Немного о звуковом профиле, или главный секрет равнинного пилота.

Технологии вариометростроения не стоят на месте, уже довольно давно, многие производители позволяют пилотам самостоятельно настраивать звуковые профили своих вариометров, в этой статье я расскажу зачем нужна эта замечательная опция.

Начнем с основ, в полете у пилота есть много зон внимания, которые требуется контролировать одновременно:

  1. Скороподъемность (сама по себе абсолютная величина скороподъемности или скорости снижения).
  2. Структура термика ( места где скороподъемность растет, падает или остается постоянной, скорости изменения скороподъемности).
  3. Контроль крыла в турбуленции (с помощью визуального контакта, через подвесную систему и клеванты)
  4. Опасные сближения в воздухе (другие парапланы, которые могут пересечь нашу траекторию, склон, крупные птицы).
  5. Явные указатели потоков (парящие или насекомоядные птицы, другие пилоты, пух, дым, летающий мусор, облака, и т.д)
  6. Подстилающая поверхность, рельеф, зоны питания и триггера на ней (все по ГРУТ).
  7. Навигация (особенно много времени она ест на соревнованиях).
  8. Контроль зон ограничений воздушного пространства.

 

Все это надо контролировать одновременно, и задача распределения внимания стоит очень остро, особенно на соревнованиях. Опытный пилот, старается по максимуму распределить эти задачи по разным органам чувства, чтобы не перегружать главный канал получения информации – визуальный. Тактильные ощущения на клевантах, на подвеске, чувство перегрузки – замечательно расскажут нам все о структуре потока, и позволяют отлично закрыть 2, 3 пункты. 4, 5, 6 пункты – возможны только визуально контролировать, а они жизненно важны! Для того чтобы разгрузить визуальный канал, надо постараться 1, 7, 8 пункты максимально, насколько возможно, уменьшить в визуальном канале и научится контролировать их аудиально, по звуку.

8-й пункт решается заливкой зон ограничения, CTR в приборы и настройкой звуковых алармов. Зоны ограничения по максимальной высоте тоже можно настроить на звуковой сигнал во многих приборах (предупреждение к приближению). Даже в старом Flymaster есть эти настройки.

7-й пункт тоже можно частично перевести  в аудио канал настроив предупреждения о стартовых воротах, взятию ППМ, изменению ветра, достижению высоты достаточной для долёта на финиш, и т.д. Разные летные программы умеют это делать по разному, но главное научится пользоваться этими функциями, чтобы реже смотреть на экран наших навигационных приборов и больше вокруг.

Наконец 1-й пункт, конечно можно крутить поток все время изучая экран вашего вариометра, но это крайне неэффективно, еще в летных школах, нас учат использовать звук аудиовариометров. Но проблема в том, что многие пилоты не используют их возможности по максимуму! Преобладающее большинство пилотов летают с заводскими настройками вариометров, в то время как современные устройства позволяют получать существенно более полную картину о воздухе.

Настройка звукового профиля – раскрывает колоссальные возможности для пилотов, особенно для полетов на равнине. А многие не только не пользуются этим функционалом, но и отключают его.

Приведу простой пример – почти все вариометры настроены так, что начинают пищать начиная со скороподъемности +0.1м/с.. А между тем, если ваша скороподъемность -0.5м/с – то вы все равно находитесь в потоке, просто он слабее чем ваша собственная скорость снижения. если ваш вариометр в этом режиме молчит, а вы не летите уткнувшись носом в экран – вы пропустите эту информацию.

Для чего нужны слабые минуса? – Ну во первых, раз это поток, то зная о нем мы можем поискать более сильное ядро и там скороподъемность будет уже положительная. Во вторых, если нам надо ждать фазы над триггером, то лучше это делать в -0.5, чем в -1,3. В третьих, если вы летите вдоль склона в термодинамике, то тоже лучше лететь в -0,3 чем в -1,3.. В то время как пилоты, у которых вариометр молчит в этом диапазоне – не получают этих полезных знаний.

Первыми в своей время в этом направлении стали работать Flymaster введя функцию сигнализации слабого снижения BUZZER – ниже отрывок из мануала.

Буззер – это звук, который издается когда скорость подъема очень близка, но еще не равна установленному порогу включения звукового сигнала. Буззер может принимать значения от 0 до 9, и каждое значение соответствует десятым долям величины скороподъемности (3 = 0.3м/с и т.д.).. Зуммер включается при скороподъемности, меньшей порога включения на заданное значение. Например, если Climb threshold (порог включения) = 0.1м/с, а Buzzer (зуммер) = 3 (0.3м/с), то зуммер включится при скороподъемности 0.1 – 0.3 = -0.2. При скороподъемности на 0.1м/с ниже чем заданный порог включения, включится непрерывный звук, быстро колеблющийся в районе 100Гц возле частоты самого первого звука порога включения. Если зуммеру назначить значение 0, то он включаться не будет. На земле зуммер может раздражать, но в воздухе он помогает показать даже те потоки, которые обычно пилот пропускает.

Для современных приборов можно задавать абсолютные значения порогов.

На кривой кастомизации профиля это значения:

  • ClimbToneOnThreshold  – когда звук включается, при переходе снизу вверх
  • ClimbToneOffThreshold – когда звук выключается при переходе сверху вниз

Эти значения могут быть одинаковые, или разные, если вы хотите “гистерезис” на пограничной зоне.

Второй важный параметр кастомизации профиля – его “эластичность”. дело в том что тональность звука и её приращение мы по разному воспринимаем, существует “разрешающая способность звукового профиля”. Если профиль настроить линейно, то малое приращение сложно опознать на слух. А между тем, для полета на равнине, где часто встречаются слабые термики, нам гораздо важнее на слух чувствовать разницу в скороподъемности между +0.1 и +1.6, чем между +3 и +5.  При “линейной” настройке разница в звуке между +5 и +3  (разница в скороподъемности в 1.6 раза) будет намного больше, чем между +0.1 и +1.6  (тут разница в скороподъемности в 10 раз!) , а нас как раз гораздо важнее эффективно набирать в слабых термиках, которые на равнине встречаются намного чаще и задержка в которых стоит огромной потери времени.

Поэтому, чтобы не тратить время в слабых потоках и быстро находить ядра “на слух” звуковая характеристика должна быть нелинейной!

Третий параметр, скорость снижения в минусах. Многих пилотов раздражает звук пищания в минусах, и они ставят пороговое значение на очень большие значения, по сути оставляя их как сигнализатор срывного режима. В то же время очень важно и отличать идете вы на переходе в – 1,8 или же у вас уже -2.5 и надо срочно давить полный акселератор, чтобы вылететь быстрее из этой зоны.

Порог срабатывания зоны снижения тоже может задаваться с гистерезисом,

  • SinkToneOnThreshold – когда звук включается при переходе сверху вниз
  • SinkToneOffThreshold – когда звук выключается, при переходе снизу вверх

Параметры настройки кривой звука задаются для каждой скороподъемности следующими параметрами:

Hertz – частота звука в Герцах

Cycle ms – длительность цикла писка (звук циклично повторяется)

Duty % – скважность звука (процент звука, относительно всей длины цикла, остальная часть это пауза)

Обычно параметры задаются по 12-ти точкам, между точками используется линейная интерполяция. Важно настроить изменение типа звучания при переходе через 0б чтоб четко понимать что уже идет прибавка, а не потеря высоты.

Настроить звуковые профили можно на разных сайтах. Наиболее удобно пользоваться сайтом XCtracer – Tone simulator | XC Tracer

В симуляторе можно прослушать звук для каждого снижения просто двигая мышкой в зоне под графиком и включив звук на компьютере.

Текcтовые данные о настройке звукового профиля потом можно загрузить в файл конфигурации на XCTracer.

Для примера мой звуковой профиль, с которым уже попробовало летать много пилотов и пишут очень довольные отзывы.

ClimbToneOnThreshold=-0.70
ClimbToneOffThreshold=-0.70
SinkToneOnThreshold=-1.80
SinkToneOffThreshold=-2.00
tone=-10.00,200,100,100
tone=-2.00,294,100,100
tone=-1.99,294,700,100
tone=-1.11,320,700,100
tone=-1.08,250,1000,1
tone=-0.02,420,600,2
tone=-0.01,443,500,15
tone=0.30,536,399,30
tone=1.05,633,326,40
tone=1.89,702,240,45
tone=3.49,799,170,50
tone=10.00,1060,70,50

Эти же данные можно загрузить в XCTrack  и включить там настройки своего профиля звука.  Эта возможность появляется в ПРО версии, для тех у кого нет иностранной карты и возможности купить про версию, можно раскрыть её текстовым редактором. Для этого скачайте ваш файл настроек *.XCfg и найдите там текстовым редактором строчку “Sensors.AcousticVario.CustomProfileEnabled“: меняете параметр с false на true и забиваете ниже нужный вам профиль. Таким же способом можно и многие другие функции открыть, но не ленитесь по возможности все-таки купить ПРО версию, программа стоит того чтоб её поддержать рублем.

После того, как в ХС треке разлочивается кастомная настройка звука, там очень удобно ползунками можно все менять и настроить. Для лентяев – тут файл конфигурации с моим профилем и полями, донастроенными Виталием Черняковым.  https://disk.yandex.ru/d/p3Qs2EXZT3X5pg

 

 

Еще один замечательный вариометр, который позволяет загрузить кастомный звуковой профиль – это FlyBeeper от Евгения Истомина.

Любой вариометр можно по Bluetooth соединить с компьютером и настроить свой профиль (используйте Хром браузер) – на сайте тоже есть эмулятор

Огромный плюс Flybeeper – это возможность в эмуляторе звука слышать как пищит сам прибор через свой динамик, а не слушать динамики компьютера. То есть в эмуляторе, при подключенном приборе, вы вводите любую скороподъемность и при этом пищит сам Ваш прибор. это очень удобно чтобы привыкнуть к фактическому звуку и сделать очень точную настройку!  – https://fbminibt-conf.flybeeper.com/devices/fbminibt

Я настраивал так и FlyBeeper mini BT и FlyBeeper Solar Vario.  Вариометр очень удачный, сам таким пользуюсь. Настройки моего звукового профиля – ТУТ.

Многие производители вариометров уже добавили функцию кастомного звукового профиля, другие позволяют выбрать только из стандартных настроек, но в любом случае, стоит более внимательно отнестись к настройкам звука.

Резюме – не стоит себя лишать информации о потоках, особенно если вы часто летаете на равнине где много слабых и несформированных термиков. Хороший звуковой профиль помогает чаще найти термик, найти лучшее ядро в нем и быстрее обработать не отвлекаясь на то чтобы смотреть в экран приборов.

 

Обсудить и поделится своим опытом можно в ТГ группе XCMonsters.

MyMySer, июнь 2025

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий