Упал – отжался. Главное правило в горах.

Упал – отжался. Или эффективная обработка потоков в горах.

 

В горах летать просто, хороший градиент, много потоков, явные триггера, часто работает термодинамик, все это способствует тому, что найти и обработать следующий поток не составляет труда и у пилота есть множество попыток на то, чтобы набрать высоту, однако, надо учить себя летать эффективно. Не тратить лишнее время и нервы на поиск и обработку потоков, использовать только самые “вкусные” и сильные части потоков, активно пользоваться термодинамиком, правильно строить линии переходов, грамотно использовать горно-долинные ветра и “систему обратной циркуляции”.

Все эти тонкости заслуживают отдельных статей, которые будут постепенно появляться на сайте Para2000.ru, а в этой статье, мы рассмотрим главное правило поиска и обработки потока после перехода. Я называю это правилом – “Упал – отжался!”, если раскрыть суть этого названия, то в более полной версии оно будет звучать как – “Упал на рельеф (прижался к рельефу) – /нашел поддержку/ – отжался  от рельефа“.

В чем основной смысл этого правила? В том, что для быстрого поиска потока – надо подойти к рельефу, брать поток непосредственно рядом с триггером, а обрабатывать его эффективнее – чуть “отжавшись”, отойдя от рельефа.

Конечно ситуации могут быть очень разными, есть и исключения из этого правила, но все же, оно почти всегда дает более быстрый и более БЕЗОПАСНЫЙ путь к набору высоты.

Ниже мы рассмотрим как работает это правило на всех видах рельефа, и почему его можно считать универсальным.

Давайте  углубимся немного в теорию и порисуем картинки (за качество прошу извинить, чукча не художник 🙂 ).

Рельеф (фр. relief, от лат. relevo — поднимаю) — совокупность неровностей твердой земной поверхности разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.

Для начала – горный рельеф очень разнообразный, геологи и альпинисты придумали множество названий для классификации отдельных элементов рельефа:

Хребет, вершина, долина, отрог, ребро, пик, игла, кулуар, ложка, контфорс, жандарм, взлет, плечо, расщелина, балкон, бараний лоб, ложбина, морена, седловина, склон, кулуар, висячая долина, ригель, трог, снежник, кар, лощина, ледник, осыпь, стенка, плато, обрыв и т.д.

Все это многообразие терминов можно изучить по картинке ниже(кликабельна), и это полезно знать, но для практики, мы можем упростить все до 5-ти базовых понятий (ниже).

Виды горного рельефа

На картах рельеф хорошо видно по изогипсам – изолиниям равной высоты (горизонталям).

Чем ближе расстояние между линиями – тем вертикальнее (круче) участок рельефа.

 

В самом первом приближении можно вообще считать что весь рельеф состоит их хребтов и ложек(лощин).

При этом важно запомнить одно правило, если рассматривать весь склон от подножия до вершин: в верхней части склона, уклон у ложки круче чем у хребта, а в нижней части склона – уклон у хребта круче чем ложки.

Из этого правила определяется целесообразность где лучше прижиматься к рельефу, а где искать потоки отходя от него.

Хотя разбитие на хребты и ложки основное, но для парапланеристов, целесообразнее свести все разнообразие рельефа к 5-ти базовым видам (так проще и в разговорах в рацию и для ориентации при полетах в группе):

  1. Вершина.
  2. Хребет.
  3. Ребро. 
  4. Ложка.
  5. Стенка.

 

Давайте рассмотрим их подробнее, а так же общие рекомендации по поиску потока и его обработке.

1. Вершина.

Вершиной может быть как отдельная возвышенность, так и поднятие на плато или хребте. Мы будем считать что вершина (вершинка, пик, жандарм, игла) – это любое хорошо заметное возвышающиеся над основной линией хребта или отрога поднятие рельефа. Вершинка может быть разной формы – коническая, полусферой, зубом – особой роли это не играет.

Обработка потоков у вершинки достаточно проста и определяется, в основном, ветром. При отсутствии метеоветра, поток с наибольшей вероятностью стоит над вершиной, так как теплый воздух “стекает по ней вверх”.

Поток над вершинкой

Любая вершинка – ярко выраженный хороший триггер. Вы можете быть уверенны, что поток оторвется или непосредственно над вершинкой или перед ней. Поэтому искать поток очень просто, подлетаем к вершинке поближе, оставляя себе высоты на 1-2 спирали, и подлетев, если не находим потока прямо над вершиной – “отжимается чуть в долину” ( если вершинка на понижающимся хребте/отроге – то по отрогу, если она на ровном главном хребте или одинокая, то в сторону освещенной и наветренной ложки). “Отжавшись” от склона при слабом ветре, мы найдем более сильный, и уже сформированный поток, который пришел от зоны питания под вершиной.

Потоки над вершинкой и впереди нее с нижней зоны питания в слабый ветер или штиль

При небольшом и умеренном ветре поток так же почти вертикальный, даже на подветренной (относительно фонового ветра стороне) стороне, воздух поднимается вдоль склона, и у вершины заметен характерный “подсос” воздуха к вершине и потоку стоящему с наветренной стороны. Особенно это ощущается если и наветренная сторона и подветренная – освещены. Очень часто получается по подветренной стороне, выползти на наветренную часть хребта, если спрятаться в ложке за выраженной вершиной, набрать там высоты и потом в зоне “подсоса” перелететь через понижение хребта перед вершиной на наветренную освещенную сторону в сильный поток.

Выход по подветренной части хребта, в ложке за вершинкой с сильным потоком

При сильном метеоветре (под метеоветром тут понимается не только геострафический ветер, а характерный ветер на высоте обтекаемой вершины – это может быть и долинный бриз, и термический ветер, и геострафический ветер), поток сносится за вершину, но его отрыв происходит непосредственно у вершины, поэтому лучший способ найти поток – это пролететь непосредственно над вершиной на достаточно низкой высоте (“упасть на рельеф”), однако оставляйте себе высоту для того чтобы свободно сделать спираль (хотя бы метров 30) .

Снос потока в сильный ветер

Найдя поток, протягиваем против ветра и убедившись,  что он достаточно широкий, закручивает спираль. Стараемся держаться на наветренной части потока, однако, набрав метров 50-70, можно “поддаться потоку”, если чувствуете, что вас подсасывает более сильное ядро, и чуть снестись с этим ядром за вершину. Это не страшно, если поток сильный и широкий, но надо все время контролировать свой снос и набор, чтоб не выпасть на подветренную часть потока. В достаточно сильный ветер – это весьма тонкая грань – чувствовать насколько можно поддаться сильному потоку, который увлекает тебя за перегиб (но и сильно вверх), надо тренировать в себе это чувство, ибо работая ТОЛЬКО на самом крае потока можно набирать долго.

Казалось бы, в учебниках пишут что самая сильная часть потока – наветренная, и это часто так, но только если поток сформирован из одной “зоны питания”, над вершиной же часто сливаются несколько потоков, и сильное ядро часто оказывается за вершиной (например из-за подсоса воздуха по подветренной стороне, особенно если она неплохо освещена).

 

Основные правила обработки потоков над вершинками:

  • Чем раньше вы станете в спираль – тем лучше;
  • “Упал – отжался!” (При отсутствии потока ищите его чуть впереди);
  • При присутствии потока, протяните его в долину по максимуму, а потом можете случаться чуть назад, если туда вас подсасывает более сильное ядро;
  • Не сопротивлялись потоку, если у вас уже есть достаточная высота, – “отдайся ему”;
  • Если хорошо освещены подветренные склоны – ожидайте усиления потока ЗА ВЕРШИНОЙ;
  • Подходите к вершинке с наветренной стороны и с освещенной стороны, избегайте подхода с подветренной и теневой – можете попасть в зону нисходняков и турбулентности.

 

2. Хребет.

Хребтом назовем вытянутое поднятие рельефа с ярко выраженными склонами. Можно разделять основной хребет системы и второстепенные хребты – отроги и хребтики.  Спадающий отрог для наших целей тоже можно считать хребтом, и он так же является ярко выраженным триггером. Проблема хребта или отрога: что без выраженных вершинок, сложно определить место схождения потока. Поэтому поток, опять же, проще найти “упав на рельеф” – пролетая над хребтом поближе к рельефу. Если на хребте/отроге есть выраженная вершинка – то это и будет местом отрыва потока. Если вершинки нет, но есть примыкающий боковой отрог, образующий ложку – то ее верх (стык основного и второстепенного хребтов) будет являться местом схода потока. Причем основой питания, преимущественно, будет наветренная и лучше освещенная ложка.

При полете над хребтом примерно одной высоты (главный хребет) главная задача – всегда приходить на стык хребта с его отрогом выше места стыка и выше перегиба на высоте хотя бы 40-50м, чтобы комфортно закрутить спираль. Вообще можно место стыка считать условно “вершиной” и действовать аналогично, единственное замечание, “отжиматься” от рельефа надо только над второстепенным отрогом, и основной поток будет прямо над точкой стыка или за ней (по ветру). Поток гораздо реже стоит “впереди”. Обусловлено это тем, что в верхней части боковых отрогов, склоны достаточно крутые, и поток прижимает к склоны (см. следующий пункт про “ложку”) поэтому поток может оторваться “впереди” преимущественно над отходящим отрогом.

От стыка к стыку по основному хребту

Если мы летим над все время повышающимся хребтом, то действовать надо так же. Подходим к хребту, “падаем на рельеф” прямо над вершинкой или над местом стыка с отрожком, как только почувствовали поддержку или небольшой набор – “отжимаемся чуть в долину над отрогом”, закручиваем термик, “поддаемся” ему и сносимся с сильным ядром немного назад, делаем переход к более высокой части хребта, на следующий стык отрогов, так чтобы прийти к нему метров на 50 выше стыка, и повторяем действия.

“Упал” на рельеф, и “отжался” над отрогом

 

Проход над отрогом до потока и к следующему стыку

От стыка к стыку вверх

Если у вас есть высота выйти над стыком над хребтом – не тратьте время для того чтобы пройтись по склону или по ложке, выходите сразу над хребтом!

Если есть отрог, не надо тратить время на склоны и ложки

Основные правила обработки потоков над хребтами:

  • Все время двигайтесь над линией хребта, если есть ветер и высоты много – тогда за линией по ветру, пропорционально Вашей высоте.
  • Если хребет/отрог все время повышается – двигайтесь над ним, поднабирая на местах стыков боковых отрогов или над промежуточными вершинками.
  • Над следующим стыком/вершинкой на хребте/отроге у вас должно быть минимум 30 метров высоты. если вы придете под стык в ложку, то потеряете время!
  • “Упал – отжался!” (При отсутствии потока ищите его чуть впереди над ниспадающем ребром);
  • Не сопротивлялись потоку, если у вас уже есть достаточная высота, – “отдайся ему”;
  • Старайтесь всегда подходить к отрогу над его линией со стороны его понижения. Так вы всегда войдете в поток по ветру, на хорошей скорости и с минимальной турбуленцией.

 

3. Ребро. 

Ребром назовем быстро понижающиеся ответвление от хребта/отрога. Ребро работает, срывая поток или с основания (внизу) или с верха образуемой им в месте стыка с хребтом ложки. Место стыка ребра с основным хребтиком/отрогом – работает как триггер, но хуже чем полноценный отрог, так как не создает большой ложки с обширной зоной питания потока. Ребро – круче чем отрог, поэтому искать поток сильно перед ребром – нет смысла, в любом случае поток прижат к склону, и отрывается в непосредственной близости от верха ребра.

Правило “Упал – отжался” действует и тут, но с оговоркой, что отжиматься нужно только в самом потоке, для вхождения в его более сильную часть. Если потока над ребром вы не нашли, то отжиматься для поиска – не целесообразно, лучше дожидаться потока  на месте стыка в верхней части ложки, или лететь дальше.

4. Ложка

Ложка – обширное, обобщенное понятие -это вогнутая часть рельефа, образуемая местом стыка 2-х хребтов, или хребта с отрогом или ребром, или область между 2-мя отрогами/ребрами отходящими от основного хребта или просто сильным изгибом хребта. На скальном рельефе часто образует сыпуху. Узкая ложка может быть кулуаром. Большая, широкая ложка может быть каром, трогом или даже переходить в небольшую долину. Очень большая широкая ложка с большим боковым обхватом может называться цирком. Ложка всегда более крутая в верхней части, и более пологая в нижней. (отрог – наоборот, более крутой в нижней части).

Ложка  – неотделима от хребта/отрога – так как образуется их стыками.

Задача эффективного набора в ложке – не такая простая как кажется на первый взгляд, и сильно зависит от формы ложки и образующих ее отрогов. В большинстве случаев, намного проще выйти и работать на следующем отроге, а ложку пройти транзитом (либо просто “срезав” ее и перейдя на следующий отрог, либо прижавшись к рельефу, “облизать” ее, воспользоваться поддержкой термодинамика, или совместив оба этих варианта, часть ложки пройдя в термодинамике, а часть – срезав // если например выходить в конце ложки надо на освещенную и наветренную часть отрога, что может быть весьма опасно из-за турбулентностей подветренной части отрога и нисходящей части потока который стоит дальше (эта опасность, одна из основных причин сложений и падений) //.

Почти всегда, при выраженных отрогах, образующих ложку, и если нет сильного ветра рвущего потоки на этих отрогах, набор выгоднее осуществлять именно над отрогами. Внутри самой ложки, эффективно работает только ее центральная (крутая) часть и та част которая примыкает в наветренному и/или освещенному ребру. Старайтесь быстро выйти на отрог/ребро не задерживаясь в ложке.

Проход небольшой ложки и работа над отрогом

После долгих поисков в большой ложке в инверсии – выход на ребро с набором

Если отроги не выраженные, на них, на вашей высоте мешают провода или строения/деревья, или дует сильный ветер который не дает сформироваться нормальным потокам над отрогом, или нам нужно пробить сильную инверсию, то мы вынуждены работать внутри ложки. Тогда мы должны учитывать что :

  1. Если ложка пологая, и дует ветер, то поток сильно на нее прижимается, поток несильный и вам приходится работать восьмерками, постепенно поднимаясь вверх к более крутой части ложки, где поток может усилится.
  2. Если ложка пологая, и дует слабый ветер, то поток в верхней части прижимается к ложке, а с нижней периодически отрываются пузыри, они могут быть сильными , но быть с большой периодичностью, поэтому надо ориентироваться на указатели (птицы, другие парапланы, и т.п.) чтобы “отжаться” от склона для обработки их. Но иногда, это единственный способ набрать высоту на пологом склоне.
  3. Если ложка в профиле имеет внизу ярко выраженное плато, то сильный поток будет часто отрываться со ступеньки плато, и если “зона питания” под плато существенно больше самого плато, то этот поток, лучший, и нам нужно периодически “отжиматься” от склона ложки чтобы найти его.
  4. Если ложка сильно вогнутая, то в верхней ее части хорошо работает термодинамик, однако зона подъема – узкая и чаще всего недостаточная чтобы закрутить там спираль, в то время как сильные потоки могут периодически приходить с равнины в основании ложки из-за большой зоны их питания. К тому же солнце лучше прогревает более горизонтальные площадки (в середине дня) чем вертикальные склоны.

    Профили ложки в разрезе

 

Если по какой-либо причине нельзя набирать на ребрах (например мы пришли ниже них, а они пологие и вылетать слишком далеко , чтобы оказаться над ними нецелесообразно, то приходится работать в ложке. Очень часто, это получается делать только восьмерками, удерживаясь в зоне термодинамика.

В ложке так же действует правило “упал – отжался”, выгодно прижаться как можно ближе к склону в зону термодинамика (“упасть на склон”), удерживаясь в этой зоне можно набирать ходя вдоль ложки или хотя бы снижаться медленно, но все равно нужно постоянно мониторить за тем что происходит перед ложкой в направлении равнины (или большого плато под ложкой). Оттуда, с равнины перед ложкой, могут сходить хорошие термики, надо только уметь вовремя понять что это происходит и “отжавшись” от рельефа выйти и закрутить их.

Если перед ложкой нет хорошей “зоны питания”, то надежды на такие потоки нет, “отжиматься” нет смысла и надо выживать в термодинамике, пытаясь выйти или вверх к вершинке/(на стык отрогов) или вбок на ребро.

Так же отжиматься нет смысла, если впереди стоит плотная инверсия, тогда ложка нужна чтобы в узкой зоне у склона пролезть выше ее уровня. В Этом случае так же нет смысла “отжиматься” от ложки, инверсия блокирует все потоки с основания ложки.

Вынужденная работа в ложке из-за не выраженного отрога и ветра

Длинный ровный склон без ребер и отрогов – можно считать частным случаем ложки (просто очень большой и вытянутой между отрогами. Действовать у склона, надо так же как и в ложке – прижиматься к рельефу и пытаться или выбрать выше перегиба на хребет, или искать признаки потоков впереди, с равнины или мозгов внизу. Задача выбора момента когда отходить вперед – заслуживает отдельной статьи.

5. Стенка.

Стенка – очень крутая, почти отвесная и относительно ровная часть склона под вершиной или у хребта, или на отроге.

Стенка сродни крутой ложке, если мы ниже перегиба – то надо прижиматься к стенке, так как все потоки и термодинамик лежат вдоль нее.

Если мы выше перегиба, то идем над ней по хайвею (или за ней пропорционально высоте и ветру), в отличие классического главного хребта на стенке нет отрогов, поэтому нет ярко выраженных триггеров, прогревается она вся более-менее равномерно и часто создает хороший термодинамик, однако для того чтобы подняться выше над стенкой нужны более заметные и широкие зоны подъема, ориентирами для них могут служить короткие ребра или контрфорсы в низу стенки.

Выходить вперед  (“отжиматься”) перед стенкой есть смысл только над ярко выраженными “зонами питания” внизу под стенкой (прогретое плато, обширная сыпуха под стенкой).

 

Итак, подведем итоги.

  • Правило “Упал – отжался” – самое универсальное для эффективных полетов в горах. Оно работает на любых видах рельефа, с небольшими ограничениями только на вертикальных стенках и вертикальных участках ложек.
  • Наилучшей стратегией будет полет над хребтами и отрогами, “ложки” – нужны преимущественно для выживания, для работы в сильный ветер или в плотной инверсии – чтобы выбраться в верхнюю часть склона и продолжить маршрут над отрогами верхней части.
  • От того насколько мы эффективно находим поток и быстро его центруем – существенно зависит скорость прохождения всего маршрута и то сколько мы сможем пролететь за день.
  • Работа над отрогами – это работа на эффективность.
  • Работа в ложках – на выживание, на терпение и выносливость. Тонкая работа в ложках – это высшее мастерство пилота.

Все права на название правила – “Упал – отжался”  пренадлежат мне 🙂

MyMySer. 07-04-2017.

P.S.

В следующей статье, мы поговорим о мезометеорологии в горах и об использовании “Обратного ветра”

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий