Чемпионат России 2018. Чегем. Игра со смертью. Помните о безопасности, если хотите выжить.

В прошлую пятницу состоялось заседание Бюро президиума ОФ СЛА России, на которой решали судьбу где проводить соревнования Чемпионата России по дисциплине параплан-парящий полет.

Вообще в России так сложилось, что судьбу таких эвентов решают люди часто очень далекие от парящих полетов и современных соревнований, так получилось и на этот раз, 3 голосами против 1 выбрали Чегем.

Решение принимали:

Против:

Никитин – президент ОФ СЛА (голос против Чегема, он внял голосам самых опытных пилотов России что Чегем – не лучшее место для ЧР)

За:

Жеглов – вице президент по дельтапланерному направлению

Патапкин – вице-президент по моторному направлению (паралеты-дельталеты)

Казаков – вице-президент по свободным парапланам

К счастью на том же Бюро был утвержден состав парапланерного комитета в более расширенном составе. Надеюсь в будущем важные решения будут принимать все-таки люди знакомые со спецификой нашего спорта и не из “смежных дисциплин”. Однако вернемся к Чегему.

 

Чегем – одно из красивейших мест в России, это прекрасное место для ФриФлай полетов и оно пользуется заслуженной популярностью. Первый раз я летал там еще 2005 году и оно оставило неизгладимое впечатление своей красотой, как и своим капризным характером. В чем проблема ущелья?

  1. Чегем – не долина, а узкое ущелье, мест для посадок в нем очень мало, а безопасные посадки возможны только в очень ограниченных местах и только в хорошие погодные условия. Так что даже если таск останавливают по опасным погодным условиям, надо еще тщательно и долго выискивать места для возможной посадки, а это может занять драгоценное время. Тут нельзя просто “уйти в долину”, как в подавляющем числе лётных мест. Пилот запросто может оказаться в ловушке, когда посадок нет, а в воздухе уже находится небезопасно.
  2. Аэрология места такова, что основное направление долинного ветра – северное, в то время как греются южные склоны, поэтому каждый термик находится в подветренной части в потенциальном роторе.
  3. Несколько узких ущелий заканчивающиеся высокими горами создают хитрую систему долинных ветров, причем достаточно сильных. При этом, их направление и сила – сильно зависит от того как прогреваются склоны высоких гор и контролировать этот процесс – очень сложно, так как из-за узости ущелья – из него просто не видны основные массивы вызывающие горно-долинную циркуляцию.
  4. Очень осложнено наблюдение за облаками, высоту и мощность развития кучевых облаков невозможно увидеть находясь под ними, наблюдатель должен быть в стороне, но оттуда закрывают обзор другие склоны. Поэтому очень сложно предсказать скорость развития конвективной облачности. Процесс усложняет еще и невысокая (относительно основных вершин) база облачности, поэтому при развитой облачности полеты становятся очень опасные.
  5. Выпадение осадков в верхней части ущелий можно не увидеть из-за их узости и извилистости, при этом сильные катабатические ветра вызванные выпадением осадков могут “стекать” по ущельям внизу под долинным ветром и резко увеличить турбулентность на посадках. Такие явления периодически происходят в Чегеме и являются причиной многих проишествий даже на “штатной посадке”, что уж говорить о посадках на маршруте во время соревнований, когда все летят “до последнего”.
  6. Кроме всего вышесказанного в режиме соревнований проблемой может так же является радиосвязь, ненадежно работающая в режиме узких ущелий. А это и проблема передачи информации об остановке таска. И передачи информации о пострадавшем (если не дай бог случилось ЛП).
  7. Мало мест безопасных посадок, а ровных мест еще меньше. Садится на 2-х рядном крыле на склон на высотах выше 1700 с взлетным весом +32/33 кг (да, тяжелая соревновательная подвеска, балласт, 2 запаски) – это само по себе предпосылка к ЛП.

 

Эти “естественные” опасности еще можно учесть в фрифлай полетах, просто тщательно выбирая погоду, или меняя свой маршрут или досрочно прекращая полеты, однако полеты FreeFly и соревнования CrossCountry – это сильно разные вещи. На соревнованиях, пилоты не могут самостоятельно выбирать маршрут полета, его задают ему судьи, а на Чемпионате России за это отвечает ГСК (Главная судейская Коллегия).

Так как по статусу на Чемпионате России в ГСК должны входить минимум 3 судьи всероссийской категории, то набор этих судий – сильно ограничен, ряд из них вообще не летают на параплане (у нас общий вид спорта и судьи с паралетами, дельталетами, микросамолетами и т.д).  И это те люди которым придется доверить свою жизнь пилотам, а многие из них мало что понимают в горной микрометеорлогии, и в обеспечении безопасности горных полетов на параплане.

В отличие от легкой атлетики например или футбола – место проведения соревнований в парящем полете – напрямую влияет на ЖИЗНЬ и ЗДОРОВЬЕ пилотов! Сложно представить себе другой вид спорта где обеспечение безопасности и жизни сильнее бы зависело от сторонних лиц. Чиновникам легко решать, их интересует только бюджет, финансирование или каки-то личные интересы, а вот пилотам придется лететь и рисковать своей жизнью.

Не зря, за месяц до заседания, в адрес Бюро ОФ СЛА было направлено письмо, подписанное сильнейшими и опытнейшими спортсменами России, о том что проведение мероприятия уровня Чемпионата России в Чегемском ущелье – опасно и может закончится трагедией. В том числе, против проведения в Чегеме именно Чемпионата России были:

  • Юрий Мишанин (2-х кратный Чемпион России 2015/16) пилот на текущий момент имеющий наибольшее количество выступлений в крупных международных соревнованиях, Обладатель Кубка России 2017года (в Чегеме), действительный член Сборной России, постоянно летающий на Кубке Мира и на всех крайних Чемпионатах Мира и Чемпионатах Европы, имеющий в год 5-6 крупных соревнований.
  • Глеб Сухоцкий – Лидер Российского рейтинга и сборной России, действующий Чемпион России (2017 год), Чемпион Украины, пилот стабильно занимающий 1-ю строчку национального рейтинга и показывающий лучшие результаты среди Россиян на Чемпионате мира, Чемпионате Европы и Кубке Мира, действительный член Сборной России, постоянно летающий на соревнованиях самого высокого уровня.
  • Алексей Быстрицкий – действующий вице Чемпион России, пилот регулярно выступающий в крупных международных соревнованиях, действительный член Сборной России, постоянно летающий на Кубке Мира и на всех крайних Чемпионатах Мира и Чемпионатах Европы.
  • Артем Лозовой – вице Чемпион России 2016 года, пилот регулярно выступающий в крупных международных соревнованиях, действительный член Сборной России, постоянно летающий на Кубке Мира и на всех крайних Чемпионатах Мира и Чемпионатах Европы.
  • Обе наши лучшие женщины-спортсменки Марина Олексина и Дарья Краснова, регулярно выступающий в крупнейших международных соревнованиях, летающие на Кубке Мира и на крайних Чемпионатах Мира и Чемпионатах Европы.
  • Евгений Грязнов – наш самый опытный горный пилот, не однократный участник гонки X-Alps, инструктор и Чемпион России 2010 года. В представлении не нуждается.

Так же против Чегема как место проведения ЧР выступают такие пилоты как: Сергей Донцов (МС, Чемпион России 2014 г), Анатолий Ломовцев, – Чемпион России 2013 г.).

Если Бюро ОФ СЛА не вняло голосу разума и предупреждениям безопасности, то хотя-бы должны принять все возможные и невозможные меры для обеспечения безопасности участников. Я знаю что организаторы в лице Марата делают очень много для обеспечения безопасности, это и дежурства МЧС, и обещанный вертолет в Нальчике, и реанемобиль на старте. Это все конечно очень хорошо и нужно, но самое главное в обеспечении безопасности – не доводить до возможности возникновения ЛП.

Все помнят и о Павле Смолянинове, погибшем на соревнованиях в Чегеме в 2011 году, и о Каракулове Алексее погибшем на FreeFly полетах в 2012 году, надо не допустить новых ЛП, так как помощь, чаще всего, приходит уже слишком поздно.

 

Я считаю что пилоты должны требовать от организаторов:

  1. Профессионального метеобеспечения соревнований (в штабе должен быть профессиональный метеоролог, желательно со специализацией по горной микрометеорологии), должны быть получены своевременные и полные прогнозы по погодным условиям не только в синоптическом масштабе но и в мезомасштабе по всем доступным мезомасштабным моделям.
  2. Должны быть установлены метеостанции, передающие в штаб данные в реальном времени о направлениях и скоростях ветра в основных ущельях, на перевалах и перегибах, а так же в зонах формирования “стоковых” ветров.
  3. В дополнение к ГСК, должен быть выбран пилотами “комитет безопасности” из пилотов которые ставят в приоритет БЕЗОПАСНОСТЬ а не спортивные амбиции, и имеющий не просто рекомедательный для ГСК голос, но и право останавливать таск не дожидаясь решения главного судьи (чем грозит промедление, неважно по какой причине (раздумья, плохая связь, желание разыграть таск во что-бы то ни стало, и т.д) мы помним из печальных урок Чемпионата России 2014 года, когда в Курае погибло 2 пилота и еще ряд только чудом уцелел, и это при том, что найти хорошую посадку в Курае – намного проще!, как и проще общая аэрология там), это же комитет должен иметь право “Вето” на постановку небезопасных (по его мнению) задач.
  4. Постановка задач соревнования, должна иметь приоритетом не большую длину, или техническую сложность, или “соответствие нормам мастера спорта” – а в первую очередь – БЕЗОПАСНОСТЬ. Таск не должен содержать в себе точек заставляющих брать их из опасной позиции или содержащий участки откуда невозможно достижение Безопасной посадки в любое время полета.

 

Пилотам пора понять, что не надо уповать на “дядей сверху” и уж тем более что “там кто-то знает лучше” – не лучше, безопасность – в ваших руках. Надо за нее бороться и требовать учета Вашего мнения. Иначе дальше будет хуже и травматизм на соревнованиях будет расти.

Нельзя допустить, чтобы наш спорт сделали действительно ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ чиновники от спорта. Помните, что от них сильно зависит безопасность соревнований.

Так же, если пилотам предоставят выбор комитета безопасности и таск комитета – внимательно выбирайте этих людей.

  • От таск комитета зависит, будут ли задачи проходить над опасными местами, (примеры гибели пилотов из-за опасно поставленной задачи мы видели в этом году в Македонии, когда точка в роторе и последующая низкая линия через самое опасное место явилось причиной гибели пилота /Tomas Sloboda/ из Словакии).
  • А от сейфети комитета зависит и то каким будет таск, и то смогут ли эти люди принять своевременное решение что таск необходимо отменять или останавливать. (Об опасности в промедлении в этом деле нам все время будет напоминать Курай 2014 года).

Думайте и готовьтесь, и да прибудет с Вами сила! Аминь!

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий