FTV – как это работает, или предсказуемое “право на риск”.

FTV как это работает, какой день можно “слить” и как прогнозировать результаты на следующий день? На примере GAP 2018.

 

Внимание, в GAP2020/2021 расчет немного изменен, для определения параметра “P” (Performance) используется отношение не к максимуму возможных очков за день (валидность дня), а очки победителя таска. Во всем остальном расчет остался прежнем! В современных формулах расчета – учитывайте это изменение

 

 

FTV (Fixed Total Validity) –  это параметр спортивной соревновательной формулы, который одни пилоты считают очень полезным, а другие – злом.

Ввели его для того, чтобы пилоты на соревнованиях больше рисковали и летели – быстрее. Больше проявляли индивидуальности, так как при длинных соревнованиях у них появляется “право на ошибку” и часть худших результатов – будет вычеркнута из итогового результата.

Однако, зачастую мы видим как в итоговой таблице вычеркивается много очков из высокого результата, а небольшие очки за слабые таски – остаются. Поэтому у пилотов, кто не знаком с логикой работы FTV, возникает чувство несправедливости работы этого параметра соревновательной формулы. Хоть в первом приближении кажется, что все работает непонятно и “не справедливо”, однако на самом деле все вполне просто. И действительно вычеркиваются именно ХУДШИЕ результаты, просто ХУДШИЕ – относительно теоретического максимума за каждый таск.

Какие знания даст нам понимание работы  FTV? Что хочет понять пилот?

  1. Сколько очков будет вычеркиваться из того или иного результата таска ?
  2. Из каких именно результатов будут они вычёркиваться? Какой день пойдет “под нож”?
  3. Как можно спрогнозировать результаты на следующий день, есть ли запас в очках,
  4. Насколько плохо я должен пролететь следующий таск чтобы именно он был вычеркнут, или насколько хорошо ч его должен пролететь, чтоб результаты – не трогались?

Давайте разберемся.

Алгоритм расчета программы FS Comp по формулам GAP прост. Давайте повторим его в Excel для наглядности. В качестве примера, я буду использовать результаты соревнований Konchinka Open Cup 2020. Они весьма показательны, так как разыграно много дней с разной валидностью. После 11 тасков итоговая таблица выглядит так.

Кликните на картинку таска, чтобы открыть все результаты.

Кликните на картинку таска, чтобы открыть все результаты.

Процесс расчета состоит из 3-х стадий.

Шаг 1.

Для начала определяется параметр “P” (Performance) – насколько хорошо пилот пролетел каждый таск, относительно максимально возможного значения очков.  Лучшие дни – вычеркиваются в последнюю очередь.

Что это за “максимально доступные очки” – это вовсе не очки лидера таска, это теоретическое значение максимума очков за время, очков за дистанцию и лидерских очков которые можно заработать в таске.

Они находятся в результирующей  табличке каждого  таска. Вот например для Таска11.

Находим сумму 575,13+341,28+72,39 = 988,8 – Это и есть теоретический максимум в этот день.

В приведенном примере, они совпадают с очками лидера (общие очки округляются в GAP2018 до целого значения).

Кликните на картинку таска, чтобы открыть все результаты.

Кликните на картинку таска, чтобы открыть все результаты.

Но бывает, что лидер дня не набирает теоретический максимум. Для примера можно посмотреть таск 10.

Максимально доступно:

900 (Очки за дистанцию) + 31,83 (За время) + 68,17 (Лидерские) = 1000.

Но лидер получил лишь 900 (за самую длинную дистанцию), так как не взял финиш и очки за время у него раны нулю, а из-за того, что летел поздно нет и очков лидирования ( их максимум у другого пилота).

Как мы видим, что параметр FTV Day Validity и есть искомое значение максимума возможных очков за день.

Возвращаемся к нашему расчету, для каждого из пилотов в каждый таск считается отношение его очков к максимально возможным.

Составим пример расчета для 3-х пилотов. (Sergey Lazarev-Marchenko, Denis Pogolsha, Alexey Bystritskiy).

Желтым цветом отмечены дни, когда пилоты выиграли таск. Однако, как мы видели из примера раньше – это еще не означает что они достигли максимума возможных очков и максимального “P”.

Справа от таблицы, мы видим суммарную валидность всех 11-ти тасков (654.11%) и ту часть валидности которая должна быть вычеркнута из результатов (FTV Val). Так как в соревновании KOC2020 FTV в параметрах формулы установлен 50%, то FTV Val, за 11 тасков, будет 654,11*0,5=327,06 % . Результаты именно с этой суммарной валидностью и будут вычеркнуты из итогового протокола. Осталось определить какие именно дни пойдут “под нож”.

Шаг 2.

Когда определено насколько каждый пилот приблизился к максимально возможным очкам, надо отсортировать все таски по возрастанию этого параметра (“P”). И потом начинаем вычеркивать дни и их валидность из запаса FTV Val, последовательно в соответствии с этим параметром.

Сортируем для каждого пилота.

  • Первая строка – номер таска
  • Вторая – полная валидность дня (она же умноженная на 1000 дает максимально возможное количество очков за день)
  • Третья – Очки которые заработал лидер дня (для справки)
  • Четвертая – Очки которые заработал сам пилот
  • Пятая – отношение очков пилота к максимально возможным
  • Шестая строка – остаток запаса не вычеркнутой валидности
  • Седьмая строка – оставшиеся в итоговом протоколе очки пилота

Мы видим, что например для Дениса –  его отношение (P) в таске 1, где он победил – максимально и значит, не смотря на малое количество очков (260), этот таск будет вычеркиваться в самую последнюю очередь, гораздо позже чем, например таск 7 (769 очков) или 4 (489 очков).

Остановимся подробнее на шестой строке, в ней мы приступаем к шагу 3.

ШАГ 3.

Как мы определили ранее, у нас есть запас валидности соревнований с учетом FTV который должен быть вычеркнут.

В нашем случае это FTV val =  327,06%.

Далее нам следует для каждого пилота в отдельности вычеркивать последовательно худшие дни.  (Худшие – это когда пилот набрал ОТНОСИТЕЛЬНО максимума возможности меньшее количество очков).

Рассмотрим, на примере Сергея подробнее, что происходит в 6-й и 7-й строках.

  1. На начало вычеркивания у нас есть запас валидности 327,06%. Худший для пилота день – таск 5. Пилот не летал и набрал 0 очков, Отношение к максимуму (P) – тоже 0. Этот день вычеркивается и вычитается его валидность (FTV DAY Validity). Значит после вычеркивания 5-го таска остаток валидности 327,06-24,4= 302,7%. Получается, что очки не изменились (0 вычеркнулся до 0) а запас валидности – мы потратили.
  2. Следующий на очереди таск 10. Аналогичная ситуация, но про равном значении потерянных очков мы теряем целых 100% из запаса валидности! 302,7-100=202,7% у нас осталось.
  3. Следующий таск 6,  202,7-28,4 = 174,3% валидности остается после него, а сам таск, его 77 очков вычеркнуты до 0.
  4. Таск 8. 173,3-16,7=157,6%, идут “под нож” все 122 очка.
  5. Таск 1. 157,6-26,4= 131,3%, еще минус 194 очка.
  6. Таск 7 131,3-98,9=32.4% вычеркивается весомые 758 очков.
  7. Таск 3 32,4-12,8=19,6% вычеркиваем 121 очко.
  8. Таск 9 19,6-100=-80,4%. Полученная отрицательная валидность означает, что наконец мы исчерпали всю остаточную валидность соревнований. Значит из этого дня надо вычеркнуть всего 19.6% валидности. Сколько это в очках ? Составим пропорцию: 19,6% относится к 100% валидности таска 9 как X  очков к 959 = получается, что надо вычеркнуть = 959*19,6/100 = 187,96 очков. Остаток составит 959 – 187,96=771,04 очка.

Кстати, когда дойдет до дней с отношением P=1 (ну или с любыми днями с равным “P”), то все равно из каких дней будет вычеркивание. Ведь соотношение очков и валидности будет одинаковым. Например, 74.1 % валидности из таска4 – это вычеркивание всех 741 очков, в то же время вычеркивание такой же валидности из таска 11 даст 989*74,1/98,9 = 741 очко.

Проверяем расчеты:

О чудо! Действительно 771 очко осталось в 9-м таске. и вычеркнуты до нуля T1, T3, T5, T6, T7, T8, T10.

Остались лучшие таски (заметьте не по очкам, а именно по отношению к максимуму возможного) T2, T4, T11 и остаток 9-го.

ВЫВОД №1.

Наиболее ценны те таски, где мы максимально приблизились к пределу очков. Не важно сколько этот предел в абсолютном выражении. 

 

Аналогично вы можете сами проверить расчеты для Дениса и Алексея. Видно, что расчеты в Excel совпадают с FSComp.

 

Все не так уж и сложно оказалось, в первом приближении такие расчеты можно даже в уме провести, особенно если тасков – немного.

 

Теперь для лучшего понимания, посмотрим – что изменится если разыграть еще один таск.

У нас был разыгран 12-й таск, слабый, с валидностью 18,84%.

Результаты :

Посчитаем итоговую таблицу с учетом 12-го таска.

Общая валидность увеличилась на 18,8%, значит чуть подросла и та валидность, которая будет вычеркиваться (336,48).

Проведем опять сортировку и вычеркивания.

Мы видим, что для всех пилотов из примера, таск оказался слабым и вычеркнулся.

Из-за добавленной валидности, изменилось и количество очков вычеркнутых из “неполного” дня. (проверяем)

Кликните на картинку таска, чтобы открыть все результаты.

Кликните на картинку таска, чтобы открыть все результаты.

При этом у Дениса, хоть он и пропустил этот день, общее количество очков – увеличилось ( с 2756 до 2818), так как у него был запас в таске 4, из которого теперь вычеркивается меньше очков.

Что это нам говорит?  –  что на длинной дистанции, те дни с большим количеством очков которые вычеркивались ранее – это наш “запас” на случай слабых результатов.

Это вовсе не значит, что лучше вообще не приезжать на таск, для Дениса легко просчитать, сколько очков он должен был бы набрать в 12-м таске, чтобы результат был ЛУЧШЕ чем 2818 очков.

Для того, чтобы результат 12-го таска не вычеркивался и увеличил общее количество очков нужно, чтобы в этом таске Денис набрал не менее 67% от максимума дня ( или 0.67*188,4 = 126,2 очка) .

То есть, если бы он набрал менее 126 очков, они бы все равно вычеркнулись до 0-ля, а вот если больше, то вычеркнулась бы часть 4-го таска, но все равно общая сумма стала бы ВЫШЕ. Отсюда Вывод №2.

ВЫВОД №2

ВСЕГДА НАДО СТРЕМИТСЯ ПОЛУЧИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ОЧКОВ ИЗ ВОЗМОЖНОГО! Однако к концу длинных соревнований, иногда бывает все равно, получили вы 0 или просто меньше очков от некого порога. Особенно для дней с низкой валидностью.

Из Вывода 2 можно дополнительно сделать вывод 3.

ВЫВОД №3. 

При длинных соревнованиях, когда вычеркиваемая валидность велика, вес ошибок в “триковых” тасках – гораздо меньше чем в тасках с высокой валидностью.

Ведь все серьезные ошибки – вычеркнутся до 0 очков, а валидности будут теряться разные, один таск со 100% валидностью, равен 3-м таскам с 33% валидностью.

Прогнозирование на будущее.

Умение считать FTV  позволяет нам прогнозировать результаты на будущее, ведь вычеркнутые очки – это наш “потенциальный запас”, который может вернутся обратно, если будет вычеркиваться другой день.

Вернемся к результатам после 12-ти тасков.

Вот например, Сергей хочет узнать, останется ли он на 1-м месте, если он пропустит 13-й таск, а идущий на втором месте Денис выиграет его и получит максимально возможное количество очков (1000).

Посчитаем такой вариант:

Мы видим, что разрыв между 1 и 2-м местом сократился, но все равно Сергей останется на 1-м месте в итоговой таблице. То есть запаса очков, благодаря таску №7 хватает чтобы чувствовать себя уверенно даже при худшем возможном сценарии (пропуск таска и набор максимума очков у главного претендента.

ВЫВОД №4.

Таски с большим количеством очков, даже вычеркнутые ранее, это наш “стратегический запас” на  финальном отрезке соревнований.  Не стоит их недооценивать, ведь последний таск может быть “испорчен” для многих пилотов-лидеров.  Вспомним например 6-й таск на ЧМ 2019 когда почти все пилоты просели, и дальше всех пролетела Петра, и особенно 9-й таск там же. Когда итальянец Marco BUSETTA на 13! МИНУТ опередил всех пилотов, собрав все лидерские очки и заработал 1000 очков, а прилетевшие пилоты из лидеров чемпионата получили менее 880 очков. 

Именно такие “неожиданные” дня могут “принудительно ” лишить лидеров их “права на ошибку”, подкинув им “подарочек” в виде принудительной ошибки для всех.

Посмотрите как вычеркивались дни на том ЧМ 2019.

Мы видим, что это оказалось для Оноре – критично и он потерял надежду на 2-ю строчку, так как имел кроме 2-х “невынужденных ошибок” и свою собственную (Таск4).

Глеб тоже имел свою ошибку (Таск7),  но благодаря тому, что он в 9-м таске прилетел 4-м он все таки имел больший запас устойчивости и поэтому остался на 2-м месте.

Победитель же (Joachim OBERHAUSER) сохранил запас прочности отлетав быстро и  без ошибок во всех остальных тасках, и поэтому занял 1-е место.

Отсюда важный 5-й вывод.

 

ВЫВОД №5.

 В начале соревнований, и даже в середине, расчет пилота, что FTV – “дает право на ошибку” и можно рискнуть, может привести к катастрофе, если кто-то, как Marco BUSETTA – неожиданным результатом – всем вырежет день.

 

В заключение хочу сказать, FTV – конечно полезная штука, но надо помнить, что предсказуемо она дает вам “право на риск” только в самом конце соревнований. Поэтому каждый день важен и в каждый день, какой бы он не был триковый, надо работать на МАКСИМАЛЬНЫЙ результат.

Сергей Лазарев-Марченко (MуMySer). Сентябрь 2020г.

Поддержать сайт.

 

 

PayPal Donate

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий