Гималайский бомж. (Автор – Алексей Кучеренко).

Гималайский бомж.

Рассказ о Бирских полетах в стиле “пара-бомжинг” в 2016 г.

Всем привет!

Долгие зимние вечера – отличное время взяться за “перо”, а точнее за “клаву”. Сразу после моего возвращения из Индии, по традиции, в узком кругу друзей, мы собрались на даче в формате: баня, пиво, гармонь и лосось, где и был зачитан отчет о проделанной работе. Я наивно полагал, что в наш стремительный век, когда события идут плотной чередой и сменяют друг друга со скоростью передачи информации по оптическому кабелю, уже трудно кого-то чем-либо удивить, но ошибался! Круг интересующихся  знать “как я провел каникулы”, оказался несколько шире, чем я думал. Что ж, постараюсь удовлетворить любопытство и попробую поделится своими впечатлениями.

Это была моя четвертая поездка в Бир и пятая в Индию. В Бире я провел ровно месяц, с 10 октября по 10 ноября. Пик осенней летной погоды приходится именно на этот период, далее условия плавно слабеют к концу ноября. Выезд прошел в довольно свежем формате. Но, прежде всего, необходимо пояснить, как я докатился до такой жизни, поэтому, позволю себе небольшое лирическое отступление.

Так случилось, что начиная со школы, мне нравилось проводить время на природе. Может, кто не знает, родился я и вырос на Камчатке – в живописнейшем уголке нашей необъятной страны. Мой многоквартирный дом находился на окраине города, от дикой природы его отделяла одна пятиэтажка, а за ней: лес, овраги, ручьи, озера, сопки и конечно вулканы. Не считая того, что довольно большая часть города Петропавловска-Камчатского расположилась на потухшем вулкане, гряда из других пяти действующих вулканов, хорошо была видна из моего окна и находится, можно сказать в шаговой доступности от города, а точнее – в 25 км. На этом пространстве каждую тропинку я знал как свои пять пальцев. Благодаря нашему замечательному классному руководителю, приобщавшему наш класс к природе и турпоходам, мы постоянно находились в движении: сопки, горячие источники, вулканы. Только Авачинская сопка – вулкан высотой 2741 метр, был покорен мной еще в школе аж четыре раза! Забежать на вулкан, переночевать на берегу океана, отправиться в лыжный поход? Легко! Знакомые подшучивали над моей пружинящей походкой, так как без рюкзака, при каждом шаге я буквально взлетал над  асфальтом. “Сто километров – не крюк”, “больной на всю голову” – это все про меня и моих друзей! Наверное поэтому, увлечение парапланом и кайтом, отлично вписалось в общую концепцию моей жизни. Верно подмечено, “умный в гору не пойдет”! А что он сделает? Правильно, он в нее полетит! На то он и умный! Однако, почти двадцать лет полетов немного охладили желание летать туда-сюда по пять-шесть часов, доказывать что-то кому-то, ставить рекорды, соревноваться. “…Ах, была как Буратино, я когда-то молода” и бла-бла-бла… Вы следите за мыслью? Помните? Я сказал “немного” – это ключевое слово, т.е. совсем чуть-чуть…

– А где же про Бир? – справедливо спросите вы и будете правы. Итак, наматывать километры в таких местах как Бир, довольно просто. Для этого достаточно иметь хороший мочевой пузырь, ну и иногда “стальные …” …эээ, ну в общем, вы уже догадались, конечно нервы! Молодежи и тем, кто не вышел из детского возраста, свойственно соперничество, вот они и соревнуются, самоутверждаются, отращивают рейтинги. Мой же теперешний девиз – количество в качество! Следуя желанию объединить туризм и параплан, я вполне логично пришел к полетам в стиле бивак-флай. Мне нравятся красивые места, ночевки на свежем воздухе под открытым небом, вдали от людской суеты, там, где в полной тишине можно проводить солнце за горизонт, засыпая видеть звезды, а просыпаясь, как первые нежные лучи восходящего солнца, озаряют каменные исполины! Словом, люблю полное слияние с природой. Живя в отеле это невозможно. Я не понимаю, зачем мы вообще сняли номер, ведь много дней и ночей он оставался пустым…

 

Command. “Подобное притягивается подобным”, или еще так – “одна голова хорошо, а две неудобно”! В общем, у нас образовалась теплая компания друзей, любителей поморозить сами знаете что: Сергей Лазарев-Марченко, Женя Панафидин и я. Но, поскольку, “настоящих буйных”, оказывается, много, на разных этапах мы полетали также с Сергеем Шакуто, Сашей Васильевым (Лысым), Андреем Шалыгиным, Валерой Политаевым, Антоном Донцовым, Сергеем Костромитиным, Аней Ермаковой, Колей Юдиным, Сергеем Жежерун (Доктором) и напоследок с Игорем Казаковым, больше известным в парапланерных кругах под псевдонимом “Гооша”.

Places. Все выбранные нами места дислокации расположены в радиусе 50 км от Бира, перелет до них не занимает много времени, не вызывает утомления и разрыва мочевого пузыря, не успевает наскучить. До них можно долететь разными путями, оттуда можно стартовать и вернуться назад в Бир, или в любую другую понравившуюся точку. Нужно сказать, что при выборе мест, именно возможность возвращения по воздуху являлось для меня важным критерием,  я не люблю “one way ticket”, езда по горному серпантину меня сильно утомляет и, кроме того, еще и укачивает. Некоторые места были разведаны еще в прошлом году: 360 (2200), Парашар лэйк (2600). В этом году решили забраться повыше, добавились: Альплагерь напротив Дармсалы  (2850), Парвати лэйк (4200). За исключением Парвати лэйк и Альплагеря,  в остальных точках есть пути отступления в виде дорожного сообщения на случай непогоды. Правда из альплагеря в Дармсалу идет хорошая тропа и, как выяснилось позже, на Парвати лэйк также есть тропы, так что в случае чего, как говорят 11-й номер рулит. В каждой точке, кроме альплагеря, за все время, мы успели побывать минимум по три раза. Мы перелетали от места к месту меняя порядок и пути следования.

Оказалось, что бивак-флай просто не заменим при запрете полетов, просто улетаешь в горы и тусишь там пока действует запрет. В этом году полеты запрещали дважды: на три дня и на один. Нас это, к счастью, не коснулось. Победителем конкурса на самое лучшее дикое место, стало озеро Парвати лэйк (4200). За три визита место было хорошо исследовано и обжито. Обзавелись очагом, разведали, где “живут” дрова и водка (видимо заначка локал пипл, пасущих здесь барашков и коз). Одна из нехитрых забав – купание в ледяной воде высокогорного озера, с последующей ночевкой при -10. На Парашар лэйк нам довелось наблюдать съемки индийского фильма, на 360 –  фейерверк на праздник Дивали.  Из-за того, что на 360 и Парашар лэйк можно было неплохо обходится местной кухней, кто-то назвал наши полеты “гастрономическим туром”. Что ж, надо признать, вегетарианские супчик и момо в деревеньке Джхатенгри, недалеко от 360 и дал с рисом на Парашаре – пальчики оближешь! Кроме того, в этих ППМ, скитающиеся парабомжи всегда могут пополнить запасы лапши, чая, сахара, вкусняшек и питьевой воды. В Альплагере так же кормят вкусно, но дороже. Так что, подмечено верно, просто перемещаешься между точками питания и ни в чем себе не отказываешь.

В Бире можно оттачивать разные стили полетов: высоко, низко, быстро, надежно и т.д. Для творческого пилота здесь настоящее раздолье! Помню, летели с Парашар лэйк, погода была дохлая, база низкая. Женя с Серегой стартовали раньше, летели немного впереди и орлы показали им хороший поток, катапультировавший их выше инверсии. Когда я подтянулся к ним, все кончилось. Этот поток – была большая удача в этот день и ждать следующего было бессмысленно. Ребята успешно перелетели хребет перед Манди, мне же немного не хватило высоты. Я приземлился на чек прямо на хребте перед мощной ЛЭП. Постоял не опуская крыло изучая, могу ли я спрыгнуть на наветренную сторону. Впереди, чуть ниже, была видна “резервная посадка” в виде “полянки”, на которую можно было спланировать, если бы не удалось выпарить, рискни я прыгнуть. Не рискнул и правильно сделал. “Полянка” оказалась Чудом света – висячим садом на трехметровых бамбуковых стойках, да и еще с колючей проволокой, кроме того, сад был весь окутан электрическими проводами!

Через два часа я нашел подходящий старт и под занавес погоды успел долететь до Бира. Такой кисляк, был скорее исключением из правила. Следующий полет наиболее точно характеризует потенциал данного места. Как-то, возвращались после ночевки на 360 в Бир. Сделав несколько спиралей над стартом, мне “вожжа попала под хвост”, неожиданно, я вдруг почему-то решил не крутить! Нет, вы не поняли, совсем! Вот такой я – весь внезапный! Если пацана петух жаренный клюнул, то он клевать на все хотел, но осуществит задуманное! Не то, чтобы условия были бомба, кто ночевал на 360 знает, погода там поздняя. Ничего, справился, план оказался перевыполнен, долетел до Плотины (примерно 20 км по прямой). Причем, если забирать в горы, лететь так можно намного дальше. Теперь сам себя боюсь, вдруг еще что-нибудь взбредет в голову?  Приземлившись отдохнуть и попить чайку на полянку у Рэд тэмпл, мы узнали новость об очередном запрете на следующий день. Без особых колебаний было принято единственно верное решение – лететь обратно, на 360 с возможностью стартовать на следующий день.

Погода в этом году сильно постаралась. Кажется все летали везде, где хотели, как хотели и сколько хотели. База в основном высокая, потоки сильные, ветра слабые. Немного непривычно было наблюдать огромные “паровозы”, летящие по высоким хребтам, в прошлом году этого не было! В один из таких бомбовых дней, признаюсь, я даже вынужден был сбавить обороты. После полета к леднику, планировалась ночевка на Парвати лэйк. Мы провели на высотах выше 5000 около часа, максимально набирались до 5800. На подходе к озеру, я провалился почти  на 3000, затем, взмыл на 4000. И тут, у меня возникло странное ощущение….

Я все нормально мониторил, крыло и потоки, несмотря на серьезную турбулентность, были под контролем, но я осознавал, что восприятие окружающей действительности немного притупилось. Сработал предохранитель! Я решил, что раз такое дело, раз я уже рядом с целью, то лучшее – враг хорошего. Благополучно сажусь на безопасную площадку в 700 метрах от нашего базового лагеря. Перевел дух и  первым делом попил водички. Питьевая система в полете заледенела, в воздухе я остался без воды и обезводился. Погрыз орешки, собрался и двинулся в путь за небольшой, не более 100 метров высотой, перевал. Сначала, я поперся не туда. Чтобы не набирать лишнюю высоту я пошел по дуге и воткнулся в скальный сброс. Пришлось вернуться в исходную точку. Пройдя совсем ничего, я понял, что силы покидают меня, а тут теперь еще в гору нужно переть! Каждый шаг давался с трудом, на привалах пульс восстанавливался, но релакс не возникал. Рюкзак вжимал в камни, на ногах – гири, пришлось слить балласт, воду можно будет взять из ручья. Всего через каких-то 3 часа я смог преодолеть расстояние в 700 метров и был в лагере! Победа! Так медленно я еще никогда не ходил! Здравствуй, горняшка! Так меня встретила высота. Причем, две предыдущие ночевки на 4200, а также  многочисленные ночевки на меньшей высоте, подъемы с экипировкой на 2500, не пошли в зачет. Значит, я никакой не супермен? Может быть роль сыграли большие перепады высот в этом полете? Или длительный полет выше 5000? Не то чтобы накрыло совсем, но признаюсь, состояние было довольно некомфортным. Ладно, как говорит мой гуру по йоге – тренироваться больше нужно! Выручил Серега, выделил полный комплект “колес”, чтобы “отъехать” и хорошо поспать.

