Делаем аксель по системе Bullet своими руками.

Делаем аксель по системе Bullet своими руками.
Аксель – это больная тема для всех пилотов кто летает быстро. В свое время, Коля Шорохов рассказывал, что переделывал свой акселлератор почти на каждых соревнованиях, постоянно добиваясь легкости его выдавливания, полной симметричности, надежности, удобства и т.д. Он экспериментировал с проводкой тормозным тросиком, триммерной леской, он придумал и внедрил в мировую практику яхтерные трещеточные ролики Ronstan, которые с подачи Коли вначале GIN стал ставить на свои соревновательные подвески, для снижения усилия удержания выдавленного акселлератора, а потом и другие производители.
Сейчас трещеточные(заклинивающие) ролики Ronstan штатно стоят на спортивных подвесках GIN GR3, Woody Valley XR7, Ozone Exoceat и других. И как опция предлагаются даже на легкие подвески, например на Woody Valley GTO Light 2 есть штатная петелька для установки 40мм ролика Ronstan Orbit block 40 Ratchet.

Для работы такого ролика нужна проводка 6-7 мм
Такой блок, при выдавленном акселе, “заклинивает” веревку проводки, сни жая в несколько раз нагрузку на ноге, удерживающий акселлератор. Это очень полезно когда приходится летать очень долго с выдавленным акселем, например на соревнованиях. Ноги – не устают. Важно только помнить, что для “работы” такого ролика, толщина веревки проводки должна быть от 6 мм и выше.
У той же WV XR7, штатная проводка 3мм “не работает” с таким роликом. Веревка не попадает на засечки и сила трения оказывает небольшое сопротивление, веревка скользит и не снимается нагрузка на ноги.
Кроме снятия усилия с ног заменой ролика, для работы акселлератором очень важна его конструкция.
Обычно мы давим акселлератор в коконе одной ногой, которая упираясь в доску кокона стоит ассиметрично, правая – с правой части, левая – слева. Из-за этого штатные акселлераторы с симметричной проводкой вызывают несимметричное уход свободных концов, и нас ведет в сторону на акселлераторе.
Приходится выдавливать ступеньку несимметрично, вбок – это отвлекает при полете на акселе, так как приходится “перебирать ногой” по выдавленной ступеньке добиваясь симметричного выжимания свободных концов и прямого полета.
От таких минусов работы акселем избавлена конструкция типа Bullet, предложенная в 2017 году итальянским пилотом MARCO BUSETTA.
Эта система представляет собой независимые ступени акселя, разнесенные под левую и правую ногу и изначально настроенные ассиметрично так, что при выдавливании их соответствующей ногой, проводка акселлератора на свободных концах выдавливается симметрично.

Классический Bullet

Разница в проводке слева и справа достигает 3-4 см
Однако такую систему можно смастерить и самостоятельно. Ведь “Родной” буллет сложен в регулировке, большой и тяжелый.
Он подходит к спортивным большим коконам, а для более легких подвесок он начинает тереть по неопрену, да и хочется сделать более надежную проводку.
Подобную конструкцию делал и Женя Грязнов используя Алюминиевую 3-ю ступень и поликарбонатные педальки. А на PG forum есть пилот из испании (Felix) который делает очень легкую и ажурную версию акселя по системе Bullet из карбона (78 грамм!).

Карбоновый
Эта версия очень хороша, элегантна, компактна, легка но прилично стоит (с доставкой почти 100евро) , и тоже требует небольшой доработки (мне хотелось её усилить для надежности, сделать другую систему регулировки длины и растягивания в подвеске. Поэтому мы с моим другом решили собрать свою версию такого акселя и ниже я выложу фотографии процесса сборки.

Материал для акселя (Дайнема 3мм и 5мм, термоусадка клеевая, карбоновая трубка, 2 пластины, фен , дрель, надфели, скальпель, резинка Liros и шланг 🙂
Я делал сразу 2 разные версии, поэтому фото могут быть от обоих.
Первое что надо сделать – просверлить отверстия и обработать кромки карбона, чтоб он был ровный и не резал подвеску и саму проводку (лучше сверлить и обрабатывать надфелем в раковине под струёй воды, карбоновая пыль – очень вредна)..
Потом можно собрать педали. Я одел их в термоусадку, чтобы нога не скользила при выдавливании.
Регулировки длины педали выполнены на вплиссовках. После окончательной регулировки, можно концы заплиссовать внутрь проводки чтоб не болтались .
Педали собираются на петельках. Крепление к основной проводке будет через петлю, как в стропной системе параплана.
Все проводки петли сквозные, одним куском дайнему, даже если педаль вдруг в полете сломается, можно будет выдавливать за саму дайнему.
Усилие на педаль передается через узелок. В одной из версий,я добавил шайбу под узелок, она более равномерно распределит усилие по пластине.

2 педали подготовлены

Собираем 3-ю ступень. на петле из дайнемы

Набор для сборки
Внутрь трубки 3-й ступени вставляются 2 ушка из триммерной лески, они дозволяют 3-й ступени держать форму и поворачиваться от плоскости первых 2-х ступеней, чтоб не мешать из выдавливать.

Петли крепления к основной проводке
Основная проводка от свободных концов будет для трещеточного ролика, из реп-шнура 6мм, поэтому аксель будет крепится и регулироваться на узелок-кайтовую удавку.
Окончание проводки акселя – будет петля.
Для того чтобы петлю не надо было прошивать, при вплиссовке используйте “замок” из повторного вдевания проводки через себя.

Замок при вплиссовке. остаточный хвост убрать во внутрь.
3-я ступень одевается в клеевую термоусадку, для крепости, поддержания формы и чтоб нога не скользила.
Далее остается собрать все петли на проводке и привязать резинки – аксель готов.

Аксель готов.
Система растягивания – зависит от качества резинок, может потребоваться перемычка между 1-й и второй ступенькой, чтоб подтягивать вторую при выдавленной первой.
Резинки Liros – хорошо тянутся и для них перемычка может и не потребоваться, тогда разнос между ступенями будет ещё шире и работать будет ещё удобнее.
Рекомендую все переходить на систему типа “Bullet” С раздельными педалями. Пользоваться акселлератором намного удобнее и безопаснее становится.
Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer) 21.03.2021
Поделиться статьей в социальных сетях

One thought on “Делаем аксель по системе Bullet своими руками.”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Доброго дня. Хотел бы поделиться своим опытом изготовления акселератора по системе Bullet. Меня заинтересовала данная статья Сергея Лазарева-Марченко (Mymyser). В ней подробно описаны необходимые материалы и сам процесс, причем в двух вариантах. Прикинув, что ничего сложного в этом нет, решил тоже заморочиться. Основной проблемой оказалось найти карбоновые полуфабрикаты для изготовления ступеней акселя. В результате поисков остановился на магазине https://www.r-g-composites.ru/ Он специализируется на материалах для различных радиоуправляемых моделей. Персонал – увлеченные люди, которые сами занимаются авиа, авто и др. моделированием. Карбоновые трубки различных диаметров у них практически всегда в наличии. Вот с пластинами дело обстоит иначе. Покупать целую пластину оказалось довольно накладно, но у ребят была коробочка с различными обрезками/остатками, среди которых я нашел наиболее подходящий мне вариант. Также они поделились хорошими советами по правилам обработки карбона. В общем большое им спасибо за отзывчивость.
Дайнему для проводки акселя я приобрел в СпортМарафоне, выбор там большой, всё в наличии, ну и цены не сильно дороже, чем в других местах. Зато возможность пощупать, выбрать и забрать прямо из магазина.
Клеевую термоусадку найти в продаже не проблема, но мне повезло и на работе оказалась нужная мне, позаимствовал немного 😊
Далее процесс: Для вырезания пластин использовал болгарку с диском самым тонким, который был у меня в гараже. Важно помнить, что работать с карбоном нужно обязательно в респираторе и маске для защиты глаз и органов дыхания от попадания мелкой графитовой пыли. Шлифовку и скругление кромок производил алмазным бруском и надфелем под водой (элементарно в тазике с водой), опять же, чтобы не дышать карбоновой пылью. Отверстия в ступеньках сверлил обычным сверлом по металлу 3,2 (под размер дайнемы 3мм). Все кромки обработал моментным клеем(можно использовать любой, который есть под рукой). Карбон имеет волокнистую структуру и чтобы избежать в дальнейшем «махрения» и намокания, кромки стоит обработать клеем.
Для третьей ступени использовал карбоновую трубку 10мм, в неё замечательно встала силиконовая трубка от старого Озоновского акселя, она достаточно упругая, так что вставлять дополнительно триммерную леску не понадобилось. Все три ступени по весу вышли всего 41гр. Весь аксель в сборе получился менее 80гр, что совсем неплохо 😊
Собственно весь процесс подробно описан в статье Сергея, я практически всё делал как у него, с незначительными изменениями:
• Педали первых двух ступеней я не стал прятать в термоусадку, так как у меня пластина была с одной стороны нескользящая и термоусадка не понадобилась.
• Резинки к педалям я решил не привязывать, а вшил в дайнему.(Мне так показалось более компактно и без лишних узелков).
• Поводки педалей делал также как и Сергей, на вплиссовках, чтобы можно было регулировать их длину.
Опробовать аксель получилось в Колумбии, где и произвел окончательную регулировку. По итогу могу сказать, что система легкая и удобная, педали находятся ногами легко, аксель выжимается симметрично. При старте и влезании в кокон ничего не путается и не мешается. Настройки позволяют отрегулировать ступени практически на любой ход акселератора. Я для себя выставил первую ступень – половина акселя, вторая ступень – 2/3, и третья ступень – полный аксель.
Огромное спасибо Сергею https://www.facebook.com/MyMySer за статью и дальнейшую помощь советами по изготовлению и настройкам.