Дзен и искусство парения в термиках. Боб Друри. (Cross Country magazine).

Перевод – Е. Белова

 Дзен и искусство парения. Часть 1: поиск термиков

Пятизвездочная система Боба Друри в фильме.

Хотите термик получше? Конечно, хотите! Каждый дельтапланерист или парапланерист хочет летать лучше. Боб Друри раскрывает Пятизвездочную систему поиска термиков и копается в сознании нескольких наиболее титулованных парапланеристов, чтобы рассказать нам, как это сделать.

Мое собственное введение в черную магию парения в термиках началось на моем десятом полете. Стоя на старте во Франции, мой наставник Кит давал мне подробные наставления. «Когда твой варик начинает пищать, считай до четырех и проворачивайся в потоке на одной клеванте». Вооруженный этим драгоценным указанием, я стартовал в полуденные термики и бешено набирал, летя по прямой линии и считая медленно в голове. На счет четыре я выбрал направление и провернулся так сильно, как сумел. На моей четвертой попытке в тот день я понял, что делал что-то неправильно. Наверняка все вспомнили про перегрузку?

Происходило что-то эфемерное, что я не мог в достаточной мере уловить. Парение подразумевало собой нечто более тонкое, чем я мог представить поначалу. После двадцати спиралей я вернулся обратно на землю с чувством разочарования и легкой тошноты, но готовый к следующему бесценному совету Кита. «Я думаю, ты крутил слишком быстро. Попробуй больше использовать внешнюю клеванту.»

Точно так же, как и в «Путеводителе по Галактике для путешествующих автостопом» удается так ловко и лаконично обобщить суть планеты Земля как «в основном безвредна», несколько слов Кита, сказанные мне годы назад, действительно стали эссенций теории парения в наиболее элементарной форме; поворачивайте по кругу, чтобы оставаться в зоне подъема, и летите медленно, чтобы оставаться в ней как можно дольше. На следующий день я делал медленные спирали, когда варик пищал, и сумел пролететь двадцать пять километров за 2 часа. Это было восхитительно, я был сражен, но я с уверенностью мог сказать, что в напутствиях Кита было нечто большее.

Я принялся собирать информацию, аккумулируя как мой собственный опыт, так и мудрые слова других. То, что я обнаружил, не было непосредственно руководством к действию, а скорее мешаниной мнений и правил, которые иногда даже противоречат друг другу.

Как парить – это настолько обширная тема с очень небольшим набором точных правил, которые действительно могут быть применены. Таким образом, в попытке передать тонкости искусства парения, используя слова и советы от нескольких лучших пилотов мира, я написал в двух статьях кучу  трудно воспринимаемых «правил», которые я усвоил за последние 15 лет полетов. Итак, погрузитесь в Дзен и Искусство парения;  я надеюсь, вы что-то почерпнете из них.

 Пятизвездочная система

Прежде чем вы узнаете, как наилучшим образом использовать термики, вы должны понять одну вещь. Термики невидимы, и поиск их – нормальный процесс перетаскивания шансов в вашу пользу. Я учу пилотов системе оценки «Пять звезд» для того, чтобы помочь им повысить шансы найти термик.

Это простая систем рейтингования места, где вы собираетесь искать поток, основанная на том, как много ключевых условий вы там видите: солнечный свет, ветер, ландшафт, облако и птицы или параплан. Посмотрим внимательнее на каждое из них, чтобы понять лучше.

Солнце

Это наше топливо. Без него нет излучения, нет нагрева, нет термички. Если вы летаете в день с облаками и тенью, земля будет прогреваться в областях, освещенных солнцем, а не в областях затенения.

Хотя тени могут вызывать подъем теплого воздуха от земли, когда они проходят над головой, общее правило, что тень является довольно плохим местом для того, чтобы там подниматься любому воздушному средству или птице. Экс-чемпион мира, Роб Уитталл, однажды поведал мне, когда я надавил на него для получения одного, самого важного, совета: «Если вы остаетесь на солнце, вы сильно не ошибетесь.» Награждаю первой звездой ваш потенциальный триггер, если он греется на солнышке.

Ветер

Он не только создает динамический подъем на склонах, который продлевает ваш полет и серьезно увеличивает ваши шансы поймать подъем, но также и сдувает термики по земле и вверх по склону к вершине, где они отрываются. В настоящих горных системах, при условии, что  есть долинные ветры и анабатические потоки, вам нужно всегда помнить, что эти ветры нижнего яруса, которые приносят теплый воздух с долины вверх по горам, часто реально важнее метеоветра, до тех пор, пока вы не выбрались высоко.

Вам нужно изучить форму долины под вами и представить огромную реку, взмывающую вверх из долины. Места, где ваша река отталкивалась бы от ландшафта и устремлялась вверх, всегда хороши для поиска термиков.

На равнинах эти вещи работают немного по-другому. Ветер выдувает нагретый воздух по земле, пока он не достигнет точки отрыва – триггера, такой как река, полоса деревьев, дорога или просто неровности ландшафта, где термик образуется и начинает подниматься.

Помните, что теплый воздух плавучий и никогда не идет вниз по холму, если ландшафт понижается, образуется термик. Нисходящий поток, блуждающий с подветренной стороны от линии триггера – это хитрая ловушка для полетов на равнине. Если место, в которое вы хотите дойти, обладает двумя ключевыми условиями, такими как солнце и ветер, у вас уже двухздездочная позиция. Стоит идти к нему, если в пределах досягаемости нет ничего лучше, но это еще не окончательный верняк.

Ландшафт

Ни солнце, ни ветер не будут вас поднимать без взаимодействия с ландшафтом. На равнинах способность ландшафта поглощать тепло солнца имеет решающее значение для тепловой генерации. Темные вещи нагреваются лучше, чем светлые.

Надевая черную футболку в солнечный день на десять минут и потом меняя ее на белую, вы незамедлительно почувствуете разницу. Темная поверхность ландшафта, такая как только что вспаханные поля вокруг зеленых пастбищ, нагреваются намного быстрее, чем поля вокруг.

Но важен не только цвет, фактура и расположение по отношению к солнцу также играют роль. Пузыри воздуха легко перемещаются по или от гладкой поверхности, тогда как шероховатая поверхность, такая как недавно скошенная солома в поле, может обладать эффектом липучки на нагретый воздух. Хотя такую поверхность нагреть дольше, но и держать тепло она будет дольше гладкой поверхности, которая отдает горячие пузыри воздуха быстро и часто. В Пьедрахите, в центральной Испании вы можете часто это испытать; охота на темные каменистые места не приносит успеха, в то время как полет над светлыми золотыми полями равнины часто выплевывает вас под базу.

В горах цвет и текстура ландшафта гораздо менее важна, чем расположение относительно солнца. Если склон смотрит прямо на солнце, он собирает максимум излучения и производит хорошие термики.

Наиболее солидные кросс кантри маршруты возможны в дни сильнейшей солнечной активности. Их надо начинать с обращенных на восток склонов и двигаться к обращенным на юг в полдень и затем, к концу дня, использовать обращенные на запад. Забираться на западные склоны рано – верный рецепт сразу слиться, как и попытки хромать до дома вечерами по восточным склонам.

Будь вы в долине или глубоко в горах, если ландшафт впереди благоприятен для термиков, добавьте следующую звезду. Темные каменистые склоны, обращенные к солнцу, и ветер дают вам три звезды, и пока у вас нет другой ошеломляющей опции в пределах досягаемости, вам лучше бы стремительно двигаться к этой.

Облака

Кучевое облако – это лишь часть термика, которую вы можете видеть. Если есть кучевка, значит есть термик, потому что кучевые облака формируются только восходящим воздухом. Это одно из наиболее трудных правил полетов кросс кантри, потому что часто другие ключевые условия составляют заговор против вас и пытаются заманить вас в ловушку.

Кумулусы могут формироваться в странных местах, вне мест, где их можно ожидать увидеть или вы можете пересекать кумулус в середине долины, где нет очевидных причин для их расположения. И не имеет значения, что это противоречит всем вашим знаниям и всему, что вы раньше изучали. Также не имеет значения, что у вас нет даже малейшей идеи, что является причиной этому и почему они здесь.

Кучевые облака сформированы только восходящим воздухом. Если есть кумулус, вы можете там подняться. Я часто заставлял себя отвернуть от запланированного маршрута, или нырял низко в то, что казалось тупым местом в соответствии с правилами, потому что поблизости начал формироваться кумулус, показывая мне, где воздух определенно поднимается.

Точно так же бывали случаи, когда я садился сконфуженный, так как почему-то действительно солнечный хребет не работал, только чтобы понять, что я проигнорировал необъяснимую линию кумулусов, которые были на самом деле легко достигаемы.

Это одно из правил кросс кантри полетов, которому вы должны следовать неукоснительно. Включение в ваш летный план безоблачной зоны, когда кумулусы образуются еще где-то, глупо, и вы либо опуститесь на землю, либо застрянете. Если на вашем следующем пункте назначения солнечно, ветер, хороший ландшафт и облако, даю вам четыре звезды, и вы почти гарантированно подниметесь.

Птицы и парапланы

И только одна вещь может противостоять позиции с четырьмя звездами – если вы можете получить еще больше подтверждения нахождения потока, и это вид того, что кто-то уже поднимается в нем.

Пять звезд означает, что термик определенно там, и он достаточен, чтобы вам подняться. Игнорировать пятизвездочную позицию стоит только в том случае, если вы видите другую позицию с высоким рейтингом в пределах досягаемости и по вашему курсу.

Пятизвездочная система является довольно точным методом принятия решения о потенциальной следующей позиции. Однако, полет искусство постоянных изменений. Небо беспрестанно меняется и развивается, и хороший кросс кантри пилот беспрестанно оценивает, что он видит и обновляет мысленную картину неба впереди.

Я спросил одного лучшего британского пилота, Адриана Томаса, о его методике обнаружения термика. Живя на равнине в центральной Англии, Андриан на настоящего много летает по плоским местам, и он дал мне потрясающую ремарку по поводу его процесса поиска термиков, и что происходит в его голове в хороший кросс кантри день.

«Для начала действительно важно суметь представить себе форму термика. Все термики отрываются от земли в форме гриба с крутящейся шляпкой, который поднимается вверх, волоча за собой хвост. Хвост остается прикрепленным к земле столько, сколько теплый воздух питает его, а потом отрывается и ускоряется к голове. Самая быстрая скорость набора в ускоряющемся хвосте, который и является причиной того, что вы можете обогнать пилотов, которые были выше вас только минуты назад. Но вам нужно летать очень хорошо, чтобы оставаться в ядре, иначе хвост обгонит вас, и вы останетесь в сливе ниже.

На высоте для поиска термиков я использую облака. На переходах я тщательно рассматриваю облака для поиска мест, где тоненькие завитки формируются на уровне базы, чтобы туда затянуться. Одинокие завитки не являются хорошим предзнаменованием (они могут быть просто остатками испарения облака), важно, чтобы они поднимались вверх.

На среднем уровне, между облаками и землей, я строю свой трек между источниками с земли и облаками, и обнаруживаю термики по турбулентности и предположительному сносу.

Я представляю себе термики, как поднимающиеся пузыри воздуха, объединяющиеся в длинный хвост, волочащийся вслед за вихрем в форме бублика (прим. переводчика – должна быть картинка, но ее в тексте не было). Обычно мы не наталкиваемся на бублик, пока не доберемся до верхушки термика (если это облако, то там, где завитушка бублика). Вместо этого мы неожиданно встречаем длинный хвост.

В хвосте воздух еле двигается в поднимающейся колонне-термике. Надо заметить, что существует смещение в сторону ядра термика, и в то же время восходящий поток, как правило, усиливается ближе к ядру. Это означает, что обычно крыло ближе к ядру поднимается быстрее, чем крыло, которое находится дальше от ядра.  Различная скороподъемность может служить причиной того, что в ядре крыло норовит выскочить из ядра, и тем не менее вне ядра смещается к нему.

Чтобы найти термики на среднем уровне очень важно понимать и ваше смещение, и эффекты рыскания крыла и выталкивания из ядра, которые воздух оказывает на крыло. Боритесь с выталкиванием, но следуйте смещению к ядру. Старайтесь держаться ровно, и поток затащит вас в ядро. Помните: если заворачивает направо, выталкивает направо, а тянет влево, значит, ядро – слева.

Это все относится к совершенным потокам, но термики – это турбулентные звери, в которых сочетаются одновременно слив и подъем. Как правило, на среднем уровне высоты, по моему опыту, турбулентность распространяется из ядра, как рябь на пруду. Эта рябь предоставляет нам информацию о том, где находится термик – если вас дернуло с одной стороны, а термики сначала воздействуют на одну сторону, поверните в эту сторону и попадете прямо в ядро термика.

Поиск термика через модель турбулентности труден, и понимание приходит только с практикой при хорошем внутреннем представлении формы термика. Однако, однажды вы взломаете эту дверь, и получите хороший прогресс в умении подниматься в термиках.

Когда я на низком уровне, я иду по особенностям рельефа. Я все еще обращаю внимание на позицию облаков, и моя цель – максимально подняться на триггере и получить хороший пинок вверх под работающим облаком. Чем я ниже, тем больше внимания я обращаю на особенности рельефа, такие как холмы, солнце, поля, различие в текстуре покрытия и движущиеся вещи, такие как машины или домашний скот, которые могут триггерить горячий воздух от земли. Когда вы низко, вы скорее наткнетесь на грибообразное начало термика, чем на его извилистый хвост, и тогда вы испытаете другой набор ощущений от воздуха.

Представьте себе воздушный шар, поднимающийся вверх и тянущий вас от земли. Вы могли бы почувствовать внезапный подъем, как будто он толкает вас, но затем вы бы скатывались вбок с вершины купола воздушного шара.

Смещение может быть довольно сильным, в то время как входящая информация о выталкивании из ядра относительно слабой.  Это похоже на то, что гигант заграбастал вас своей рукой и тянет в одну сторону. Если у вас комбинация поворотов, толчков и дрифта идет в одном направлении, затем вы оказываетесь на вершине термика, вам необходимо бороться с вращением, выталкиванием и смещением, а также поворачивать по направлению к ним, чтобы найти ядро.

Ядро будет довольно сложным к центру, и вы будете набирать медленнее, чем обычно – по фактической скорости подъема в термике в целом, а не ускоряющегося хвоста. Более того, вы набираете в его начале, то есть рассчитываете подниматься так высоко, пока термик не развалится. Когда вы на вершине термика, правило отличается от того, когда вы достигли хвоста; вместо того, чтобы вываливаться из ядра направо, вы смещаетесь, значит, ядро левее вас.

Поиск термиков – это один из величайших навыков, которые надо развивать пилоту, и один из достойных способов провести много времени для его совершенствования. Бывший мировой рекорсмен Годфри Веннес  передал отличную тренировочную технику, которую он использует, чтобы помочь пилоту познакомиться ближе с точными ощущениями, которые описал Адриан.

Когда я начал летать, я практиковался в наборе в домашнем термике на несколько сотен метров, потом вылетал из него на 5-10 секунд. Потом я возвращался и находил его снова, обращая внимание на то, как именно ведет себя параплан, когда я рядом с термиком. Получить ощущения для заброса, выталкивания и закручивания, а также заметить, как они меняются, когда вы подходите с другого угла, высоты или направления ветра. Делая это снова и снова, вы научитесь ощущать, когда вы близко к термику, как войти в него и какой путь лучший, чтобы в нем остаться.

Дизайнер Airwave, чемпион мира по парапланеризму 2007, трижды чемпион Великобритании и вице-чемпион Европы Брюс Голдсмит добавил ко всему этому: «Знайте, что когда вас начинает затягивать в термик, вы можете уловить незначительные изменения в вашей воздушной скорости и скорости относительно земли.

Соратник Брюса по команде, трижды чемпион Великобритании и вице-чемпион Кубка Мира по Парапланеризму 2009 Рассел Огден подытоживает теорию: «Позвольте аппарату следовать его пути и идите с ним в поток вместо того, чтобы заставлять параплан лететь по прямой траектории».

Обнаружение термика – это дзен, который объединяет все ваши чувства с пониманием флюидов динамики и метеорологии. Понимание солнца, воздуха и взаимодействия с ландшафтом для подъема – это только половина истории, осведомленность обо всех аспектах движения параплана и позиции в воздухе, и вертикальной, и горизонтальной, также важно для построения ментальной картинки, которая нужна нам для визуализации воздуха вокруг. Наши приборы должны только подтверждать то, что нам говорят наши чувства.

Оригинал статьи – http://www.xcmag.com/2006/01/zen-and-the-art-of-circles-part-1/

Оригинал перевода – https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vSY59onoirnX8sYzkjgtcR_CHV7GsqD6y7fKL_9eHbNr9xUDAEQ2fBAd8ih_GERQ38FqWK9Z35n1guO/pub

Читать так же – Как летать с умом. Гэвин МакКлург. 10 советов.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий