Поиск потока в маршрутном полёте на низкой высоте в условиях равнины.

Статья и иллюстрации – полностью в авторской редакции.

Автор статьи Василий Викторович Гордеев.

 

Поиск потока в маршрутном полёте на низкой высоте в условиях равнины.

 

Летая маршрутные полеты на параплане, приходится обрабатывать огромный объём информации и принимать порой не простые решения во время полёта, которые влияют на его продолжительность и дистанцию. Наверное, никого не обману, если скажу, что всем пилотам, стремящимся летать маршрутные полёты хочется забраться под облака, чтобы пролететь как можно дальше. По пути найти термический восходящий поток (термик), который подарит прекрасное чувство, когда забираешься под облако и понимаешь, что тебя ждут впереди ещё с десяток километров.

Из-за большого объёма обработки информации и отсутствия необходимых навыков, я часто принимал не верные решения, которые приводили к посадке, когда погода ещё бурлила и позволяла лететь за горизонт, но… Были моменты, когда получалось найти на низкой высоте (400м и ниже) поток, зацепиться за него и вновь взлететь под облака.

Одним из способов увеличить продолжительность маршрутного полёта — это повысить скорость обработки информации, дать время мозгу на другие действия.

Часто приходиться слышать от многих пилотов, что нужно летать больше и всё начнёт получаться. Конечно, они будут правы, но что вы скажите, если часть умений необходимых в полёте можно выработать на земле, сидя дома с кружкой чая. Думаю весьма заманчивое предложение, учитывая, что маршрутных полётов за сезон не так много, да и пилотов «выходного дня» большое количество.

Для правильного принятия решение о том, где будет сходить термик и куда лучше лететь, желательно научиться читать рельеф. Правильнее будет сказать, распознавать с высоты полёта наклон рельефа, чтобы он помогал определять место схода термика. Ведь рельеф является одним из ключевых факторов определения места схода потока. Оценивая окружающую обстановку не забывайте, что вы будете принимать решения на низкой высоте и цена ошибки – посадка и конец маршрутного полёта. О том как читать рельеф, прекрасно написал и показал Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer) в статье «Я есть ГРУТ! – Главное правило равнинного пилота».

Ссылка на статью (www.para2000.ru/xc/xcfly/plants_rules/)

Заметка. Изучив статью, я в полёте стал чаще принимать верные решения, что позволило дольше летать на большой высоте, а на низкой определять места схода термика. Статья «Я есть ГРУТ» позволит вам научиться читать рельеф, вы обретёте необходимые знания, которые понадобятся для выработки умения «улететь с низкой высоты».

Необходимое умение появится быстрее, если в полёте попадать в разнообразные условия, оценивать множество факторов, замечать важные признаки, которые помогают в принятии решения по поиску термика. Не знаю как у остальных пилотов, но в моей практике таких моментов в полёте крайне мало, что плохо сказывается на выработке умения и навыка. Поэтому мне пришлось искать дополнительный способ к обучению. Просматривая видеоролики разных пилотов, летающих на параплане на низкой высоте, я стал анализировать условия, в которых они оказались. Искал признаки и причины принятого пилотом решения, ставил на паузу ролик для обдумывания действий и поиска признаков схода потока. Со временем стал представлять, что летящий пилот на видео это я. Это даёт большую погруженность в процесс и помогает усерднее искать ответы на поставленные ниже вопросы. Главным правилом при просмотре ролика – принимать решения до того, как пилот на видео обнаружит поток. В первое время, я не успевал оценивать окружающую обстановку и мне приходилось ставить видео на паузу, но после просмотра нескольких роликов стало появляться умение и со временем, отпала необходимость останавливать видео.

На просторах Youtube набираем в поисковике «выживание на низкой высоте» или «low save paragliding», можно воспользоваться и другими ресурсами. Предлагаю вам свой плейлист, где я с помощью ютуба собрал не малое количество роликов. Периодически я добавляю в него новые видео.

Ссылка на плейлист (www.youtube.com/playlist?list=PLyd4hZr22t6E0B_w6QPlOd6NQKuA46mNf&si=N15Ws5C9MMT19dNa)

Давайте теперь разберёмся, что необходимо делать при просмотре видео:

1 – В первые 10-20 сек. просмотра видео стараемся ответить на вопрос: на сколько развита термическая активность (нестабильная атмосфера)? На видео мы можем ответить на вопрос только при наличии облаков, если их нет, значит вокруг голубые термики. Иногда облака помогают определить примерное место схода термика. При слабом фоновом ветре 0-2м/с облака образуются над местом схода термика. При ветре 5м/с и более определить место схода термика по облаку очень сложно, расстояние между облаком и местом схода термика составит километры.  Чем нам могут помочь облака при полёте на низкой высоте с фоновым ветром 5м/с и более? Они помогают определить благоприятную зону полёта (главное направление), в которой шанс найти термик будет значительно выше, чем в атермальной зоне. Если высота позволяет, то стараемся смещаться в благоприятную зону, где находится не одно красивое поле, а множество полей с хорошим прогревом. Присутствие облаков над полями, это хороший признак благоприятной зоны. Более подробно об этом написано в статье «Я есть ГРУТ».

Кучевые облака – видимая часть потока, отображающие термическую активность.

2 – В эти же первые 10-20 секунд видео отвечаем на другой вопрос: есть ли над пилотом или рядом с ним криза? Криза – облачность, закрывающая большую территорию от прогрева солнцем, что уменьшает термическую активность. Нам важно понимать ухудшается ли термическая активность или нет. Это существенно влияет на дальнейшую тактику и выбор направления полёта. Принимаемые решения будут зависеть от множества факторов и обстоятельств, в которых окажется пилот.

Облако закрыло большую территорию от прогрева и идёт дождь

3 – Определяем высоту пилота над рельефом. Чем меньше у нас высоты над рельефом, тем меньше маневров нам доступно и любая крупная ошибка означает посадку на планету Земля. От высоты полёта так же зависит в какой части термика вы окажетесь. В большинстве случаев потоки формируются примерно до высоты 200-300м от рельефа, а это означает, что на более низкой высоте обработать термик будет сложнее и ещё сложнее обработать его на высоте 30-50м. Фактически на высоте 30м это будет не поток, а пузыри. Помним о времени. Ведь количество времени на размышление и действия так же зависит от высоты. Определить высоту над рельефом без прибора можно с помощью сравнения известных нам по размерам объектов (машины, деревья, люди, здания, столбы от ЛЭП и пр.). Рекомендую практиковаться на старте. Выставленная на вариометре высота позволяет точно знать высоту в районе старта. Находясь в термике посматривайте периодически на известные объекты на земле и пробуйте определить высоту на глаз. После каждой попытки сравнивайте с показаниями вариометра. Такими действиями выработается умение определять высоту, ведь не всегда мы летаем над равниной, где высота рельефа меняется незначительно.

Кстати, о том как обрабатывать пузыри написано в статье «О полётах «на выживание». Она написана дельтапланеристом, но и нам парапланеристам вполне подойдёт.

Ссылка на статью. (www.andreyshelavin.blogspot.com/2012/05/blog-post.html)

4 – Стараемся определить направление ветра по: скорости перемещения пилота, ряби на воде, сносу пилота при обработке потока, сносу дыма от костра, сносу пыли от машин. Конечно, в настоящем полёте есть и другие признаки определения направления ветра, но на видео нам будут доступны только такие. Ветер является одним из ключевых факторов, влияющий в каком месте сойдёт термик. Не стану перечислять значимость ветра, для этого понадобиться целая статья. Упомяну основные факторы, которые нам необходимы при просмотре видеоролика:

– на какой триггер будет сдуваться прогретый воздух;

–  какой угол сноса предположительно будет иметь термик;

–  на какое расстояние нужно пролететь от триггера, чтобы встретиться с термиком на высоте полёта.

Если на видео не получатся определить направление ветра, то просчитывайте несколько вариантов. Что я имею в виду. Просчитываем варианты при западном ветре, при северо-западном и т.п. Не берите все 360 градусов, два варианта будет вполне оптимально.

Заметка. В настоящем полёте на низкой высоте очень сложно обработать пузыри или формирующийся поток, особенно когда не получается определить направление ветра. Помогает вариометр с указанием на экране направления ветра в виде стрелки.

 

5 – Указатели потока. Стараемся на видео найти указатели потока (парящие парапланы, парящие птицы, поднимающийся и изгибающийся в процессе подъёма дым, пыль). Другие признаки, которые видны в реальном полёте (летящие и набирающиеся мусорные пакеты или листва, на высоте 500м и выше смерчики, стрижи и ласточки, пух растений, молодые и растущие облака, бабочки). Иногда пилотам везёт и рядом присутствуют указатели потока, которые визуализируют термик. Это счастье, когда тебе помогают и указывают на место потока.

Птицы обрабатывают поток, показывая его место и размеры

6 – Читаем рельеф. Определяем в какую сторону наклонены поля относительно солнца и фонового ветра. Одним из ключевых факторов, влияющих на место схода потока и его силу является рельеф. Ни солнце, ни ветер не произведут поток без взаимодействия с рельефом. На равнине способность рельефа аккумулировать тепло солнца – ключевая для образования термиков. К рельефу относится не только перепад высоты, но и его поверхность, т.е. какова сама поверхность (пшеничное поле, распаханная пашня, зеленая кукуруза, камни, лес и пр.). В зависимости от вида поверхности воздух прогревается по-разному и чем сильнее нагревается поверхность, тем быстрее она нагревает прилегающий воздух. Для термического восходящего потока так же важна площадь нагретого воздуха, чем она больше, тем сильнее и дольше будет термик. На сколько быстро будет нагреваться поверхность можно посмотреть в таблице Альбедо, где указаны отражающие свойства поверхности.

Таблица Альбедо

7 – Определяем время дня. С помощью отбрасываемой тени от объектов на земле или высоты солнца над горизонтом можно определить примерное время дня. В середине дня солнце находится в наивысшей точке и предметы не отбрасывают в сторону тень, в зависимости от сезона года. Уровень прогрева поверхности земли зависит от угла, под которым падают лучи солнца. Чем ближе угол к 90 градусов, тем сильнее нагревается поверхность, а следовательно, и воздух. Термики будут сходить чаще и мощнее с полей, которые наклонены к солнцу. Не забывайте о ветре, направление ветра очень сильно влияет на место схода потока. Не зная откуда дует ветер, мы будем метаться из одного угла поля в другой в поисках потока или пролетим в сотне метров от него.

8 – Триггеры. Настало время найти триггеры, над которыми нужно пилоту пролететь. Учитываем прошедшие 7 пунктов. Если не брать во внимание факты в первых семи пунктах, то триггер не имеет никакого значения, ведь он всегда связан с местом прогрева воздуха, направлением ветра, наклоном и поверхностью рельефа. Без зоны прогрева воздуха не будет потока, даже с красивыми триггерами. На малой высоте старайтесь обрабатывать слабые потоки, пузыри и даже нолики, они помогут протянуть до триггера. Вознаграждением за стремление будет хороший поток.

9 – Определить места, над которыми стоит пролететь в поиске потока. Как вы понимаете эти места и есть триггера, но имеется подвох. Поэтому я решил написать девятый пункт. Иногда в полёте у меня вылетает из головы, что при фоновом ветре над триггером термика не будет. Поток снесет по ветру и если мы летим, предположим на высоте 300м, то нам нужно пролететь дальше от триггера, возможно на несколько сотен метров. Место, где мы встретим термик, зависит от трёх факторов: скороподъёмность термика, сила ветра, высота полёта. Добавлю ещё сложностей. На низкой высоте термик слабый и он легко может изменить направление отклонившись в сторону, что увеличивает вероятность пролететь мимо, но… Есть один способ, который мне часто помогает. У термика есть один эффект, он подсасывает воздух со всех сторон. Этот эффект имеет воздействие на параплан: увеличивается путевая скорость на несколько единиц и крыло медленно поворачивает в сторону потока. Если «дать крылу лететь», не воздействовать на клеванты, акселератор и сидеть в подвеске ровно, то крыло само полетит в поток увлекаемое подсасываемым воздухом. Важное замечание! Крыло медленно поворачивает и по этой причине очень легко остановить процесс разворота в сторону потока если сместить слегка вес или чуть-чуть поджать клеванту. Так же не стоит расслабляться, вы должны быть готовы отработать болтанку, если настигнет сильная турбулентность. Этот «трюк» работает, когда поток находится впереди или в стороне по ходу движения.

10 – На равнине термик имеет свойство цикличности, воздуху требуется время нагреться до нужной температуры, чтобы снова сойти. По этой причине вы можете выполнить все девять пунктов верно, но попасть в момент, когда потока нет. Воздух ещё не успел прогреться до необходимой температуры для повторного схода потока. Предсказать цикличность схода потока невозможно. В связи с этим, мы должны стараться пролететь как можно больше мест (триггеров) удовлетворяющих девяти пунктам. Это значительно повысит шансы попасть в нужное место и время, чтобы встретиться с термиком и выкрутить под облака.

Образование термического потока и кучевого облака

Как вы видите, объём обработки информации не маленький. В настоящем полёте приходится обрабатывать ещё больше информации и что самое сложное, в ограниченное время, при этом непрерывно управлять парапланом, следить за окружающей обстановкой, отслеживать обратную связь от крыла и многое др.  Да и к тому же ограничение по времени сильно сказывается на психике, что усложняет процесс обработки информации и принятия верного решения. У меня сложилось впечатление, что пилот — это летающий суперкомпьютер, принимающий решения на множестве неизвестных и косвенных данных. Что-то мне стало жутко от мысли какой объём информации нужно обрабатывать пилоту, а ведь я ещё не все пункты написал. К счастью, у людей есть хорошее качество: часто совершаемые действия отнимают с каждым разом меньше времени и сил.

Принимайте решение основываясь на первых 9 пунктов без остановки ролика и до того, как пилот на видео найдёт термик. Если не успеваете принять решения до нужного момента, то останавливайте видео, анализируйте и только потом продолжайте просмотр. Поступая таким образом, вы сможете выработать умения, которые помогут при полёте на низкой высоте. Еще одним положительным фактором будет уменьшение времени на обработку информации, у вас появится дополнительное время для других действий.

Заметка. В настоящем полёте вы будете испытывать психологическое давление из-за низкой высоты и большого, очень большого желания не совершать посадку. Когда человек испытывает психологическое давление, то все его умения снижаются на несколько позиций. Зная о таком явлении, нам ничего не остаётся, как выработать умение до высокого уровня. Поэтому старайтесь на совесть, она вам поможет в полёте.

11 – Чуть выше я писал о том, чтобы вы выполняли 9 пунктов до момента нахождения пилотом термика. Для чего это нужно? Вы будете проверять свои решения с помощью пилота. Если он полетел в выбранное вами место и нашёл поток, то ваше решение оказалось верным, вы правильно просчитали обстановку. Если же пилот полетел в другую сторону, не расстраиваемся и стараемся ответить на вопрос: почему пилот полетел в эту сторону? Пробуйте найти причины его действий, возможно из-за камеры (глаз человека видит больше деталей) вы не увидели важных признаков, которые нашел пилот.

12 – Место схода потока или пузырей. Определяем место схода потока на рельефе и отвечаем на вопрос: почему поток сошёл с этого места? Определить место схода термика можно с помощью его сноса. Запоминаем «место» нахождения пилота в воздухе при начале обработки потока, это будет первая точка. После некоторого времени и подъёма пилота на высоту, поток будет иметь или не будет иметь снос, ставим вторую точку (роль которой исполняет пилот) и смотрим на первую точку. Таким образом можно определить место схода термика.  На скриншотах не видно, но на месте круга рельеф значительно идет на понижение, образуется впадина наподобие чаши, где воздух хорошо прогревается.

Первая точка

Вторая точка

13 – Следим как пилот обрабатывает пузыри или поток, обращаем внимание на звук вариометра. По звуку писка стараемся определить в какую сторону сместился поток или пилот от потока. Доводим умение до уровня, когда через одну – две спирали вы сможете сказать, куда пилоту нужно протянуть, чтобы снова попасть в ядро. Это умение вам поможет в реальном полёте. Не так давно для меня выпадение из термика означало его потерю, я не мог определить с какой стороны термика выпадал и в какую сторону нужно лететь, чтобы снова в него попасть. Сейчас же, я практически всегда понимаю с какой стороны поток и куда мне нужно протянуть, чтобы снова попасть в ядро. Вы можете бонусом получить еще одно умение, если будете внимательно следить за писком вариометра и определять в какую сторону отклоняется поток.

Видео пример с комментариями, как разбирать полёт на низкой высоте. (www.youtube.com/watch?v=2yIFHQv6lzU&t=2s)

Вывод.

Маршрутный полёт требует большое количество знаний и пониманий процессов, вынуждающие пилота постоянно обучаться. Усложняет всё это дело прозрачность воздуха, мы что-то знаем о нём, но этого недостаточно. Радует, что парапланерное сообщество растёт и всё больше мы помогаем друг другу, делимся своими наблюдениями, умениями прогрессировать, проливаем свет на процессы необходимые для полёта. В этой статье я предложил вам один из способов, как в домашних условиях можно выработать начальное умение и понять методику принимаемых решений на низкой высоте. Главное преимущество этого способа, что вы с помощью видео роликов просматриваете множество полётов, оказываетесь в разных местах, в разных условиях. Конечно, он уступает настоящему полёту, но здесь в спокойных условиях вы настраиваете свои мыли в правильное русло, приобретаете навык быстро анализировать окружающую обстановку и обращать внимание на важные мелочи, что увеличивает шансы осуществить длительный маршрут. К тому же, всегда можно поставить видео на паузу и подумать, чтобы в следующий раз действовать более эффективно.

Вживайтесь в роль пилота на экране, погружайтесь в процесс до кончиков пальц, переживайте, нервничайте. Ведь всё это мы испытываем, когда летим по пятому океану Земли.

Идеальные условия для маршрутного полёта

 

Прошу вас поддержать автора:
– на развитие как парапланериста;
– на возможность писать статьи.
Карты Тинькофф, ВТБ, Сбербанк привязаны к номеру телефона +7-919-739-03-82
Реквизиты карты Тинькофф: 2200 7010 6912 0449
Реквизиты карты сбербанк: 5469 6000 4241 1611
Василий Викторович Г.

 

Поддержать можно финансово, конструктивной критикой статьи, ресурсами, стремлением обсудить и поделиться информацией.

Благодарю Сергея Лазарев-Марченко за размещение статьи на сайте. Прошу Вас поддержать развитие информационного сайта para2000.ru (реквизиты внизу страницы)

 

Автор статьи Василий Викторович Гордеев. Статья прислана автором и сохранена в авторской редакции. Его соц.сети:

https://dzen.ru/paragliding26

https://vk.com/nedremanka

 

Статья написана в апреле 2024г.

#УчимсяЛетатьВместе #УчимсяЛетать #ЛетаемВместе #МаршрутныйПолёт #ПоискТермиков #ПоискВосходящихТермическихПотоков #Термик #ВосходящийТермическийПоток #ГдеСходитТермик #Выживание #ВыживаниеНаНизкойвысоте #LowSave #LowSaveParagliding

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий