Спорт сверхлегкой авиации. Разряды и звания. Требования и нормы.

Итак, вы решили принять участие в соревнованиях, а значит  – стать не просто пилотом-любителем, а – пилотом спортсменом!

Давайте разберемся, как им стать легально и официально согласно правилам Российской Федерации. Что такое дисциплины, нормы, требования и условия их выполнения.

СПОРТ СВЕРХЛЕГКОЙ АВИАЦИИ

Для начала надо понять – что у нас за вид спорта такой?

Официальное наименование нашего вида спорта – СПОРТ СВЕРХЛЕГКОЙ АВИАЦИИ. Не забываем, что к СЛА относятся аппараты до 495 кг.

Номер-код вида спорта – 1580001411Я.

Согласно Всероссийского реестра видов спорта, он относится к “видам спорта развиваемым на общероссийском уровне”.

Так же по основному признаку он относится к “неолимпийским видам спорта”.

В рамках этого вида спорта, есть множество спортивных дисциплин.

 

Наша дисциплина – “параплан – парящий полет” лишь одна их них, хотя и самая массовая.

Итак, с видом спорта разобрались. Теперь посмотрим какие есть уровни градации спортсменов внутри вида спорта.

Звания и разряды.

Как уже описал в своей статье “Как стать спортсменом” Александр Кулишов, согласно ФЗ-329 “О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”  у нас есть спортивные разряды и звания.

Посмотреть ФЗ 329.

Скачать (PDF, 589KB)

Спортивные разряды в порядке возрастания:

  • 3-й
  • 2-й
  • 1-й
  • Кандидат в мастера спорта России (КМС)

Спортивные звания:

  • Мастер спорта России
  • Мастер спорта России международного класса
  • Заслуженный мастер спорта России

Чем отличаются звания от разрядов? Тем что разряды – относятся к массовому спорту и их надо периодически ПОДТВЕРЖДАТЬ, иначе они “сгорают”, а звания – относятся к спорту высших достижений и присваиваются пожизненно.

НОРМЫ и ТРЕБОВАНИЯ

Так вот, чтобы получить разряд или звание нужно выполнить определенные НОРМЫ или ТРЕБОВАНИЯ, по определенным УСЛОВИЯМ согласно ЕВСК (Единой Всероссийской Спортивной Классификации).

Требования – это позиция (место), занятое на официальных соревнованиях удовлетворяющим определенным условиям или количество побед над спортсменами равного или более высокого звания или разряда.

Пример: Пилот может получить звание Мастер спорта международного класса (МСМК), если в дисциплине параплан – парящий полет, он выполнит ТРЕБОВАНИЕ – занять место с 1-го по 6-е на Чемпионате Мира.

Нормы – это показатели, в соответствии с которыми определяется квалификация спортсмена, выражающиеся в единицах измерений, установленных правилами вида спорта и которые вы должны выполнить на официальных соревнованиях, удовлетворяющим определенным условиям.

Пример: Пилот может получить разряд Кандидат в мастера спорта (КМС), если в дисциплине параплан – парящий полет, он выполнит нормы – например 3 упражнения “полет до цели на дальность через один или несколько ППМ” дистанцией более 35 км.

 

В нашей дисциплине (параплан – парящий полет) разряды (3-2-1-КМС) и Звание Мастера Спорта присваиваются только за выполнение НОРМ.

А звание МСМК – за выполнение ТРЕБОВАНИЙ.

В других дисциплинах (параплан – полет на точность, параплан – пилотаж, и т.д присвоение званий и разрядов идет преимущественно за ТРЕБОВАНИЯ).

 

Ниже, вы можете ознакомится с действующими на 2017г нормами из ЕВСК (пример обведен красным).

 

 

Глядя на таблицу сверху, любой пилот может сказать,  – да это просто смешно 🙂 При текущем уровне развития техники (качество парапланов) эти нормы может выполнить любой пилот в первый же год после обучения. Даже нормы Мастера Спорта России.

Действительно, пролететь треугольный маршрут, при хорошей погоде в 35км – это несложно даже на равнине, а в горах так и вообще раз плюнуть.

Вы спросите, для 1-го разряда полет на открытую дальность в 17 км? полет по треугольному маршруту в 10 км? – Да это всего один набор под базу и дальше только на глайде. – Смешные нормы!

Сравните например с нормой 1-го разряда в Легкой атлетике –

бег 1 км – 2м:28с,24

бег 42,195км (марафон) – 2ч:37м:00

Спортивная ходьба 50км – 5:15:00  (для 2-го разряда – просто закончить дистанцию)

(для параплан-парящий полет – у нас 2-й разряд 3км открытая дальность – то есть полет на глайде с затяжке на малинке???):

Вы представляете сколько нужно тренироваться, чтобы выполнить такие нормы в “классических” видах спорта??

Наши нормы – просто очень просты, по своим “спортивным требованиям”, однако есть одно НО, те самые условия выполнения норм, и именно они, делают выполнение примитивных норм, достаточно сложной задачей.

Условия выполнения норм и требований

Условия – это дополнительные параметры, чему должны соответствовать выполнение норм или требований.

Например, одно из условий, согласно ЕВСК –

21. Условием выполнения норм для всех видов программ является количество участников (экипажей, команд спортсменов):

для международных соревнований – не менее 3, являющихся представителями не менее 3 стран;

для всероссийских соревнований – не менее 3, представляющих спортивные сборные команды не менее 3 субъектов Российской Федерации;

для межрегиональных соревнований – не менее 3, представляющих спортивные сборные команды не менее 3 субъектов Российской Федерации;

для соревнований субъекта Российской Федерации, межмуниципальных и муниципальных соревнований – не менее 3.

24. Для всех видов спорта условиями выполнения требований на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и иных соревнованиях являются:

количество участников (пар, групп, экипажей, команд спортсменов) в виде программы:

не менее 6 (за исключением видов спорта, которыми занимаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья);

Например, в приведенном выше примере норм для КМС есть УСЛОВИЯ:

1.1. Спортивные звания и спортивные разряды присваиваются при условии выполнения трех норм, в течение 1,5 лет, считая со дня выполнения первой нормы на официальных спортивных соревнованиях.

1.4. КМС присваивается за выполнение норм на спортивных соревнованиях не ниже статуса официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации.

Так что выполнить нормы в простом полете или неофициальных соревнованиях – нельзя.

Официальные соревнования – это соревнования внесенные в календарный план мероприятий (могут быть как региональные КП, так и общероссийский единый календарный план (ЕКП).

 

То есть мало выполнить нормы, надо выполнить несколько норм, в течении определенного периода времени, и только на официальных соревнованиях.

А на официальных соревнованиях задачи могут быть весьма непростыми, и пролететь дистанцию может быть очень трудно.

К тому же очень важно, чтобы задачи ставились на этих соревнованиях соответственно “типу упражнения ЕВСК”, то есть если задача:

Полет  до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута на дальность или полет до цели с возвращением через  несколько поворотных пунктов маршрута на дальность.

То точка старта должна совпадать с точкой финиша, иначе норму могут не засчитать, и она пойдет по большей норме –

Полет до цели через один или несколько поворотных пунктов маршрута на дальность.

Это особенно важно, если норма привезена с международных соревнований.

Далее, норма может быть не засчитана, если нарушаются условия проведения соревнований.

Например:

Нормы для МС – не будут засчитаны если:

  • соревнования имеют статус ниже чем межрегиональных,
  • или на этих соревнованиях в составе ГСК было менее 3-х судий всероссийской категории,
  • или соревнований не внесены в ЕКП,
  • или пилот принял участие в соревнованиях не выполняя требований РЕГЛАМЕНТА и положения соревнований // например в регламенте условия участия описаны – как пилоты имеющие не ниже 1-го спортивного разряда , а пилот не имел этого разряда, следовательно он не сможет зачесть нормы с этого соревнования//

Как пример – Крайний Чемпионат России, пилоты выполнившие на нем нормы Мастера Спорта, не смогли оформить их, так как в регламенте соревнований был пункт о критерии допуска на соревнования – иметь “не ниже 1-го спортивного разряда”.    

 

Еще пример, почему норма может быть не засчитана, общие требования к нормам согласно ЕВСК содержат пункт о необходимых количествах судий на соревновании:

27. Условием выполнения норм, требований для всех видов программ является количество спортивных судей соответствующей квалификационной категории, осуществляющих судейство всероссийских, межрегиональных, региональных и иных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации, но не менее:

3 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории» – для присвоения спортивных званий «мастер спорта России международного класса» (далее – МСМК) и «мастер спорта России» (далее – МС);

1 спортивного судьи квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории» и 2 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» – для присвоения спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» (далее – КМС);

3 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» – для присвоения МС и КМС по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

2 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» и 1 спортивного судьи квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья второй категории» – для присвоения спортивного разряда «первый спортивный разряд»;

1 спортивного судьи квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» и 2 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья второй категории» – для присвоения спортивных разрядов «второй спортивный разряд» и «третий спортивный разряд»;

 

Поэтому, чтобы правильно выполнить и оформить нормы с каких либо соревнований, важно очень правильно выбрать соревнования, они должны:

  • Быть внесены в КП региона или ЕКП
  • Должен быть состав судий, удовлетворяющим условиям получения необходимой нормы
  • Должны быть правильно поставлены упражнения (таски) – соответствующие выполнению выбранных норм
  • Конечно же пилот ОБЯЗАН выполнить соответствующую норму (физически пролететь задачу), как мы видим – это несложно
  • Должны быть правильно заполнены необходимые бумаги, по окончанию соревнований. (протокол, справка о составе ГСК)

А далее, правильно выполнив и правильно зафиксировав выполнение норм, пилоту нужно лишь правильно оформить и подать документы на получение соответствующего разряда или звания. Информация об этом есть в ЕВСК и ФЗ-329, а на примере эта тема будет рассмотрена в отдельной статье.

 

Для чего нужны разряды и звания?

А что же дает получение разрядов и званий? Давайте рассмотрим:

Допуск на соревнования:

До недавнего времени наш спорт был еще “диким” и многие вопросы решались “по понятиям”, а не так как положено. Например, на чемпионат России мог поехать почти любой желающий, кто готов был оплатит стартовый взнос.  Какой либо отсев проводился организаторами либо формально, по рекомендации “старших товарищей” либо полностью отсутствовал. Это приводило к тому, что состав участников был очень “разношерстным”, на Чемпионат России попадали пилоты, не готовые летать спортивные задачи, особенно в сложных погодных условиях. Это приводило к повышенному травматизму, и сложности в организации процесса соревнований.

Ведь если пилот не готов летать по сложной (например горной задаче, в сильную погоду), и подогреваемый амбициями и спортивным азартом – все-таки полетит, то он рискует своим здоровьем и жизнью. Печальный опыт Курая 2014 – хорошее напоминание о том, насколько безопасность, жизнь и здоровье пилотов зависит от уровня их подготовки.

Слабый уровень некоторых участников на соревнованиях высшего национального уровня (Кубок и Чемпионат России) может приводить и к другим предпосылкам, например небольшой опыт некоторых пилотов по полетам в динамических восходящих потоках – создавало опасные ситуации на ЧР 2016 и 2017 г на Юце. Некоторые пилоты испытывали проблемы при старте в сильный ветер. Организаторам приходится учитывать их уровень подготовки, и сильно ограничивать тех участников, которые действительно готовы к соревнованиям высокого уровня. Однако, если не учитывать этих “слабых” пилотов, то можно получить много травм от них, так как пилоты склонны преувеличивать свои умения.

В идеале, уровень спортивной подготовки – должен определятся согласно полученному разряду или званию, тогда организаторы соревнований могут проводить допуск к соревнованиям не формально, а в соответствии с разрядом/званием. Сейчас идет процесс “обюрокрачивания” спорта, и придется жить в новых реалиях. Разряды и звания станут инструментом “допуска” (для того, чтобы поехать на соревнования определенного статуса, нужно будет иметь действующий разряд требуемого уровня), поэтому важно, чтобы пилоты последовательно получали их и подтверждали свои умения выполненными результатами.

Конечно, само по себе получение разряда или звания не так много говорит об опыте спортсмена, но по крайней мере сможет установить хотя бы “минимально необходимый уровень” подготовки.

Конечно, по ряду норм их необходимо пересмотреть в сторону усложнения, чтобы соответствовать реалиям современных крыльев. Однако и перестараться, тоже нельзя. Ведь в отличии от большинства видов спорта, у нас спорт – очень “погодозависимый”, и само по себе выполнении норматива – немного говорит об умении и мастерстве спортсмена. Например пролететь 40 км на равнине в очень слабую погоду с кризой – намного сложнее чем ту же дистанцию в “сильную” погоду, и тем более “в сильную погоду в горах”.

Очень часто погода на соревнованиях может не позволить пролететь большую задачу. Проблем может быть много, начиная от отсутствия хорошего прогрева и кончая отсутствием дорог в нужном направлении, поэтому некоторые “простые нормы” на практике оказывается выполнить не так-то и просто.

Что еще могут дать звания и разряды кроме допуска к Российским соревнованиям?

Ну например, на некоторых соревнованиях (кубок России и Чемпионат России) пилоты, имеющие разряд КМС могут иметь скидку от стартового взноса, имеющий звание МС и МСМК часто имеют еще большую скидку. Далее, условием доступа в состав Сборной России тоже могут стать соответствующие разряд или звание.

Наконец, по правилам ФАС, для того чтобы получить лицензию FAI нужно иметь 1-й спортивный разряд :))) А не получив лицензию – вы не сможете выступать на международных иностранных соревнованиях и зарабатывать рейтинг FAI (WPRS). (О том что это такое и как его получать читайте ЗДЕСЬ).

В следующих статьях, будет пошагово рассмотрен порядок получения 1-го спортивного разряда, разряда Кандидат в Мастера спорта (КМС), и звания Мастера Спорта (МС).

 

Для тех, кто хочет ознакомится подробнее с регламентирующими документами – настоятельно рекомендую прочитать статью Александра Кулишова.

Как стать спортсменом

В ней приведены ссылки на все регламентирующие официальные документы.

Так же основные документы вы можете скачать с раздела LIB нашего сайта.

 

Сергей Лазарев-Марченко. Декабрь 2017г.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий

Ближайшая лекция конец августа 2018 г. Бир. Путеводитель по Большим Горам "для чайников". Или как слетать безопасно в Горы в одиночку.

Бир. Путеводитель по Большим Горам "для чайников". Или как слетать безопасно в Горы в одиночку.