2 недели в Пакистане. (Алексей Дружинин).
2 недели в Пакистане. (Алексей Дружинин).
Первым делом, спасибо за идею Паше Булгакову «Пашка с фишками», очень жаль, что он не смог поехать. За информацию Марине Олексиной и Андрею Бесчастному – единственные русскоговорящие пилоты, согласившиеся делится своей информацией о Пакистане (Украинские «коллеги» – просто послали). Ну и самый огромный респект, моему напарнику – «Незнайке» Николаю Юдину, ввязавшемуся в эту авантюру, и благодаря которому я избежал кучи проблем, и получил неоценимую помощь. Зато теперь, наверное, я единственный могу сказать: «Я видел задолбавшегося говорить Незнайку!»
Так как это отчет, по порядку:
Виза.
Визовый центр: Садовая-Кудринская улица, 17с1 Делается за 7 дней и 105$. Требуется справка с места работы, приглашение аккредитованной Пакистанской турфирмы, и анкета. Дается на срок 1 месяц, срок нахождения на территории Пакистана 15 дней! Делали через турфирму losthorizontreks.com, по ссылке на форуме -50$.Прислали на почту, после оплаты PayPal. От Незнайки еще потребовали факс из Исламабада -10$. После подачи документов с вами общается консул: куда, зачем, и т.д. Про парапланы знает и весьма благожелателен. Надо учитывать: по Русски, с грехом пополам, говорит только один сотрудник на приеме документов.
По новым правилам, виза не продлевается, и если вы меняете сроки поездки (как было у нас), надо делать все заново (105$ +документы). Старая – аннулируется. Визовый центр работает пн-пятн. Прием с 10-12, выдача 14-16. На входе, надо дать милиционеру в будке паспорт – записать в журнал посещений. Очереди или нет, или 1-3 человека. Но сотрудники очень не торопливы! (Как и весь Пакистан))
Перелет.
Выбрали как оптимальный, Ethihad – 650Е. 5 часов до Абу Даби, пересадка 2 часа и 3 часа до Исламабада. Прилет около 1 ночи. Дальше есть 3 места, куда летает местная авиакомпания PIA: в 6:45 Читраль в 10:00 Гилгит, или чуть позже, в Скарду.
Внимание! Учитывайте: рейсы, и Ethihad и PIA могут быть отменены, без «объявления войны» и объяснения причин, за час-два до вылета, когда вы уже в аэропорту!
Купить билеты PIA можно только в кассе, онлайн не продают! Бронировали в той же турфирме, до Гилгита, с учетом комиссии (20$) – 160$. Нужны только имя, фамилия, номер паспорта. Так как билеты были раскуплены еще за месяц, нам выкупили на другую дату, для внесения в лист ожидания. По прилету в Исламабад, нам предложили подойти на регистрацию к 9 утра, и тогда «может быть» нам найдут место – что не факт. Очень радостно! В 6 утра ждать совсем надоело, и мы попросились: «а до Читралья можно?» – «а не вопрос, обмен направления 1000 рупий – вперед!» Из информации о местах полетов, все равно только точки к GPS – какая разница куда – полетели в Читраль!
Возможно: и проще, и дешевле покупать билеты непосредственно по прилету, а не переплачивать не гарантирующий ничего турфирме 40$ (обратный билет стоил 120$).
По наблюдениям Незнайки: в Пакистан приходят умирать Тойоты Королы (а все Тойоты тут почему то Королы), и турбо-винтовые самолеты местных авиалиний, из Европы. Вот на таком пепелаце, с «подсадкой» в городе Bacha Khan, как в фильме «Мимино», за час сорок, до Читрала, зато первым классом.
Минимальная цена перелета, по слухам, от 6.000 рупий, обратно покупали за 11.200 (120$). В будущем, лучше договариваться со знакомыми, чтоб они покупали на месте.
Ехать по земле: до Читралья 12 часов, до Гилгита 20 + еще 4, до Каримабада. До Скарду – даже не узнавали, это еще дальше. В реальности – дорога не предсказуема.
Деньги.
Курс 95рупий = 1$. на 01.07.2012
В аэропорту курс 93 – один из лучших. Официальных обменных пунктов по стране нет, в банках не меняют. Только из под полы, по 90. В Каримабаде принимают и доллары – место туристическое. А менять получалось по 94-95 (меняла ошибся).
Сотовая связь представлена операторами: Mobilink (Jazz), U-fone, Zong . Пользовались : Jazz и U-fone. Зона покрытия ограничена крупными населенными пунктами и их окрестностями . Есть долины, где нет связи более 150 километров, там без спутника делать нечего. Покупались симки через прикрепленного полицейского: мы ему денег, он нам симки, 200р за штуку. Для пополнения баланса можно покупать карточки с кодом, а можно «класть» у торговцев через смс. В любом случае комиссия около 15%. Стоимость звонков сопоставима с Индией – копеечная. В Читрале, еле-еле работает GPRS от Jazzа – EDGE не работает вообще. В Каримабаде все гораздо лучше, скорость на EDGE приемлемая, а в гостиницах есть Wi-Fi.
Для владельцев iPhone: AppStore работать не будет (как во многих «проблемных» странах), и телефон не включается в режим роутера – на раздачу.
И общение с местными.
Читрал и Гилгит-Балдистан безопасны. Южнее, две провинции Дир и Сват все еще не благополучны, считаются оплотом Талибана. В 2009 году в здесь велись активные боевые действия. Многие населенные пункты в провинции Сват брали штурмом, с использованием авиации. Больше информации тут: http://mishmar.info/pakistan-boeviki-sva
По преданию, в этих горах осталась часть войска Александра Македонского. Смотришь на этих светловолосых, голубоглазых «азиатов» – охотно этому веришь! Пакистанцы, которых мы встречали, радушны и общительны, с чувством собственного достоинства. Торговцы не навязчивы, но расслабляться не стоит, как и везде – есть особо хитрые, пытаются обсчитать, и накрутить цену. В самолете познакомились с «отставным майором», как тот представился. Довез из аэропорта до города и познакомил с местной парапланерной ассоциацией Hindu Kush Association for Paragliding (HIKAP), государственной – между прочим! Ребята оказали нам неоценимую помощь. Еще есть страница на Facebook http://www.facebook.com/SAAP.Pakistan
Очень хотят летать, но им не хватает опыта, оборудования и грамотных учителей. Страна бедная. У ребят всего 2-3 крыла, 2 подвески, 2 шлема и 1GPS! Вариометров нет вообще. Летают как в России лет 20 назад: сверху вниз – на «авось». Термичка воспринимается как угроза. Самый опытный, и один из самых молодых, 20летний Саджит, при нас впервые набрал примерно 4000-4500м и пролетал около часа – это был рекорд. Он потом, несколько дней не летал – местные очень плохо переносят высоту. Ходят как белые мышки, с красными от полопавшихся сосудов глазами. http://www.facebook.com/princesajidzia
Всем иностранцам в Читрале, надо зарегистрироваться в полиции. Это скорее визит вежливости: только записать данные паспортов и поговорить – все «по восточному», не торопясь. И еще надо зарегистрироваться у чиновника, ведущего учет парапланеристов. Опять перепишут, и выдадут бумажку с разрешением. Потребуется любое пилотское свидетельство. Учет ведется года с 95. На стене большая таблица: годы, страны, количество пилотов.
В завершении было выдано двое полицейских с автоматами, по очереди, через день, охранять нас, пока мы тут находимся. Вещь абсолютно символическая – для солидности. Все это бесплатно.
Гостиницы: в Читрале 3 или 4. Первая, «Мотель» ( 35.859531° 71.787914°) на везде, со стороны аэропорта. От дороги пыльно и шумно. Цены в районе 2.000, это дорого. Нас поселили в «Чинари», за 400р ( 35.850896° 71.787237°). Небольшая мрачноватая комната, 2 кровати, душ, вентилятор на потолке, лужайка во дворе. Генератора нет, поэтому частенько сидели в темноте – электричество часто выключают.
В Каримабаде (Гилгит) на «Каракорум хайвее» – гораздо больше туристов, и гостиниц. Цены от 600р и выше. Один раз, жил в городе за 1.500. Комната большая и чистая, генератора тоже не было. Второй раз ночевал в самой верхней, и самой дорогой – «Орлиное гнездо». Находится сразу у начала тропы к старту. Дорого (от 2.000 до 6.000) но очень приятно, есть генератор, Wi-Fi, неплохая кухня, и очень красивый вид.
Где то есть гостиница, где живут все парапланеристы, но найти ее не удалось.
Еда: это не Индия, вегетарианцам будет тяжеловато. Баранина, курица, рис, картошка и репчатый лук в кляре. На завтрак яичница с чапати. В выходные: с утра, еще ничего не работает, вечером, после полетов – уже не работает. Алкоголь не продается, и не приветствуется.
Собственно полеты: Все едут ради «Северных территорий», районы бывшего княжества Джамму и Кашмир, управляемые Пакистаном: округ Читраль с одноименным городом, в провинции Хайбер-Пахтунхва (NWFP –Северо-западная пограничная провинция), и провинция Гилгит-Балтистан, города Каримабад (в долине Хунза, 60км от Гилгита) и Скарду. Район полетов вытянут с запада на восток на 500 км, и шириной до 200км. Мы облетали 2 места: Читраль и Каримабад, клик на карту, на точки, карта“хребтовка” для garmina
Необходимый уровень пилотов:
У меня не такой большой и разнообразный опыт полетов, как хотелось бы. И в основном Бир, поэтому – сравниваю с ним. Хотя местные тут учатся, ехать в такую дать, для слета – странновато. Едем же за «красивым и длинным»! Мои рекомендации такие: ни о каком радиоведении речи нет, и тем более обучении. Как минимум: самостоятельное, свободное владение горными полетами и их аэрологией. Именно горными – не динамик на Бирской «стенке», а пилот должен свободно летать в Бирских «больших горах». Плюс, я бы очень рекомендовал альпинистский опыт. В этих местах нет спасательной команды «Суреша», все придется делать самому. Хотя старты и посадки значительно проще Индийских, сам район полетов находится в очень труднодоступном месте. «Потолка» вертолета может просто не хватить, а некоторые места и склоны проходимы только с серьезным оборудованием! Тот же южный склон Тирич Мира, это сплошной, 10-15 километровый скально – ледниковый массив, над которым проходит не один час полета. И больная часть, выше 5т.м. Тут не получится «свалить в долину»! Ну и разумеется, крыло должно соответствовать уровню пилота .
Читраль, (именно так, со знаком «Ь», и произносится) изолирован горными хребтами, и имеет свой микроклимат, с очень низкой влажностью. Расположен на высоте 1500м. «Долина» тянется с юго-запада на северо-восток на 180км, и разделена множеством не очень высоких хребтов (около 4-5т.м .). Ширина 50-100 км, от границы с Афганистаном – с запада, до границ провинции Гилгит- на востоке. В западной части расположена гора Тирич Мир (7708м). Ущелья и долины достаточно широкие, с большим количеством посадочных площадок. По сравнению с Индией: меньше проводов, деревьев и чек, а сами чеки больше. Склоны гор почти голые, и менее крутые. Снег начинается с 4 – 4.5т.м. Известны два старта: в самом Читрале, и в 60 километрах на север от него, город Бони. Старт там, на длинном, пологом северо-восточном отроге Тирич Мира. По рассказам местных: ехать на старт 2 часа, стоит около 4000 рупий, погода резче.
В Читрале высота старта 2500м, на западной стороне долины (35.884575° 71.766254°). Заезд по грунтовой дороге, занимает около часа, и стоит 1500рупий. Экспозиция СВ – В – ЮВ – Ю – ЮЗ. Работает 9 утра, до 14-15 часов – дует стабильный термодинамик. Склон с жёсткой травой и мелким кустарником, но это проблеем никаких не создает. За счет низкой влажность нет сильного переразвития. Средняя база, в течении 2х недель, стабильна, в районе 6.000м. В день приезда – поздно вечером, в горах разродилась гроза, немного покапала. Потоки средней интенсивности, без «ножниц». От +2 снизу, до +7+8 в верхней части. Над лесистой частью мягче, над сальниками – резче. Все как в учебнике. Фоновый ветер, первые дни почти отсутствовал, потом дул каждый день, разный: день север – день юг, 2-3 м/с. При северной составляющей, потоки на старте более турбулентные. Ветер в зависимости от места полета, и времени дня, может меняется – заранее рассчитать не всегда удается, но проблем это не создает. Погода начинается в 9-10, и умирает с 16 до 18. Долинный бриз начинается с середины дня, и может дуть по долине в обоих направлениях – преобладает юг. После 4-6 вечера может усилиться до 10м/с, и иногда сходят смерчи. Своеобразная особенность места: сильный шквалистый ветер после захода солнца. Западнее, по 200километровой долине идущей к Гилгиту, неделю дул фоновый запад-северо-запад, 3-5 м/с – не характерный для этих мест ветер. При этом в Читрале, это не сильно чувствовалось. Обычно, по словам летавших тут, дует в обратную сторону, и маршруты летают с востока на запад. Средняя дневная температура в Читрале держалась в районе 32-35С. На высоте 6.000 около 0 -3. На 7.000 уже -7 -9. Длительность погоды – часов 6 – 8 в день, средняя скорость полета 30-40км/ч. Но всю первую неделю, время полета определялось самочувствием, а не погодой. Большая проблема в полетах – недостаток кислорода. Голову сжимает «обручем» до боли, темнеет в глазах, тошнит и очень хочется «глотнуть воздуха». Основной внимание на дыхание и контроль сознания, а что там над головой с тряпкой происходит – фигня. Немного помогает выпить «оксигена», и таблетка спазгана-цитрамона – снять головную боль. Из-за этого очень много ошибок, и само желание лететь – на минимуме. На будущее – кислород! Заправить любые баллоны можно в местной больнице.
Посадки:
аэропорт в 3 километрах от города (35.882031° 71.797337°), площадка для крикета (35.846855° 71.784529°), и аварийная – огород ( 35.851626° 71.782789°).
Немного описаний полетов:
Каждый год, с 6 по 9 июля, у озера Шандур (около 80 км на восток, 36.083890° 72.533662°), на одноименном перевале, проводится фестиваль – соревнования по поло, между командами Читралья и Гилгита. Перевал 3700м – граница этих двух районов. В этом году, зрителе набралось под 40 тысяч. Один из пунктов показательной программы – полеты парапланов. Разумеется, мы были приглашены!
5-го я решил слетать на «разведку» в Гилгит – около 250км на восток, и прилететь обратно, на фестиваль. Незнайка 6го, едет вместе с парапланеристами Читрала, сразу на фестиваль – там встречаемся.
Как обычно, по закону бутерброда, вылет пришелся на «нижнюю» часть цикла погоды – относительно дохло. Самый-то комфортный день был – облёточный! За 2 часа долетел к горе Buni Zom 6542м (около 60км),– в 12:30, пролетел перевал Шандур. А еще через 20 километров меня ждал «сюрприз». Начало долины к Гилгиту: она идет точно с запада на восток, в ней – поперечный отрог на юг. На западном склоне отрога довольно жестко попинало – ничего не нашел – решил пройти на южное ребро – «там то точно вкусно!» Фигу – там ротор! Ветер под 10 метров, с севера – вдоль отрога! Кое-как пробился, и сел на его краю. Высота 4300, пик погоды, а улететь не получается – дульник. Страшновато. И обидно – из за элементарной ошибки!
Сижу – «курю», наблюдаю за первым встреченным мной в воздухе парапланом – бело-рыжий «градиент» пришел на тот же отрог, только грамотнее, с учетом ветра. Похоже, летит из Бони в Гилгит. И приятно – я не один, и обидно – смотреть, стоя на земле, как кто-то уходит «в космос» – гад! Весь остаток дня провалялся на свернутом параплане – отходил от горняшки. Пролетел всего 100 километров. Заночевал на каменистой площадке, за не сколькими небольшими камнями, закрывающими от ветра. Постелил свернутый параплан под спальник, накрылся «ухом» крыла – тепло и мягко, даже без палатки. Ночью температура -1.
Прочувствовал начальные симптомы дыхания «Чейна — Стокса». Лежишь – все нормально, начинаешь дремать – задыхаешься. Нормализовал дыхание на 8 счетов – вдох, на 8 – задержка, и еще на 8 – выдох. И так минут 40.
6-го ветер все тот же – северо-запад, но с утра слабее. Старт под 45 градусов к склону. Сразу в поток, 5 минут, и я на 6 тысячах! Дальше светит халява: 150 километровая долина до Гилгита! Первые 50 км голубые термики. Дальше, на восток, воздух более влажный и облака жирнее. Ветер попутный, к вечеру усилился до 15-20 км/ч. Повстречал двух пилотов на встречном курсе – движение то тут оказывается интенсивное! (Как поведал потом Незнайка, эти два пилота летели в Шандур – не пробились). Сначала планировал лететь в сам Гилгит. Потом передумал: не долетая до него, повернул к Каримабаду – а фигня, еще лишние 30 километров – зато долечу до места, куда хотел попасть изначально, о котором столько слышал от друзей! Азарт! Финальный глайд, более тридцать километров вдоль северной стены Ракапоши! Сверху нависает белая громада горы, снизу проплывают не менее огромные, серые языки ледников, и меж них изумрудные от зелени отроги. Этот полет, один из самых красивых в моей жизни (и самый протяженный – 189км)). Оно того стоило!
Можно было лететь еще куда подальше, погоды часа 2-3 в запасе, но все портила горняшка – началась уже через час полета. После половины маршрута, желание только одно – сесть, а лучше лечь. При посадке в Каримабаде, на поиск посадочной площадки сил уже не оставалось. Даже зная, что она где-то есть, рядом с «параплан» отелем – не смог разглядеть. Просто плюхнулся в русле реки, и час лежал в тенечке – отдыхал, и лакомился сладким тутовником. Итого, за 2 дня, около 290 километров.
Город Каримабад в долине Хунза (схема), на «Каракорум хайвее», высота около 2200метров. Из за этого, прохладнее, чем в Читрале. Долина тянется с запада на восток примерно на 50км, и зажата с юга и севера семитысячниками: Ракапоши и «Леди Фингер» (на самом деле Ultar Sar). И после вновь образованного, два года назад озера, заворачивает на север, тянется еще на 50. Ширина в среднем 8-15 километров.
Старт на высоте 2900 (36.329532° 74.684255°). От окончания автомобильной дороги, у гостиницы «Орлиное гнезд» надо подняться 120-150 метров. Если очень лень, можно взять портера, местного торговца-ларечника. За 500 рупий с радостью донесет рюкзак. Чем один раз воспользовался )). Стартовать, с небольшого холма на склоне «Леди Фингер». Есть расчищенная от камней площадка на 2-3 крыла, экспозиция Ю-ЮЗ-З.
Перепад над долиной маленький, и площадь прогрева перед ним – то же, поэтому стартовать раньше 12 рискованно. После старта, выбор маршрута небольшой: или довольно однотипные радиалки по долине, или дальние, многодневные полеты: на юг через долину – к Ракапоши, и потом к Гилгиту, а затем на восток, к Скарду. Или на запад, перемахнув небольшую горную систему, к Читралью. Можно пробовать на восток и север, лететь к К2. Общая высота гор тут выше, и база то же – около 7 тысяч. С юга к Ракапоши по долине поступает более влажный равнинный воздух, и формирует над ней мощную кучевку. Сейчас, в середине лета, уже не хватает влаги и времени, для грозового переразвития. (Весной, тут должно быть весело от гроз). Каримабад любят за менее жаркий климат, лучше развитую туристическую инфраструктуру и разумеется, очень красивые пейзажи. А вот в плане однодневных полетов, мне показался мало интересным: нет большого разнообразия маршрутов, очень позднее время старта, менее стабильная погода – сильное облачное развитие закрывает долину от солнца. Удобен как база, для кросс-кантри перелетов, и место отдыха.
7-го устроил «выходной». Стартовал поздно, летал не долго. Поставил «галочку» – 7037 метров. Облетел «палец» Леди Фингер, свой показывать не рискнул – дама суровая! Сел недалеко от старта. Неделя акклиматизации, и небольшой подъем на старт с парапланом, дали результат – никакой горняшки!
8-е Пора возвращаться в Читраль. Дважды пытался улететь в сторону Незнайки, к Шандуру – безрезультатно. Первый раз в 10 утра – поторопился, погоды еще не было. Второй, только в 14, после двухчасового ожидания погоды – всю долину затянуло тенью от размазанных ветром облаков. Слился. Выбора нет –только ехать землей. Как потом поведал Незнайка, общавшийся с «западными» пилотами – правильное решение. Никто из них не смог долететь: прободавшись 2 дня против ветра – сели. Хотя, все они летели на крыльях класса, не выше DHV-2 – значит, у меня шансов было гораздо больше.
В 5 вечера двинул в Гилгит по «Каракорум хайвею». Он сейчас в состоянии реконструкции: километров 70 от Гилгита, на север, это отличная, идеально ровная, широкая дорога. Далее – раздолбанная грунтовка, с пылью, ямами и бродами через ручьи. Стоит это удовольствие 200 рупий на микроавтобусе – без кондиционера разумеется. К 10 вечера приехал в Гилгит, договориться на такси до Шандура. Как всякого туриста, меня наверняка развели – 14000р, очень не мало. Зато 6-7 часов дороги, и утром – на фестивале! Рекомендация при нахождении в Пакистане: всегда возите с собой паспорт, на блок постах тщательно переписывают его номер, визу, откуда–куда, номер машины и имя водителя. Таких постов по дорогам множество.
Дорогу пересекают многочисленные ручьи, переезд через них – в виде брода. В горах прошли дожди, и воды прибавилось. Кое где асфальт подмыло. Первый звоночек, что приключения начались, дзынькнул к часу ночи: очнулся от дремоты, когда мы влетели, в 20-30 метровую речку, и застряли посередине. Пипец! (подумал я)
Водичка бодрящая, градуса 2 -3. Ноги сводит секунд через 30. Два доблестных драйвера бросились догружать машинку камнями, видимо чтоб поглубже села. Затем решили поднять заданее колесо домкратом (не выгружая камни). Домкрат уверенно зарывался в гальку. Через 20 минут надоело скакать по обочине. Мелкого драйвера загнал в кабину, с указанием газовать по команде. Сам, с парнем покрепче, и дружными матюками, вытолкали пепелац обратно на берег.
Ехать дальше очень хочется: им из за денег, а мне так – из интереса. Нижний край дороги забетонирован, и не размыт. Бетонная плита шириной 30-40сантиметров, с нее льется водопад, пару метров высотой. Вот мы и поехали: один, руководит с другого берега – куда ехать. А мы вдвоем едем правым колесом по бетону, левым загребаем гальку по реке, мотаясь из стороны в сторону – проехали!
К трем часам выехали к большой реке, идущей по всему ущелью Гилгит-Шандур. Дорога идет вдоль нее. Начали попадаться большие участки дороги залитые водой. «Как же красиво» – подумал я, и в свете фар увидел заваленную огромными валунами дорогу. А правая часть дороги, срезана как ножом, бушующей внизу рекой. Вот это точно пипец!(снова подумал я) Машина дальше точно не залезет.
Водилиы, пообщавшись с соседями, из стоящих рядом машин, заверили – метров через 500 еще один завал, а дальше – все нормально. Решили спать до рассвета, а потом пешком. До Шандура, по дороге, 70 километров –прогулка обещает быть интересной.
С рассветом пошел посмотреть, что за завалом. Говорили, что тут была небольшая речка-приток основной, дорога и мост. Сейчас, это шириной метров 300 нагромождение камней и огромных валунов, с бурлящими потоками мутной воды меж них. Несколько смельчаков безрезультатно пытались преодолеть все это. Ну вот это точно – пипец! (в очередной раз подумал я) Выбор не велик, или обратно – в Гилгит, или ждать когда спадет вода.
Повезло, к 8 утра уровень начал спадать. Местные засуетились, начали рубить тополя для мостов. Переправа быстро превратилась в муравейник, из людей, переносимых на руках мотоциклов, и прочих тюков -мешков. Так что к 9 я оказался на другом берегу.
Все это время, периодически созванивались по спутнику с Незнайкой (мобильной сети тут нет на сотню километров) – обрисовывал ситуацию. Он уже выехал ко мне, и к 10 был у переправы! Еще 3 часа до Шандура, и мы пакуем рюкзаки на минибасик читральских пилотов. Ну а дальше 10 часовая дорога, по пыльной дороге до Читрала. Очень жаль, что на сам фестиваль не успел – только к финальному награждению. Зато наши (Читральцы) победили!
Собственно Шандур, не только самая высокогорная естественная площадка для игры в поло, и очень красивое место. Здесь есть старт, до которого можно подняться пешком – метров 400-500. Вот только, из-за особенностей аэрологии, летать сложно – по перевалу, всегда дует довольно сильный ветер. Но фестиваль и полеты в Шандуре – отдельная тема, которую отлично прочувствовал Незнайка , тут слово ему – самому мне полетать не удалось. На будущее: спускаясь по серпантину, с западного склона перевала, заметил, что стартовать можно, уйдя траверзом с «седла» северным отрогом. Тогда не нужно карабкаться верх, а просто пройти от дороги 2-3 километра. Перепад над долиной около 500-700м, южная экспозиция, плюс после 12, термодинамик из западных ущелий.
Отдельная «песня», наша дорога: Читраль – Исламабад:
В местном представительстве авиакомпании PIA , в красивом офисе, купили билеты до Исламабада, на 9 утра. Накануне вечером, по телефону, рейс подтвердили: в 8:00 быть в аэропорту. Приехали: пустой аэропорт – самолет из Исламабада не вылетел. Почему – никто не знает.
В те же 9 утра отправляется автобус до Исламабада. Время в пути около 12 часов, стоит 1000р. Раздолбанный «басик» еле ковырялся на подъемах, чихал, кашлял – выходили, подталкивали. Из долины проложен туннель, около 10 километров длинной. В это день, по случаю прибытия в Читраль большого военного начальника, закрыт для проезда гражданских машин – на весь день! 40 минут баданий, театральных хватаний за автомат, показываний паспортов и прочими прелестями восточного переговорного колорита . Пропустили!
За перевалом та самая провинция Дир. Блок посты каждые 15 минут, и через один записывают данные. Лица у бойцов далеко не веселые – тут не так спокойно как декларируется, и предупреждения, не летать сюда, сразу кажутся очень разумными.
Жарко и влажно. Во время короткой остановки потрясло: землетрясение, не сильное, но вполне ощутимое. Часов в 9 вечера встали в глухой пробке: местные жители, недовольные отсутствием электричества – устроили забастовку. Перекрыли единственную дорогу до Исламабада. Полиция тихонько стоит в сторонке – биться. К 11 переговорщики о чем-то договорились – начали пропускать машины.
Итого: дорога заняла 16 часов, вместо 12. От автовокзала до аэропорта 15-20 минут и 500 рупий. Приехали, как раз к началу регистрации на рейс, с возможностью поспать до 6 утра. Азиаты ребята с фантазией, и на досмотре устроили себе развлечение. Почти все вещи в моей ручной клади оказались сильно-сильно опасными, особенно шлем и батарейки. Торговля с самым большим начальником, шла за каждый предмет, с тыканьем (с моей стороны) в список запрещенный к перевозке вещей (мои никак не подпадали). И их дружеским подмигиванием – особенно, когда увидели презервативы в косметичке. Если б не усталость от дороги, было бы даже весело.
Аэропорт чем-то напоминает транзитную зону в Ашхабаде – кто был, поймет. Зал с железными скамейками – для всех, и с диванами и чаем – за 10$. Кондиционер, как и везде в Азии, в режиме мгновенной заморозки. Любители сувениров могут поживиться магнитиками и орешками в сахаре. В 9 утра мы проснулись не в Абу-Даби, как хотелось, а в тех же креслах: рейс задержан на сутки. И опять без объяснений. Сутки в гостинице, и домой.