СУ155 (скоростной участок 155км)

СУ155 (скоростной участок 155км)

Я конечно не умею писать так красиво как Волков или Теоретик, но все же попробую поделится и своими приключениями.

Преамбула.

В маршрутных полетах, составляющая возвращения зачастую занимает существенно бОльшую часть как по времени, так и по впечатлениям оставляемым в памяти. Я бы даже сказал, что для меня сам маршрут – является только прилюдией к приключению и даже не основной его частью.

Как сказал бы Лев Николаевич –

Все маршруты летаются  одинаково, а запоминаются именно разные возвращения.

И это в большой степени – правда.

Что такое маршрут (особенно на равнине)? – Череда простых и однообразных действий – поиск, поток, центровка, набор, переход. Ты выполняешь эти действия иногда на автомате, иногда прикладывая значительные усилия, да продумываешь следующий ход, да иногда есть стратегия (особенно если это ещё и соревнования) – но действия остаются одними и теже.
Зачастую ловишь себя на мысли что за 3 часа полета было всего несколько минут когда ты вырывался из этой череды и просто НАСЛАЖДАЛСЯ полетом и ЛЮБОВАЛСЯ родной планетой. Чаще всего всю красоту полета ты в полной мере осознаешь уже на земле, когда инстинкт самосохранения наконец разрешает мозгу не быть постоянно в тонусе и дает ему ресурсы для переваривания впечатлений.

Полет и впечатления о нем – словно картины импрессионистов, вблизи (в полете) раздельные мазки–мысли-впечатления, а в общем они складывающиеся в прекрасную картину самого полета, зачастую уже на земле.
В самом же полете основные впечатления идут отрывистыми мыслям:
– Вот птичка летит рядом со мной, как прекрасен её полет, как красиво она центрует поток, так-так-так где тут ядро (ну вот опять с красоты съехали на работу).
– Вот красивое облако, пронизанное серебряными стрелами солнечных лучей, неспешно плывет над огромной равниной как пылесос стягивая под себя все термики с соседних полей, и с того большого паханного поля над которым ты набираешь высоту, так оценим сколько будет жить это облако, успеем ли мы под его подошву, не засосет ли нас … (ну вот опять!)
– Вот пахнуло в лицо запахом скошенной травы/ельника/сфинофермы, наши чувства обострены и дарят нам незабываемые впечатления .. Значит поток сходит вон с того плоского строения и ветер наклоняет его ко мне (Опять двадцать пять)

Лучше всего эти чувства описал Дима Масленников в своей книге. Всем обязательно читать и перечитывать!

Школа на склоне горы, смотришь как внизу играют дети, или косят траву крестьяне, или просто прыгают по склонам козы.. Все эти мысли – занимают не больше 5% полета, но именно они остаются в нашей памяти надолго, но они скоро перестают быть привязанными к конкретному полету, а просто составляют совокупность эмоций и впечатлений – за которые мы и любим наши полеты.

Возвращения – это совсем другое, здесь тоже есть отдельные мазки и мысли, но есть и общее приключение! В Непале и Турции, Болгарии и Украине, в России и Македонии, во всех местах куда мы едем летать – наиболее запоминаются именно возвращения, и именно за них я особенно люблю маршрутные полеты, и как бы тебе не было тяжело возвращаться – усталость быстро пройдет, но оставит после себя впечатления на долгие годы!

Почему СУ? – Это пока мой самый быстрый (по сред.скорости) полет (удалось от Теоретика на 10 минут оторваться ) и самое долгое возвращение, и даже поставленная себе заранее цель 150 установила длину этого СУ.

Кстати с целями надо быть поаккуратней, очень часто именно до неё и долетаешь! Вон Денди говорил мне утром про какой-то Михайлов – так он там и сел.

Итак.

В далекой, далекой Кончинке……..

 

Эпизод IV: Новая надежда

 

Полянка куда я приземлился, была единственным местом с чистой травкой посреди мокрых вспаханных полей и болотного тростника. Буквально в 30 метрах протекала небольшая (10-20 м) но быстрая и глубокая речушка.

