Кто есть кто? О пилотах. Глеб Сухоцкий.
Глеб Сухоцкий
Интервью Евгении Беловой.
Звезда парапланерного спорта, сначала украинского, теперь российского. Мастер спорта международного класса России. Текущий Чемпион России 2017 года. Лидер российского рейтинга 2016-2017 гг. Член сборной России по парапланеризму 2016-2017 гг. Бывший председатель Федерации СЛА Крыма. Успешный бизнесмен. Танцует танго. Увлекся парапланеризмом в 2005 году… На момент написания интервью 40 в мировом рейтинге.
Летает на Ozone Enzo3
Расскажи, где ты родился, где живешь.
Родился я в Симферополе. Собственно говоря, в Крыму живу, в Симферополе, и собираюсь прожить там всю жизнь. Хотя, в среднем, два месяца в году проходит на выездах.
Чем занимаешься?
Я строю.Так случилось, что с детства начал работать на стройке, и, шаг за шагом, это переросло в строительный бизнес. Сейчас я могу ходить по торговым комплексам, санаториям, и много где еще, что мы строили. Да и сам процесс создания архитектурного объекта и строительное производство меня очень прет, работой горю.
Как ты начал летать и когда?
Я вырос в спортивной, авиационной семье, у меня родители – парашютисты. В советские времена был такой вид спорта, парашютное многоборье, туда входили прыжки с парашютом, стрельба, бег и плаванье. Отец у меня был в сборной СССР. А мама была в сборной УССР по парашютным прыжкам.Она мастер спорта, чемпион Украины. В общем, у меня достаточно серьезная спортивная авиационная семья. Тем более в советские времена авиация была на очень высоком уровне.
«Я вырос в спортивной, авиационной семье»
Всю жизнь я провел на аэродромах, ВДВ, сборы, соревнования, прыжки.Много летал на самолетах, вертолетах.В детстве несколько раз прыгал с парашютом. В 90-е годы получилось так, что парашютная тема заглохла, да я особо и не горел. Я увлекся альпинизмом и скалолазанием. И там были достаточно неплохие результаты. Альпинизм очень закалил меня как личность. После того, как закончил институт и всерьез начал работать, времени для тренировок в скалолазании стало меньше, форма упала. А еще я женился. И растолстел на тот момент. Я забросил альпинизм, в том числе, потому что не вытягивал: амбиции высокие, а формы нет.
Мой друг, напарник по альпинизму, просил меня узнать про парапланы, как начать летать. У меня было несколько знакомых парашютистов, в том числе, летающих на парапланах. Для него узнал, сам загорелся. Для меня полеты всегда были интересны, но особо не вникал. Начал интересоваться, попал в тусовку, и закрутилось. И очень, очень меня затянуло. Это был 2005 год…
А как затянуло?
Я пришел к знакомому парашютисту. Пришел и говорю: «Как летать на параплане?». Он отвечает: «Не вопрос, решим!» Приходим на аэродром у нас в Симферополе, ветерок дует, он поднимает параплан прямо так, с земли, над головой крыло, красивое, разноцветное. У меня квадратные глаза, восторг. Я собрал максимум информации, промониторил ситуацию с полетами в Крыму, нашел инструктора, Семененко Виталий Иванович, как оказалось бывшего парашютиста, который когда-то мою маму тренировал еще в начале ее парашютной жизни.
У вас какой-то курс был?
Сейчас школы, конечно, более качественно работают. Тогда инструктор просто брал и учил, по своему образу и подобию, системы не было толковой. Что радует, – я попал в парапланеризм тогда, когда уже время высокой травматичности прошло. То есть буквально за 5 лет до этого были все переломаны, большинство летало на жутких, шитых на коленках парапланах, либо древних Б/У компетишинах. Когда я пришел, то купил себе немецкое крыло, SwingMistral4.Отличный стандарт, быстро научился, и, благодаря хорошим пилотам рядом, начал пробовать летать маршруты.В те времена единицы летали маршруты в Крыму, в основном, в динамике болтались. И уже через год я купил себе D-ку, это был Airwave Magic4 (модель 2006 года, сертификация DHV 2-3 – прим. редактора).
И тогда же ты начал участвовать в соревнованиях?
Первые соревнования – это был Кубок Коктебеля, он был совмещен с Чемпионатом Украины. Вроде бы, 2006год. На Кубке Коктебеля я висел по 6 часов в воздухе, все боялся улететь. Думал: «Ну вот следующий поток, ну вот следующий поток». И это на Клемухе, когда надо сноситься с «соплями» (очень слабые восходящие потоки– прим. редактора). В конце концов, в последний или предпоследний день я решился и снесся за гору. Для меня это было прямо событие. Хорошо помню, как переживал. Так же и сейчас иногда вижу у ребят начинающих: «А вот я L0 пролетел, 5 километров, будут очки, не будут». Тоже у меня были такие прямо страсти, все думал, сколько очков я наберу. Сейчас наоборот – считаю сколько недобрал до максимума, если недобрал.
«И на вторых соревнованиях в своей жизни, это был Кубок Украины в Краматорске, я занимаю второе место. Ну и потом пошли соревнования»
И на вторых соревнованиях в своей жизни, это был Кубок Украины в Краматорске, я занимаю второе место. Ну и потом пошли соревнования. Но настоящий прорыв произошел, когда я съездил на предкубок Мира в Индию, это был уже 2007 или 2008 год. Я увидел Гималаи, увидел настоящие полеты, соревнования мирового уровня. Я тогда уже на D-ке летал, мог уже за кем-то угнаться. Вот и все, это меня тогда очень и очень подтолкнуло. И я начал понимать, что летать круто в разных местах, на разных соревнованиях, когда полеты хорошо организуют. Безопасность выше, и ты путешествуешь. Ну и все. Потом пошли-поехали выезды за границу.
Сколько соревнований в год у тебя получается?
В 2017 году меньше чем в предыдущих, сейчас больше в работу ударился. В среднем, у меня 4-5 соревнований в год. Как правило, 2-3 серьезных выезда за границу, иногда 4.
Фрифлай ты летаешь?
Сейчас практически не летаю. К примеру, на сегодняшний день: я приехал с Суперфинала в феврале, потом поехал на Чемпионат Мира. Чемпионат Мира был у нас в конце июня – начале июля. Вот за 4 месяца я два раза полетал с друзьями на тандеме. Времени нет, много других интересов и, как я понимаю, фрифлай не так прет, как раньше.
Как ты начал выступать на Кубке Мира?
Там интересная история была. Я в Македонии стал чемпионом Украины, год тоже уже не помню. И у меня был кризис после этого. Выхожу на подиум – у меня пусто внутри. Причем,в соревновательной борьбе рвал на себе все,в итоге победил, и вот вышел на подиум, и мне ни о чем – пустота. Ну да, круто, поздравляют. А мне как-то непонятно совершенно, что дальше и, главное, зачем? Как вернулся домой,у меня прямо депрессия была. Или от перенапряжения, что настолько там много эмоций было. Может быть, какой-то кризис ценностей. После пришло понимание – эй, чувак, есть Кубок Мира, да и летать еще учиться и учиться. И все, я поехал на Кубок Мира. Первый Кубок у меня был в Бразилии, Баши-Гуанду, божественное место. Там мы уже подружились, с российской сборной. Были Юра Мишанин, Марина Олексина, Пискаревы, Гусев Дима, еще ребята. И с тех пор мы начали жить и летать уже одной семьей. Тогда еще я за Украину выступал, но мы все вместе всегда жили, проводили время. И Кубок стал для меня следующим этапом развития. И он очень сильно развивает и учит летать.
А сейчас, что дальше?
Понятное дело, стремлюсь к лидированию на Кубке Мира или ФАИ-1. И это очень сложно, и от этого не менее кайфово. Там сильнейшие спортсмены мира, некоторых пилотов считаю гениями парапланеризма, победить на Кубке Мира – это очень круто. Вот интересно, какие места у нас кто занимал на чемпионатах и кубках. Сейчас ехал на Чемпионат Мира, у меня была цель попасть в десятку. Я трезво понимаю, что попасть на подиум – навряд ли. Важно трезво оценивать ситуацию, не строить себе каких-то иллюзий, потом тяжело падать с этих иллюзий. Тут я примерно приблизился и результатом могу быть доволен.
Когда я участвую в соревнованиях, я понимаю, за что я борюсь. Вот я сюда приехал, у меня здесь цель – стать Чемпионом России. Второе место, конечно, клево, но вот здесь Чемпионом России. Если бы я занял второе, третье место на Чемпионате Европы, Франции или Италии, то я был бы более, чем доволен. Хочу подчеркнуть, что важнее ориентация не на цель – победа или место в соревновании, а на качество полета и твоего личного соревновательного развития, это основа.
Твой совет, как развиваться пилоту – самостоятельно или с инструкторами.
Я не знаю, как лучше. Я могу сказать, как было у меня. Для начала неплохо просто налетывать много времени. Первый год-два я летал очень много – по 300 часов в год точно, постоянно на полетах, маршруты. А потом, через какое-то время, два-три года, самостоятельные полеты уже не развивают почти, упираешься. Ехать на курсы, выезды в другие страны, или развиваться в соревновательном направлении, это совершенно другое. Да, там важно, насколько хорошо ты умеешь обрабатывать потоки, выбирать линию маршрута, но, когда ты летаешь сам, ты, к сожалению, не видишь других альтернатив, то есть ты не знаешь, лучшим путем ты прошел или худшим. Ты можешь считать, что он худший, а на самом деле он оказался самым удачным.
Соревнования позволяют нам увидеть, как можно сделать, увидеть свои ошибки, свои достижения, удачные решения и, в тот же самый момент, увидеть, как летают другие. Это первое. И второе: соревнования это групповое, то есть парапланеризм – это групповой вид спорта. И большинство полетов, 90%, – это полет в группе. И очень важно понимать, с кем ты летишь, какая будет динамика, какая тактика, у кого из пилотов какие сильные и слабые стороны. На Кубке Мира знаешь большинство пилотов, лидеров.И я уже примерно представляю, у кого какие сильные стороны, кого и как можно использовать и с кем и когда приоритетнее лететь. Хорошая компания – залог успеха. Я всегда советую начинать соревноваться, как по мне, это самый эффективный путь развития. Хотя, наверное, подойдет не каждому.
«Соревнования позволяют нам увидеть свои ошибки, свои достижения, удачные решения и, в тот же самый момент, увидеть, как летают другие»
Ты много ездил, какие летные места у тебя самые любимые?
Много классных мест, Крым – это самое родное. Я очень люблю Македонию, я там много раз был, там шикарные полеты. В этом году, говорят, в Крушево не очень удачные соревнования. Обычно там всегда хорошая погода, и очень интересно.
Мне очень нравится Бразилия. Зимой нужно ехать летать в Южную Америку! У меня меньше работы, больше времени свободного, еду как правило недели на три. И там очень комфортные и интересные условия. Достаточно безопасные. Шикарные полеты в штиль. Классно! Для меня Бразилия – любимое место. Я был в Валадаросе и Байшу-Гуанду. Два раза там, два раза – там. Опять же, когда туда едешь, ты можешь в Рио отдохнуть, слетать на Христа (статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро – прим. редактора). У парапланеристов есть такая тема – летал ты над Христом или нет. Там нечасто бывает погода, но,если получится полетать, – выписывай себе прямо такой вот… орден «Летал над Христом» (смеется). Очень красиво, незабываемые ощущения, думаю, одни из самых ярких, очень советую.
И сейчас я в диком восторге от Италии. Шикарные полеты, очень красиво. Альпы. Раньше мне казалось, что там горы, страшно, но, как оказалось, достаточно комфортно.Шикарный был Чемпионат Мира (Фильтре 2017). Очень классные и интересные полеты, но сложные. Жемона чуть дальше, это все один хребет, вторая гряда. В Бассано мы летали, это первый хребет, тоже интересно. Италия мне понравилась, природа, культура, пища. Итальянцы сами по себе – огонь. В общем, вдохновлен, хочу еще.
«Человек должен гармонично развиваться, и я не хочу зависеть только от парапланов в своей жизни»
А у тебя когда-нибудь возникала мысль все бросить и заняться только парапланами?
Нет, ни в коем случае. Я прекрасно понимаю, что человек должен гармонично развиваться, и я не хочу зависеть только от парапланов в своей жизни. У меня это хорошо получается, но, когда я сижу 2 недели на соревнованиях, мне уже хочется на работу, мне не хватает движения своего по бизнесу. Еще есть масса увлечений. Увлечения, которыми я занимаюсь, которые наполняют меня энергией, смыслом жизни. В любом направлении бывают кризисы, например, не прет в парапланах. Слава богу, а могу наслаждаться работой, общением с близкими, или посвятить время танго, я танго танцую. Занятие парапланами в чем-то помогало и в работе. Я иду на переговоры, в которых я, например, не совсем авторитет. Я прихожу и понимаю, да, чувак, хорошо, ты здесь не авторитет, но у тебя же есть опыт мирового уровня серьезного. Вот об этом подумал, совершенно настрой поменялся. Значительно спокойней, культурней, сконцентированней общаешься, ведешь бизнес-переговоры, отношение партнеров меняется.
То есть ты считаешь, что надо другие сферы жизни тоже развивать?
Да. Я считаю, что нельзя ни в коем случае попадать в зависимость от одной вещи. Если у тебя достижение или хорошая прокаченность в чем-то, надо ей пользоваться, чтобы одновременно развивать другие. Нам очень удобно, если что-то хорошо получается, мы только в это и падаем с головой. Человек, например, занимается спортом, вот у него поперло, у него результаты, у него какое-то признание. Нет у него семьи, работы, денег,здоровья. Получается, что он зависит уже только от этой темы. И он рабом становится, у него нет свободы: соревноваться – ехать или не ехать, заниматься не заниматься. Он уже летает, не потому что ему кайфово или потому, что ему хочется, а потому что он должен, у него нет других вариантов. И вот это очень печальная ситуация. И так во всем, то же самое в работе, в семье.
Вот, к примеру, ребята поженились, родили и, вроде все хорошо, только в итоге как в болоте живут, ипотека, все по накатанной, себя не прокачивают, деградируют. Так не должно быть. Человек должен быть в постоянной гонке, гонке с самим собой. Еще раз повторюсь, когда у нас где-то что-то прет, это помогает, но нам проще забить на другие вещи и пользоваться только тем, что у нас хорошо. Если у тебя здесь прет, подумай, каким образом это использовать, чтобы усилить свои опоры или открыть для себя новые.
А ты для чего летаешь?
Для удовольствия, развития. Но опять же, – я соревнуюсь, мне нравятся гонки. Мне нравится вот эта игра, игра с сильнейшими людьми и игра с собой. Если честно, я почти всегда собой недоволен. Пилоты, Кубковые, или,чего далеко ходить, здесь на чемпионате России – шикарные ребята, друзья, ты просто с ними общаешься, чувствуешь их силу жизненную. И очень комфортно быть в этой атмосфере, с этими людьми общаться, соревноваться, летать, просто пить вино, шутить, спорить. Это очень, очень классно! Парапланеризм – очень расширил мой круг общения. Здесь очень, разносторонние люди, в жизни мудрее и по бизнесу успешнее, многому учусь. Это тоже очень важная составляющая – это наша парапланерная семья.
Август 2017 г., гора Юца, Чемпионат России
Интервью взяла и отредактировала – Евгения Белова