Немного о мифах FTV

С FTV (Fixed Total Validity) связано немало мифов в пилотской среде, а все из-за того, что пилоты не находят времени для того, чтобы разобраться как работает FTV (см. отдельную статью про это).

Давайте уделим этому вопросу несколько минут и разберем все-таки некоторые мифы.

Миф 1-й.

FTV было придумано для того чтобы пилоты могли ошибаться безнаказанно.

История появления FTV достаточно долгая. Изначально Overall соревнований считался просто как сумма очков всех тасков. Цена ошибки любого пилота была очень высокая. При этом слабые, триковые дни, когда погода вносит сильную вариативность в результаты,  так же сильно влияли на позицию спортсменов.  В следствии чего, им приходилось лететь очень аккуратно, не совершая ошибок, а соревнования зачастую выигрывались именно на слабых днях, когда удача способствовала немногим пилотам, которые могли сильно оторваться от остальных.

Это привносило большой фактор случайности в результаты,  из-за одиночной ошибки (например завязки на старте, позднем вылете из-за закрытия старта по погодным условиям, когда часть пилотов уже на маршруте, или просто бомбауту в очень триковый день) лидер соревнований мог безнадежно отстать от тех, кто летал сильно осторожнее или кому просто повезло в триковый день. В целом пилоты при этом старались летать очень консервативно и не рисковать, что снижало зрелищность.

Для того чтобы уменьшить влияние ошибок на результаты пилота вначале был введен дискард(discard), который вырезал худший день из результатов пилота. Однако такое вырезание хорошо работало когда в соревнованиях все дни хорошие, или только один день триковый. Однако как только таких дней становилось больше одного (что весьма нередко на соревнованиях) , то идея дискарда уже не справлялась. Ведь слабые дни могут быть разные, в одном лидер получит 300 очков а в другом 700, это не значит что пролететь на эти очки было не одинаково сложно.  Да и тех кто все-таки пролетал дальше других в слабые дни  – тоже стоило поощрять, ведь это показатель мастерства.

Для того чтобы разрешить это противоречие и был придуман FTV (Fixed Total Validity), который который вырезает очки не в абсолютном выражении, а в относительном, взвешенном к валидности дня.

Сама идея FTV – это не “право на ошибку”, а “нивелирование ошибок в слабые, сильно подверженный случайности, дни”. Именно поэтому FAI рекомендует для соревнований менее 4-х тасков не применять FTV, для соревнований до 6-ти  тасков использовать значение 20% и только там где планируется 7 и более тасков использовать 25%.

2.5.1. FTV_ For competitions with up to 6 planned tasks, an FTV factor of 0.2 is used. For competitions with 7 or more planned tasks, an FTV factor of 0.25 is used.

При таких значениях FTV у пилота не появляется гарантированного “права на ошибку”, но есть запас на нивелирование влияния ошибок в слабые дни.

При этом пилоты которые в слабые дни побеждают или близки к лидеру по очкам, все-таки получают преимущество, премируясь очками. Важно только помнить,  что вес этих очков – прямо пропорционален валидности дня. Условно говоря, вес очка в день с валидностью 25% – всего 1/4 от веса очка в день со 100% валидностью.

Но и ошибки в день со 100% валидностью – так же сказываются на результаты пилотов намного сильнее, чем в дни с небольшой валидностью.

Миф 2-й.

Из-за непонимания пилотами, что при расчете результатов с учетом FTV из дня с результатами вычеркивается ВАЛИДНОСТЬ, а не ОЧКИ следует другой миф.

“В слабый день, например с ранним стоп таском, нельзя быть лидером, так как небольшое число очков останется, а вычеркнут из другого дня где намного больше очков”.

Этот миф очень опасен, так как пилоты неверно строят свою тактику и часто бывают наказаны еще меньшим количеством очков.

Ноги мифа растут из беглого взгляда на общую таблицу, где очки победителя такого дня – действительно не вычеркиваются, но вот теряет ли он в сумме очков в итоге ? – Давайте разберемся.

Рассмотри для примера результаты соревнований Open CIS Cup 2022. Там произошла похожая ситуация.

3-й таск был застоплен, лидеры не успели преодолеть и половины дистанции и получили немного очков. Но потерял ли лидер дня из-за того что у него вырезались очки из другого дня ?

Давайте разберемся с очками Артема Соколовского и Александра Скворцова (зеленым отмечены максимальные очки лидера дня).

Name T 1 T 2 T 3 T 4
Alexander Skvortsov 999,6 942,3 153,9 1 000,0
Artem Sokolovskiy 994,2 1 000,0 244,5 889,1
Kirill Kostiuchenko 595,7 919,1 241,2 930,3

 

Как производится вычеркивание ?

Шаг 1. Найдем показатель Performance (отношение очков пилота к очкам лидера дня).
Performance
 Alexander Skvortsov 1,00 0,94 0,63 1,00
 Artem Sokolovskiy 0,99 1,00 1,00 0,89
 Kirill Kostiuchenko 0,60 0,92 0,99 0,93
Day Validity 99,96% 100,00% 24,45% 100,00%

 

Суммарная валидность всех дней соревнований = 99,96+100+24,45+100=324,41%.

Общая валидность, которая должна быть вычеркнута из результатов КАЖДОГО пилота при FTV=25% –> 324,41*0,25 = 81,1%.

Шаг 2. Теперь надо начать вычеркивать ВАЛИДНОСТЬ, начиная с дней когда показатель Performance наименьший.

У Александра в таске 3 performance=0.63, вычеркиваем всю валидность этого дня. 24.45%<81,1% значит таск 3 вычеркивается до 0-ля очков.

Остаток валидности –> 81,1%-24,45%=56,65%. Значит эту валидность надо вычеркнуть из таска 2, где Performance 0.94. Сколько надо вырезать в очках ? Все просто.

Шаг 3. Составляем пропорцию.

X(очков) относится к 56,65% валидности как 942,3 очка относится к 100% валидности таска.

–> 942,3*56,65%/100%=533.8 очков нужно вычеркнуть (они округляются до десятых).

Тогда останется всего 942,3-533,8=408,5 очков. Которые и пойдут в итоговую сумму.

Для тренировки посчитаем что вычеркнется и у Кирилла Костюченко:

Худший день у него 1-й.

Performance в таске 1 595.7/999.6=0,60. Значит Вычеркнуть из первого таска надо 595,7*81,1%/99,96%=483,3 очка.

Остаток будет 595,7-483,3=112,4.

А что у Артема? У него худший performance в таске 4 (889,1/1000=0,89). Вычеркиваем валидность 81,1% из этого дня. Так как валидность дня 100%. то вычеркивание будет только из этого таска.

Артем лишится 889,1*81,1/100= 721,1 очка.

Остаток в 4-м дне останется 889,1-721,1=168,0

Казалось бы , Артем потерял в итоге больше очков – 721,1 против 687, 7 у Александра. Но и вес очков в слабый день (с валидностью 24,45%) – заметно меньше.

Вообще не важно сколько очков у Александра было в этот день,  в диапазоне от 0 до 229,8 (до p=0,94) – они все вычеркнутся до  0-ля, с потерей одинакового значения валидности. Так FTV страхует пилота от плохого результата в слабый день.

Теперь, после того как мы повторили как работает FTV, для развенчания мифа №2 попробуем посмотреть на результаты Артема, если бы он в 3-м таске прилетел не 1-м, а вторым ?

Предположим, что он поменялся с бывшем в этот день 2-м Кириллом Костюченко местами (для того чтобы расчетные данные не влияли на других пилотов и валидность дня в целом), поменяем их треки местами.

Тогда у Артема и Кирилла будут такие данные:

Name T 1 T 2 T 3 T 4
Alexander Skvortsov 999,6 942,3 153,9 1 000,0
Artem Sokolovskiy 994,2 1 000,0 241,2 889,1
Kirill Kostiuchenko 595,7 919,1 244,5 930,3

 

Performance
Alexander Skvortsov 1,00 0,94 0,63 1,00
Artem Sokolovskiy 0,99 1,00 0,99 0,89
Kirill Kostiuchenko 0,60 0,92 1,00 0,93
Day Validity 99,96% 100,00% 24,45% 100,00%

 

Будет ли больше очков тогда у Артема, как гласит миф ?

У него худший performance останется в таске 4 (889,1/1000=0,89). Вычеркиваем валидность 81,1% из этого дня. Так как валидность дня 100%. то вычеркивание будет только из этого таска.

Артем лишится 889,1*81,1/100= 721,1 очка.

Остаток, так и останется в 4-м дне 889,1-721,1=168,0. Зато за сам 3-й день теперь на 3,3 очка меньше! По общей сумме он уменьшится на эти самые очки.

У Кирилла – аналогично, ничего не изменится в вычеркивании худшего дня, а вот за счёт небольшого увеличения в слабы день он немного приобретет(те самые 3.3 очка). Так что чем больше очков зарабатываешь в слабый день тем – лучше!

(В TOTAL очки округляются до целого!!)

Особо упертый последователь мифов может сказать, а что будет если в третьем таске он специально совсем плохо бы пролетел, чтоб именно этот день вычеркнулся ?

Давайте посчитаем и этот вариант (с предположением что валидности дней не меняются):

Предположим, что в 3-м таске он набрал бы менее 217 очков (P < 0.89), тогда 3-й таск, с его валидностью 24.45  вырезался бы в 0, а из четвертого – он потерял бы 889,1*56,65%/100%=503,7 очков.

Остаток,  который останется в 4-м дне 889,1-503,7=385,4 очка и 0 в 3-м таске.

Итоговый результат = 994.2+1000+0+385.4=2379.6 – это намного хуже чем 2407!

Вывод. Хороший результат в слабом дне – однозначно улучшает позицию и очки!

Миф 3.

Почему у меня FTV вычеркивает 1000 очковый день, и оставляет 700 очковый ? Ведь 1000 очков всегда круче!

Такая ситуация бывает, когда показатель Performance у 2-х дней одинаковый, а что-то нужно вычеркнуть.

На самом деле при равенстве Performance – не важно из какого дня идет вычеркивание, ведь вычеркиваемые очки пропорциональны ВАЛИДНОСТИ дня.

Давайте рассмотрим пример:

У пилота есть 2 дня

В один день он заработал 811,8 очков, а у лидера было 990 очка (при валидности дня 99,0%) а в другой день он заработал 451,0 очко при лидере с 550 очками (валидность дня 55%).

Показатель Performance у этих дней одинаков = 881,2/990=451/550=0,82.

Тогда если нужно вычеркнуть одинаковую валидность, например 23,5% не важно из какого дня это делать.

811,8*23,5%/99%= 192,7 = 451*23,5/550.

Поэтому не удивляйтесь когда видите что вычеркивается 1000 очков. Пилот ничего не теряет. Просто его Performance везде равен 1.

 

Выводы.

FTV работает достаточно просто и справедливо. Просто надо понимать его назначение, он предназначен для страховки пилота от случайностей в триковых тасках, а не для права на риск в сильных днях.

Чем более сильный день (больше очков у лидера и соответственно валидность дня – тем дороже цена ошибок и FTV может не хватить для их нивелирования.

Очень грубо можно сказать, что грубая ошибка в 1000 очковом таске (валидность 100%), стоит примерно столько же как и 3 ошибки в 333 очковых тасках (с валидностью 33,3%).

Но при этом и пилоты показавшие результат близкий к лидерам в слабые дни премируются небольшим количеством очков или получают запас на ошибки в более сильные дни (пропорционально валидности).

 

В “право на риск” FTV вырождается только при всех днях со 100% валидностью. Но даже при отличном прогнозе, надо помнить что всегда могут быть “вынужденные ошибки” которые заставят FTV сработать вне вашего плана.

О подобном примере вы можете прочитать в конце статьи про FTV.

 

© Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer) Сентябрь 2022.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий