KOC-2018. Разбор таска №2. Или практическое закрепление лекции по термикам и зонам подъема.

Хотел бы сделать небольшой разбор таска 2 соревнований KOC-2018.  Разбор будет так же полезен просто Фрии-Флай пилотам летающим из Кончинки в сторону Ясногорска.

Итак, 3 основных момента характеризующих это направление.

  1. Отсутствие дорог первые 10 км пути.
  2. Более выраженный рельеф местности, чем в других направлениях.
  3. Четкое чередование возделываемых полей большой площади и зеленых лугов.

Рассмотрим все 3 пункта как для соревновательных полетов, так и для фрифлай.

1-й пункт имеет сильное психологическое значение.  Пилотам часто сложно психологически лететь по полям где нет дорог, выходить 5-6 км по лугам – это занятие на 2-3 часа, так как скорость передвижения может быть весьма низкой. 1-я асфальтовая дорога (Иваньково-Спицынский) проходит аккурат в 10 км на запад от Кончинки. При низкой базе, глайда может не хватить чтобы гарантированно долетать до нее, тем более что полет проходит над зелеными влажными лугами, пересеченными оврагами, со знаменитой деревней Хреново посередине (над которой – да, всегда хреново!).

Поэтому очень важно иметь максимум возможной высоты за полем (в районе д. Павловское, или за карьером. Старайтесь не улетать с “недолетом”, если не хотите сесть в районе Хреново!

2-й Пункт требует или изучения рельефа перед полетом, или просто большей внимательности в построении линий перехода в полете.

Хоть мы и летаем по равнине, однако обязательно нужно учитывать даже небольшие изменения релефа!

3-х Пункт подсказывает нам места где можно найти не просто поток, но более сильный поток, что позволит намприменить более быстрый, “гоночный” стиль полета.

Теперь давайте поподробнее.

Итак вы набрали после отцепки, скорее всего ветром Вас снесло как раз за Павловское или даже чуть южнее – за карьер. Это неудивительно потому как оба этих ориентира являются отличными триггерами для потоков.

Первый переход лучше делать почти строго на запад, Даже если ветер имеет северную составляющую.

Дело в том, что западнее Павловского проходит русло ручья в направлении З-В, и поля севернее русла наклонены к солнцу и заметно лучше греются. С них срываются большие объемы воздуха и создают линию подъема, которая при В-С-В ветре проходит аккурат над оврагом или чуть южнее (в зависимости от силы северной составляющей ветра). Поэтому даже набрав над карьером, и тем более в районе Павловского, – лучше взять немного дугой и пройтись над этим оврагом (на высоте). Там вероятность встретить подъем наиболее большая.

Особенно это хорошо видно если посмотреть Google карты рельефа.

Тут отчетливо будут видны поля наклоненные на солнце.

В полете такие поля опознать так же просто, во первых по оврагу, такое поле должно быть – севернее оврага. Овраг в полете отчетливо видно по растительности (деревья или кусты).

Важно отметить что овраги и русла ручьев с направлением С – Ю несколько хуже разграничивают нам поля, чем с направлением З-В.

Так как при С-Ю направлении сложнее выбрать правильное поле, тут больше зависит и от времени суток, утром лучше “левые (З) поля, имеющие наклон на восток”, а во второй половине больше начинают работать правые (В) поля больше наклоненные на запад.

Но на картину термикообразования таких полей существенно влияет восточный ветер. Тогда как поля у оврага ориентацией З-В хорошо читаются, если ветер чуть северит, то зона поддержки будет по линии оврага чуть южнее (зависит от базы и от силы северной составляющей), если ветер южит – то линия поддержки будет за триггерами севернее середины поля. Об этом я слегка касался на лекции по термикам.

Кроме собственно ориентации оврагов/русел важна еще их влажность, ниже мы видим, что русла ручьев юго-западнее Хреново – сильно увлажнены, это видно по густой ярко-зеленой растительности (деревья и кустарники) и следовательно ближлежащие поля – плохие генераторы термиков. Это и объясняет, почему так часто народ садится после Хреново не долетая несколько км до дорого на Спицынский.

Поэтому наиболее эффективно выбирать линию от Павловского в сторону Первомайского. Вот например на участке от Павловского до Горок (4.5 км) я не только не потерял высоту, но и набрал 100 с 1220ASL до 1340ASL м просто двигаясь по прямой, иногда делая -1-2 оборота в наибольшей зоне подъема.

Двигавшиеся южнее по прямой Быстрицкий, Погольша, Влад сделали классический переход с последующим набором высоты в термике.

Однако набор в термике – это замедление, по сравнению с полетом по прямой без снижения (даже с небольшим набором). Поэтому в этой зоне (зона1), взяв ближе к линии оврага я сумел отыграть несколько минут упущенного времени. О Зоне 2 поговорим позднее.

 

 

Далее, пролетев С-Ю овраг за Горками/Хреново, вы сможете найти поток на полях поднимающихся в сторону асфальтовой дороги. Там несколько групп полей и опять же выбрать лучшее вам помогут ориентации мелких овражков. Скорее всего что-то путное вы выкрутите уже в районе д. Михайловское или Копенкино (там еще дачи в в виде круглой “паутины” между ними) как раз с полей ориентированных на ЮВ. Сразу за дорогой дальше есть группа постоянно возделываемых полей, которая всегда отлично работает. Над ней стоят самые сильные в ближайшей округе потоки и термики часто пробивают инверсию, а облака – самые сильные.

Однако расслабляться не стоит, так как непосредственно на подлете, в районе асфальтовой дороги, перед этими полями зона мощных нисходняков. Плюс по полям на малой высоте часто ходят смерчи, так что запас высоты желательно не менее 500м AGL, для того чтобы надежно найти и отцентровать поток и не встречаться со смерчами.

Акцентирую внимание, не менее важно, чем выбирать правильную линию маршрута – надо уметь выживать с низких высот. В этом полете я дважды выживал с высоты ниже 100 метров над полем, а точнее с 85 и 77 метров (287 и 279 метров абсолютки при поле в 202). Оба раза еще в стартовом цилиндре. При этом очень важно не только филигранное управление крылом, но и четкое понимание откуда поток сформировался и где он достигнет силы/размера чтобы его нормально обработать. Если в горах это просто, достаточно использовать правило “Упал-отжался“, то на равнине это намного сложнее! На самом маршруте лучше не допускать снижения до малых высот, это не только риск посадки, но и потерянное время.

Причем там за дорогой сразу 2 поля, каждое из которых работает.

На скриншоте ниже 2 моих трека (синий – Task2, красный Таск 1) оба раза, это фактически лучший поток за весь маршрут.

Видим, что на красном треке при заметной южной составляющей ветра, лучше искать поток на явном триггере с южного поля, начиная от триггера и протягивая против ветра к середине поля.

Синий трек с таска 2, ветер был фактически восточный, южная составляющая проявлялась только на высоте (помним что ветер на высоте вправо доворачивает) и я выбрал северное поле, побольше с 2-мя триггерами на конце поля (дачи и потом водоем).

После этого набора была ключевая зона маршрута (Зона 2). Линия оптимизации вела фактически строго на юг, в сторону д. Мокрый Корь. Многие пилоты полетели просто “по стрелочке” и сели аккурат у дороги за Мокрой Корью (Быстрицкий, Сотсков, Калякин, Борисов).

Однако если посмотреть на Google? то видно что название деревни не зря имеет в себе слово “Мокрый” 🙂

Зона тут очень атермичная и влажная. Почему, – Это хорошо видно по ручью который течет западнее Мокрого Коря. Ручей образует пару небольших водохранилищ. Наклон русла ручья легко просчитать по форме водохранилища.

Та сторона которая шире – находится ниже! В торце она перегорожена плотиной. Значит уклон идет от более “тонкой” к более “широкой” части водохранилища.

Значит мы легко в воздухе можем посчитать уклоны. От центра поля к руслу ручья/оврагу, и от более узкой части водохранилища к более широкой. Давайте посмотрим на скриншоте снизу.

 

Точка 1 находится в торце водохранилища, и следовательно она ниже чем точка 2, которая в свою очередь ниже чем точка 3, которая в свою очередь ниже чем точка 4. Значит 4 тут главенствующая высота и поля наклонены от нее! Такие умозаключения не сложно выполнить в полете и получить понимание ориентации поля на солнце и ветер.

Получаем что глобальный наклон полей “на север”, с закосом левой части “на восток”.

Проверим высоты по Google:

  • точка 1 – 153м,
  • точка 2 – 163м,
  • точка 3 – 173м
  • точка 4 – 224м!

Получается на участке 3 км между точкой 1 и 4 разница высот в 81м, а на участке 1.4 км между точкой 3 и 4 – 51м! Вот такой вот рельеф.

Где при таком рельефе, расположении солнца почти на юге (13-35 времени) и восточном ветре со слабой южной составляющей будут лучшие потоки? – Правильно потоки будут формироваться на обоих полях слева и справа оврага, но потоки с правого поля (которое восточнее) будут отрываться пузырями, так как поле наклонено ОТ ветра, и теплый воздух не сможет накапливаться в большие массы, а зато от левого поля, которое наклонено НА ветер, слой теплого воздуха будет отрываться с верхней части поля, и подсасывать в себя слабые пузыри с правого. Поэтому лучшая линия будет над наивысшей частью левого поля (еще и с учетом сноса потока на высоте) а следовательно на пару км левее оврага!

На слайде снизу 4 траектории (синяя – MyMySer,   красная – Погольша, зеленая – Быстрицкий, желтая – Алентьев) красными точками показаны основные очаги формирования термиков.

Видно что Быстрицкий пойдя близко к Мокрой Кори практически не оставил себе шансов, ибо потоки могли нормально формироваться уже в районе за дорогой, где уклон поля на юг. И найти термик на сверхмалой высоте ему было сложно.

Похожие ошибки сделали и другие пилоты. Кстати не забываем, что асфальтовые дороги проходят по наиболее высокой части поля, их прокладывали где суше!

Здесь мой трек зеленый, самый левый, по наиболее оптимальной линии прямо на триггер – деревню.

Следующий участок тоже показателен. Надо было взять точку на севере, с заметным боковым ветром (ВЮВ), и потом следующую точку взять южнее. При этом часть маршрута проходила по обширным распаханным полям с великолепным генератором посередине – животноводческим комплексом.

Давайте разберем этот участок. С одной стороны от деревни Теляково где все взяли предыдущую точку и обработали поток, было соблазнительно лететь прямо по ветру на животноводческий комплекс (ЖК) (на Google он белыми крышами в центре обозначен).

Это явный триггер посреди распаханных полей, поток можно по запаху найти. Однако это переход в 6 км, который при базе в 1200м от рельефа съест половину высоты! А учитывая снос в потоке который мы обработаем, дальше идти к границе цилиндра придется уже под 90 градусов с чисто боковым ветром, а потом на юг к следующему цилиндру опять с боковым ветром идти.

В то время как если сразу забрать севернее, не долетая ЖК были отличные паханные поля. причем эти поля еще и были самой высокой точкой. Логично было набрать максимум высоты над ними, и с попутно-боковым ветром сходить взять точку. Тем более что дальше к точке очередной ручей и значит понижение. А за ручьем луга уже ориентированы на юг, и значит на границе цилиндра уже что-то будет работать!

На скриншоте снизу (синяя – MyMySer, красная – Погольша, зеленая – Быстрицкий, желтая – Алентьев).

По углу наклона траектории видно что поток над сухими распаханными полями – очень хороший, угол – более вертикальный чем у парней над ЖК.

 

Видно что Сева выбрал потом еще более оптимальную траекторию.

Из траекторий видно что группа Погольша-Алентьев, сдувшись к ЖК вначале потом сильно усложнили себе жизнь постоянной борьбой с боковым ветром. Даже взяв северный цилиндр им приходилось бороться чтобы долететь до южной точки ESS.

Вот мой трек конца маршрута (красный) и Влада Алентьева (Черный) .

 

 

Видно что мой путь короче и оптимальнее c точки зрения взятия ESS.

Для Дениса Погольши это вообще стало фатальным, понимая что с потоком его сносит от границы ESS он слишком рано бросил поток, пошел против ветра к ESS и ему не хватило высоты прилететь на финиш

Я же наоборот, взяв ESS еще и докрутил, что позволило мне надежно и спокойно долететь до финиша.

Итоговая разница – я вылетел по маршруту на почти 15 минут позднее, на финише ESS оказался на 11 минут быстрее Влада, да еще с большим запасом высоты, хотя летел все время один а не группой.

Итоговая разница во времени скоростного участка – почти полчаса.

И это при учете что я летел на Alpina3, причем это был первый полет на этом крыле, то есть я в него не влетан и оно заметно медленнее чем Zeno Влада и Дениса.

 

Вывод из этого разбора:

  1. Внимательно выбирайте зоны питания потока и триггера.
  2. Старайтесь “прочитать” рельеф и угор наклона полей впереди куда вы летите.
  3. Выбирайте “зоны подъема” для переходов. Даже если непрерывно поднимать вас там не будет, то снижение будет меньше и шансы встретить термики там – наибольшие.
  4. В тактике полета по соревновательному таску – всегда помните о сносе ветром, в том числе и в слабых потоках. выбирайте не только наиболее очевидные триггеры, но и более подходящие с учетом последующего взятия точки.
  5. Полеты на соревнованиях очень полезны, так как позволяют потом проанализировать все ошибки, сравнив с полетом других пилотов по ТОЧНО ТАКОМУ ЖЕ МАРШРУТУ. Даже если не удается лететь одним гаглом. Принимайте участие в соревнованиях, например в KOC!
  6. Изучайте теорию формирования потоков и линий переходов. Ходите ко мне на лекции :))

Ссылки:

Реплей Таска 2.

Результаты Таска 2.

Треки доступны на странице соревнований.

 

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

4 thoughts on “KOC-2018. Разбор таска №2. Или практическое закрепление лекции по термикам и зонам подъема.

  1. Alexandr Kalyakin:

    Отличный разбор, спасибо!
    Кстати, Олеся Соколова неплохо набрала над Мокрым Корем. Но на 150 метров ниже мне уже достался только хвост потока.

    1. Обрати внимание, что она была там в районе 14-30 , то есть через 2 часа после истинного полдня и через час после меня, логично что поле с большим направлением на запад уже имеет преимущество в прогреве, да и ветер по прогнозу стихал к вечеру. Поток она взяла с вершины правого поля, еще правее чуть севернее чем мокрый Корь еще один овраг. Ты пришел ниже и главное – левее ее, пройдя в соплях от потоков которые правее были (если смотреть по карте с севером сверху). Ну и не стоит забывать о фазовости. Случай и фазы тоже важны.

  2. Strelkov:

    Разбор отличный! Читал, много думал.
    Сам я летаю на дельтаплане и у нас считается, что отклонение от линии маршрута более, чем на 30 градусов неприемлимо. Отклоняться от маршрута можно только в случае облета гроз, явной атермичности местности, в разы лучшей термичности в стороне от маршрута. В остальных случаях полет не по прямой считается неоправданным. Ваш разбор для нас актуален при рассмотрении полета по низкой базе, или в момент работы в нижней трети базы, т.к. при хорошей базе (1500 м и выше) кратчайшая дорога – прямая.

    Категорически согласен с пунктом №4. Это очень важно на соревнованиях. У нас большинство летает глядя на стрелку ЖПС и не учитывая снос ветром. В итоге выходят на точку против ветра. Пытаюсь искоренить у себя такую привычку, но для этого нужно хорошо знать местность полетов, чтобы удерживать правильный ориентир.

    1. Ну более чем на 30 градусов и мы не так часто летаем, только под явный поток. Но в целом “по прямой” полет только там где потоков много и гарантированно 2-3 ты на глайде встретишь.В противном случае “обходные маневры” приносят лучше результаты.

Добавить комментарий