Настройка экранов Flymaster Nav/Live и Naviter Oudie4.

Наши приборы становятся все умнее и умнее, все больше информации они просчитывают и могут выводить на экраны, поэтому важно правильно настроить вывод и отображение этой информации.

 

Сегодняшняя статья будет посвящена одному из самых популярных приборов – FlyMaster Nav/Live и их модификациях (SD/3G).

Начнем с того, что экраны на приборах настраиваются с помощью программы Disigner. Скачать ее можно с официального сайта flymaster.net. Там же вы можете скачать актуальные прошивки для приборов и инструкции по прошивке и работе с программой Disigner.

Flymaster сейчас поддерживает возможность создания большого количества экранов, которые можно переключаать как вручную, так и настроить автоматическое переключение “по событию”.

Так как экраны можно “заблокировать/разблокировать” из меню прибора, то можно сразу создать экраны как для соревновательных полетов, так и для FreeFly, что очень удобно.

Главный принцип формирования экранов, особенно “соревновательных” – это:

Одинаковые элементы должны быть в тех же местах на экране! 

То есть если параметры высоты, скорости, скороподъемности есть на всех экранах – размещайте их ОДИНАКОВО! Тогда глаз привыкнет к их местоположению и вы легко сможете считать информацию одним мимолетным движением.

Это же правило, надо применять и на других приборах с формируемыми экранами (например Oudie4).

Второй принцип – важная информация должны отображаться КРУПНО!

И третье правило – избавьтесь от той информации которая не нужна, она только отвлекает.

 

У меня например нет отдельно FreeFly экранов, мне вполне хватает тех, с которыми я летаю и на соревнованиях. К тому же так к ним лучше привыкаешь.

А теперь приступим к рассмотрению экранов.

Экран 0. “Стартовый экран”

Который активируется и работает до момента открытия воздушного старта на соревнованиях. Он же базовый экран – донор для многих остальных экранов.

Поля UDF 1/2/3/6 – это “настраиваемые в приборе поля” – они так оставлены специально, так как иногда надо какую-то информацию вывести на экран, а доступа к компьютеру нет – чтобы “нарисовать” новый экран.

В обычном режиме:

  • UDF6 – расстояние до ФИНИША. (Dist to Goal)
  • UDF1 – текущий глайд
  • UDF2 – глайд до след точки
  • UDF3 – глайд до финиша

Что Важно – ставьте высоту всегда по GPS, а не барометрическую. Так как барометрическая постоянно “уползает” в течении дня и может отличатся от GPS до 300м, даже если вы их на старте “синхронизировали”.

На соревнованиях где ограничение по высоте задают просто значением высоты – ее контролируют по GPS высоте!

Барометрическая высота нужно только там, где ограничения задают файлом запретных зон, и запретки задаются значениям флайлевелов (FL).

Опять же в FleeFly полетах с друзьями, надо ориентироваться только по GPS высоте, так как она у всех одинаковая, да и рельеф тоже по ней определяется.

Если мне вдруг понадобится знать еще высоту по барометру, я просто поменяю UDF2 на это значение, так как глайд на точку у меня дублирован в поле выше.

Поле Dist.Line обязательно должно быть на этом экране, так как линия оптимизации и ее точка (dist Edge) может быть сильно отличной от того места где вы ожидаете старт. И вообще, всегда важно знать расстояние не только до точки “оптимизации”, но и до кратчайшей границы цилиндра, например для взятия ESS.

Экран 1. “Термический”

Этот экран основной при наборе в термике. Он автоматически включается при входе в поток.

Отличается от Стартового только заменой времени и скорости до старта на выигрыш высоты и среднюю скороподъемность. А вместо расстояния до границы – расстояние до центра термика.

Экран 2. “Финишный”

Этот экран основной после выхода из термика на переходах и на финишном глайде. Он автоматически включается при выходе из потока.

Отличается от стартового заменой времени и скорости до старта на параметры долета на финиш. Они уже и так есть мелкими (UDF6 и поле под ним) но не мешает их продублировать крупным шрифтом.

Экран 3. “Карта. TaskMap”

Этот экран у меня сейчас не активен в приборе, но автоматически включается по параметру “приближение к точке”.

Раньше, он был включен и рисовал трек и границу цилиндра при приближении к точке, но если у вас есть еще прибор с визуализацией цилиндра (Lk8000/XCSOar/XCtrac/Oudie4 и тд.) то лучше его отключить, ибо он иногда мешает, например когда вы крутите поток у границы цилиндра.

На этом же экране, кроме Taskmap есть параметры связи и GPS, ну чисто чтобы проверить симку, если вы используете в Flymaster Live свой трекинг.

Экран 4. “Airspace map”

Этот экран у меня сейчас не активен в приборе, но автоматически включается по параметру “Airspace warning”.

Он нужен чтобы включить его там, где есть зоны запретов на полеты.

На этом же экране, кроме Airspaсe map есть текущий FL и расстояния до запретки по вертикали и горизонтали.

Экран 5. “Compass” 

Этот экран у меня сейчас активен в приборе, но он может переключатся только в ручную.

В первую очередь он дублирует магнитый компас на кокпите. На случай влета или старта в облако.

 

На всякий случай там также есть название точки, направление на нее, и скорость.

Итак, подведем итог.

В принципе можно обойтись одним экраном (стартовым) там на нем есть вся необходимая информация, но у меня 3 экрана автоматически переключаются и разницы в них только в небольших нюансах, так что в полете они переключаются в нужный момент и на экране всегда есть исчерпывающая информация для каждого конкретного момента.

3 других экрана у меня “в запасе”, выключены или настроены на ручное переключение. Включить их можно за несколько секунд из меню прибора.

На самом деле, на экране naviter Oudie4 у меня практически все те же поля.

Экран 1 Oudie. Стартовый с Топопкартой.

 

Экран 2 Oudie. Без топографии, для лучшей “читаемости” границ цилиндров.

Так что приборы отлично дублируют и дополняют друг-друга.

Даже эта вся информация в принципе – избыточна, и часть полей можно убрать, что я вскоре возможно и сделаю.

На LK8000, например у меня отключены все экраны (кроме одного) и инфобоксы.

Для комфортного полета достаточно 2-х из этих 3-х приборов, но лишнее дублирование – может помочь. Тем более что у разных приборов – разные глюки 🙂

На этом – пока все. Кому интересно, могут скачать мои экраны для FlyMaster – тут.

ПО LK8000 уже много есть рекомендаций по настройке, пока отдельно писать не буду (может позднее) почитать можно ниже.

Еще статьи по приборам:

FlyMaster. Live. Статистика и отчеты.

Настройки программы LK8000 для парапланеристов.

Использование программы LK8000 (Пример)

Разруха в приборах и головах. Глюки некоторых Fly-компьютеров и типовые ошибки пилотов.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

3 thoughts on “Настройка экранов Flymaster Nav/Live и Naviter Oudie4.

  1. Pechkin:

    отдельно спасибо за экраны фломастера

  2. gr89:

    Большое спасибо. Очень полезно.

    Нет описания поля VMG (Velocity made good – скорость движения к след.точке). Если я правильно понял, то это поле можно описать как “полезная скорость” т.е. с которой движешься к точке. Если лететь приближаясь к цилиндру – то скорость положительная, если лететь параллельно цилиндру – то скорость будет 0, если удаляться от цилиндра – то будет отрицательное значение.

    На практике пока не проверил, пока это только мои догадки.

Добавить комментарий