Допив остатки воды и быстро собрав параплан, я ещё раз посмотрел на карту Гармина – прямо по курсу, менее чем в 3-х км проходила трасса М6, перед ней лежала деревенька, Ранова, дома которой были отчетливо видны за 3-мя линиями ЛЭП 500 кВ. Обратно, в 2-х км была второстепенная дорога, огибающую ту Зону которую я видел сверху и по которой ещё минимум 4-5 км до трассы. Движение по второстепенной дороге из полета замечено не было, поэтому сопоставив 3 км и 2+5=7, разумней идти вперед, тем более что с воздуха казалось, что впереди большое поле с нескошенной травой. А речка протекает сбоку.

Рюкзак на плечи и потопали, Гармин настроен на ближайшую точку на трассе и уверенно кажет путь к ней, метры сокращаются, впереди летает несколько уток и большая птица из парителей (ястреб или сапсан или ещё кто), солнце светит, птички поют. Лепота! План возврата ясен, щас быстро дотопаем до трассы, потом на попутке до пересечения с M4 километров 170 и 15 км назад по М4.
Ага, раскатал губу, первый звоночек прозвенел через 400м, когда большое поле на поверку оказалось практически болотом, с огромными лужами и зарослями тростника.

Впереди виднелись те самые 3 шт. ЛЭП 500 кВ, две на металлических фермовых портальных опорах, и одна постарше на ж/б порталах с оттяжками.

Проходить под стрелой провеса шлепая по воде совершенно не хотелось, треск короны было слышно за 30 м и под проводами всей кожей чувствовалось напряжение электрического поля. Мозг упорно не хотел верить, что расщепленные на 3 шт в фазе провода должны висеть минимум в 8 метрах над землей (в ненаселенной местности, ну хотяб в 7 если она ещё и труднодоступная, как оказалось в дальнейшем) казалось что там не более 4-х и чувство самосохранения заставляло пересекать ЛЭП рядом с опорами. Сразу вспомнилось, что 500кВ делают с глухозаземленной нейтралью, а вода и сырая почва под ногами намекали о своей хорошей проводимости, и не спасали даже всплывшие в мозгу цифры пробивного напряжения 20-24 кВ на см в сухом воздухе, короче было немного не по себе.

После успешного пересечения ЛЭП я вышел практически к деревне Ранова, до домов оставалось метров 200 и видно было как проезжали машины по трассе. Казалось последний рывок и .. и путь к деревне мне преграждает река, ну точнее не река а больше это похоже на огромный длинный пруд, местами достигающей ширины 60м па местами сужавшийся до 7-10.

Широко, глубоко, холодно и параплан сзади. Ну ничче, Гармин кажет что я вроде как уже иду по этому пруду и вроде как он скоро кончится – попробую поискать другие пути. Двигаясь вдоль воды по тростнику, обходя залитые водой участки, в конце концов упираюсь в впадающию в него большую канаву. Вроде как не очень широко, метров 5 – но как их преодолеть? Нахожу палку, измеряю глубину – хм, больше метра, и дно вязкое. – Ну чтож, иду в обход вдоль канавы, упираюсь ещё в одну – поменьше. Нда, трасса призывно манит звуками движущихся авто, за канавами более высокое и сухое поле, ну не отступать же назад ?
В конце концов, через маленькую канаву нахожу совсем мелкое место

и сняв ханваги перехожее её вброд, однако дальше путь упирается в более широкую и глубокую канаву!

Берега её поросли колючим кустарником красного цвета и чахлыми деревцами. Раз есть деревца – то можно найти какое-нибудь и перебраться по нему. Лезу через буреломы вдоль берега осматривая каждое дерево. Ах как жаль что нет с собой топора!

Нахожу вполне интересный вариант – склонившееся деревце толщиной примерно 15 см, прикидываю что если залезть на него оно под тяжесть должно согнуться и переправить меня на другую сторону, ну или сломаться и искупать .
Нет! Я верю в удачу и иду дальше, наконец вот оно! Поваленное деревце прямо как мост через канаву!

Ура! Форсирую препятствие и поднимаюсь на сухой луг. Смотрю на руки – все в копоти, видать в прошлом году здесь горела трава и все кусты были тоже в копоте. Деревня в 300 м, нельзя же в таком виде появляться, фотографирую рожу чтобы посмотреть как я выгляжу.

Нда, так машину не поймаешь. Так как остатки воды я выпил сразу по преземлении, то пришлось умываться водой из грязной канавы.
Сразу вспомнилось – “не пей водицы из копытца – козленочком станешь”, а пить-то очень хочется. Лазанье по буреломам с рюкзаком на плечах – сильно изматывает.
Ну ничче, щас выйдем в деревню, купим что-нить попить и на трассу, а там пару часов езды и я на поле!…

Весной все не так как в Гугле

трек

Эпизод V: Болота наносит ответный удар

Иногда болота издают странные звуки.

Ага, это звуки матерящихся парапланеристов.

Думая, что основные препятствия позади, почти бегом иду к таким близким домам и упираюсь в новый разлив. Нда, тут только на лодке и перебираться (кстати, местные, как потом выяснилось именно так и делают, – всюду ходят с надувными лодками). До трассы всего километр, до домов метров 100, а я – на острове. Наверное, в конце лета канавы пересыхают и местность становится легко проходимой, но явно не весной! Лююди, кричу я, есть кто живой! Дайте лодку! – Но тут никого нет, – только утки и безмолвная рыба в воде.

Опять пробираюсь вдоль воды, периодически проходя мимо каких-то полуобглоданых маленьких зверков размером с крысу и объеденных веток кустарника (ондатры или бобры?). По берегам в кустарнике много больших (до 20 см в диаметре) нор. В конце концов, опять упираюсь в реку.

Получается, что справа все время путь отрезает река, а слева это разлившееся канава-пруд, впадающая в реку. Канаву в брод не перейдешь, – широкая, глубокая и вязкое дно – можно встрять. А реку тоже не форсировать – быстрое течение и большая глубина, переплыть – холодно и это точно закончится мокрым снаряжением и подпорченным здоровьем.

Нда, прошло уже сильно больше часа, и как этого не хотелось, но видно придется поворачивать и возвращаться обратно. На всякий случай прохожу ещё вдоль реки, но нет она слишком широка для того чтобы через неё было перекинуто ещё одно дерево. Надежды нет, надо идти назад и возвращаться по второму варианту. Однако к тем 7-ми км тут добавятся ещё уже пройденные 1.5-2 по болоту, да ещё и с препятствиями и всеми круголями. В этом однообразном пейзаже из травы, низкого кустарника, чахлых деревец, кочек и луж легко заблудится. Хвала Гармину я точно знаю где моя переправа обратно, и, лавируя между луж и мелких канавок, я выхожу к моему мосту.

Снова поваленное дерево, поиск нового пути и возвращение к броду, опять задержка – сушить ноги : ). А солнце между прочим уже начинает заметно клонится к горизонту, а я только выхожу обратно к ЛЭП. Попытки срезать путь напрямую по жпс – упираются в лужи и приходится опять обходить водные препятствия. Итог – спустя 2 часа блужданий по болоту с рюкзаком, я возвращаюсь к месту посадки.

Эпизод VI: Возвращение джедая

Чем круче джип – тем дальше идти за трактором.
Вернувшись на место посадки продумываю пути отступления. Итак что мы имеем – сбоку река, которую не форсируешь, с другого боку точно были большие участки воды и скорее всего они тоже непроходимы. Сзади болото, где я проходил более 2-х часов. Назад к деревне и дороге – вроде были поля и некоторые вроде даже как с намеком на обработку – хотя и непаханые. Значит техника все-таки как-то до них доезжает (по крайней мере в прошлом году доезжала) – нужно пробиваться к ним.

Очень хочется пить, но воды нет, да и в желудке кроме пары бутербродов съеденных ещё в 6-30 утра тоже пусто. Ещё раз внимательно осматриваю карту в Гармине. Деревня вроде недалеко, примерно 2 км, но как я уже убедился – прямой путь не самый короткий и тут надо действовать аккуратно, а то ведь так и ночь может настигнуть, да и сил блуждание с рюкзаком по болотам отнимает очень много.

Беру ноги в руки и топаю по раскисшим полям, из которых торчат какие-то чахлые черенки, в сторону деревни. Периодически приходится останавливаться и счищать с Ханвогов налипшие килограммы грязи (нда, есть ведь любители летать в кроссовках). Рюкзак уже ощутимо давит на плечи, передвигаться по раскисшему полю – куда сложнее, чем даже по болотам, опять приходится постоянно обходить огромные (до 100м в диаметре) лужи. Самый лучший путь, оказывается, вдоль берега реки – он повыше чем поле и порос травой.
Наконец подхожу к деревне, но между нами все та же река. Вижу одно дерево которое практически подходит под критерии моста нужно только примерно метр – полтора в конце перепрыгнуть  / Оставляю дерево в резерв и решаю пройти ещё несколько сот метров.
Вот уже видна дорога к которой я выхожу, меня от неё отделяет только река и 200 м раскисшего поля. Но как перебраться через ещё одну канаву? Тут явственно виднеется брод и то что в прошлом году тут кто-то ездил. К счастью судьба смилостивилась надо мной и послала мне удачу в виде снаряженного аборигена! Вот как местные ходят гулять по полям!

Па-ма-ги-те, спа-си-те, Лёёлик!

Эй, Харон (в смысле мужик), перевезешь через Стикс в страну живых?!
Как же все просто когда под рукой есть лодка В следующий раз обязательно возьму с собой в полет!

Дальше последний рывок по раскисшему полю, счистка килограммов грязи с ханвагов и приведение их в благопристойные вид, чтобы можно было просится в попутки. Иду вдоль дороги в сторону трассы, очень надеясь накого-нить поймать, солнце уже совсем низко над горизонтом. Наконец сзади слышится шум двигателя, и я торможу какая-то праворульный универсал.

Повезло, 4-5 км до трассы и ещё примерно 10-15 по трассе – уже неплохо. Мой спаситель сворачивает в сторону Рязани, Эх кабы не машина на поле – былоб гораздо быстрее добраться до дома из Рязани! В придорожном кафе на перекрестке где меня высадили наконец нахожу воду! И сразу выпиваю почти всю 2-х литровую бутылку! Жизнь налаживается, и если бы не позднее время стало бы совсем хорошо.

Но мне опять везет и я буквально через 20 минут ловлю машину которая идет в Моск. Обл! (хороший показатель, ибо трасса М6 в этом месте и в такое время совсем не блещет оживленным движением, да и номера сплошь тамбовские и рязанские, москвичей совсем немного проезжало)! Солнце почти закатилось, и мы едем по разбитому асфальту притормаживая у таящихся в кустах гаишников и разгоняясь на хороших участках. Мужик который меня подвозил, оказалась год назад рассматривал возможность обучения полетам на дельте, поэтому тема для разговора на долгие 170 км была обеспечена, в процессе удалось переманить его на светлую сторону (в сторону парапланов) и он даже согласился сделать крюк с М6 на М4 и забросить меня на поле! Безмерная ему за это благодарность, ибо в темноте шансы найти попутку резко снижаются практически к 0.

В итоге приехав через пару часов в Кончинку, я увидел одиноко стоящую посреди поля машину уже практически в полной темноте. Отзвонился Черному, узнал что все уже уехали. Распрощавшись с моим спасителем и оставив ему координаты школы Вектор, и я наконец смог выдвинуться в сторону дома. Предстояло проехать ещё 130 км и аккурат к полуночи вернуться домой.

Вот такой вот Happy End.

Далее – Эпизод I: Скрытая угроза

Эпизод I: Скрытая угроза

Маленькие ошибки могут приводить к большим неприятностям.

Прогноз обещал неплохой градиент, базу в районе 1800м, умеренный северо-запад с перспективой передоза после 12 часов. Все говорило за раннюю и сильную погоду с целью вдоль M6. Смущала только большая влажность на высотах 8-9 тыс.м, но думалось, что солнце сделает свое дело и растопит всю гипотетическую высотную хрень. Опасность представляла так же прогнозная температура -3, -4 на высоте базы.

Кончинка, уже утром напоминала паркинг у торгового центра, а к 11 так мини Ашан в субботу. Знакомые рожи, очнувшись от зимний спячки приезжали друг за другом и группировались в маленькие кучки, ученики запуливались в небо, вобщем складывалась приятная картина первого хорошего weekend_a сезона. Пока ветер был совсем слабый, весеннее солнышко хорошо прогревало ещё влажную земли и быстро испаряло остатки росы. Ветерок начинал потихоньку раздувать и скоро стал весьма недвусмысленно намекать что пора одется и немного позаниматься наземкой.

Поменяв попорченные в Непале несколько стропок на XC3, и попрыгав с ним по полю, решаю все-таки лететь на Мистике. Пока готовлюсь – открылся второй старт, на свое законное место в небе подвешен Волков, учеников быстро сменили маршрутники, и началась привычная картина: улетает в тандеме Костромитин, видел как взлетает toha, ещё несколько человек. Цепляюсь, параллельно слушая в рацию про самоотцеп theoretic_а. Старт, прощальное напутствие Тохи – “Серега, надеюсь ты тепло оделся!?”, набор, поток, отцепка.

Отлетаю немного вбок чтоб не находится на линии буксировки. Вижу, как пошел на взлет ЭВО theoretic_а. Быстро нахожу группу разрозненных пузырей, оборот вправо, перецентровка влево вроде можно набирать. Сносясь за поле, вижу как с соседнего поля на ушах возвращается Волков, а из-за заправки назад пробивается Костромитин на тандеме. В пузырях с небольшим набором сношусь в сторону карьеров, наблюдая как сзади и снизу медленно набирает в тех же пузырях theoretic. Набрав немного высоты вижу впереди за карьерами два дыма, сильно отклоненные от линии сноса, которые однозначно указывают на нормальный поток между ними. Бросаю свои пузыри, дую вперед и хорошая 2-ка возносит меня примерно на 1400. Поток рассыпается, но высоты уже достаточно и далее по маршруту виднеются хорошие поля с рабочими облаками – значит мне туда.

Наверху весьма прохладно, пока длится переход устраиваюсь поудобней, в открытой подвеске всегда холоднее чем в коконе. Подтягиваю слетевшие штанины комбеза на ханваги, застегиваю до верха ворот комбеза, вроде тепло оделся, но у меня всегда основная проблема с замерзанием конечностей, поэтому на руках 2-е перчаток (шелковые внутренние и сверху чарли с виндстопером), а в кокпите лежит тяжелая артиллерия в виде перчаток с подогревом Zanier, которые уже не раз выручали этой зимой на кайте. Выхожу к М6, ветер вдоль трассы, погода – бомба, – ПОГНАЛИ!

Эпизод II: Атака холодом

Холодный воздух приносит нам нестабильную атмосферу, хороший градиент температуры и отличные парящие условия, а так же северный или северо-западный ветер – наиболее удобные для Кончинок. Но ранней весной (а конец апреля в этом году больше напоминает конец марта в прошлом), холодный воздух может сыграть и против пилотов, особенно если легко одеться (всякие монстры летающие по 8 часов в шортах – не в счет).
Ровно через час полета сдыхает Flymaster, практически одновременно с ним садится и батарея в iq-sonic, честно отработавшая 2 года, но если фламастер мне особо не нужен в полете, то отсутствие пищалки – очень затрудняет обработку термиков. Самое интересное, что перед сдыханием в соннике изменилась модуляция звука на подъем, он перестал пищать и вместо этого стал завывать с ужасающим прихрюкиванием, при этом на снижение звук остался прежним. Насладившись сполна всей этой какафонией, я отключаю соник и лечу в тишине.

После следующего набора под базу, руки совсем окоченели, не помогают даже энергичные потряхивания, приходит черед пустить в бой перчатки с подогревом. На переходе меняю перчатки, включаю подогрев на полную мощность, как разгоняю кровь – вроде немного полегчало. Потихоньку пью маленькими глотками ледяную воду. Стараюсь не выкручивать под базу, а держаться в диапазоне 1300-1700 м над землей – тут больше солнца и теплее чем под облаками.

Километров в 4-х впереди и правее группа из 3-х парапланов накручивает под облако, где-то сзади чувствуется дыхание theoretic_а. Пытаюсь догнать группу спереди, вижу как она рассыпается. Один уходит куда-то вниз и я теряю его из виду, другой уходит влево в голубую дыру, за трассу M6 и начинает скрестись по низам, третий где-то над трассой, но скоро, где-то на 70 км, я и его теряю и его из виду, лечу параллельно трассе, правее в паре км. Впереди стелется изгибами нитка трассы, зарождаются и быстро гибнут небольшие облака. Время жизни из сегодня очень короткое, 5-7 минут и облако умирает, правда и расстояние между облаками весьма небольшое.

База потихоньку поднимается до 2000, облака, хотя и не выстраиваются в сплошные линии, но все же расположены довольно часто и по ветру. Из-под облака и вовсе кажется, что во все стороны расходятся стриты, но это обманчивое впечатление. На экране Гармина маячит какой-то Михайлов, справа, вдали, в белесой дымке виднеется Новомосковск и его водохранилище.

Цифра на GPS уверенно приближается к 100 км, пытаюсь вызвать по рации Волкова и доложить о пересечении этой (так заманчиво разрекламированной им) отметки. Но ответа нет – то ли меня не слышат, то ли моя рация барахлит, хотя разговоры на поле я слышу отлично. Беру поток над каким-то промышленным заводом (похоже на ГОК) с чадящими трубами и вдыхая пыльный воздух снова набираю под базу. Похрустывая льдом в соске питьевухи вспоминаю как включить звук на XC-treaner. Не, этот звук абсалютно неинформативен и только путает – лучше лететь в тишине!

Скоро становится ясно, что руки не спасут даже перчатки с подогревом, плюс клеванты постоянно цепляются за липучку на перчатках и застревают в петле. Кончики пальцев потеряли полностью чувствительность, и протянуть очень долго не удасться. Ставлю цель продержаться до отметки 150 км. Крайние километры будет проще – ибо внизу будет потеплее, а долет по ветру можно начинать за 15 км до цели.

Эпизод III: Месть градиента 🙂

В районе Скопина руки уже ничего не чуствовали, управлять парапланом приходилось повесив клеванты на запястья, что не сильно способствовало безопасности в самый пик погоды : )? Да и руки тоже было жалко, поэтому выбрав себе цель, делаю крайний набор под самое облако в бодрой троечке и иду на долет с планом протянуть как можно дальше на низкой высоте, авось удасться отогреться.

Впереди вижу в лесу странную широкую светлую полосу, издали похоже на небольшую ВПП, но странно делать ВПП посреди леса, если кругом поля, да и эта “ВПП” имеет сильный изгиб примерно посредине. Чтобы не рисковать иду таким курсом, что бы облететь её правее. Подлетев поближе и уже сильно снижившись вижу что это широкая контрольно- следовая полоса из песка, обнесенная несколькими рядами колючей проволки, а посреди леса стоят длинные низкие бараки. Ого, дык это наверное “Зона” какая-то, подумал я, надо бы её облететь подальше, а то ещё пальнут ненароком!

Облетев эту зону в километре справа, выбираю место для посадки, подо мной мокрое черное грязное поле, сбоку – зеленое поле у дороге, но оно далеко, а ветер по низу дует совершенно по другому и сносит меня дальше от трассы. С моей высоты против ветра на то поле не пробится. Дальше по курсу всего в 5-ти км Трасса, между мной и неё поля с вроде как высокой сухой травой (так кажется сверху) и протекающей между полей рекой. Прямо по курсу за первым полем виднеются высокие ЛЭП. Слабый термик, в котором я облетал “Зону”, внезапно кончается минусами, и чувствуя что ЛЭП я уже не перелетаю выбираю для посадки самое чистое в округе поле с короткой зеленой травой.

Конец…

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий