППМ1 и ППМ2, в 6 км от ППМ1 Ястребино.
Маршрут гонки проходит между этими ППМ. На каждом ППМ нужно расписаться у судьи (то есть обязательно приземлиться), только на ППМ Х нужно сделать фотографии его взятия с селфи.
ППМы (точки лебедочных стартов) были известны спортсменам заранее, за несколько дней организаторы опубликовали такую карту-схему. (точка Х вначале планировалась в Курске, потом на брифинге её изменили.
Но вот точку старта, финиша, маршрут движения между ППМами и количество их “взятия” придумали и довели до спортсменов только на брифинге вечером в пятницу 12 июля. Так что заранее маршрут не был известен, но можно было изучить местность между ППМами. Отдельно был запрет ходить и пересекать ЖД пути кроме специальных мест (оборудованные пешеходные переходы, автомобильные переезды и под мостом) поэтому важный момент в гонке имел мост недалеко от Ястребино, под которым вброд по реке Хревицы можно было пересечь ЖД. Только вот вода там +6 градусов, каменистое дно с острыми камнями и у некоторых спортсменов от холода могло свести ноги.
Итоговый маршрут:.
ППМы нужно брать в строгом порядке и только ППМ Х можно брать в любое удобное спортсмену время. По правилам, если спортсмен не успел достигнуть финиша, то взятие ППМ Х никак не улучшало его результат и пройденную дистанцию. Зато из всех кто достиг финиша – те кто взял ППМ Х будут в итоговой таблице выше тех кто не взял.
Если же спортсмен взял ППМ Х, но не достигал финиша до окончания гонки, то ему засчитывалась только дистанция, причем без учета взятия этого ППМ Х. Дистанция засчитывается как проекция на кратчайшую линию маршрута между ППМами.
У каждого спортсмена должен быть как минимум 1 суппортер который может помогать спортсмену во всем, кроме передвижения и переноса обязательного оборудования.
Обязательное оборудование спортсмен всегда обязан нести на себе:
Крыло, подвеска с протектором, спасательный парашют, защитный шлем, рация на частоте безопасности, отцепка, рюкзак и телефон с включенным в Whatsapp геолоцированием.
Дополнительно спортсмен или его суппортер должен был каждый час отправлять короткий отчет где он и что с ним в виде “кружочков видео” в телеграмм чате, а так же каждые 2 часа скидывать GPS координаты геопозиции спортсмена, для отслеживания судьями их перемещений.
Спортсмен может двигаться до 22-00. После этого он прекращает движение, отправляет судьям координаты точки остановки и видео с места где он остановился, и может отдыхать. Место отдыха не ограничивается, за исключением правила, что начинать движение на следующий день он может не ранее 6-00 утра с точно той же позиции.
Старт Гонки общий в 9-35 утра, гонка заканчивается для всех через 6 часов после первого финишировавшего атлета или в 18-00 воскресенья 14 июня.
21 участника стартовали в начале гонки:
1 Лозовой Артём Владимирович
2 Лазарев-Марченко Сергей
3 Малков Николай Владимирович
4 Пополитов Денис Евгеньевич
5 Загорский Анатолий
6 Ёлкин Владимир Владимирович
7 Васикайнен Елена Владимировна
8 Федоров Алексей Владимирович
9 Александр Юрьевич Травин
10 Мишин Алексей
11 Певзнер Дмитрий Яковлевич
12 Кочкуров Иван Александрович
13 Ивашин Матвей Юрьевич
14 Иванов Денис Дмитриевич
15 Григорьева Мария Сергеевна
16 Алиев Максим
17 Котова Дарья Владимировна
18 Уткина Галина
19 Мичурин Андрей Сергеевич
20 Васильцов Никита
21 Хаджи Максим
Из спортсменов можно особо отметить молодых “Бегунов” – Травина, Малкова, Мичурина с легкими рюкзаками, они могут всю дистанцию просто пробежать и не взлетая.
Из универсалов-летунов (те кто и пролететь может далеко и пробежать долго) я для себя отметил Дениса Иванова, Артема Лозового, Максима Алиева, Никиту Васильцова и Галину Уткину, ..
Ниже их презентации:
Кому интересен протокол с весом рюкзаков – то ниже есть скриншот.
Ну на этом с подготовительной частью все, начинаем с повествования от первого лица.
Повествовательная часть.
Долгие годы часы подготовки.
Решение участвовать было довольно спонтанное, так как мой друг Виталий Черняков ехал в Питер супортерить у Галины (Йоси) Уткиной то я решил поехать вместе с ним, тем более мы все вместе, командой, спасали его лендровер от утопления на плотине во время RFO-2024. Так как я ехал на его машине, то помогать и суппортерить кому-то без колес не получилось бы, а ехать просто “балластом” – не интересно, поэтому оставался один путь – путь атлета! И я попросился в участники. В среду днем мне подтвердили, что есть возможность и даже есть свободный суппортер – Дмитрий Иванов! Отлично, подумал я – беру! Осталось дело за малым – победить!
Подготовка началась в четверг, 11 июля. Зато проходила в насыщенном режиме и интенсивном темпе. Раз уж участвую – то надо все делать серьёзно! Нужно было собрать снаряжение и изучить место полетов. В Питере за моими плечами только один 15-минутный полет в Луге пару лет назад, поэтому самое важное при подготовке — предварительное изучение места полета. Полеты на равнине везде примерно одинаковы: равнина работает так же надежно, как и горы, главное выполнять несколько простых правил (ГРУТ) и не совершать серьезных ошибок. Покрутив Google карты и посмотрев термальные зоны на flyXC.app, а также треки других пилотов за последние дни, картина «как лететь» полностью прояснилась. Также я измерил примерные расстояния по земле между ППМ-ами и возможные места, где можно срезать асфальтовые дороги по полям.
Вечером в четверг мы провели по Telegram брифинг с дружественными командами (Галя Уткина с Виталиком и Денисом Ивановым). Мы обсудили прогноз погоды на оба дня, как будем форсировать брод и возможные пути прохода между Ямками и Ущевицами (северный и южный пути), между Ястребино и Ямками и между Курском и Ястребиным (тогда еще точкой Х был Курск), а также возможные варианты задачи.
Поспав пару часов, рано утром мы с Виталием Черняковым выдвинулись на машине из Москвы в Питер. Мы решили ехать по бесплатной трассе и приехали около 18 часов. На последнем участке специально проехали через Курск, чтобы оценить состояние и альбедо полей, а также дорогу между Курском и Ямками. Заехали в “Пятёрочку” закупить специальное чемпионское питание — воду, доширак с тушёнкой и пару килограммов бананов. Я познакомился со своим суппортером — Димой Ивановым, обсудили с ним порядок взаимодействия и пересечение брода. А после постановки задачи на брифинге мы с Виталием решили ночевать не в лагере, а непосредственно на стартовой точке у часовни, так как хотели вживую посмотреть участок до брода и сам брод.
Уже в 11 вечера мы просмотрели весь участок, оценили состояние короткой тропы через лес и поля и решили, что лучше утром идти по нормальной дороге, чтобы сохранить обувь. Поужинав дошиком с тушенкой где-то в районе часа ночи, легли спать прямо в машине, не ставя палатку, так как всё было мокрое после дождя. В 6 утра, проснувшись в тумане, позавтракали и начали готовить оборудование и машины.
По состоянию полей и прогнозу было ясно, что погода будет не слишком ранней, с низкой базой, но потом начнет быстро развиваться. План на гонку был прост: спокойно дойти до ППМ1, потом перелетать к каждому ППМу, сохраняя темп и не садясь дальше, чем в 2-3 км от ППМа. Главная задача — сохранять световой день для полетов, так как на воскресенье шансов полетать термично равнялось 0, и пешую часть нужно было максимально перенести на воскресенье. Поддержание темпа в погоде было главной задачей, поэтому нужно было максимально сохранить силы и не двигаться долго пешком, чтобы поддерживать ясность мыслей для полета. Была надежда, что частично получится полетать с Денисом Ивановым, его полетный образ мыслей я отлично знаю, много летали вместе. Но и в одиночку было не напряжно, так как знаю, что решения всегда принимаю верные. Просто в одиночку сильно медленнее.
Учитывая то, что у себя в Журавлях (Кончинке) мы летаем все время в режиме соревнований (в рамках КОС), то натренированность решать задачу долететь до ППМ, несмотря на погоду, ветер, базу и прочее, не является для меня проблемой. А полеты именно на равнине и именно в одиночку я отдельно и целенаправленно тренирую в Казахстане и Колумбии, и даже веду специальные равнинные курсы, так что никаких волнений и сомнений перед стартом не было. Волновал только прогноз погоды на диапазон 11:30–15:30, ну до 16:00 максимум, а потом быстрое умирание. Так что надо было темповать в этом промежутке. Я знал, что легко пройду километров 30 в один день и 15–20 во второй. Общая дистанция по прямой между ППМ-ми, если соединить их прямыми плюс начальный участок плюс Х – примерно 82 км. Если по дорогам и тропам, то будет раза в полтора дольше, поэтому лететь выгоднее. Проблема не расстояние, а скорость передвижения по земле. С учетом моей формы, при росте 175 см и весе чуть меньше центнера, это равнозначно тому, что я несу дополнительный рюкзак в 25 кг в дополнение к летному 😊 А значит, минимум половину дистанции надо сделать по воздуху.”
Снаряжение:
- Ozone Zeolite 2 GT – около 4 кг
- Skywalk Range X-Alps 3 – 2 кг
- Запаска квадрат Скайкантри на 120 кг или Ultra Cross (не помню, какая в этой подвеске стоит)
- Рюкзак Skywalk Hike 75
Общий минимальный вес снаряжения без воды, одежды, перчаток (только крыло, запаска, концертина, отцепка, рация, шлем, мусорный пакет, телефон и рюкзак) – 9150 грамм. Полный комплект с одеждой и пауэрбанком – примерно 10600 грамм. В полет также брал 500 грамм воды.
Гонка!
Сюда короткие видео не загружаются, поэтому пересмотреть все “видеокружочки” можно в истории телеграмм группы https://t.me/rusxfly..
1-й участок. Старт Часовня – ППМ1 (Ястребино), 6,4 км пешком.
Сразу решил не гнаться за бегунами, и тем более за теми, кто побежал через поля. Было ясно, что до нормальной погоды еще 2 часа. Поэтому мы неспешно прогулялись вместе с Денисом Ивановым и Максимом Алиевым до Ястребино.
План был записаться в конце первого круга очереди, чтобы стартовать к началу хорошей погоды. Суппортеры встретили нас у брода, и благодаря сапогам мы спокойно перешли его сухими. Запасные тапки не понадобились.
Записался в Ястребино в 10:41, 14-м, как и рассчитывал – ближе к концу списка. Во-первых, погоды все равно ещё нет, зачем зря прыгать. Была идея сходить на точку Х, но я её отсек, так как не проверил вечером реальное расстояние до неё (на брифинге Артем говорил в районе 5 км), а по факту по земле было 4,1 км, но все равно туда-обратно больше часа ходьбы. Во-вторых, несмотря на низкую базу, погода развивалась довольно быстро, и тактически важнее было лететь дальше по маршруту с первыми улетающими пилотами. В-третьих, мозгу для принятия верных решений в полете нужно много энергии, а ходьба забирает так необходимый её запас, и ты делаешь ошибки. Это я давно подметил, еще когда ходил с рюкзаком на старт в Бире: мозг тупит, и надо сохранять для него питание как можно дольше.
2-й участок. ППМ1 Ястребино – ППМ2 Ущевицы, по прямой примерно 11 км, пролетел по воздуху..
Очередь вяло двигалась, и моя первая затяжка в 11:30 прошла “в молоко”, немного не успел за Денисом Ивановым, который выкрутил в предыдущем потоке и смог перейти вперед над лебедкой. Лететь на долете к ППМ X тоже не имело смысла, поэтому я сел и снова стартанул после Бороды в 12:17.
Очень долго крутили над полем кислый поток, постепенно собралось примерно пять крыльев. Все вяло докрутили до облака (метров 600 от земли) и нужно было идти на переход. С одной стороны, с каждой минутой база поднималась, снизу докручивали еще крылья, включая Лёху Вагина на своем X-One. С другой стороны, время тоже уходило. Я первым пошел вперед, думая, что остальные тоже полетят за мной маленьким гаглом, но… сразу за мной никто не полетел. Вообще, странное, на мой взгляд, решение. Если есть группа, и в этой группе кто-то пошел вперед, то, конечно, надо было идти всем вместе за лидером. Нормальные XC соревнования хорошо этому учат. Но в итоге гагл остался ждать Вагина и висеть в районе поля.
При базе 600 метров каждый переход должен быть ювелирно выстроен по границам возможных зон питания, с возможностью быстрого смещения в ту или иную часть зоны. Нельзя было строить его на большое поле, так как при попадании не в фазу это верная посадка. Да и поля были зелеными и еще влажными после вчерашнего дождя.
План полета был продуман ещё в четверг: по границе большого поля западнее Хревиц и леса, с входом на поле около часовни. Как раз на границе началась неуверенная поддержка, протянув чуть на поле она прекращалась, а при возврате к лесу – снова появлялась. Поэтому я висел на границе, постепенно смещаясь обратно на лес. После обильных дождей вершины деревьев сохнут быстрее, чем луговая трава, и лес термичит лучше поля в штилевых условиях, так как на нагрев тратится меньше энергии, чем на испарение. Потихоньку раскрутив поток со 100 м, я начал выбираться наверх. В этот момент мимо меня пролетело крыло и плюхнулось как раз на то поле в южной части Каложиц, которое я забраковал ранее. Почему пилот не пришел ко мне в нолики, а смело прыгнул в центр изумрудной зелени, для меня осталось загадкой. Наверное, он надеялся на свои быстрые ноги. Второй загадкой для меня стал все тот же гагл, который продолжал крутить где-то в районе железной дороги. Я видел его сзади и искренне недоумевал, почему они не делают переход на крышу ко мне. Видят же, что я с земли стал довольно быстро набирать высоту, что надо мной облако… не дождался этих ссыкунов осторожных пилотов и пришлось лететь дальше опять одному.
Следующий переход опять делаю по границе леса и полей. На границе леса высота у меня примерно 550 метров от земли, и нужно выбрать путь: либо сильно правее, к лесу в центре полей, это место было помечено как термичное на картах, которые я смотрел в четверг, или левее на поле между деревнями Загорицы и Ущевицы, перед которой было довольно большое и живое по внешнему виду облако. Оба перехода будут в минусах, так как впереди большая голубая дыра.
Направо переход чуть короче, зато если не найду, то сяду на дорогу Хотыницы – Ущевицы и идти дольше. Налево длиннее, но под облако и вдоль дороги к Загорицам. Ну еще был вариант рискнуть по прямой, срезать сразу к д. Ущевицы, но тут не было идеи для хорошего набора, так как большие зеленые поля – это шлак. Зато можно выгодно разменять высоту, и в конце с посадки идти оставалось бы всего 3 км. Но риск – это не наше кредо.
Даже 3 км, с учетом времени на сбор крыла, это минут 40. А потратить время на обработку потока сбоку и потом долететь – минут 10. Лечу левее, с 300 м беру поток в ожидаемом месте и спокойно выкручиваю почти под базу, чтобы долететь с огромным запасом, скручиваю лишних 400 м над стартом в Ущевицах и в 13:11 сажусь прямо на старт, на котором нет разложенных крыльев. В протоколе я 4-й на этом ППМ.
3-й участок. ППМ2 Ущевицы – ППМ3 Ямки, по прямой 16 км, пролетел по воздуху.
Расписываюсь и сразу стартую дальше. За мной готовит крыло Никита Васельцов. Отлично. Думаю, вот дальше полечу вместе с Никитой! После отцепки сразу встаю против ветра и иду на лес впереди, беру поток и спокойно выкручиваю его. Снизу подтянулся Никита и тоже начинает что-то крутить, только он почему-то смещается влево от леса, а надо вправо на лес. Повисел немного, подождал его, но он так и не захотел сместиться куда надо, сносясь вбок все сильнее в какой-то сопле, хотя облако и лес явно намекали «сюда, к нам». Ну, думаю, не хочет Никита лететь вместе… Придется опять одному.
По маршруту были развалы с небольшими кризами и два довольно жирных живых облака (правее, в районе Хотыниц, и левее, на границе леса и полей). Так как база стала примерно 900-1000 м от земли, то облака работали с 400 м. То есть переход надо было строить с расчетом не проваливаться ниже 650 м.
Так как в этих местах я никогда не летал и ориентировался только по Google, то вначале немного не понял размеры болота, которое с высоты 800 м было где-то на горизонте 😊. Зато сразу увидел дорогу от Хотыниц к переезду Молосковцы. Туда вроде манило одно хорошее облако, в районе кладбища у точки S05, но дальше были сплошные развалы и полный бесперспективняк. Прямая дорога по небу обычно ведет на землю, поэтому пошел чуть кругом. Наша задача — оставаться в воздухе, ветер не сильный, так что любой круг можно облететь, лишь бы оставалась высота. По границе леса, раз уж лес сегодня надежно работал — грех этим не пользоваться. Над лесом, как обычно, выкрутил поток, а вот дальше стало все печально. Впереди огромная голубая дыра с верховой кризой. Живые облака только сильно левее между малой Врудой и стрельбищем воинской части или сильно правее над Молосковицами или уже над болотом, южнее Смердовиц. Опять дилемма: сильно влево или сильно вправо? Или манящий своей простотой выбор лететь на шару по прямой к Большой Вруде на «авось поддержит» или «сяду на окраине перед Врудой и дойду 3-4 км».
Так как северный (левый) путь давал больший крюк, отсекая меня железной дорогой и полями, пешеходные тропы которых я не изучал, то полетел к границе болота вглубь за Смердовицы. Расчет был, что лучше я 10 минут повишу в ноликах, выкручу и долечу, чем опять топать 4 км, тем более что я был уверен, что за мной летит Никита (хотя его я не видел). На 160 метрах нахожу нолики и начинаю работать. Поля уже должны подсохнуть, но лес сегодня был лучше. Аккуратно щупаю разные стороны, набора особо нет, минут через пять я набрал всего 50 метров, зато зона, где были эти нолики, была довольно большая. Важно было только не вывалиться и найти более уверенное ядрышко. Поколупавшись над речкой в этих ноликах, я понял, что протягивать лучше ещё глубже на болото, выбрав для себя поле около дороги, до которого, если что, полечу со 120 м на посадку.
Если вы долго висите в невзрачных ноликах, которые то вверх, то вниз, существует отличная часть «У» из ГРУТа. Надо абстрагироваться от земли и заняться целенаправленным поиском указателей. Минута кручения головой, и были зафиксированы несколько стрижей. Что они делают на высоте 160-200 м? Точно ловят мошек, а мошек поднял вверх ветер из термика. Немного работы в узком пузыре, и высота начала расти. До поля по прямой километров пять. Мне нужно набрать 650-700 метров высоты. Терплю, работаю, потом встаю на аксель и вперед через нисходняк. И вот я на старте Ямки в 14:07. Весь полет длился меньше часа, а столько нервов!
4-й участок. ППМ3 Ямки – ППМ4 Ущевицы, 16 км, перелетел по воздуху.
Над Ямками сплошная тень, но на подлете я прошивал поток где-то напротив лагеря, над асфальтовой дорогой. Расписываюсь и сразу стартую в надежде, а вдруг повезёт успеть в последний паравоз. Если выбраться под этой тенью, то дальше, километрах в 5-6, есть погода. Мой суппортер еще не успел доехать, а телефон почти сел. Благо одна добрая девушка одолжила мне пауэрбанк, Али угостила глотком воды, я поставил телефон на зарядку в кармане и взлетел.
После затяжки прохожу на место, где был поток, протягиваю почти к Большой Вруде, потом к лесопилке и долго вишу над ней в нулях, сражаясь до последнего. Но нолики переходят в слабое снижение, которое все усиливается. Высоты не хватает, чтобы долететь до старта, сажусь метрах в 400 и добегаю к старту. Теперь можно отдохнуть. Судя по развалу облаков, пауза в погоде минимум на час.
Спокойно снимаю снаряжение, расправляю крыло от травы и иду отдыхать. Смотрю, как прыгают сверху вниз тандемы и фрифлаеры. Дима привозит воду, бананы, пауэрбанк. Ветер при этом начинает доворачивать в спину. Команда думает начинать переставляться под ветер на 180 градусов. Узнаю, что нужно минут 20 для этого, говорю, что спокойно буду ждать. Тем более что где-то минут через 20 как раз должен прибежать Никита, который где-то недалеко сел.
Приходит Никита, его суппортер Марина Олексина его кормит, массажист делает ему массаж. Вот какой сервис 😊. Но тем, кто не бегает, а только летает, массаж конечно не нужен.
Команда между тем переставилась, к этому моменту (15:40) как раз тень рассыпалась и солнце снова начинает греть. Выпускаем вперед тандем, чтобы он выпрямил трос нормально 😊. Мы с Никитой готовимся лететь, я даже предлагаю ему уступить возможность взлететь первым 😊, но он отказался. Хотя как раз со стороны лебедки начинает формироваться облако, и к моменту окончания затяжки можно оказаться сразу под ним.
Стартую в 15-54. Отцепляюсь, чуть протягиваю в сторону облака и встаю в +1.
Спокойно набираю, жду Никиту, он как раз затянулся и начинает крутить снизу. ВСВ ветер чуть сносит поток в сторону д. Ямки. Набираю почти под базу (она еще чуть поднялась), и смотрю как Никита почему-то бросает поток и идет к лесопилке. Там конечно за Большой Врудой в начале болота тоже облако, но другое, более красивой аккурат за железной дорогой. Как бы вы думали где ? Ну конечно на границе леса и полей. Прихожу под облако и в хорошем потоке быстро опять выбираю под самую базу, обхожу облако по краю справа по наветренной стороне.
Далее как всегда распутье. Хороших живых облаков очень мало и все они очень далеко. Между ними по 8-10 км голубые дыры, ну конечно, время уже 16-10, как раз обещали в прогнозе что погода сдохнет в 16-30.
Если лететь совсем надежно, то хорошее облако есть в районе Муромицы – Княжево. Ту зону я просматривал в Гугле на предмет дорог и знал, что там идет прямая дорога мимо колонии на Ущевицы. Если сесть, то по ней можно дойти (но топать километров 8), а если там набрать то будет по ветру гарантированный долет. Зато минус, не получится разменять остаток высоты на долет (из-за леса) если прийти туда на 300м и не найти поток…
Второе облако, тоже жирное но явно умирающее космами вниз висело на границе леса и полей за Полобицами.. Это так себе путь….. с большой вероятностью на долёте оказаться возле Хотыниц и потом 5 км топать…… Ну и перспективно казалось пойти в этот раз по прямой на Красные Прологи, вечером может поддерживать на высоте, и полет почти по ветру. Даже если не найду там то далее над большим лесом по любому будет поддерживать и глайд будет приличный.
После леса решаю немного выдвинутся на поле которое сегодня косили (видно трактора стоят сбоку), короткая трава означает что за день земля там могла подсохнуть и вечером там будут потоки, много мне не надо, буквально метров 100 или просто нолики, чтоб надежно перелететь крайний перед Ущевицами лес напрямую, а не обходить его по периметру. Так и есть, набрав со сносом в ноликах метров 40-50 я понимаю, что есть небольшая поддержка и глайда хватит. Его как раз хватило. Пришел на старт у Ущевицы на высоте метров 50. На подлете видел, как затягиваются и садятся на соседних полях пилоты. Это подтверждает мои ощущения что погода уже сдохла. Перед приземлением оцениваю ветер, вижу что флаг развернут больше чем на 90 градусов относительно троса и трепещет, значит дует довольно приличный восточный ветер.. В принципе ветер попутно-боковой к линии дальнейшего маршрута. Решаю, что сразу затягиваюсь и лечу на “долёт”. Разложенных крыльев на старте нет, поэтому сажусь сразу на старт. Весь полет меньше 40 минут. Суппортер на машине едет медленнее по дорогам.
5-й участок ПП2 Ущевицы – ППМ1 Ястребиное 11 км (2.7 км по воздуху, 11.2 км по земле)
Подбегает Руслан Хохлачев и говорит, что они хотят переставляться. Ветер дует примерно 3 метра почти ровно в спину 😊. Я говорю, что сразу готов лететь. Расписываюсь в листе в 16:33 и, надеясь на лёгкий старт у Zeolite 2 GT, убегаю с попутным ветром.
Отцепляюсь и сразу разворачиваюсь в сторону деревни Ущевицы. Моя задача — перелететь ЛЭП и разрушенные коровники. Высоты хватило на 2.7 км по воздуху. Всё! На сегодня полеты окончены. Пока складываюсь, подъезжает Дима.
Собираю параплан, выкладываю лишнюю одежду — она больше не понадобится, а без неё рюкзак на килограмм легче. Хотел выложить отцепку, но Дима вовремя напомнил, что она прописана в регламенте как «обязательное снаряжение», поэтому оставляем её в рюкзаке вместе с рацией. Хотел снять аксель, но потом поленился крохоборствовать 😊. Ну а вдруг и на долете из Ястребино понадобится 😊. Хотя был уверен, что летать больше не придётся и теперь 2 дня только топать.
Вышли к дороге, как раз хотел надеть свежие кроссовки, более свободные, так как в тех, в которых летал весь день, уже нога спрела 🙂 Как раз подъехал Виталик, он был рядом и решил проведать меня. Я быстро помыл ноги, надел две пары свежих носков и вторые кроссовки, взял палки и отправился в путь.
Хотя Женя Грязнов не рекомендует ходить с палками по горизонту, но у меня был сбит ноготь на мизинце (ещё до старта всей гонки), и я решил, что лучше с палками идти и разгрузить по максимуму стопу.
11.2 километра до Ястребино прошли легко и непринужденно, брод опять перешёл в сапогах. Съедаю банан, отдаю сапоги Диме, беру бутылочку воды и договариваемся, что встретимся в Беседах на точке Х. Понимаю, что у меня большой запас перед догоняющими, так как погоды давно нет. Ближайший преследователь, Никита, ещё не дошёл до Ущевиц, и у меня минимум 15 км запаса. До Ястребино я дошёл быстро, на третий раз дорога стала уже привычной.
Лебедка уже тягает тандемы, для спортсменов старт закрыт. Расписываюсь в 19:24, жму руку Боеву и топаю в Беседы.
6-й участок ПП1 Ястребиное – точка Х (Беседы), 4.1 км по земле
Прошел легко и быстро, в Беседах отправляю кружочки. Уже перед подходом просил суппортера проверить срезку с дороги через лес на Котино. Этот участок в Google мы ещё в четверг просмотрели, но лучше глянуть впереди вживую. И посчитать два варианта дороги — на север через Молосковицы или на юг через Курск-Сырковицы. Оказалось, что южный путь примерно на 1.5 км длиннее.
7-й участок Точка Х (Беседы) – Обязательная остановка на ночь в 22:00, 11.5 км по земле
Короткая остановка на минуту, чтобы выпить квас и съесть два банана, и снова в путь. Срезаю через лес, а потом напрямую через поле к Новым Смолеговицам (на Google там была нарисована тропинка, но по факту это просто скошенное поле с невысокой травой).
Дальше на асфальте к переезду в Молосковицы. Как раз тут мне Дима говорит, что ближайший преследователь (Андрей Мичурин) уже в Каложицах и он уже брал утром точку Х. Мы понимаем, что он сбегает до Ястребиное и через брод вернётся обратно, так что его путь от Ястребиное короче моего километров на семь и мой запас не так уж и велик. Приходится ускоряться, и после 20 километров пешего маршрута я начинаю переходить местами на бег.
Последние 50-40 минут почти бежал. Успел перебежать переезд в Молосковицах и пройти ещё чуть больше километра по грунтовой дороге. К сожалению, не хватило 10 минут, чтобы дойти до асфальта. 22:00 застает меня там, куда суппортер подъехать не сможет, а значит, мне чуть больше километра лишнего идти после отбоя и завтра утром, чтобы начать с той же точки.
На этом первый день окончен. Я успел пройти 33.1 км за час утром и пять с небольшим часов после посадки. Из них было всего две остановки суммарно на 10 минут на помыть ноги и съесть банан. Обошёлся без горячего питания.
В лагерь приехали уже в 23:15. Пока помылся, покушал, уже почти час ночи, а утром надо в 4 вставать, чтобы позавтракать и в 6:15 быть уже в Молосковицах на асфальте. Пока оденешься, намажешь мозоли, дойдёшь до места старта — время и пройдет. Утром нельзя терять ни минуты. Андрей бежит с темпом пять минут на километр (12 км/ч), у меня гандикап в семь с небольшим километров, а до цели 13.6 км.
Мозоли не дали нормально поспать, удалось лишь полтора часа вздремнуть. Но ничего, последний рывок в два часа, и всё закончится! Так как обещают дождь, засовываю параплан в два мусорных пакета, и ещё сверху на рюкзак дождевик. Рация, отцепка — всё внутри 😊.
Финишный участок. Остановка на ночь около деревни Малосковцы – финиш в Ямках 13.6 км
Выходим к точке старта в 5:50, дожидаемся отмашки судьи, отправляем кружочек, и в 6:01 начинаем забег. У меня задача на оставшийся путь — примерно половину пройти и остальную половину пробежать. Хорошо, что дождя ещё нет и грунтовка сухая, а то нахватал бы там липкой земли и пришлось бы переодеваться.
Быстро выбираюсь на асфальт и двигаюсь к финишу, попеременно то иду, то бегу. Вспоминаю греческий парадокс, что Ахилл не догонит черепаху 😊.
Навстречу начинают попадаться другие участники, которые двигаются к ППМ4. Все подбадривают и желают удачи. Девочки просят бежать помедленнее, чтобы у них оставалось больше времени на маршрут, так как гонка завершится через шесть часов после первого финишера. Сил много, главная опасность была в том, что порвется мозоль на пальце. Дима периодически докладывал, где там мой соперник. Примерно в 7 утра пошел небольшой дождик, но он совсем не мешал. И в принципе сразу после переезда стало понятно, что Андрей меня уже не догонит — не сможет он бежать второй день 12 км/ч, за вчерашний день он прошел больше и тоже устал….. Но была мотивация сохранить приличный разрыв по времени!
Поэтому бежал на финиш, и в итоге весь путь в 13.6 км пробежал-прошёл меньше чем за два часа. В 7:55 я финишировал.
49% дистанции я пролетел и 51% дистанции преодолел по земле. В итоге отрыв от второго места (Андрея Мичурина) составил 49 минут. Потом оставалось только сидеть и болеть за друзей (Дениса Иванова, Никиту Васильцова, Галину Уткину) и остальных участников! Все огромные молодцы.
Особая благодарность моему суппортеру Диме Иванову. Он отлично отработал весь маршрут, всегда был там, где нужно, кормил меня бананами, поил водой, сообщал нужные сведения и вовремя отправлял все необходимые кружочки, геолокации и т.д.! А его болотные сапоги позволили сэкономить 20 минут времени, обеспечили комфортную переправу не только мне, но и другим атлетам, а также позволили мне сохранить психологически комфортный отрыв от Андрея!
Всего до финиша, за оставшиеся 6 часов успело добраться 5 атлетов.
Итоговые позиции всех участников кто не снялся.
Моя статистика:
Общая дистанция по прямой между ППМ-ми, если соединять их прямыми + начальный участок, — примерно 82 км.
Фактическая дистанция:
- 1-й участок: Старт Часовня – ППМ1 (Ястребиное) — 6.4 км по земле.
- 2-й участок: ППМ1 Ястребиное – ППМ2 Ущевицы по прямой — примерно 11 км (перелет по воздуху).
- 3-й участок: ППМ2 Ущевицы – ППМ3 Ямки по прямой — 16 км (перелет по воздуху).
- 4-й участок: ППМ3 Ямки – ППМ4 Ущевицы — 16 км (перелет по воздуху).
- 5-й участок: ППМ4 Ущевицы – ППМ5 Ястребиное — 11 км (2.7 км по воздуху, 11.2 км по земле).
- 6-й участок: ППМ5 Ястребиное – точка Х (Беседы) — 4.1 км по земле.
- 7-й участок: точка Х (Беседы) – остановка на ночь в 22:00 — 11.5 км по земле.
- Финишный участок: от остановки на ночь до финиша в Ямках — 13.6 км по земле.
Итого: 46.8 км по земле (примерно 37.3 км шагом плюс 9.5 км бегом, суммарно в движении 8 часов 20 минут), 45.7 км по воздуху (примерно три часа), ну и порядка трех часов — это ожидания на стартах (холостые затяжки). По статистике телефона — 47 500 шагов в субботу и 19 000 шагов в воскресенье до финиша. Но что он там считает — никому не ведомо.
Потрачено шесть затяжек: две в Ястребиное (одна холостая), две в Ущевицах (обе боевые), две в Ямках (одна холостая). Норма — «не больше двух затяжек» соблюдена. 😊
Выводы.
- Подготовка решает. Всего один день потраченный на изучение местности в Гугль картах и вам уже все знакомо и психологически удобно летать, даже в новом месте и при не работающем GPS.
- Изучение опыта полета других пилотов через треки и тепловые карты – тоже очень полезно, буквально 5-7 треков и вы уже понимаете все засадные места и куда лучше присматривать линию маршрута.
- ГРУТ замечательно работает даже если рельефа нет. Всего лишь не нужно учитывать один из компонентов общего правила. Изучайте и тренируйте полеты на равнине ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО и тогда вам станет летать намного проще.
- Как инструктор имеющий доп. образование спортивного тренера особо подчеркну что – тренировка соревновательного режима, это основа хорошего полета. У себя на KOC мы летаем по таскам каждый летный день. Даже небольшой таск в 30-35 км переключает мышление пилота, полностью сосредотачивая его на достижении цели. Это очень важный момент, на таске нет места “удаче”, нет возможности поменять задачу, спортсмен сосредоточен только на поиске оптимальных решений для достижения заданной цели. Достижение же четко поставленного финиша сильно мотивирует и на физиологическом уровне подкрепляет полученный положительный опыт, что способствует быстрому прогрессу. Из наших КОС соревнований уже выросли призеры, Чемпионы и Чемпионки России (Юртаев Алексей, Денис Погольша, Олеся Соколова) и скоро вырастит еще плеяда талантливых спортсменов.
- Эмоциональный настрой на борьбу и поддержка друзей (и суппортера) тоже очень важный аспект, помогает спортсмену высвобождать свои глубинные резервы сил.
- Физическую форму тоже полезно подтянуть, тогда можно финишировать еще быстрее 🙂
Благодарности: Особые благодарности моему суппортеру – Диме Иванову и моему другу – Виталику Чернякову, за помощь и поддержку!
Огромная благодарность организаторам, Артему Лозовому и Маше Григорьевой за этот праздник и организацию такого сложного мероприятия! Ну и конечно всем атлетам их суппортерам и болельщикам – за создание прекрасной атмосферы!
16-07-2024. Сергей Лазарев-Марченко.
Часть фото с официального канала гонки – https://vk.com/album-37468691_303622204