Утром, из-за продолжающейся горняшки, на фоне полного отсутствия желания лететь, я подумал, почему бы мне не прогуляться до Бира пешком? Нормальному человеку такое в голову не придет, но к счастью, я не из этой категории. Можно было конечно потерпеть и за 30 минут долететь до дома, но страсть к пешим прогулкам, одержала победу, кроме того, таким образом, на ближайшие пару дней я оказывался при деле. Напрямую по карте до Бира всего 20 км, горами, раза в полтора больше, но кому сейчас легко? Около 11:00 я начал спуск с 4200. Через пять часов я на 2100 в довольно милой деревеньке Пунаг, расположенной почти в долине. Затем, меня подвезли до деревни Чоти Джхарвар, оттуда пешком по дороге до тупика в Мейот, пройдя еще немного по тропе, уже в сумерках, я остановился на ночлег. Скромный ужин у костра: сублимат с половинкой консервы, чай, печенька. Единственный чайный пакетик отжал и сделал заначку на утро. Утром легкий завтрак из последнего сублимата, остатков консервированного тунца и второй производной от чайного пакетика, конечно же с печенькой. Плющу железную банку, тушу костер, собираю вещи и тут, появляется локал дровосек. Он удивлен, поди не каждый день увидишь кемпинг бледнолицего. Вечером для костра я взял сушину и теперь понял, что дерево принадлежало ему. В качестве компенсации, предлагаю пачку сахара и пачку печенья. Мужик оказался скромный, пытался отказаться, но бывший менеджер сумел сделать предложение… Улавливаю интерес к прибору и быстро провожу небольшой ликбез по флайкомпьютеру. Вижу понимает: высота, направление… Спрашиваю: “Куда лучше идти?” Дровосек на чистом хинди отвечает: “Упр”, – и показывает рукой наверх. Ну, все ясно, упр, так упр, т.е. “уп” значит по-нашему, по англицки! Прощаюсь и приступаю к штурму “домашнего” хребта с обратной стороны. Самочувствие и настроение великолепные, от вчерашнего недомогания не осталось и следа, как танк пру сквозь камни и кусты в гору. Через два часа я на вершине, на дороге, идущей вдоль хребта к старту.

Почему никто не летает? А вот, первый пошел… На старте я около часа. К этому времени несколько крыльев уже в небе, пилоты активно стартуют. Все в порядке, сильный ветер, обещанный накануне, отменяется. Пора на ланч в кафешку и, нужно наконец определиться, где мы сегодня ночуем! Запрашиваю своих и заманиваю Жеку на уже крайнюю в этом выезде бомжовку на 360…

Что-то мне подсказывает, что в следующий раз, нет никакого смысла бронировать номер. Если что, можно заночевать на крыше одного из отелей, ну а в душ, надеюсь, друзья пустят, ну или в конце концов, есть еще Парвати Лэйк! Сэкономленные на жилье деньги можно будет потратить на Гоа, все равно работы в ноябре-декабре нет…

Что ж, вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Хочу поблагодарить всех, кто дочитал до конца!

В заключении обращаюсь к начинающим пилотам.

Этот рассказ не руководство к действию! Гималаи не место, где можно расслабится! Несколько трагических случаев, в том числе с нашими друзьями, произошли в Бире за последние два года. Летайте под наблюдением более опытных товарищей. Не поддавайтесь соблазну повторять чужие подвиги, какими бы привлекательными и доступными они не казались! Не рискуйте, всегда имейте запасной план! Не спешите, ваше время обязательно придет! Постоянно тренируйтесь, ставьте перед собой достижимые цели, пополняйте знания, постепенно и аккуратно расширяйте границы своих возможностей!

Всем безопасных полетов!

До встречи в небе!

 

Алексей Кучеренко

г. Санкт-Петербург

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий