О системном анализе факторов, используемых при поиске восходящих потоков. (Денис Иванов).

О системном анализе факторов, используемых при поиске восходящих потоков

На досуге удалось повторить теорию по термическим маршрутным полетам. Ниже список использованной литературы:
1. Х. Райхман. Полеты на планерах по маршрутам // ДОСААФ СССР. Пер. с немецкого-Козловского И.Л. Тишаковой А.Г. под редакцией Тихомирова А.С. г. Таганрог, 1982 г.
2. Гончаренко В.В. Техника и тактика парящих полетов // ДОСААФ CCCР г. Москва, 1974 г.
3. Руденский Е.Г. Полет на планере. Пособие для планеристов // ДОСААФ CCCР г. Москва, 1977 г.
4. Б. Мартинс. Книга Термиков. Учебник по маршрутным полетам // Пер. с немецкого-Добычиной А. под редакцией Костромитин С., Брянск, 2006 г.
5. Dennis Pegan. Undestanding the sky // Published by Dennis Pagen P.O. Box 101, Mingoville, PA 16856 – USA, 1992 г.
6. Dennis Pegan. Secrets of Champions // Published by Sport Aviation Publications
PO Box 43, Spring Mills, PA 16875 – USA, 2003 г.
7. Jocky Sanderson. Paragliding Performance Flying. Ссылка на видеоролик: http://www.youtube.com/watch?v=KnyXn8aM5N0Указанные выше книги я читал и перечитывал ранее несколько раз, а некоторые из них, например, книгу Хельмута Райхмана, перечитал уже в пятый или шестой раз. Каждый раз узнаю что-то новое, приходит понимание некоторых процессов и тактики полета на основе уже имеющегося практического опыта. При прочтении вспоминаются совершенные в прошедшем сезоне ошибки и находятся способы решения ошибок.

Еще раз посмотрел ролик Джоки Сандерсена, см. п. 7. списка. Первая часть ролика посвящена маршрутным полетам. В этой части очень наглядно и доступно описываются базовые вещи. Хочу обратить внимание также на таблицу на 44-ой секунде ролика. Дело в том, что в указанных книгах я не нашел подобной или вообще какой либо классификации факторов, используемых для поиска восходящих потоков. Очень хорошо описывают процесс формирования потоков и перечисляют факторы образования потоков Райхман и Пегин. Предложенная Сандерсеном классификация (возможно, он заимствовал эту классификацию у кого-нибудь еще), по-моему, очень полезна для того, чтобы:

  1.  пополнять базу данных факторов и быстро извлекать факторы для анализа;
  2.  систематизировать процесс анализа обстановки во время полета с целью выбора направления следующего перехода.

 

Действительно, если разделить факторы на 3 категории: источники потоков (источники тепла, источники влажного воздуха и т.п.), признаки потоков (облака, парапланы, птицы, дымы и проч.) и триггеры (резкие изменения контраста или рельефа, неравномерности в прогреве и т.д.), то можно предложить следующий замкнутый цикл анализа: признаки-> источники->триггеры.

При полетах в хорошую погоду с кучевыми облаками на равнине при высоте больше 800-900 м над уровнем моря цикл анализа не используется целиком. В основном для выбора направления перехода в условиях полетов с кучевыми облаками при высоте больше 800-900 м используется только часть цикла анализа факторов, а именно признаки – облака, дымы, другие парители, изменения путевой скорости. Конечно, перед выбором направления следующего перехода, необходимо также принимать во внимание как можно больше факторов, в том числе наблюдать за развитием облаков, чтобы не выбрать в качестве цели “умирающее облако”. Но основным фактором анализа является в данном случае только один признак – кучевое облако.

Наибольшую ценность системный анализ возможных направлений перехода и технология поиска потоков представляют при полетах на равнине в условиях “голубых” термиков и при снижении пилота ниже 800 м при кучевых облаках .

Часто в средней полосе летом при антициклонах устанавливается жаркая погода с инверсией на высоте 1500 – 1700 м над уровнем моря, при этом точка росы находится выше нижней границы слоя инверсии. При таких условиях облака не образуются. Высота термиков ограничена нижней границей слоя инверсии. Пилоту в полете с использованием “голубых” термиков над равниной необходимо принимать во внимание одновременно достаточно большое количество факторов, которые сложно разделить по приоритетам. Каждый из факторов или их комбинация могут подсказать решение по направлению следующего перехода. Задача поиска термика и анализа факторов для выбора направления перехода усложняется многократно. В условиях ограничения времени на принятие решения по выбору направления перехода можно использовать классификацию факторов и цикл анализа “признаки-> источники->триггеры” на основе этой классификации. Для того, чтобы сделать процесс анализа более последовательным, системным, не забыть проанализировать какие-то факторы.

Например, набирая высоту в “домашнем” потоке пилот выполняет анализ факторов для принятия решения о направлении следующего перехода.
Предлагаю начинать с анализа факторов, относящихся по классификации к категории “признаки”. Пусть это будет день с “голубыми” термиками. Кучевых облаков нет, пилот не нашел белесых молочных пятен на фоне голубого неба. Пилот стартовал первым, поэтому других парапланов, дельтапланов, планеров, которые набирают в потоке, находящихся в направлении маршрута пилот не обнаружил. Набирающих в потоке птиц тоже не обнаружил. Дымов по близости нет. Пылевых смерчей и пылевых следов нет. Вобщем, надежных признаков потоков пилот не обнаружил.

Следующими анализу подвергается набор факторов, которые относятся по классификации к категории “источники”. Пилот видит, что прямо по пути маршрута на расстоянии долета с учетом запаса высоты ⅔ – ½ базы находится поле с молодой зеленой травой, немного левей от направления машрута пашня, чуть правей деревня. Кроме этого, пилот замечает, что за полями перпендикулярно маршруту находится ручей (или небольшая речка). Допустим, пилот летит на юг. С большой высоты сложно разглядеть рельеф и наклонение полей. С большой долей вероятности понижение рельефа будет в сторону ручья. Тогда при данных направлении маршрута и положении солнца, поля должны быть наклонены в сторону солнца.

Наконец, анализируется категория факторов “триггеры”. Пилот замечает, что посередине поля с пашей имеется овраг. За каждым полем находится лесополоса. Деревня с огородами и строениями может рассматриваться и как источник и как триггер одновременно.
При таких условиях можно чуть отклониться от направления маршрута и полететь в центр поля с пашней и оврагом. Если потока не будет над оврагом, то можно будет поискать в подветренной стороне поля у лесополосы.

Цикл анализа повторяется снова и снова. Т.к. при переходе пилот может увидеть новые детали, например, признаки: птицы, дымы и т.п., уточнить источники и триггеры.

Этот пример достаточно утрирован, т.к. анализ лучше всего проводить не на один переход, а на 2-3 следующих перехода с учетом запасных вариантов на случай не обнаружить поток в намеченном месте.

Лично я давно пользуюсь подобной классификацией факторов и циклом анализа для принятия решения о направлении перехода и поиска потоков.

Автор – Денис Иванов (Денди)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий