Тонкая настройка клевант.
Статья для опытных пилотов. Как перенастроить клеванты.
Всем известно, что клеванты надо настраивать так, чтобы в полностью отпущенном положении, на полностью выжатом акселераторе, они не поджимали заднюю кромку и не снижали скорость параплана.
Так же известно, что слишком низко подвязанные клеванты делают управление неудобным, так как проще тянуть руку вниз, когда локтевая и лучевая кости находятся в вертикальном положении (запястье вверху). При низко подвязанных клевантах придется больше работать плечевому суставу и более мелким мышцам, обеспечивающим поворот руки запястьем вниз. Это и уменьшает скорость управления, и уменьшает чувствительность к информации на клевантах, а так же сильно усложняет срыв крыла на посадке, хода рук может просто “не хватить”.
Поэтому эффективнее подвязывать клеванты максимально высоко, тем самым увеличивая диапазон доступной работы. Подвязка “высоко” ограничена длиной рук пилота (нужно дотянутся до брошенной клеванты) и длиной поводка ролика клеванты.
Кроме ограничения высоты подвязки клеванты, длина поводка, оказывает огромную роль на возможность тонкого управления парапланом. Не зря акробаты часто совсем убирают этот ролик с поводком и крепят клеванту резинкой прямо к карабинам подвески. Это позволяет работать клевантой во всех направлениях, а это важно и на маршрутных полетах, ведь изменяя положение клеванты по горизонтали мы меняем ходы поджатия задней кромки параплана по размаху. Это происходит благодаря тому, что клевантная стропа через 2-3 метра от ролика разделяется на 3 основных стропы идущих к внутренней части консоли крыла, к середине консоли и к ушам. Основные стропы в свою очередь тоже ветвятся, но для нас это не имеет значения, ибо там работает тот же механизм что и на основных стропах.
При отведении руки внутрь подвески мы вначале тормозим ухо параплана, а потом включается середина консоли, и только в после этого – внутренняя часть консоли. Что это дает? – Торможение уха – наиболее важно для разворачивающего момента, при этом центральная часть крыла не тормозится и крыло мало теряет скорость. Нагрузка на клеванте тоже минимальная.
В потоке, это позволяет не “душа” крыло эффективно и точно дозировать управление. Например, не теряя скорости в термической спирали чуть-чуть ее подкорректировать внешней клевантой, крыло реагирует на ходы в 2-3 см. причем работать можно просто кистью.
Если мы отводим руку наружу от подвески, то в таком случае вначале тормозится внутренняя часть консоли крыла, мы снижаем скорость, а разворачивающий момент – минимален. Это может пригодится для широких и очень плоских спиралей в очень слабом, но широком потоке- нолике. Для плавного разворота в динамике.
Как же “расшарить и расширить” эти возможности управления? – Увеличить длину поводка клевантного ролика!
Клевантный ролик, крепясь к свободному концу, ограничивает перемещение главной клевантной стропы по горизонтали, относительно свободного конца, длиной своего поводка, а по вертикали ограничивает высоту подвязки клеванты.
Увеличивая длину поводка – мы не только увеличиваем диапазон возможного отклонения клеванты в горизонтальной плоскости, что может существенно изменить управление парапланом, но и имеем возможность еще укоротить клеванту (на длину увеличения поводка), ведь на акселлераторе брошенная клеванта упирается именно в ролик.
Ограничивает удлинение поводка в первую очередь длина наших рук, нам нужно спокойно дотягиватся до брошенной клеванты, так же слишком длинный поводок может мешать при работе клевантой непосредственно рядом со свободным концом, так как ролик висит на поводке прослабленный. Со второй проблемой успешно помогает справится замена ролика но антифрикционное колечко. Многие производители парапланов сейчас их ставят штатно на свои крылья (например GIN) или можно купить отдельно яхтерное, например Ronstan, Заодно и скрипеть как ролики не будут.
Для себя я шел именно таким эволюционно – итерационным путем. Вначале удлинил на 5 см штатные поводки и перевязал клеванты выше на 5 см, потом удлинил еще на 5см и перевязал выше на 3см, потом заменил ролики на колечки и достиг желаемого эффекта.
Кстати, такое удлинение позволяет использовать особую технику управления крылом в потоке, которая сильно облегчает как момент входа в поток, так и тонкую работу в потоке, а так же экономит силы, но это уже тема совсем другого разговора..
Сергей (MyMySer) Лазарев-Марченко