Я есть ГРУТ! – Главное правило равнинного пилота.

Несколько лет назад, я написал статью “Упал – отжался. Или эффективная обработка потоков в горах.” теперь настало время уделить внимание и равнине.

Преамбула.

Конечно, полеты на равнине всегда более рискованны в плане “нахождения потоков”, тут нет ярко выраженного рельефа, нельзя “отвисеться” в термодинамике, в ожидании фазы, и т.д. Но все же, статистика неумолимо показывает, что слухи о “случайности” в полетах на равнине – сильно преувеличены. Опытные пилоты могут летать на равнине практически так же надежно, как в горах. Недаром, очень много отличных соревновательных мест – это именно равнинные условия или смесь равнины и холмов. (например соревновательные сайты Колумбии, Македонии, Казахстана, Бразилии, и т.д.)

Последние годы, проанализировав свои полеты на равнине я отметил – что летаю практически так же надежно, как и в горах. Давно пропал страх того, что я “не смогу найти следующий поток”. Полет превращается из непрерывной лотереи в простую тактическую задачу – “докручивать столько, чтобы высоты хватило на обработку следующего потока”. То есть, в моем арсенале появились навыки и знания, позволяющие с очень высокой степенью надежности находить потоки на равнине в самых разнообразных условиях. Основные причины посадки стали не в том, “что я не нашел следующий поток по маршруту”, а в том, что “в предыдущем потоке, я не докрутил достаточно, чтобы в следующий прийти на надежную высоту”. То есть я нахожу следующий поток, но “спортивный стиль” вынуждал меня приходить на слишком низкой высоте (ниже 100м), для его 100% обработки. Для многих же начинающих пилотов, важен сам навык нахождения потоков и их обработки. Собственно этому и будет посвящена настоящая статья.

Конечно, некий минимальный процент влияния случайности остается и “бомбятся” даже топы Кубка Мира, но все же это – скорее редкое исключение. Если придерживаться несколько простых правил, то научится хорошо летать на равнине – может каждый. И недаром мировые рекорды дальности ставятся в равнинных условиях, а для постановки рекорда важен не только сильный ветер – но и умение по 8-10 часов лететь по равнине в новых условиях.

  Равнинный полет требует высокой концентрации, ошибка карается строго и неотвратимо – посадкой.

В этой статье я не буду подробно описывать моменты тактики или техники обработки потоков, не буду распространятся про альбедо и прочие прописные истины, об это подробно написано в книгах (“Понять небо”, “Мечта летать”, “Книга термиков”  и т д.), а только расставлю приоритеты, которыми лучше руководствоваться при выборе перехода при полете на равнине.

Знакомьтесь – мнемоническое правило для выбора перехода на равнине – “Я есть – ГРУТ”!

Картинка – поможет запомнить правило…

ГРУТ расшифруем как:

  • Главное направление или Главная зона
  • Рельеф (микро)
  • Указатели
  • Триггера

Теперь пройдемся по порядку.

1) Главное направление или Главная зона. (Выбор на удалении 5-20 км).

Это Главное направление перехода. Будем считать, что общее направление нам задано или соревновательным тасков, или своей собственной задачей на FreeFly полет, но в рамках этого общего направления, у нас есть возможность, довольно заметно сдвигаться в стороны (иногда +/- 45 градусов) и поэтому важно выбрать Главное направление перехода в этом секторе. Чем оно определяется? – Есть факторы ограничивающие, и факторы дающие предпочтение.

Вначале вычтем серьезные Ограничивающие факторы:

  • Если есть зона обширного затенения – её нужно обходить.
  • Если есть сильный ветер, то нужно учитывать снос.
  • Если есть дождевые облака – их надо облететь.
  • Могут быть запретные зоны
  • Обширные беспосадочные зоны над которыми не хочется лететь (водоемы, леса, болота)

После того, как из сектора вычли все ограничивающие факторы – учитываем Факторы предпочтения:

  • Если мы летим по соревновательному таску, и задача не просто долететь, но долететь быстро, то отклонятся сильно в стороны – нежелательно и нужно учитывать поправки на снос ветром, чтобы взять точки. То есть в секторе? предпочтительно выбирать более “наветренную часть”.
  • Если есть большое, явно помогающие облако – предпочтительно пройти под ним.
  • Если есть стрит в секторе перехода, то предпочтительно идти по нему.
  • Ну и самое важное – Нужно выбрать направление – на Главную Зону Питания Потоков (ЗП).

 

Что такое “Зона питания потока“? – Это ключевое понятие на равнине. ЗП – это область, где поток получает свою энергию. То есть область на земле, которая греется солнцем и формирует весь объем воздуха, который оторвется и станет потоком. И тут – РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ, ведь больший объем поднимающегося воздуха – значит проще обработать поток, он будет длится дольше и поднимется выше! Когда вы только выбираете направление перехода (В конце предыдущего потока), то забудьте про триггера, вы их нормально не увидите на таком расстоянии – выбирайте направление на самую большую и вкусную (Главную) Зону Питания. Как выбрать её? какие есть основные ЗП? Давайте посмотрим типовые, в порядке уменьшения важности:

  • Промышленные объекты (заводы, группа цехов с площадками в поле, карьеры и т.д)
  • Небольшие населенные пункты, которые можно перелететь
  • Склоны холмов, склоны у речек в виде ложки
  • Распаханные и подсохшие поля
  • Группы строений
  • Пром. площадка (асфальтированная со строениями)
  • Отдельная большая площадка (Грунтовая или бетонная или асфальтовая)
  • Поля с сельхоз. культурами
  • Луга с редким кустарником и небольшими деревцами
  • Луга
  • Поляны в лесу
  • Развязки
  • Небольшие хвойные лесные массивы в вечернее время.

Все эти Зоны – аккумулируют и подогревают большие объемы воздуха – то что в конечном итоге даст нам термик. Поэтому при переходе важно строить свою линию так, чтобы двигаться в направлении самой Главной Зоны питания, доступной нам на глайде (с учетом прихода на неё на высоте не ниже 400-500м), при этом желательно ещё по пути пройтись над второстепенными ЗП (если они не сильно в стороне).

Пример основных ЗП в районе стартового поля Кончинки.

Когда вы только выбираете направление перехода (в конце предыдущего потока), то забудьте про триггера, вы их нормально не увидите на таком расстоянии – выбирайте направление на самую большую и вкусную (Главную) Зону Питания. 

При этом конечно стоит избегать Атермальных Зон, таких как :

  • Влажные (более зеленые) луга
  • Свежевспаханные влажные поля, которые только-только перепахал трактор
  • Затененные зоны
  • Большие водоемы
  • Граница большого города
  • Большие лесные массивы (особенно лиственные)

Пример выбора Главного Направления,  был разобран в статье KOC-2018. Разбор таска №2. Или практическое закрепление лекции по термикам и зонам подъема. Полезно будет почитать тем, кто летает в Кончинке. Потренироваться в нахождении ГЗП можно даже изучая Гугль карты, а еще лучше карты “Termic Spots”, однако, обязательно надо учитывать снос главенствующим ветром при изучении. Вот например для Кончинки, при восточных направлениях ветров отчетливо видно, что основные места наборов аккурат за большими сухими полями.

Пример частоты наборов в термиках сформированных на зонах питания в Кончинке, Юго-западнее старта.

При однородной воздушной массе, хорошие прогнозные сайты, которые умеют правильно учитывать особенности подстилающей поверхности и имеют маленькую ячейку расчета – могут учитывать крупные зона повышенной термичности и атермальные зоны.

Атермальные и термичные зоны в прогнозе RASP

Так что если вы ещё не очень хорошо знаете местность полетов – посмотреть такой прогноз и соотнести его к карте – будет очень полезно!

Итак мы выбрали Главное направление и летим в его сторону, однако Зона Питания – большая, важно выбрать правильное место в ней – куда лететь. И чем ближе мы к Зоне питания, тем лучше мы можем изучить вторую часть правила – РРельеф.

2) Рельеф. (выбор на удалении 3-7 км)

Да, на равнине у нас тоже есть рельеф. За редким исключение ровных степей – микрорельеф всегда присутствует и очень важно его прочитать. Так как одно и то же на вид поле может быть наклонено как к солнцу, так и от солнца (это важно в плане получения количества энергии и соответственно объема и температуры прогреваемого воздуха), не менее важно нам и направление уклона относительно ветра.

Так как с поля, которое наклонено на ветер и которое наклонено от ветра, термики сходят совершенно по разному. Помним, что теплый (более легкий) воздух не может опустится вниз и может – только “всплывать”.

Читать рельеф – на самом деле не сложно, не нужно быть профессиональным топографом, надо только заставить себя немного попрактиковаться. Очень полезны – домашние тренировки, когда вы включаете Google Earth, выбираете любую равнинную местность, делаете себе в голове предположения о высотах и наклонах, а потом – проверяете себя, изучая высоты мышкой (смотрите высоту рельефа). После нескольких таких упражнений – вы быстро освоитесь и на “живом рельефе” в полете.

Помните основные правила:

  • Речка, овраг – всегда самая низкая точка поля.
  • Если есть водохранилище – то самая низкая часть – где плотина (широкая и ровная). Самая высокая – там где водохранилище сходит в ручей (речку).
  • Если на поле есть полоса зеленых кустов, или более зеленой и густой травы – то это овражек (в низине влажнее).
  • Кладбища и деревни – в самой верхней (сухой) части поля.
  • Церковь – чаще всего самая высокая точка деревни (особенно если это – старая постройка).
  • Дорога – чаще всего по высокой стороне поля (но к сожалению не всегда) Более точно можно определить по водохранилищам, какими частями они повернуты к дороге. Если острым – то на вершине, если широким, то в низине. Обычно от водохранилища, это положение дороги продолжается еще несколько километров.
  • Один раз по водохранилищу определив направление течения речки – можно по её длине отслеживать рельеф (всегда течет с более высокой отметки к более низкой).

Предлагаю потренировать себя. Ниже – задачка. Предположите – какие могут быть высоты у точек 2, 3, 4 и как ориентированы поля (север – вверху).

Дано:

  • Высота 1-й точки 153м (ASL),
  • Расстояние между 1-й и 4-й точкой – 3 км

Задача.

Подумали, ответили? Карта рельефа откроется если кликнуть на картинку с заданием, а более подробно – все в той же, упомянутой выше статье.

Подытожим часть 2. Важно не просто пройтись над зоной питания потока, важно выбрать правильную сторону с учетом рельефа. Или учесть рельеф при выборе из двух на вид равноценных зон.

Рельеф – Неотъемлемая часть Зоны питания. При подлете к Главной Зоне питания – важно выбрать правильное направление пролета над ней, с учетом особенностей рельефа.

Переходим теперь к части 3 – У=Указатели потока.

3) Указатели потока. (Выбор на любом достижимом в ближайшие 3-7 минут удалении) 

Мы находимся в финальной части перехода, подлетели к выбранной несколькими километрами ранее Главной Зоне питания,  выбрали её сторону с учетом Рельефа и наконец пора приступить непосредственно к локализации нашего искомого термика в пространстве с точностью до сотни метров.

Самым лучше – найти хороший явный Указатель потока, об этом много пишут в книгах и статьях, например :

  • Парящие парапланы
  • Парящие птицы
  • Летящие и набирающие мусорные пакеты, листва
  • Смерчики
  • Поднимающийся и изгибающийся в процессе подъема дым
  • Пыль
  • Стрижи, ласточки и др. птицы
  • Пух от растений
  • Молодые и растущие облака

Указатель – это верный шанс на поток и если он в пределах быстрой достижимости, то выбрать именного это место, для окончания перехода, есть – лучшее решение.

Про указатели много написано в книгах, тут я не буду на этом заострять внимание, но хочу отметить в качестве указателей – облака. Облака – отдельная тема, с одной стороны, молодое и растущее Облако – явный указатель поднимающегося воздуха (по другому оно просто не может образоваться), с другой стороны, облака требуют очень аккуратного обращения, компенсационные нисходящие потоки рядом с облаками могут быстро посадить вас на землю. Всегда помните об этом.

Поле пульсаций скоростей воздуха под основанием кучевого облака и сбоку, на высоте 850м от земли.

Поэтому всегда внимательно оценивайте следует ли использовать облако как надежный указатель, или лучше не рисковать.

Если же у нас нет явного Указателя потока, то следующая важная часть локализации потока – это Т=Триггер.

4) Триггер.

Да, да, да, – помним, Триггер – это не только место, это связь места с процессом.

Кто забыл – смотрим мультик, который нашел для нашей общественности Женя Орешкин несколько лет назад.

Добавлю еще от себя, важен не триггер сам по себе, а важен триггер в контексте процесса отрыва, метео обстановки и обязательно в Зоне Питания Потока! А еще лучше – на её границе.

Наиболее ценные Триггера на границах зоны питания.

  • Возвышенность
  • Озеро / пруд
  • Низменность / Овраг / русло реки
  • Одинокое строение (чем больше тем лучше)
  • Пром. площадка
  • Отдельная площадка
  • Группа дач
  • Развязка
  • Большой костер/ горящее поле
  • Лесополоса

Чем более локализован Триггер – тем лучше – не надо искать точное место схода. Лесополоса – не такой уж и хороший триггер если она стоит поперек ветра и длинная, вдоль неё достаточно долго искать место схода (поможет наблюдение за колыханием деревьев). Триггер – всегда работает в паре с ветром и с зоной питания! И Триггер – работает циклично, поэтому Указатель потока – всегда лучше Триггера.

Если нет Зоны питания (не образуется теплый воздух) – то и самый красивый триггер ничего не сорвет!

У каждого потока на равнине – есть  цикличность, а следовательно и вероятность попадания в него. Если вы пришли на хороший триггер на низкой высоте и рядом нет указателя потока – надо – терпеть и ждать, а не метаться.

Если вы видите хорошую зону питания, правильный рельеф и триггер – целенаправленно двигайтесь в его сторону. На малой высоте используйте “нолики” и протягивайте к триггеру. Это будет вознаграждено хорошим потоком. Ниже – несколько примеров наборов с триггера при протягивании к нему на высотах ниже 100м.

Выживание над триггером на равнине на высоте 40-50м (угол поля с лесополосой)

Протягивание на триггер среди полей, все спирали до триггера в ноликах от деревни, на высоте 50-70м. Триггер – здания посреди огромной Зоны питания.

Триггер – овраг на краю поля. Высота – прихода – 40м.

Я не буду сейчас вдаваться в технику обработки потока над Триггером, или как не промахнуться мимо потока и не попасть в зону слива от него Рядом с Триггером – это тема отдельной статьи или лекции. Так же как и правильный подход к облаку, или поиск хороших линий в дни с голубыми термиками.

Заключение.

Конечно, полеты на равнине тактически более сложны и вариабельны, чем полеты в горах, правило “ГРУТ“, в прочем как и “Упал – отжался” – это лишь генеральная линия, позволяющая верно расставить приоритеты при построении перехода, поиске потока и выбора точной локализации. Однако, постоянные тренировки и вдумчивый анализ “почему одни линии переходов и места набора намного лучше других” позволят вам летать на равнине почти так же надежно как и в горах, а так же построить типовые “генеральные направления” полетов.

Анализ групповых полетов по одной задаче позволяет выявить атермальные зоны и зоны основных наборов.

Путем аккумулирования многолетнего опыта и наложения его на Зоны питания, и Рельеф – можно заранее построить карты приоритетных лини переходов и зон – которых следует избегать.

Все эти темы, вместе с практическими примерами, я уже несколько раз подробно рассматривал на лекциях о “Полетах на равнине” и “Полетах в Кончинке“. Буду продолжать развивать их и дальше.

Лекции и вебинары по теме:

Лекция 2022 годас питерского Параинтенсива:

Лекция 2020 года:

Практическое занятие 2020 года :

 

 

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий