Ozone Alpina3. Или Delta3 в облегченном платье.

Почти год назад мне удалось полетать на Ozone Delta3, потом так же полетал на Дельте 3 в Бире и крыло оставило очень яркие впечатления. И вот сегодня наконец исполнилась давняя мечта опробовать ее родную сестру – облегченную Ozone Alpina3.

Alpina 3 в небе Кончинки

Вообще я давно мечтаю завести комплект для полетов в горах, биваков и т.д. На эту роль идеально подходят “не длинные С-ки”, и такие крылья как Alpina 3 и ее конкурентка Sigma10 вызывали у меня жгучий интерес. Почему Альпина, а не Дельта, да просто потому что старт в горных условиях, а особенно на неподготовленных стартовых площадках – очень ответственная часть полета и почти половина всех ЛП в серьезных стартовых условиях происходит именно на старте, а легкое крыло заметно упрощает старт и расширяет возможности улететь с 1-й попытки не только в штиль, но и даже с попутным ветром! Ну и к тому же такое крыло занимает в рюкзаке меньше места и лазить с ним в гору приятнее :).

И вот наконец – свершилось, вечером в пятницу мне пишет Андрей Алепов aka Бобр, что привезет в субботу в Кончинку совершенно новую Alpina3 ML (85-105) для тестов, и я тут же бронирую себе её “на попробовать”. На ней еще никто не летал, так как Андрей был занят на поле и мне выпала возможность “лишить девственности” это прекрасное белое крыло, чем я конечно с радостью воспользовался. Тем более интересно, что такая проба пройдет в условиях боевого таска соревнований Konchinka Open Cup 2018. Что еще более интересно, так как можно сравнить крыло со старшими товарищами, летевшими по тому же маршруту на LM6, Zeno, Z-Alps, Enzo 3, IP7pro, Sigma 10, Delta 3 и других современных крыльях С, D и ССС классов.

Приехав на поле – получаю заветный мешок, в котором в концертине лежит Альпина.

Времени долго изучать конструкцию не было, но сразу бросилось в глаза, что мешок был заметно меньше и легче чем с Delta 3. Отметил так же, что на свободных концах вместо мольенов как на Дельте – у Альпины стоят софтлинки. Внутри крыла конструктив как у Delta3, лески – такие же длинные и все то же впечатление “бейби Мантры M6”. Разве что ленты усиления на нижней поверхности заметно потолще ну и конечно небольшое удлинение (6.0).

Свободные концы

Там где пальцы – заканчиваются лески.

Вообще, строго говоря, Alpina 3 и является облегченной версией Delta 3, но облегчение тут не радикальное, конструкторы Ozone решили не делать все крыло из ультралегкой ткани, и остановились на комбинированной поверхности. Лоб и передняя половина крыла – Dokdo20 (35гр/м2, а “хвост” из Skytex S700 E71 26г/м2) их-за развитой и сложной внутренней конструкции крыло полегчало на заметных 22% (4.5 кг вместо 5.5 кг в размере ML) и хотя не достигает величин веса ульралайтов (например Skymen Crossalps сделанный целиком из Dokdo D10 (25 грам/м2 весит 4 кг в том же размере, а AD Hero весит всего 3.4 кг полностью из 27 граммового скайтекса), зато сохраняет хорошую ресурсность, что не может не радовать, ведь летать на таком крыле хочется далеко и много. Главный конкурент Delta3 и Alpina3 – Sigma 10 весит аккурат по середине между ними – 5.2кг в размере до 114кг и 4.9 кг в размере до 100 кг.

Надо отметить что ткань D20 имеет не только лучший ресурс по продуваемости, но и заметно большую механическую порочность и лучшие характеристики на тяжение материала, а значит крыло и своей наиболее нагруженной передней части будет лучше сохранять геометрию в процессе эксплуатации. При этом “летный ресурс” при аккуратной эксплуатации на земле – не страдает из-за облегчения нижней поверхности крыла и “хвоста” верхней поверхности. А устойчивость к повреждениям самой критической части – лба и первой половине верхней поверхности крыла (это то что ползает по земле на старте), в отличие от ультралегких крыльев – остается на высоте.

Сравнение ткани. D20 35 г/м2 и Skytex E71 26г/м2. Видно что шаг клетки ниток рип-стопа намного больше у легкого артикула.

Тех. характеристики Alpina3

Разница в весе и материалов между Дельтой и Альпиной

 

По EN  тестам Alpina получила всего 2 отметки “С” (за Ассиметрии и отклонение назад при свале) и всего 4 оценки “В”, а остальные “А”.

Это хоть и косвенно, но тоже указывает на более спокойный характер чем у той же Sigma 10 у которой 3 оценки “С” и целых 7 оценок “B”.

Стикер Sigma 10

Хотя я лично, отношусь к буквам на тесте весьма скептически и считаю, что отзывы пилотов больше раскрывают характер крыла. Так как самому мне на Sigma 10 еще не удавалось полетать (надеюсь все-таки получится в скором времени), то оставлю сравнение в поведении тем, кто это уже сделал, ну или хотя бы тому же Бобру, который проводит СИВ-2 и может наблюдать реакцию крыльев в условиях “максимально приближенным к боевым”.  Со стороны, летая довольно много и с Дельтой3 и с Сигмой10 рядом мне показалось, что летят они одинаково, а проходя зоны турбуленции Delta была более стабильна, хотя конечно, от пилотов тоже многое зависит, поэтому далее я буду сравнивать поведение Альпины 3 с Дельта 3, M6 и Zeno на которых летал сам.

Итак о полете на Альпине3.

Как я уже писал, на тестовый полет мне досталась абсолютно новая Альпина 3 ML (85-105) то есть такого же размера как и Delta3 почти год назад.

Данные крыла.

 

Моя загрузка в полете была 103 кг. Подвеска, та же что и на других крыльях,на которых я летаю – Ozone Ozium.

В небе Кончинки.

Условия полетов – “весенняя термичка”, голубые термики с выраженными ядрами. Термическая турбулентность умеренно и умеренно-сильная. Усиление турбулентности в слое инверсии. С паханых полей периодически сходят смерчи. Костя Торк где-то крутил +6, хотя я такого не находил 🙂

Старт и затяжка.

Старт крыла просто отличный, как и положено облегченному крылу.  Не надо дергать его весом, достаточно просто слегка нагрузить ряды корпусом и немного помочь рукой. Впрочем можно поднимать и только корпусом и только руками – по желанию. К ветру легко ставить его боком, раком, раскоряком – как удобно, крыло легко касается ухом земли и выходит обратно над головой без намеков к падению или заваливанию назад. Очень высокая отзывчивость к управлению на земле и точная передача информации о положении крыла на ряды и клеванты. Можно долго стоять с поднятым крылом не смотря на него и управляя только по информации с рядов. Это очень полезно в условиях сложного горного старта в штили, когда нет времени смотреть вверх на крыло и надо на бегу понимать куда крен и быстро его исправить. С таким крылом вы точно не будите “позорится на старте” устраивая по несколько рестартов на потеху остроязычной толпе. А легко подняв крыло над головой, успеете улыбнутся на камеру зрителям и фотографам, восхищенно снимающих старт, и легкой походкой “от бедра” отправите себя в объятья небесного океана.

Старт на лебедке так же прост, хотя в момент старта у меня ветер повернул под 90 градусов к линии троса, это не помешало спокойно поднять крыло боком за ухо и улететь. Сразу хочу отметить как крыло ведет себя на затяжке. Оно великолепно держит курс и не требует подруливаний (в отличие от своих более “длинных родственников”). При необходимости легко отзывается на вес и на клеванты. держать курс легко и спокойно. крыло не уходит далеко назад за голову и его все время видно в поле зрения.

Управление и информативность.

Так получилось что первый же полет не было времени долго примерятся к управлению, он был соревновательным таском и нужно было пролететь его как можно лучше. Поэтому после отцепки сразу на акселе прохожу против ветра в сторону волшебного леса, где должны приходить пузыри от контейнерной площадки, однако попадаю не в фазу и возвращаюсь к алее компетиторов, где всего на 87-90 метрах нахожу пузырик. Информативность крыла позволяет четко понять с какой стороны находится пузырь и где скороподъемность выше. Крыло не выталкивает из термика, но явно сигнализирует с какой стороны ядро и дает время взять управление и закрутить в него. Нет лишней дерганности или хождения над головой, нет шелеста консолей или “махания ушками”, крыло монолитно держится над пилотом и только спокойными движениями демонстрирует картину воздуха.

Характер передачи этой информации сложно описать словами, это не кратковременные тычки и пинки как на некоторых крыльях, и не беспорядочные изгибы крыла с разгрузками, это достаточно быстрые, но плавные нарастания и спадения усилий на стропах ряда и клевант. Как будто кто то уверенной рукой верт тебя и тянет в сторону термика, а потом так же спокойно отпускает. У Zeno похожий язык, за исключением того что Zeno может зацепить поток и висеть в ядре чисто на “ушке”  – за счет удлинения, а Alpina3 влезает туда половиной консоли. Управление прогрессивное, эффективно уже с первых 2-3 см хода клеванты, нагрузка на клеванте – умеренно высокая (больше чем на M6), прогрессирующая по мере увеличения хода, в предсрывном режиме нагрузка становится очень высокой, случайно до этого режима – не дойти. Вообще управление более эффективно чем на M6.

Следующие несколько минут сразу вынудили по полной использовать информативность и маневренность Альпины! Пузыри сносило на линию затяжки, но работать под тросами категорически запрещено, поэтому приходилось пол спирали делать в потоке 50 метрах от тросов, а вторую половину проскакивать в минусах с краю. При этом стараясь разогнать его в зоне минусов и потом притормаживать крыло в зоне подъема, используя вполне приличную “энергоёмкость” крыла для возврата высоты. И все это на 90 метрах на глазах у публики стоящей на старте :). В такой ситуации, когда нельзя полностью нормально закрутить поток (мешают тросы затяжки) только и оставалось восхищаться четкостью реакции крыла на управление, и точным указание крыла – где находится ядро, ведь единственная ошибка может сразу опустить на землю при такой высоте.

Тут я сделаю маленькое отступление, крайние несколько лет я летаю на аппаратах EN-D от Ozone (M6 и Zeno) и очень хорошо чувствуется преемственность в “языке” крыла и его реакциях на управление. Мое мнение – что это огромный плюс, так как позволяет легко переходить между крыльями разного класса, не тратя потом много времени на подстройку к другой информативности и отзывчивости. Это так же позволит пилотам относительно легко пересаживаться на класс выше, например с Delta/Alpina на Mantra, с Mantra на Zeno и т.д. При этом у крыльев нового поколения управляемость и информативность крыла возросли (у Delta/Alpina 3 они лучше чем у Delta/Alpina 2, и даже чем у M6).

Дотерпев в таком режиме до старта я наконец смог нормально закрутить спираль не опасаясь помешать затяжкам и сразу выкрутил под слой инверсии. В управлении у Alpina все так же как в Дельте 3, крыло очень хорошо реагирует на первые же сантиметры дачи клеванты, а если вы еще хорошо перекладываетесь весом, то управлять можно в режиме 3-5 см расхода клевант. В этом аспекте Альпина заметно выигрывает у той же M6, где расходы клеванты все-таки были побольше. В Спирали альпина очень стабильна, ее не “выкидывает” из потока, она нарезается как по резьбе по стволу термика и требует минимального внимания к подруливанию в термике. Такое поведение в термике позволяет очень точно проводить протяжки в нужную сторону потока и освобождает внимание с концентрации на обработке потока на созерцание красот или продумывании дальнейшего перехода и тактики (если вы летите на соревнованиях). Иногда в потоке даже скучно бывает, по сравнению с M6 или Zeno где нужно периодически подмахивать клевантой для коррекции положения.

Вообще полет проходил как практическая иллюстрация к лекции о термиках, которую я проводил накануне 🙂 И каждый уход с низкой высоты (а в тот полет я еще раз уходил с высоты ниже 80 м (от оврага)) или линия под задерживающим слоем (инверсией) были четко по проведенной лекции. Вот разбор именно этого полета как иллюстрацию того, что я говорил на лекции про термики и зоны подъема.

Два ухода вначале с 287м и 279м при поверхности 202-205 м ASL.

Скорость и глайд.

Итак высота набрана, теперь надо посмотреть как крыло ведет себя в турбуленции в задерживающем слое где разрушается поток. Так как в процессе набора я оказался уже за стартовым цилиндром, то решаю вернутся к полю чтобы со следующим циклом набрать максимум высоты в оптимальной позиции. Бросаю клеванты и лечу против ветра на половине акселя. Крыло периодически немного подрагивает, но оно имеет потрясающий запас сопротивления турбуленции. Выжимаю полный аксель – прибавка скорости очень заметная, по GPS прибавка скорости была в районе +15/+18 км/ч.  К сожалению вертушки у меня нет для точных замеров, но самое главное – это то что гайд на полном акселе ощутимо не падает. ты продолжаешь лететь вперед, а не вниз. Особенно актуальны переходы на 2/3  акселя. Крыло стабильно летит на 12-13 км/ч быстрее балансировочной скорости, с очень хорошим глайдом при этом имеет отличную информативность на С-ряду.

Управлять С рядом – очень удобно, конечно это не 2-х рядка, но даже в сравнении с M6, С-ряды Alpina3 – эффективнее и лучше позволяют контролировать крыло на акселлераторных режимах.

Где то тут должны быть термики по рванее. Проверим поведение в турбуле.

Выкрутив второй раз с низов полетел по таску в одиночку, догонять улетевший вперед гагл из 2-х Zeno (Влад Алентьев и Денис Погольша) и Быстрицкого Алексея на Enzo-3.  Парни летят группой, впереди на 2-х рядках, да и все поголовно в “хвостатых” Exoceat. Будет нелегко догнать из на Alpina3 в старом-добром Ozium ;).

Таск преимущественно по ветру с зигзагом в середине. На зигзаге придется вовсю давить аксель там наиболее критичны скорость и качество крыла на скорости.

Task#2 KOC-2018

Не буду описывать весь таск, это будет в отдельной статье, а реплей можно посмотреть на Airtribune, просто скажу что мне удалось не просто догнать эту летящую впереди группу, но и заметно ее перегнать. В итоге я оказался первым по дню с существенным отрывом по времени. При этом весь полет у меня ни разу не было ощущения недостатка скорости или качества.

Только придя на финиш я подумал что “Чёрт, ведь приборы настроены на поляру Zeno (точнее даже Enzo-2) но это не помешало мне точно рассчитывать переходы”.

Так что вот как-то так, как и год назад на таске на Delta3 – эти новые С-ки от Ozone позволяли на равных гоняться с более высокими классами крыльев. Конечно в параллельном полете С-ки все равно отстанут от 2-х рядок, это очевидно, но факт в том, что современные С-ки действительно позволяют “чувствовать себя человеком” и не так уж сильно отставать от крыльев на 1-2 класса выше. При этом комфорт и удовольствие на них – просто колоссальны!  Даже “всплываемость” в турбуленции у Alpina 3 уже четко просматривается, и на мой взгляд – несколько лучше чем у Delta 3. Наиболее полно их потенциал раскрывается конечно в горных условиях.

Безопасность.

Меня не складывало. 🙂 Хотя день был “бодрый”, (потом я еще сделал пару полетов в другой день в не менее бодрых условиях). Вообще про пассивную безопасность пусть пишут Теоретик и Бобр, они любят крыло поскладывать или посрывать. Я даже прилетев на Финиш с большим запасом высоты, не смог перебороть то самое компетиторское чувство финиша и сразу скрутился на него 🙂 Поэтому поскладывать или тем паче срывать крыло мне не хотелось.  Я оцениваю только свои субъективные ощущения.  Летать на крыле безусловно приятно и спокойно, Alpina3 это явно не то крыло которое складывается по любому поводу. Любителям Gin, Skywalk или UP на таком будет просто скучно 🙂 Так же это явно не то крыло, после полета на котором вы будите вечером рассказывать друзьям за кружкой пива как вас “поскладывало сегодня” или “какая красивая фронталка у меня была над скалами”,  или “а ты видел мой каскад?” – популярности и восхищенных девичьих взглядов – на вас явно поубавится.

Скорее всего вы присоединитесь к той группе “пенсионеров – склеротиков” которые с трудом будут вспоминать сколько лет назад у них крайний раз сложилось что-то больше ушка. Эти пенсионеры предпочитают адреаналину от сложений – красивые виды высоких заснеженных гор, могучих скальников и красивейших сыпух. Куда отважные любители “веселых” крыльев долетают нечасто.

Бобр на следующий летный день посрывал и поскладывал крыло, мне со стороны – понравилось поведение. Позднее он обещал написать отчет и выложить видео.

Посадка.

На посадке, как и все современные Озоны крыло демонстрирует огромный ход клевант до срыва. Это не только убережет Вас от ошибки в рваном потоке, или от перекомпенсации при сложении (если вы наконец дождались его), но и открывает широкие возможности по глубокому пампированию (осторожно, этот режим надо изучать аккуратно) и управлению вашей посадочной глиссадой в широчайших пределах. В руках пилота который потренировал эти режимы, Alpina3 сможет сесть на любой клочок земли, начиная от сложных топ-лендингов и кончая посадкой на маленькую полянку среди деревьев и/или проводов.

Итог:

Крыло ожидаемо хорошее. После Delta 3 было интересно изменение поведения в облегченном варианте.

Основные отличия:

  • Более простой старт. Он и на Delta был просто, но тут вообще подъем и контроль на уровне телепатического управления 🙂
  • Меньший упаковочный объем и вес крыла за счет ткани и св. концов.. Конструкция – та же что и у Delta3, все те же длинные лески (как на M6).
  • Чуть более активное хождение по тангажу при входе в поток и выходе из него, но амплитуда этих движений меньше. (ожидаемо – из-за меньшей инерции крыла).
  • Мне лично показалось что клеванты чуть больше нагружены чем у Delta3 и так же чуть более эффективны С-ряды для контроля и управления на акселлераторе.

Плюсы Alpina 3.

  • Очень простой старт.
  • Хороший контроль на посадках на ограниченную площадку.
  • Великолепная информативность и управляемость крыла.
  • Отличный глайд в том числе и на 2/3  и даже полном акселе.
  • Высокая стабильность крыла.
  • При условии что крыло облегченное, это сделано не в ущерб ресурсу крыла (благодаря комбинированной верхней поверхности).

 

Из замеченных минусов:

  • Цена – выше чем у Delta 3.
  • Нет вертлюгов на клевантах.

 

Резюме.

Взял бы себе такое для горных полетов. Теперь с нетерпение хочу попробовать Rush 5 (Hi-B) ну и хочется сравнить с современными лучшими С-ками от других производителей.

 

Полет в Leonardo.

Реплей таска на Airtribune.

Первый полет на Ozone Delta3.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий