Не ссать! Летать!

Комфорт в полете и борьба со страхом.

Вопрос комфорта в полете – необычайно важен. Про риски, снаряжение и подготовку, я уже писал, но это было в свете вопросов безопасности, а теперь больше рассмотрим это в плане удовольствия от полета..

Для того, чтобы эффективно пролететь хороший маршрут и получить от этого удовольствие, важно несколько составляющих.

  1. Физический комфорт в полете.
  2. Психологический комфорт в полете.
  3. Находится в “Зоне комфорта в полете”.
  4. Комфорт после полета.

Давайте рассмотрим эти пункты поподробнее, но с конца.

4. Комфорт после полета. 

4.1. Естественно, для хорошего впечатления о полете важно не получить травму, поэтому любой полет должен заканчиваться – безопасной посадкой.

Пример: Лишние триста метров, пройденные от середины поля до дороги, забудутся уже через 20 минут, а память о порванном крыле, при попытке примостится между лесополосой и дорогой – останется надолго.

4.2. Кроме того, чтобы посадка была безопасной, она так же должна быть наиболее комфортна для Вас. Всегда выбирайте наиболее безопасную и подходящую площадку приземления еще на достаточной высоте, в полете.  А так же просматривайте пути выхода от этой площадки к дорогам, населенным пунктам и возможным точкам подбора.

Пример: Лишний километр по маршруту, вряд ли сильно увеличит итоговый результат, и как-то повлияют на Вашу удовлетворенность полетом, а вот топать потом несколько часов, из-за того что вы не увидели речку с воздуха – это конечно приключение, но надо 10 раз подумать нужно ли оно Вам? И уж точно комфорта такое приключение – не добавит.

4.3. Подбор. Хороший подбор существенно добавляет положительных эмоций от полета. Хотя приключения на подборе – это важная, и очень интересная часть нашего вида спорта, но в любом случае, сейчас мы говорим и комфорте, и хорошо продуманный подбор сильно его увеличивает.

Идеальный вариант, конечно собственный подбор, которые едет за Вами по маршруту. Знаю несколько счастливых пилотов, у которых есть такие подборы 🙂 Если вы летите маршрут рядом с ними, держитесь за них – и Вам очень повезет. Самое главное в таком варианте – иметь хорошую связь с подбором, и уметь хорошо ориентироваться в картах, или пользоваться навигационными программами.

Самый грамотный случай, если вы пользуетесь программой для Лайвтрекинга(например Airtribune, LT24), и Ваш подбор может следить за вами, и вдобавок у Вас есть с ним прямая радиосвязь.

Если, вам не повезло, и никто не изъявляет желания гонятся за Вами по маршруту, то нужно заранее озаботится самоподбором. За исключением случаев, когда Вы летите рекордный маршрут, надо ЗАРАНЕЕ, спланировать Ваш маршрут, так, чтобы он проходил как можно ближе к основным дорогам подбора. Планировать лучше еще до полета, если прогноз однозначно ясен, но можно и в воздухе, если прогноз не совсем понятен и если вы неплохо ориентируетесь на местности.

Для хорошего самоподбора важно знать все основные наземные ориентиры, главные дороги, примерный траффик на них и куда они ведут. Если логистически путь обратно ,  достаточно сложный, то очень важно заранее представлять себе места где Вы будите делать пересадку.

Так же хорошо, если вы заранее озаботились расписаниями автобусов, и схемами их маршрутов (интернет может далеко не всегда быть доступен), а для тех у кого есть средства – заранее имели телефоны различных местных такси.

Надо еще понимать, что на оживленных трассах вероятность поймать машину – может быть МЕНЬШЕ чем на проселочной дороге. То есть оптимальными являются второстепенные дороги, но с достаточно большим траффиком.

Искусство возврата с маршрута и ловли попуток, вообще заслуживает отдельной статьи, и здесь я не буду углубляться дальше. Важно только то, что если вы понимаете все логистические схемы возврата и спланировали маршрут, то у вас будет гораздо меньше нервотрепки при возвращении.

По 3-й части (Находится в “Зоне комфорта в полете”) и о 1-й (Физический комфорт в полете) я тоже не буду останавливаться подробнее,  о ней, на примере конкретного маршрута я уже писал весной 2016 года.

1. Физический комфорт в полете.

Давайте частично повторим: Физический комфорт складывается из вашего самочувствия и вашего снаряжения/одежды. Про снаряжение и одежду – отдельный раздел на сайте, который можно почитать и он еще будет дополняться, а теперь про самочувствие.

Текущее самочувствие.  Критически оценивайте текущее самочувствие перед полетом.
Если что-то не нравится – НЕ ЛЕТИТЕ (ну или хотя бы максимально упростите свой полет).
Готовьтесь к полету – надо выспаться, не бухать (курить) вечером, правильный ужин и особенно завтрак, не пить мочегонное за несколько часов до полета (кофе, зеленый чай, некоторые витамины, энергетики).

Небольшая физическая активность утром полезна, но не переутомляйтесь перед полетом, ходить на старт пешком – это хорошо для физической формы, но плохо для полета, так как потеря большой части энергии утром оставит без энергии Ваш мозг во время полета. Если уж ходите пешком, то выходите пораньше, с тем расчетом чтобы подняться на старт за 1.5-2 часа до полета, позавтракать спокойно на верху и отдохнуть, а так же восполнить запас глюкозы в крови (сладкое – полезно для мозга!).

Если летаете на больших высотах – то важна акклиматизация, постепенный набор этих высот по дням, идеально – физическая активность на высоте и отдых потом после неё, а так же ночевка на высоте для акклиматизации.

Если времени нет, то не надо брезговать и медикаментозными препаратами (но с умом конечно же, “гипоксин” например, немного помогает. Для гипертоников – можно терапевтический аспирин типа тромбоАсс, но лучше проконсультируйтесь с врачом!). Желательно к Высотам готовится еще ДО поездки, это и тренировки физические и усиленное питание для производства ваших эритроцитов (красное мясо, печенка с гречкой, гематоген, витамины).

Главное – Ясность ума, отсутствие нервного и физического напряжения, бодрость духа и хорошее настроение перед полетом!

На самочувствие в полете, так же сильно влияют следующие факторы:

  • Холод – притупляет работу мозга (организм “отключает” крупных потребителей энергии, стараясь удержать тепло на жизненно важных органах и процессах), замедляет обменные процессы, уменьшает чувствительность при работе с крылом (вы получаете меньше информации и следовательно хуже работаете в потоках), уменьшает сдерживаемость мочевого пузыря, расходует ваши запасы энергии на обогрев, да и просто отвлекает.
  • Перегрев – так же опасен как и холод, он вызывает быстрое обезвоживание, и так же нарушает работу мозга. Однако, благодаря обтекающему нас потоку воздуха, сбросить излишнее тепло намного проще, чем сохранить его. Часто достаточно просто расстегнуть куртку или вентиляционные молнии подмышками. Выбирайте одежду с возможностью вентиляции, или хотя бы с молнией во всю длину, чтобы можно было раскрыть ее полностью.
  • Голод – не менее вреден чем холод, мозг (а он питается глюкозой/углеводами, потребляет очень много энергии, а в полете он работает весьма интенсивно, при падении уровня глюкозы в крови скорость мыслительных процессов – резко падает!
  • Жажда – еще более вредна, обезвоживание – замедляет работу мозга, мы начинаем сильно “тупить” и принимать неверные решения, так же из-за обезвоживания, развивается апатия и теряется удовольствие от полета. Поэтому в полете – важно пить! Пить не нужно много (или вопрос “не ссать”, зазвучит уже совсем в другом ключе), лучше пить маленькими глоточками, набирая воду в рот и дожидаясь ее всасывания (сублингвально), а не глотать.

Всегда следите за комфортной температурой, за тем чтобы не было обезвоживания (обязательно берите питьевую систему в полет), и своевременно подпитывайтесь на длинном маршруте (как минимум озаботьтесь хорошим завтраком, с достаточным количеством как “быстрых”, так и “медленных” углеводов).

Теперь перейдем к часть 2.

2. Психологический комфорт в полете.

Тема очень обширна и интересна, если вам хочется научного подхода то обязательно прочитайте книгу Александра Мартынова (Ильич 2-й). Ментальная подготовка пилота СЛА (Как готовить психику к таким видам спортивной экстремальной деятельности, как полеты на летательных аппаратах?) подробнее о книге , вы можете почитать на сайте http://himalaya-books.ru.

Мое мнение, для психологического комфорта в полета, если мы обеспечили уже физический комфорт, важно прежде всего – доверие к своему крылу.

Роберт Виттал считает:

Доверие часто игнорируется, но я чувствую, что оно – наиболее важный показатель при выборе параплана. Если вы ощущаете себя хорошо с этим куполом, то, безусловно, на нем вы будете летать лучше, чем на том, который вас “напрягает”. Если вы не доверяете своему крылу, то будете теряться в сложной ситуации и в турбулентном воздухе, и будете не способны принимать взвешенные решения. Частично это происходит из-за выделения адреналина и затуманит ваше решение в то время, когда нужен ясный разум. С другой стороны, если вы действительно наслаждаетесь вашим крылом и чувствуете себя комфортно под ним, то ваш порог неудобства будет значительно выше и, таким образом, у вас будет хороший шанс всегда принимать правильные решения.

Я полностью соглашусь с его мнением. Не идите на компромиссы при покупке крыла, мы слишком дорого платим за наше увлечение полетами.

Наши совокупные затраты за пару лет, намного превышают ту разницу в цене в пару сотен евро, которая отделяет вас от “параплана вашей мечты”. поэтому не выбирайте параплан потому что он – дешевле конкурентов.

Рассматривайте только насколько этот параплан буде подходить именно Вам, его характер, управляемость, поведение в турбулентности (ненавижу слово “болтанка”)

Я испытал это все на своей шкуре, когда купил параплан только потому что он был на 150 евро дешевле, чем его конкурент, который, как я считал, подходил мне лучше. В итоге 2 года мучительных полетов, практически без удовольствия, с постоянной тяжелой работой с крылом в воздухе, и 2 предпосылки к ЛП, едва не стоившие мне жизни. Расслабится и получать удовольствие, удавалось далеко не всегда, перед серьезными полетами всегда сковывал страх и “недоверие” к крылу.

Крыло, это ваш самый главный партнер и союзник в воздухе! Вы должны быть с ним как можно более тесном контакте и не должны боятся его. Страх – сковывает, ограничивает и убивает наслаждение. Это фактор опасности!

Но для начала, вы должны быть честны сами с собой, при выборе крыла – задайте себе вопрос – действительно то ли это крыло которое я хочу?

Осознание того, что вы обладаете и летаете на нелюбимом крыле – это то же самое что секс с нелюбимом человеком. Получите ли вы от него удовольствие?

Сейчас крылья по летным характеристикам – не сильно отличаются друг от друга, отличия только в характере, поведении и управлении.

Лучше пожертвовать лишними парой км/ч скорости, чем комфортом в каждом полете. В конце концов – все мы летаем чтобы получать от полетов – удовольствие, а не постоянный стресс.

Не буду повторять прописных истин про то что надо “выбирать соответствующие Вашему уровню условия для полетов” – все так, но иногда нам просто хочется летать. Летать и не ссаться все время. И выбранное на несколько сезонов подходящее крыло – главный залог комфорта.

Еще один важный момент – психологический настрой на полет.

Очень Важно уметь расслабляться перед полетом, быть спокойным и на “позитивной волне”. Конечно на старте наго готовится к полету, наблюдать за погодой, готовить снаряжение, но надо стараться делать это без суеты и спешки, в хорошем настроении, заранее настраивая себя на получение удовольствия от полета. Помогает послушать веселую и любимую Вами музыку, немного пообщаться с друзьями или знакомыми пилотами, но не забалтывайтесь с ними. Вы должны уделить время для себя и для того чтобы хорошо подготовится и настроится на полет.

Ни в коем случае нельзя говорить о плохих или грустных вещах, не обсуждать перед полетом ЛП, несчастные случаи, применения запасок и т.д.

Все темы должны быть сугубо позитивные и “легкие”. Расслабьтесь и освободите свой мозг от груза. (Это не значит что не надо планировать маршрут и думать о сложных местах, но лучше планировать вечером предыдущего дня, а утро постараться не нагружать мозг излишней работой.)

Очень важен первый набор после старта.

Именно первый набор – часто определяет настрой на весь полет. Если условия в первом наборе Вам комфортны то и весь день чаще всего проходит легко, если в первом наборе Вам некомфортно, или неприятно, то очень часто после него нам хочется на посадку.

А на комфорт в первом наборе очень влияет старт и подготовка на нем. Ваша подвеска, должна быть отрегулирована и настроена, одежда проверена и удобна, ритуал подготовки – стандартен и ничего не должно Вас отвлекать во время него. Чем меньше раздражающих факторов – тем лучше. На старте лучше быть сильно заранее, вы успеете без спешки подготовится и понять погоду, ее цикличность и т.д, это сильно помогает Вам в первом наборе.

Не гонитесь за друзьями! Лучше стартуйте чуть пораньше и дождитесь их в воздухе, если есть место для спокойного ожидания, или стартуйте одновременно. Спешка в самом первом потоке – часто приводит к дискомфорту и далее по маршруту. Договаривайтесь заранее о формировании группы в удобном месте где можно комфортно поджидать остальных.

Догонять и спешить, так же неприятно как и висеть в турбулентных и некомфортных условиях. Когда ждешь время начинает растягиваться,и если место для ожидания “некомфортное”, то висение в нем – сильно угнетает.

Умейте менять план полета, если вам что-то не нравится.

Любите себя, не насилуйте , заставляя лететь больше из-за каких-то амбиций. Полет – должен приносить удовольствие. Прислушивайтесь к Вашим ощущениям, и если совсем некомфортно – умейте ограничить или прервать полет. Длительное нахождение в “зоне стресса” – сильно понижает Вашу безопасность и ведет к травмам.

Замечайте красивое.

Полет – это прежде всего наслаждение потрясающими видами природы. Замечайте красивое, не важно, заснеженные ли это вершины Гималаев, или зеленые луга Подмосковья, а может бескрайние поля черноземья России или холмы Колумбии.

Все места для полетов – красивы, везде свои краски, замечайте и любуйтесь ими. Смотрите за извивами рек, за цветением рододендронов, за прыгающими обезьянками, и конечно за птицами.

Наблюдение за природой не только помогает расслабится, но и помогает нам искать потоки, мы примечаем детали рельефа, птиц, тени от деревьев на склоне – все это важные источники информации для нашего мозга, который часто на подсознательном уровне анализирует все это и выдает Вам информацию где может находится поток.

Чтобы летать как птицы, надо меньше думать о полете, и больше об окружающем нас.

Так что меньше смотрите на приборы и на крыло, и больше вокруг. Красивые виды – это то что формирует поток позитива и хорошего настроения, а значит отодвигает страх. В конце концов ради этого мы и летаем, ради этих видом мы едем в величественные горы, и готовы совершать полеты над скалами и заснеженными пиками. И положительные эмоции от таких полетов, помогают нам эффективно преодолевать страх.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

One thought on “Не ссать! Летать!

  1. Paravoffka:

    А можно ли отнести к отдельной теме комфорт в сильных потоках и комфорт в турбулентности?

    Однажды в одном из роликов видел как Маурер готовился к гонке, он делал физ упражнения – одно из них было балансировка на надувном шаре.

    Может нам стоит внимательнее присмотреться к теме физ подготовки?

Добавить комментарий