FTV – как это работает, или предсказуемое “право на риск”.
FTV как это работает, какой день можно “слить” и как прогнозировать результаты на следующий день? На примере GAP 2018.
Внимание, в GAP2020/2021 расчет немного изменен, для определения параметра “P” (Performance) используется отношение не к максимуму возможных очков за день (валидность дня), а очки победителя таска. Во всем остальном расчет остался прежнем! В современных формулах расчета – учитывайте это изменение
FTV (Fixed Total Validity) – это параметр спортивной соревновательной формулы, который одни пилоты считают очень полезным, а другие – злом.
Ввели его для того, чтобы пилоты на соревнованиях больше рисковали и летели – быстрее. Больше проявляли индивидуальности, так как при длинных соревнованиях у них появляется “право на ошибку” и часть худших результатов – будет вычеркнута из итогового результата.
Однако, зачастую мы видим как в итоговой таблице вычеркивается много очков из высокого результата, а небольшие очки за слабые таски – остаются. Поэтому у пилотов, кто не знаком с логикой работы FTV, возникает чувство несправедливости работы этого параметра соревновательной формулы. Хоть в первом приближении кажется, что все работает непонятно и “не справедливо”, однако на самом деле все вполне просто. И действительно вычеркиваются именно ХУДШИЕ результаты, просто ХУДШИЕ – относительно теоретического максимума за каждый таск.
Какие знания даст нам понимание работы FTV? Что хочет понять пилот?
- Сколько очков будет вычеркиваться из того или иного результата таска ?
- Из каких именно результатов будут они вычёркиваться? Какой день пойдет “под нож”?
- Как можно спрогнозировать результаты на следующий день, есть ли запас в очках,
- Насколько плохо я должен пролететь следующий таск чтобы именно он был вычеркнут, или насколько хорошо ч его должен пролететь, чтоб результаты – не трогались?
Давайте разберемся.
Алгоритм расчета программы FS Comp по формулам GAP прост. Давайте повторим его в Excel для наглядности. В качестве примера, я буду использовать результаты соревнований Konchinka Open Cup 2020. Они весьма показательны, так как разыграно много дней с разной валидностью. После 11 тасков итоговая таблица выглядит так.
Процесс расчета состоит из 3-х стадий.
Шаг 1.
Для начала определяется параметр “P” (Performance) – насколько хорошо пилот пролетел каждый таск, относительно максимально возможного значения очков. Лучшие дни – вычеркиваются в последнюю очередь.
Что это за “максимально доступные очки” – это вовсе не очки лидера таска, это теоретическое значение максимума очков за время, очков за дистанцию и лидерских очков которые можно заработать в таске.
Они находятся в результирующей табличке каждого таска. Вот например для Таска11.
Находим сумму 575,13+341,28+72,39 = 988,8 – Это и есть теоретический максимум в этот день.
В приведенном примере, они совпадают с очками лидера (общие очки округляются в GAP2018 до целого значения).
Но бывает, что лидер дня не набирает теоретический максимум. Для примера можно посмотреть таск 10.
Максимально доступно:
900 (Очки за дистанцию) + 31,83 (За время) + 68,17 (Лидерские) = 1000.
Но лидер получил лишь 900 (за самую длинную дистанцию), так как не взял финиш и очки за время у него раны нулю, а из-за того, что летел поздно нет и очков лидирования ( их максимум у другого пилота).
Как мы видим, что параметр FTV Day Validity и есть искомое значение максимума возможных очков за день.
Возвращаемся к нашему расчету, для каждого из пилотов в каждый таск считается отношение его очков к максимально возможным.
Составим пример расчета для 3-х пилотов. (Sergey Lazarev-Marchenko, Denis Pogolsha, Alexey Bystritskiy).
Желтым цветом отмечены дни, когда пилоты выиграли таск. Однако, как мы видели из примера раньше – это еще не означает что они достигли максимума возможных очков и максимального “P”.
Справа от таблицы, мы видим суммарную валидность всех 11-ти тасков (654.11%) и ту часть валидности которая должна быть вычеркнута из результатов (FTV Val). Так как в соревновании KOC2020 FTV в параметрах формулы установлен 50%, то FTV Val, за 11 тасков, будет 654,11*0,5=327,06 % . Результаты именно с этой суммарной валидностью и будут вычеркнуты из итогового протокола. Осталось определить какие именно дни пойдут “под нож”.
Шаг 2.
Когда определено насколько каждый пилот приблизился к максимально возможным очкам, надо отсортировать все таски по возрастанию этого параметра (“P”). И потом начинаем вычеркивать дни и их валидность из запаса FTV Val, последовательно в соответствии с этим параметром.
Сортируем для каждого пилота.
- Первая строка – номер таска
- Вторая – полная валидность дня (она же умноженная на 1000 дает максимально возможное количество очков за день)
- Третья – Очки которые заработал лидер дня (для справки)
- Четвертая – Очки которые заработал сам пилот
- Пятая – отношение очков пилота к максимально возможным
- Шестая строка – остаток запаса не вычеркнутой валидности
- Седьмая строка – оставшиеся в итоговом протоколе очки пилота
Мы видим, что например для Дениса – его отношение (P) в таске 1, где он победил – максимально и значит, не смотря на малое количество очков (260), этот таск будет вычеркиваться в самую последнюю очередь, гораздо позже чем, например таск 7 (769 очков) или 4 (489 очков).
Остановимся подробнее на шестой строке, в ней мы приступаем к шагу 3.
ШАГ 3.
Как мы определили ранее, у нас есть запас валидности соревнований с учетом FTV который должен быть вычеркнут.
В нашем случае это FTV val = 327,06%.
Далее нам следует для каждого пилота в отдельности вычеркивать последовательно худшие дни. (Худшие – это когда пилот набрал ОТНОСИТЕЛЬНО максимума возможности меньшее количество очков).
Рассмотрим, на примере Сергея подробнее, что происходит в 6-й и 7-й строках.
- На начало вычеркивания у нас есть запас валидности 327,06%. Худший для пилота день – таск 5. Пилот не летал и набрал 0 очков, Отношение к максимуму (P) – тоже 0. Этот день вычеркивается и вычитается его валидность (FTV DAY Validity). Значит после вычеркивания 5-го таска остаток валидности 327,06-24,4= 302,7%. Получается, что очки не изменились (0 вычеркнулся до 0) а запас валидности – мы потратили.
- Следующий на очереди таск 10. Аналогичная ситуация, но про равном значении потерянных очков мы теряем целых 100% из запаса валидности! 302,7-100=202,7% у нас осталось.
- Следующий таск 6, 202,7-28,4 = 174,3% валидности остается после него, а сам таск, его 77 очков вычеркнуты до 0.
- Таск 8. 173,3-16,7=157,6%, идут “под нож” все 122 очка.
- Таск 1. 157,6-26,4= 131,3%, еще минус 194 очка.
- Таск 7 131,3-98,9=32.4% вычеркивается весомые 758 очков.
- Таск 3 32,4-12,8=19,6% вычеркиваем 121 очко.
- Таск 9 19,6-100=-80,4%. Полученная отрицательная валидность означает, что наконец мы исчерпали всю остаточную валидность соревнований. Значит из этого дня надо вычеркнуть всего 19.6% валидности. Сколько это в очках ? Составим пропорцию: 19,6% относится к 100% валидности таска 9 как X очков к 959 = получается, что надо вычеркнуть = 959*19,6/100 = 187,96 очков. Остаток составит 959 – 187,96=771,04 очка.
Кстати, когда дойдет до дней с отношением P=1 (ну или с любыми днями с равным “P”), то все равно из каких дней будет вычеркивание. Ведь соотношение очков и валидности будет одинаковым. Например, 74.1 % валидности из таска4 – это вычеркивание всех 741 очков, в то же время вычеркивание такой же валидности из таска 11 даст 989*74,1/98,9 = 741 очко.
Проверяем расчеты:
О чудо! Действительно 771 очко осталось в 9-м таске. и вычеркнуты до нуля T1, T3, T5, T6, T7, T8, T10.
Остались лучшие таски (заметьте не по очкам, а именно по отношению к максимуму возможного) T2, T4, T11 и остаток 9-го.
ВЫВОД №1.
Наиболее ценны те таски, где мы максимально приблизились к пределу очков. Не важно сколько этот предел в абсолютном выражении.
Аналогично вы можете сами проверить расчеты для Дениса и Алексея. Видно, что расчеты в Excel совпадают с FSComp.
Все не так уж и сложно оказалось, в первом приближении такие расчеты можно даже в уме провести, особенно если тасков – немного.
Теперь для лучшего понимания, посмотрим – что изменится если разыграть еще один таск.
У нас был разыгран 12-й таск, слабый, с валидностью 18,84%.
Результаты :
Посчитаем итоговую таблицу с учетом 12-го таска.
Общая валидность увеличилась на 18,8%, значит чуть подросла и та валидность, которая будет вычеркиваться (336,48).
Проведем опять сортировку и вычеркивания.
Мы видим, что для всех пилотов из примера, таск оказался слабым и вычеркнулся.
Из-за добавленной валидности, изменилось и количество очков вычеркнутых из “неполного” дня. (проверяем)
При этом у Дениса, хоть он и пропустил этот день, общее количество очков – увеличилось ( с 2756 до 2818), так как у него был запас в таске 4, из которого теперь вычеркивается меньше очков.
Что это нам говорит? – что на длинной дистанции, те дни с большим количеством очков которые вычеркивались ранее – это наш “запас” на случай слабых результатов.
Это вовсе не значит, что лучше вообще не приезжать на таск, для Дениса легко просчитать, сколько очков он должен был бы набрать в 12-м таске, чтобы результат был ЛУЧШЕ чем 2818 очков.
Для того, чтобы результат 12-го таска не вычеркивался и увеличил общее количество очков нужно, чтобы в этом таске Денис набрал не менее 67% от максимума дня ( или 0.67*188,4 = 126,2 очка) .
То есть, если бы он набрал менее 126 очков, они бы все равно вычеркнулись до 0-ля, а вот если больше, то вычеркнулась бы часть 4-го таска, но все равно общая сумма стала бы ВЫШЕ. Отсюда Вывод №2.
ВЫВОД №2
ВСЕГДА НАДО СТРЕМИТСЯ ПОЛУЧИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ОЧКОВ ИЗ ВОЗМОЖНОГО! Однако к концу длинных соревнований, иногда бывает все равно, получили вы 0 или просто меньше очков от некого порога. Особенно для дней с низкой валидностью.
Из Вывода 2 можно дополнительно сделать вывод 3.
ВЫВОД №3.
При длинных соревнованиях, когда вычеркиваемая валидность велика, вес ошибок в “триковых” тасках – гораздо меньше чем в тасках с высокой валидностью.
Ведь все серьезные ошибки – вычеркнутся до 0 очков, а валидности будут теряться разные, один таск со 100% валидностью, равен 3-м таскам с 33% валидностью.
Прогнозирование на будущее.
Умение считать FTV позволяет нам прогнозировать результаты на будущее, ведь вычеркнутые очки – это наш “потенциальный запас”, который может вернутся обратно, если будет вычеркиваться другой день.
Вернемся к результатам после 12-ти тасков.
Вот например, Сергей хочет узнать, останется ли он на 1-м месте, если он пропустит 13-й таск, а идущий на втором месте Денис выиграет его и получит максимально возможное количество очков (1000).
Посчитаем такой вариант:
Мы видим, что разрыв между 1 и 2-м местом сократился, но все равно Сергей останется на 1-м месте в итоговой таблице. То есть запаса очков, благодаря таску №7 хватает чтобы чувствовать себя уверенно даже при худшем возможном сценарии (пропуск таска и набор максимума очков у главного претендента.
ВЫВОД №4.
Таски с большим количеством очков, даже вычеркнутые ранее, это наш “стратегический запас” на финальном отрезке соревнований. Не стоит их недооценивать, ведь последний таск может быть “испорчен” для многих пилотов-лидеров. Вспомним например 6-й таск на ЧМ 2019 когда почти все пилоты просели, и дальше всех пролетела Петра, и особенно 9-й таск там же. Когда итальянец Marco BUSETTA на 13! МИНУТ опередил всех пилотов, собрав все лидерские очки и заработал 1000 очков, а прилетевшие пилоты из лидеров чемпионата получили менее 880 очков.
Именно такие “неожиданные” дня могут “принудительно ” лишить лидеров их “права на ошибку”, подкинув им “подарочек” в виде принудительной ошибки для всех.
Посмотрите как вычеркивались дни на том ЧМ 2019.
Мы видим, что это оказалось для Оноре – критично и он потерял надежду на 2-ю строчку, так как имел кроме 2-х “невынужденных ошибок” и свою собственную (Таск4).
Глеб тоже имел свою ошибку (Таск7), но благодаря тому, что он в 9-м таске прилетел 4-м он все таки имел больший запас устойчивости и поэтому остался на 2-м месте.
Победитель же (Joachim OBERHAUSER) сохранил запас прочности отлетав быстро и без ошибок во всех остальных тасках, и поэтому занял 1-е место.
Отсюда важный 5-й вывод.
ВЫВОД №5.
В начале соревнований, и даже в середине, расчет пилота, что FTV – “дает право на ошибку” и можно рискнуть, может привести к катастрофе, если кто-то, как Marco BUSETTA – неожиданным результатом – всем вырежет день.
В заключение хочу сказать, FTV – конечно полезная штука, но надо помнить, что предсказуемо она дает вам “право на риск” только в самом конце соревнований. Поэтому каждый день важен и в каждый день, какой бы он не был триковый, надо работать на МАКСИМАЛЬНЫЙ результат.
Сергей Лазарев-Марченко (MуMySer). Сентябрь 2020г.
Поддержать сайт.
|
---|