Делаем аксель по системе Bullet своими руками.

Делаем аксель по системе Bullet своими руками.

 

Аксель – это больная тема для всех пилотов кто летает быстро. В свое время, Коля Шорохов рассказывал, что переделывал свой акселлератор почти на каждых соревнованиях, постоянно добиваясь легкости его выдавливания, полной симметричности, надежности, удобства и т.д. Он экспериментировал с проводкой тормозным тросиком, триммерной леской, он придумал и внедрил в мировую практику яхтерные трещеточные ролики Ronstan, которые с подачи Коли вначале GIN стал ставить на свои соревновательные подвески, для снижения усилия удержания выдавленного акселлератора, а потом и другие производители.

Сейчас трещеточные(заклинивающие) ролики Ronstan штатно стоят на спортивных подвесках GIN GR3, Woody Valley XR7, Ozone Exoceat и других. И как опция предлагаются даже на легкие подвески, например на Woody Valley GTO Light 2 есть штатная петелька для установки 40мм ролика Ronstan Orbit block 40 Ratchet.

Для работы такого ролика нужна проводка 6-7 мм

Такой блок, при выдавленном акселе, “заклинивает” веревку проводки, сни жая в несколько раз нагрузку на ноге, удерживающий акселлератор. Это очень полезно когда приходится летать очень долго с выдавленным акселем, например на соревнованиях. Ноги – не устают. Важно только помнить, что для “работы” такого ролика, толщина веревки проводки должна быть от 6 мм и выше.

У той же WV XR7, штатная проводка 3мм “не работает” с таким роликом. Веревка не попадает на засечки и сила трения оказывает небольшое сопротивление,   веревка скользит и не снимается нагрузка на ноги.

Кроме снятия усилия с ног заменой ролика, для работы акселлератором очень важна его конструкция.

Обычно мы давим акселлератор в коконе одной ногой, которая упираясь в доску кокона стоит ассиметрично, правая – с правой части, левая – слева. Из-за этого штатные акселлераторы с симметричной проводкой вызывают несимметричное уход свободных концов, и нас ведет в сторону на акселлераторе.

Приходится выдавливать ступеньку несимметрично, вбок – это отвлекает при полете на акселе, так как приходится “перебирать ногой” по выдавленной ступеньке добиваясь симметричного выжимания свободных концов и прямого полета.

 

От таких минусов работы акселем избавлена конструкция типа Bullet, предложенная в 2017 году итальянским пилотом MARCO BUSETTA.

Эта система представляет собой независимые ступени акселя, разнесенные под левую и правую ногу и изначально настроенные ассиметрично так, что при выдавливании их соответствующей ногой, проводка акселлератора на свободных концах выдавливается симметрично.

Классический Bullet

Разница в проводке слева и справа достигает 3-4 см

Однако такую систему можно смастерить и самостоятельно. Ведь “Родной” буллет сложен в регулировке, большой и тяжелый.

Он подходит к спортивным большим коконам, а для более легких подвесок он начинает тереть по неопрену, да и хочется сделать более надежную проводку.

Подобную конструкцию делал и Женя Грязнов используя Алюминиевую 3-ю ступень и поликарбонатные педальки. А на PG forum есть пилот из испании (Felix) который делает очень легкую и ажурную версию акселя по системе Bullet из карбона (78 грамм!).

Карбоновый

Эта версия очень хороша, элегантна, компактна, легка но прилично стоит (с доставкой почти 100евро) , и тоже требует небольшой доработки (мне хотелось её усилить для надежности, сделать другую систему регулировки длины и растягивания в подвеске. Поэтому мы с моим другом решили собрать свою версию такого акселя и ниже я выложу фотографии процесса сборки.

Материал для акселя (Дайнема 3мм и 5мм, термоусадка клеевая, карбоновая трубка, 2 пластины, фен , дрель, надфели, скальпель, резинка Liros и шланг 🙂

Я делал сразу 2 разные версии, поэтому фото могут быть от обоих.

Первое что надо сделать – просверлить отверстия и обработать кромки карбона, чтоб он был ровный и не резал подвеску и саму проводку (лучше сверлить и обрабатывать надфелем в раковине под струёй воды, карбоновая пыль – очень вредна)..

Потом можно собрать педали. Я одел их в термоусадку, чтобы нога не скользила при выдавливании.

Регулировки длины педали выполнены на вплиссовках. После окончательной регулировки, можно концы заплиссовать внутрь проводки чтоб не болтались .

Педали собираются на петельках. Крепление к основной проводке будет через петлю, как в стропной системе параплана.

Все проводки петли сквозные, одним куском дайнему, даже если педаль вдруг в полете сломается, можно будет выдавливать за саму дайнему.

Усилие на педаль передается через узелок. В одной из версий,я добавил шайбу под узелок, она более равномерно распределит усилие по пластине.

2 педали подготовлены

Собираем 3-ю ступень. на петле из дайнемы

Набор для сборки

Внутрь трубки 3-й ступени вставляются 2 ушка из триммерной лески, они дозволяют 3-й ступени держать форму и поворачиваться от плоскости первых 2-х ступеней, чтоб не мешать из выдавливать.

Петли крепления к основной проводке

Основная проводка от свободных концов будет для трещеточного ролика, из реп-шнура 6мм, поэтому аксель будет крепится и регулироваться на узелок-кайтовую удавку.

Окончание проводки акселя – будет петля.

Для того чтобы петлю не надо было прошивать, при вплиссовке используйте “замок” из повторного вдевания проводки через себя.

Замок при вплиссовке. остаточный хвост убрать во внутрь.

3-я ступень одевается в клеевую термоусадку, для крепости,  поддержания формы и чтоб нога не скользила.

Далее остается собрать все петли на проводке и привязать резинки – аксель готов.

Аксель готов.

Система растягивания – зависит от качества резинок, может потребоваться перемычка между 1-й и второй ступенькой, чтоб подтягивать вторую при выдавленной первой.

Резинки Liros – хорошо тянутся и для них перемычка может и не потребоваться, тогда разнос между ступенями будет ещё шире и работать будет ещё удобнее.

Рекомендую все переходить на систему типа “Bullet” С раздельными педалями. Пользоваться акселлератором намного удобнее и безопаснее становится.

 

Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer) 21.03.2021

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

One thought on “Делаем аксель по системе Bullet своими руками.

  1. Vitaliy:

    Доброго дня. Хотел бы поделиться своим опытом изготовления акселератора по системе Bullet. Меня заинтересовала данная статья Сергея Лазарева-Марченко (Mymyser). В ней подробно описаны необходимые материалы и сам процесс, причем в двух вариантах. Прикинув, что ничего сложного в этом нет, решил тоже заморочиться. Основной проблемой оказалось найти карбоновые полуфабрикаты для изготовления ступеней акселя. В результате поисков остановился на магазине https://www.r-g-composites.ru/ Он специализируется на материалах для различных радиоуправляемых моделей. Персонал – увлеченные люди, которые сами занимаются авиа, авто и др. моделированием. Карбоновые трубки различных диаметров у них практически всегда в наличии. Вот с пластинами дело обстоит иначе. Покупать целую пластину оказалось довольно накладно, но у ребят была коробочка с различными обрезками/остатками, среди которых я нашел наиболее подходящий мне вариант. Также они поделились хорошими советами по правилам обработки карбона. В общем большое им спасибо за отзывчивость.
    Дайнему для проводки акселя я приобрел в СпортМарафоне, выбор там большой, всё в наличии, ну и цены не сильно дороже, чем в других местах. Зато возможность пощупать, выбрать и забрать прямо из магазина.
    Клеевую термоусадку найти в продаже не проблема, но мне повезло и на работе оказалась нужная мне, позаимствовал немного 😊
    Далее процесс: Для вырезания пластин использовал болгарку с диском самым тонким, который был у меня в гараже. Важно помнить, что работать с карбоном нужно обязательно в респираторе и маске для защиты глаз и органов дыхания от попадания мелкой графитовой пыли. Шлифовку и скругление кромок производил алмазным бруском и надфелем под водой (элементарно в тазике с водой), опять же, чтобы не дышать карбоновой пылью. Отверстия в ступеньках сверлил обычным сверлом по металлу 3,2 (под размер дайнемы 3мм). Все кромки обработал моментным клеем(можно использовать любой, который есть под рукой). Карбон имеет волокнистую структуру и чтобы избежать в дальнейшем «махрения» и намокания, кромки стоит обработать клеем.
    Для третьей ступени использовал карбоновую трубку 10мм, в неё замечательно встала силиконовая трубка от старого Озоновского акселя, она достаточно упругая, так что вставлять дополнительно триммерную леску не понадобилось. Все три ступени по весу вышли всего 41гр. Весь аксель в сборе получился менее 80гр, что совсем неплохо 😊

    Собственно весь процесс подробно описан в статье Сергея, я практически всё делал как у него, с незначительными изменениями:
    • Педали первых двух ступеней я не стал прятать в термоусадку, так как у меня пластина была с одной стороны нескользящая и термоусадка не понадобилась.
    • Резинки к педалям я решил не привязывать, а вшил в дайнему.(Мне так показалось более компактно и без лишних узелков).
    • Поводки педалей делал также как и Сергей, на вплиссовках, чтобы можно было регулировать их длину.

    Опробовать аксель получилось в Колумбии, где и произвел окончательную регулировку. По итогу могу сказать, что система легкая и удобная, педали находятся ногами легко, аксель выжимается симметрично. При старте и влезании в кокон ничего не путается и не мешается. Настройки позволяют отрегулировать ступени практически на любой ход акселератора. Я для себя выставил первую ступень – половина акселя, вторая ступень – 2/3, и третья ступень – полный аксель.
    Огромное спасибо Сергею https://www.facebook.com/MyMySer за статью и дальнейшую помощь советами по изготовлению и настройкам.

Добавить комментарий