Настройка Naviter Oudie N (SeeYou Navigator) для соревнований.
Автор: Владислав Кузин
Разработчики очень активно улучшают программу, постоянно добавляя новые возможности, оперативно реагируют на запросы и просьбы пилотов.
Все функции будут реализованы в порядке очерёдности. Так что статья часто будет корректироваться.
Вступление
Компания Naviter, знаменитая тем, что выпускает приборы топового уровня для соревнований, в конце 2021 года анонсировала полностью переработанные маршрутный компьютер Naviter Oudie N.
Не буду подробно описывать характеристики, их можете прочитать на сайте производителя https://naviter.com/oudie-n/
Главное отличие от предыдущих версий — использование стандартной ОС Android. Что позволяет непосредственно само приложение маршрутного компьютеры (SeeYou Navigator) установить из Google Play:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.naviter.SeeYouNavigator&hl=ru&gl=US
Отличие версий незначительное — то, что оттестировано в бета версии, сначала попадает в Oudie N, затем в SeeYou Navigator на Google Play.
В программу бета-версии вы также можете вступить в Google Play или Naviter Oudie N, но нужно учитывать, что часть новых, тестируемых функций может работать еще не должным образом. Поэтому корректнее использовать стабильную версию с Play.
При этом, можно сохранить все расположения виджетов, сохраняя файл настройки через проводник (менеджер файлов), и после переустановки версий, скопировав его на место заново.
Первоначальная настройка
В дальнейшем буду сравнивать версии на 10 февраля 2022 г (бета версия 2.3.0+1283).
Разработчики рекомендуют включить в Google Play бета-тестирование (в приборе также перейти на beta channel) — это позволяет получать очень быстро исправления неточностей и добавление новых функций, заявленных разработчиками.
После первого запуска крайне рекомендуется создать учетную запись на https://seeyou.cloud/ , что позволит в дальнейшем использовать онлайн базу треков, точек, и прочие моменты, связанные с онлайн анализом своих полетов и соревнований.
Account
Информация об аккаунте seeyou.cloud
Collections
Точки из seeyou.cloud. Можно выбирать, какие в данный момент использовать.
Airspace
Включение различных полетных зон. В России актуально — у нас вся страна расчерчена на полетные зоны. Поэтому лучше отключить все, кроме зон аэропортов и запретных зон.
Navboxes & layouts
Раскладки навбоксов
Если вы по какой-то причине удалили все виджеты с главного экрана — вы можете их добавить через это меню. Альтернатива — удержанием на любом виджете главного экрана, и кнопка Add.
Через вкладку Layout Вы можете использовать одну из предустановленных раскладок, или сохранить свою и потом загрузить. Раскладку навбоксов можно импортировать из файла, что очень удобно. Можно использовать как аналог нескольких страниц раскладок — для соревнований сохранить «my competitions layout», для фрифлая «my freeflight layout» и прочее.
Maps & Layers
Map orientation
Ориентация карты. Я люблю track up — курс сверху. Но многие любят north up — север сверху. Как вам удобнее.
Enable thermal assistant
Включение помощника в термиках. Тут он довольно хороший, я его оставляю.
Swap waypoints names and codes
Можно поменять подробные названия точек с их буквенным обозначением (код точки)
Я поменял, мне главное код точки, ведь на доске для брифинга именно они рисуются. Выглядит поменянные точки так^
swipe to zoom
Управление масштабом карты с помощью жестов. У меня на всякий случай отключено, чтобы лишних движений не делать, могу и кнопками управлять, а жесты на карте — двигать карту на экране телефона.
Show compass rose
Если map orientation установлен в track up — можно показывать компас вокруг курсора. Размер задается в пикселях. Мне не нравится, что он закрывает карту, я его удалил и вместо этого сбоку у меня виджет компаса есть.
Map layers
Какие слои и типы карт вы хотите оставить, а какие выключить, чтобы кнопки места на занимали и чтобы случайно в перчатках не ткнуть.. Я выключил satellite в тип карт — они не нужны, остальные оставил.
В слоях (Layers) у меня все включено.
Интеграция с topmeteo и SkySight — у кого есть погодные аккаунты, можете подключить — вам будет показываться облачность и дожди прямо на карте (наверное, я не пробовал 🙂
OGN — очень желательно включить — будут показываться пилоты, использующие эту сеть, тех кто рядом.
Skyways, Thermals — рекомендуется включать для мест, где не так часто летают. Показывает маршруты и термики тех, кто когда либо летал в этих местах (xcontest, leonardo и прочее).
Очень полезно бывает видеть термики прямо по маршруту.
Offline Maps
Выбирает область для скачивания оффлайн карт — если вы планируете поехать туда, где нет интернета.
Не обязательно — вы всегда можете выбрать и увеличить область, где планируете летать, и при наличии интернета в любом месте оффлайн карта будет скачана и останется в памяти.
Vario
Звуковой вариометр. Включать имеет смысл, если одно из:
1. у тебя Oudie N
2. у тебя телефон с датчиком давления (причём лучше не iPhone, его дурной датчик давления выдаёт обновления раз в секунду, этого критически мало).
3. подключен внешний варио по Bluetooth.
Сейчас для Oudie N варио безинерциальный, т.е. с поддержкой акселерометров. В телефонах с датчиками давления с калибровкой акселерометров дело посложнее обстоит (они там реально кривые!), поэтому пока что варио там реагирует только на давление. Соответственно есть задержка в срабатывании. В будущем планируется реализовать интерфейс для калибровки акселерометра в телефоне, тогда и на телефонах тоже будет безинерциальный варио.
На телефоне с безинерциальным режимом качество варио получается конечно похуже, чем у Oudie N, но летать вполне можно.
System
Тут общий раздел — посылать аналитику разработчикам, логи, сброс настроек, обновление и прочее.
Screen orientation
Ориентация экрана – портрет/ландшафт
Enable task and airspace sounds
Звуки ведения по таску — старт, взятие точки, пересечение Airspace и прочие моменты
Safety altitude
Добавочная высота над целью, над которой показывается долёт.
Если выставить safety altitude 200 м, а на цель реально приходишь с запасом высоты 500 м, то везде в навбоксах и пр. будет показываться высота 300 м (500 – 200 = 300).
Аналогичным образом корректируется required L/D и пр.
To Pay or not to Pay? Платить или не платить?
Подписка стоит всего 50 евро в год. Новый прибор стоит более 800 евро с подпиской на 1 год.
Можно платить по 8 евро за месячную подписку только в те месяцы, когда у вас есть соревнования. Если меньше 7 соревнований в год в разные месяцы — так выгоднее.
Если вы хотите все соревновательные функции — очень рекомендую платить. Без них не будет полноценного функционирования прибора. Но для начала можно начать и с бесплатной версии для ознакомления. Если это Ваши первые соревнования с Naviter, и приложение на Android телефоне вам понравилось — Вы можете попросить службу поддержки Naviter support@naviter.com с просьбой дать бесплатный месяц Вашему аккаунту, на который Вы зарегистрировали учётку SeeYou cloud.
Это позволит использовать расчёт долёта до финиша, глайд и много других фишек. Сначала попробуйте без этих фишек свободный полет, и потом возьмите пробный доступ на ближайшие соревнования и полетайте с этим. Почувствуйте разницу и поймете, нужно ли Вам платить, или нет (ответ — НУЖНО 🙂 ).
Если вы используете SeeYou Navigator не для соревнований, то очень многих функций еще нет. Не парьтесь — используйте XCTrack — там все отлично.
Настройка виджетов для соревнований
Перенос настроек с устройства на устройство
Вы можете сохранить на любом устройстве раскладку (см. Navboxes & Layouts), и скопировать на новое устройства по пути Android/data/com.naviter.SeeYouNavigator/files/layouts , или импортировать из файла.
Затем загрузить сохраненную ранее раскладку также через Settings — Navboxes Layout, также вы можете перенести все настройки с устройства на устройство, с сохранением действующих виджетов и настроек внутри приложения через файл ui_settings.json, который находится по пути Android/data/com.naviter.SeeYouNavigator/files
Настройка виджетов
Мой экран виджетов для соревнований выглядит так:
Для удобства, я пронумеровал виджеты красным цветом, на основном экране этих цифр нету.
Оранжевым у меня выделены виджеты до текущей точки — глайд, дистанция, высота прибытия. Зеленым — виджеты до гола (глайд, дистанция, высота прибытия).
Серым — второстепенные виджеты. Прозрачные виджеты — те, которые не так важны.
Подробнее о виджетах:
- AGL – (Высота над рельефом). AGL — above ground level. Нужна для контроля высоты — стоит ли обкручивать сопли, или хватит высоты. P.S. Высота по GPS у меня есть в других приборах, здесь мне не нужна. Но в тех местах, где есть ограничение по высоте сверху или снизу, рекомендуется добавить GPS altitude .
- Current L/D (Текущий глайд ). Зависит от ветра, поляры крыла, высоты, и прочие. Сравнивается с 6м — если текущий глайд больше, чем требуется для завершения таска, то можно не докручивать и лететь на финишном глайде.
- Distance (Расстояние до следующей цели ). Расстояние, оставшееся до взятия следующего по маршруту цилиндра вокруг точки.
- Arrival (Высота над следующей целью). Высота прибытия к точке оптимизации следующего по таску цилиндра. Нужно для контроля высоты, на которой брать точку. И принятия решения, стоит ли набирать в термиках, или можно взять сначала точку, и потом вернуться в термик (чтобы больше лидерских очков было). Дополнение: Крайне желательно заменить на Distance to OZ высота прибытия к ближайшей точки цилиндра, не по оптимизации.
- Target (название следующей точки). На всякий случай — чтобы не перепутать название точки, не забыть, если это ESS и нужно гнать. Не забыть если гол. Но если вы уверены в своей памяти — поставьте вместо этого виджета виджет GPS altitude для контроля превышения или занижения высоты в случае запреток по высоте.
- Task required L/D (глайд до гола). Показывает требуемый глайд до завершения таска (до гола). Если current L/D (текущий глайд, №2) выше, чем глайд до гола №6, то с большой вероятностью вы долетите до гола, можно не крутить, а давить полную тапку и гнать. Этот показатель учитывает высоту безопасности (safety altitude), указанную в настройках (у меня она 30 метров). И делает корректировку на эту высоту. Также учитывает поляру крыла и распределение встречного ветра по высотам по маршруту. В будущем будет учитывать эти же данные от других крыльев, полученные через OGN/Fanet и другие протоколы лайвтрекинга (так обещают разработчики).
- TaskDistance (дистанция до гола). Расстояние до завершения таска. Контролировать, сколько километров осталось пролететь по таску.
- TaskArrival (высота прибытия на гол). На какой расчетной высоте будет взятие гола на текущем крыле в текущей ветровой ситуации и при текущей высоте над рельефом. Этот показатель также учитывает высоту безопасности (safety altitude), и другие данные, указанные в п.6. Если данная высота меньше 0 — у вас недолет, там уж сами смотрите, надо добирать или нет. Если расстояние больше 300 — вы явно перекрутили, и потеряли время. Если только вы не после ESS крутите, в этом случае совершенно не важно
- Time to go (время до старта по оптимизации). Сколько времени осталось до того момента, как надо лететь на взятие воздушного старта (SSS). В отличие от времени, оставшегося до открытия стартового цилиндра, этот виджет учитывает расстояние, на котором в данный момент времени пилот находится от границы стартового цилиндра. То есть здесь сделана корректировка — когда надо двигаться с места, чтобы взять SSS ровно в момент его открытия. Позволяет занять лидерскую позицию в начале гонки.
- Wind (скорость ветра, км/ч). Текущая скорость ветра на данной высоте. Нужно для контроля глайда и планируемой скорости полета, а также крутить или не крутить сопли (будет сносить поток при сильном ветре).
- Time (текущее время). Текущее время суток. Берется из настроек телефона. Просто для контроля.
- Flown dist. (пройденная дистанция). Сколько километров вы уже пролетели по таску. Для контроля — например если хотите выполнить норматив КМС — то после пролета нужного количества км можете смело садиться — норматив выполнен! 🙂
- Ground speed (скорость относительно земли). Тут все понятно — ваша текущая скорость. Складывается из воздушной скорости и скорости ветра. Для принятия решений о дополнительной обработке потоков и других моментов.
- Flight time (затраченное время). Время с момента наземного старта (не SSS). Старт от SSS еще нету
Еще интересный виджет, не используемый мной — SpeedToFly. Указываешь MacCready, и SpeedToFly тебе показывает, с какой оптимальной скоростью относительно земли необходимо делать переход к цели. Т.е. буквально если SpeedToFly и Ground speed равны – на переходе оптимальная скорость.
Для свободного полета не делал коллекцию виджетов — мое мнение, что для свободного полета проще использовать xctrack, нет необходимости наворачивать такой серьезный прибор отвлекающими функциями (типа расчет треугольников ФАИ и прочее).
Ввод таска (задачи)
Находится в меню Task. Можно ввести, сканируя QR код, отлично подходит QR код из XC Track. Что значительно упрощает ввод.
Существует два типа таска — race to goal (классическая гонка) и XC Task — где нет воздушного старта. Второй тип задачи — для свободного полета по маршруту.
Таск вводится интуитивно понятно — путем добавления точек. Чтобы изменить ESS/SSS, достаточно сделать на нужной точки свайп влево.
Автор: Владислав Кузин (wladk@yandex.ru), февраль 2022. (дополнение июль 2024)
P.S. Выражаю огромную благодарность Сергею Ларионову из компании Naviter, одному из разработчиков ПО SeeYou Navigator, за помощь и советы в настройке.