Skynomad 2012. Итоги (Денис Иванов)

Skynomad 2012 Итоги

mr_freddy

Сегодня в Сопоте пасмурно, скоро будет гроза. Соревнования закончились, пилоты разъехались. Пока еще помню подробности, решил описать соревновательные дни и подвести итоги. Может быть кому-то будет интересно.

Skynomad 2012 День 1 Тренировочный

По прогнозу ожидался свежий северный ветер. На старте термический ветер «передавливал» фоновый, можно было стартовать. Наблюдая за невнятными наборами первых пилотов, народ не спешил стартовать. Решил не тупить, и лететь сразу по готовности.
Организаторы никакую задачу не ставили, да и пилотов на старте было немного. Денис Великов поделился своей задачей на день, и я решил ее повторить:
1. Сначала на восток до Василь Левски
2. Затем обратно к старту
3. Через долину к противоположному хребту
4. Снова до Василь Левски
5. На посадку в Шамбалу

Обычная для этих мест несложная задача превратилась в интересную из-за сильного северного ветра. Часть маршрута вдоль гор летел крабом, все время пытаясь вернуться к горам.

Через долину по облакам было пролететь не сложно, а вот вернуться оказалось делом не быстрым. Сильный встречный ветер не позволял разменять набор в расстояние. В середине дня, как это обычно бывает в данном месте, линия конвергенции сместилась ближе в долину, и это позволило вернуться к Сопоту. А дальше было лететь просто по облачной дороге.

Самым сложным участком маршрута оказалась посадка. Северный ветер настолько усилился, стало так турбулентно, что попасть в поле около Шамбалы казалось нереально.

Многие пилоты так и не смогли стартовать, т.к. фоновый северный ветер вскоре после первых стартов передавил термический, и на старте задуло в спину.

Трек полета

Skynomad 2012 День 2 Задача 1

Хороший прогноз на день предвещал интересную задачу. Организаторы поставили простую задачу с большими цилиндрами (по 1 км).
1. Стартовый цилиндр 4 км вокруг старта
2. На восток ~35 км до д. Габарево
3. Обратно до д. Московец
4. Посадка в Шамбале
Итого чуть больше 80 км.

Стартовал одним из первых, что позволило занять очень выгодную позицию. Перед началом гонки я был под самой базой на 3000 м в 100 м от края цилиндра, и наблюдал с высоты, как вихрь крыльев медленно набирает высоту где-то на 1000 м ниже. Чуть дальше в долине также заняли позицию еще два крыла. И один оранжевый UP Trango XC2 рядом со мной.

Основная сложность задачи заключалась в перелете понижения основного хребта на полпути к первой точке. Можно было лететь либо горами, отклоняя маршрут чуть на север, либо напрямую через понижение. Если северный ветер усилится, то это может создать проблемы в этом месте. Решил лететь надежно – горами. Облачные дороги позволили первые 20-25 км маршрута не делать спиралей. Летел один вперед, а сзади нагонял оранжевый UP. Так и летели весь маршрут вместе.

Обратно от первой точки до второй можно было лететь по линии конвергенции напрямую, не забираясь в горы. Но снова решил лететь надежно, и потратил время на возврат к горам. Наверное, это была ошибка, т.к. пилоты, которые летели напрямую, пролетели маршрут на 20 минут быстрей.

Ко второй половине дня северный ветер усилился, и на западе от старта термическая активность стала снижаться. Однако запас высоты позволил взять точку и финиш. К сожалению, из-за необходимости визуального контроля взятия точки по Гармину, я далеко залетел в цилиндр, и оранжевый UP смог меня обогнать Зато я надеюсь скоро получить свои фото от пилота UP.

Из-за того, что организаторы залили точки без высоты, некоторые пилоты, летающие исключительно по приборам, не долетели до финиша. На брифинге огранизаторы об этом предупреждали, но, видимо, не все пилоты услышали. В том числе лидер дня по времени индус Soni не долелел до финиша.

Трек полета

Skynomad 2012 День 3 Задача 2

Прогноз погоды и развитие погоды до открытия окна – все говорило о том, что будут голубые термики. Однако незадолго до начала гонки очень высоко (база была 3600 м) показались первые облачные вспышки.

Организаторы поставили амбициозную задачу 106 км:
1. Стартовый цилиндр 4 км вокруг старта
2. На восток до Василь Левски 14 км
3. На запад в соседнюю долину 53 км
4. Обратно на аэродром около д. Московец

Северный ветер был крепче, чем в предыдущий день, но чуть слабже чем в тренировочный. Сильная термическая активность и разрывающий термики холодный северный ветер создавали сильную турбулентность. В воздухе было некомфортно. Особенно, когда вываливаешься из сильного термика в его подведренную зону. Пилоты по маршруту постоянно объявляли level 2 из-за турбулентности.

Стартовал одним из первых и успел занять удачную позицию над горами. Ветер сносил термики в долину, и опыт тренировочного дня подсказывал, что нужно протягивать сильней в горы, так будет надежней не нужно раньше времени отходить от гор.

Из-за сильной турбулентности при полете к первой точке на восток сложилось такое впечатление, что пилоты боялись обрабатывать термики вместе и создавали какой-то сумбур в воздухе, пытаясь убежать друг от друга подальше, пусть даже в долину.

Основная сложность таска заключалась в том, чтобы выбрать траекторию ко второй точке. Лететь основный хребтом не получалось, т.к. сильный северный ветер на западе от старта разбивал термики. Нужно было перелетать долину на юго-запад к небольшим лесистым горам. Для многих пилотов это оказалось невыполнимой задачей. После перелета домашней долины удалось снова выбрать под базу, и по высоким облакам полетелось веселей.

Однако точка находилась в соседней долине против ветра. Это было следующим испытанием. В какой-то момент времени стало понятно, что снос ветром больше, чем набор высоты, и, полностью выжав акселератор, я наудачу полетел брать вторую точку.

Здесь мне очень помог опыт равнинных полетов. Прямо на границе точки находился хороший источник тепла – скошенное поле. А на краю поле виден отличный триггер –два трактора. На высоте 70 м на границе точки после ее взятия удалось найти поток + 4 м/c. Это был самый сильный поток в округе, т.к. вскоре в поток прилетел орел, а затем еще несколько пилотов. Этот поток позволил снова набрать высоту и полететь обратно.

Через 2 потока у меня было 3600 метров высоты, 25 км до финиша и 1 час до конца времени. Впереди не было ни одного облака. После 25 мин глайда финиш, наконец-то, был взят с запасом высоты в 600 м, и этот запас позволил долететь почти до Шамбалы, чтобы не ждать подбора.

Очень приятно было финишировать во главе 3-ех Icepeak 6, которые как серые коршуны почти догнали моего желтого птенца у границы финиша.

Для меня это был самый интересный полет в сезоне.

Трек полета

Skynomad 2012 День 4 Задача 3

Погода испортилась, и это очень печально. Чтобы разыграть день, организаторы повезли пилотов за 100 км на юг. В этом месте нужно было стартовать с 200 м горки. На старте жара +42. После первых стартов фрифлаеров задуло вдоль старта, и все пилоты начали перемещаться на соседний старт в 150 м от предыдущего.

Была поставлена несложная задача:
1. На запад 40 км
2. Финиш на восток 3 км
Организаторы сделали несколько стартовых временных окон.

Однако с учетом условий на старте и усиливающегося по прогнозу СЗ ветра, задача могла быть интересной.
Стартовал одним из первых удачно в фазу и набрал высоту для первого перехода вместе с двумя другими пилотами. Однако потом отстал от них и потерял их из виду. Ветер сносил потоки в горы, а выйти из гор становилось с каждой минутой все трудней из –за усиливающегося ветра.

В этот день нужно было вылетать в долину, а я полетел предгорьями, и это была ошибка. В итоге, не долетел до первой точки 1 км.

Трек полета

Skynomad 2012 День 5 Отдых

После долгого подбора и поздно завершившегося пати в предыдущий день, сильного ветра по прогнозу, который требовал снова ехать на дальний старт за 100 км, организаторы предложили пилотам сделать день отдыха.

Skynomad 2012 День 6 Задача 4

Утром во время пробежки почувствовал, что очень тепло и в воздухе запахло сыростью. Еще раз посмотрев прогноз убедился, что будет гроза. В горах с самого утра начало переразвитие. В Сопоте полеты между гроз и дождей – это достаточно нормальное явление. Все дело в дозировке. В этот раз была явная передозировка. Два триггера гроз уже работали на полную мощность. При поставновке задачи напротив старта в 15 км на юго-запад уже громыхало. На Северо-востоке над Ботивом выросла высоченная колонна, и вскоре пошел дождь.

Однако организаторы не сдавались. Поставили простую задачу с цилиндрами по 2 км:
1. Стартовый цилиндр 2 км вокруг старта
2. На восток до Висиль Левски
3. Обратно на сопот
4. На Юго-восток до Бани
5. Обратно до д. Дабене
Итого 53 км.

Некоторые опытные пилоты сказали, что не полетят, т.к. условия опасные. И не полетели. Но и протест почему-то не написали.

Первые стартовавшие пилоты не могли пробиться сквозь встречный восточный ветер. По маршруту был дождь.
Первый раз после старта я понял, что не могу набрать высоты, и снова сел на старт. Вскоре склоны открылись, и я стартовал снова.

Очень важно при слабых условиях и сильном восточном встречном ветре вылететь на юго-восточную экспозицию основного хребта. Это около 10 км против сильного ветра, облизывая рельеф. Было некомфортно. Над первой точкой пошел дождь, загремело где-то рядом. Т.к. скоро таск остановят, то нужно было лететь как можно быстрей. На полной скорости постоянно под дождем, через несколько минут взял вторую точку и полетел как можно быстрей в долину. Над горами очень быстро развивалась гроза, и гремело все сильней. Таск был не остановлен, когда все пилоты по собственной воле полетели в долину.

Через 15 минут после посадки пришел предгрозовой шквал, и пошел дождь. Очень хорошо, что в воздухе не оказалось маньяков, летающих в горах, пока таск не остановят официально. Все пилоты успели сесть до грозы.

Трек полета

Skynomad 2012 Итоги

Итоги в виде того, что мне помогало на соревнованиях и что, наоборот, мешало:

1. Перед полетом утром я делал зарядку. Потом плотно завтракал. Это позволяло мне получить в хорошем смысле боевой настрой и заряд энергии на длительный, соревновательный день.

2. Старался подняться на старт пораньше, и быть полностью готовым к старту уже перед началом брифинга. Чтобы потом ничто не отвлекало от планирования маршрута, наблюдения за погодой и другими пилотами.

3. Для Сопота: поднимался чуть повыше. Это дает возможность маневра при старте.

4. Как правило, стартовал в числе первых. Потому что тогда достаточно времени, чтобы занять выгодную позицию для воздушного старта. Обычно я начинал встегиваться в подвеску за 10 минут до открытия стартового окна: 5 минут на то, чтобы одеться и встегнуться, 2 минуты, чтобы разложить крыло. 3 минуты в запасе. Все движения при этом делал меееедленно и хорошо, что не забывал 3 раза проверить снаряжение.

5. В Сопоте только второй раз. Однако знание некоторых особенностей местной аэрологии очень помогает летать.

6. Хороший мит директор говорит достаточно информации об аэрологии на брифинге, нужно только внимательно слушать.

7. Не нужно гнать или гнаться. Лучше лететь медленней, но надежно.

8. Очень важно думать самостоятельно. Мне повезло, что летал преимущественно один. Сам принимал решения, и никто мне не мешал. Не было толпы пилотов как в Македонии, которые куда-то зачем-то летят и там садятся. Я критически оценивал ситуацию, делал выводы.

9. После каждого полета при возвращении хотя бы мысленно делал разбор: что удалось, что не удалось, как летели другие пилоты и почему они летели так.

10. Не нужно смотреть на очки и результаты. Это мешает правильно настроиться на полет. Каждый новый день – нужно забыть все прошлые результаты и просто летать.

11. Полеты должны быть безопасными, и полет нужно планировать исходя из своих возможностей, погодных условий, и требований задачи. Этого навыка мне не всегда хватает.

12. Не нужно гнаться за результатом. Полеты должны приносить в первую очередь удовольствие. Потому что скажут: «ты крут!». И тут же забудут – у каждого человека своих проблем хватает. А действительно хороший полет останется с тобой навсегда. Это я отчетливо понял на данных соревнованиях.

13. Соревнования не бывают полностью объективными. Кому-то везет больше. Удача тоже важна.

Официальный протокол соревнований

Автор – Денис Иванов (Денди)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий