Запаска. Спасательный парашют. Применение, хранение и укладка.

Reserve

Для начала оговоримся, у парапланеристов нет запасных парашютов, так как нет основных и правильнее называть парашют – СП (спасательный парашют), а запасным он становится только при наличии 2-х СП. Однако в привычном сленге все-таки мы все время употребляем пришедший от парашютистов термин “Запаска”. Так что подразумевая что это одно и то же , все таки давайте постараемся говорить правильно.

Казалось бы, запасные парашюты – достаточно простые по конструкции и очень надежные, однако вопрос укладки парашюта – нужно рассматривать очень внимательно, каждый фактор при укладке – жизненно важен и может оказаться критичным при применении.

Для начала рассмотрим факторы введения СП, а именно время введения – оно складывается из:

A. Время для принятия решения о вводе СП.
Очень важно верно оценивать ситуацию и высоту, если вы слишком долго боритесь или думаете и пропустили момент для введения СП то он Вам уже не поможет. Много, даже очень опытных пилотов, пострадали из-за того, что ошибочно оценили эти факторы и слишком поздно пытались ввести СП. Потеря высоты – бывает слишком быстрой чтобы принять запоздалое решение. Я это знаю по себе, очень много времени тратится на раздумья в “Боевой ситуации”, когда надо быстро принять решение и метнуть парашют.

Б. Время на бросок СП.
После принятия решения о вводе СП, надо еще оставить время на сам бросок. Это время может сильно отличатся, в зависимости от:

  • Конструкции подвески – где располагается СП (в кокпите, под сидушкой под бедрами, за задом, на спине), как зачековывается отсек СП в подвеске, удобство расположения ручки СП.
  • Физического состояния пилота – для того чтобы одно рукой выдернуть из отсека (а усилие на расчековку может быть заметным)  и кинуть 1-2 кг, тоже нужна определенная сила, особенно если идет авторотация и действует перегрузка. Были случаи когда у пилотов просто не хватало силы расчековать контейнер СП или метнуть ее с достаточно большой силой (она падала под пилота и открывалась очень долго)
  • Размера и веса СП – Чем более легкая и компактная запаска – тем проще ее метнуть далеко. Ряд пилотов добавляют к “штатной” запаске 2-ю в легком нагрудном контейнере.

  • Тренированности пилота по вводу СП именно на этой подвеске – тренированность тоже очень важна, можете ли вы с закрытыми глазами с первого раза рукой точно попасть на ручку СП? – проверьте! Умеете ли вы тянуть  ручку в нужную сторону чтобы расчековка была быстрой? ( на некоторых подвесках если тянуть руку вверх, то СП блокируется лепестками отсека, надо тянуть вначале вбок).

Это время может составлять от секунды у тренированного пилота, до очень больших значений, когда нетренированный пилот судорожно ищет ручку спасательного парашюта, а потом так же судорожно дергает ее в неправильном направлении и, бывает, что даже из расчекованного контейнера запаска выходит с большим трудом, или не выходит вообще! А что такое например 5 секунд в авторотации? – это до 50 метров высоты!  Не забываем, что правильное направление и сила броска –  тоже ускоряет процесс открытия СП, а бывает, что неправильный бросок отправляет  парашют в купол параплана, и он не может сработать как надо.

В. Время вытягивания вашего СП на полную длину (фал+стропы+купол).
Пока фал и купол не вытянется во всю длину – наполнение СП не начнётся. Купол парашюта наполняется силой набегающего на него потока воздуха при натяжении строп. Если стропы фала СП не натянуты, купол – не наполняется.

Время вытягивания зависит от силы вашего броска, от длины строп и от направления броска относительно вращения и падения. Чем меньше размер запаски и чем короче ее стропы – тем это время – меньше.  Так же чем сильнее вы метнули СП и чем больше его начальная скорость – тем быстрее он наполнится.

Г. Время раскрытия купола СП.

Типов СП достаточно много, есть классические круглые купола со “втянутой вершиной”, есть круглые “щелевые” купола, есть квадратные, есть треугольные типа Рогалло,  есть даже экзотические метамарфози. Форма купола – определяется несколькими задачами,

  • Быстрота открытия
  • Допустимая скорость снижения
  • Вес и габариты СП
  • Отсутствие раскачки

Наибольшую популярность до сих пор имеют круглые СП со втянутой вершиной. Втянутая вершина у круглого купола – уменьшает раскачку и обеспечивает более быстрое открытие, по сравнению с классическими авиационными “круглыми куполами”, однако для парапланеризма – полетные скорости небольшие, поэтому чрезмерных перегрузок при раскрытии парашюта не возникает и применение куполов с втянутыми вершинами вполне оправдано, как и квадратных куполов бех слайдеров. Однако здесь возникает другая проблема – для быстрого раскрытия парашютного купола нужен мощный поток воздуха. Когда спортсмен-парашютист, находясь в свободном падении (скорость свободного падения 45-50 м/сек), расчековывает парашютный контейнер, то воздушный поток буквально вырывает оттуда купол и стропы. На «парапланерных» скоростях падения (6-20 м/сек) так не происходит. Поэтому пилот-парапланерист, для введения своего парашюта в действие, должен не только раскрыть парашютный контейнер, но и помочь куполу выйти из него и наполниться воздухом, а для этого надо отбросить от себя контейнер с СП максимально энергично и в нужную сторону.

На время раскрытия СП влияют:

  • правильность броска СП – пресловутое – “бросать вбок, по направлению вращения”, дабы увеличить касательную скорость броска и предотвратить обматывание стропами СП пилота, если он бросает парашют против вращения. Не бросать вниз!, Не бросать вверх!
  • модель СП – Сейчас стали модными квадратные модели спасательных парашютов, чтож, эти парашюты уже отлично себя зарекомендовали, и хотя в укладке они заметно сложнее своих круглых собратьев, но обладают заметным преимуществом – практически полным отсутствием раскачки, чем порой грешат самые простые купола, круглые – со втянутой вершиной.
  • состояние СП ( мокрая- сухая, период переукладки и ) – плохое состояние или не своевременной укладка СП задерживает раскрытие иногда на очень значительную величину времени, что может сыграть очень злую шутку с пилотом. (помним о стремительной потере высоты),
  • способ переукладки .

Если вы не соображаете в парашютах или сомневаетесь в себе – доверьте этот процесс профессионалу – риггеру. Ошибка в укладке – может иметь фатальные последствия. Если же вы уверены в себе и видели это процесс неоднократно – то укладывайте СП по заводскому мануалу. Для того чтобы делать отступления от рекомендаций производителя – нужно четко понимать – что вы делаете, зачем вы это делаете и как это будет влиять на открытие СП.

Пример мануала по укладке классической запаски – GIN Yeti –

Скачать (PDF, 5.87MB)

Риггер — специалист, прошедший специальный курс обучения по укладке, обслуживанию и ремонту парашютной техники.

Различные отступления – “кармашки”, “проложенные стропы”, “Ушки” и т.п могут ускорить время открытия СП и подарить вам драгоценные доли секунд, а следовательно и метры высоты! Но это не панацея, не избавляет от регулярных переукладок и их выполнение требует определенных навыков, – не эксперементируйте самостоятельно!

Мой хороший друг риггер, у которого за плечами более 500 введенных после его укладки парапланерных СП, как круглых так и квадратных,  (он работает испытателем БПЛА, которые штатно приземляются на парапланерных СП после испытаний)  говорит, что свежепереуложенная “на коленке” запаска открывается намного быстрее, чем аккуратно переуложенная пол-года назад в “стерильных условиях”.

tandem parashute

Тандемам тоже нужны СП

 

После раскрытия спасательного парашюта для того чтобы он начал выполнять свои функции по спасению, еще необходимо время на:

Д. Время выхода СП после раскрытия в положение “над головой”.

Это время зависит о Вашей вертикальной скорости.

Спасательный парашют

Спасательный парашют вышел над головой

Е. Время перехода СП в установившийся режим снижения.
Парашют должен погасит колебания системы параплан-парашют и выйти на свою паспортную скорость снижения.

Тут очень важны своевременные действия пилота по устранению помехи СП со стороны крыла параплана, худшее что возможно – вход системы в “колокол”, когда наполненное  крыло параплана вызывает отклонение СП от вертикальной оси и его “скольжение” – что резко увеличивает скорость снижения системы – параплан-парашют-пилот.

Колокол

Колокол

На видео ниже много примеров испытания различных запасок. Видно и образование колокола.

и еще

 

 

Выводы:

1. Бережно ухаживайте за Вашим спасательным парашютом, он – Ваш последний шанс!

  • Помните, что парашютная ткань и стропы – это нейлон, а значит не подвергайте его чрезмерному нагреву (как впрочем и параплан). – Не оставляёте снаряжение в жаркий день в закрытом автомобиле или в невентилируемой палатке, или под тентом!
  • Так же берегите ткань и стропы от ультрафиолета –  не оставляйте парашют прямыми солнечными лучами.
  • При попадании парашюта в морскую воду, его обязательно следует промыть большим количеством пресной воды и затем хорошо просушить в тени, чтобы кристаллы соли не повреждали стропы и купол.
  • Нельзя хранить парашют во влажном состоянии. Его может быстро разрушить грибок.
  • При полетах в зимнее время, важно исключить попадание снега под клапаны подвески. При попадании снега в контейнер, парашют следует распустить, высушить и переуложить.
  • При длительном неиспользовании (например в зимний период), парашют лучше хранить в распущенном виде в специальном просторном мешке в сухом и темном месте.

2. Регулярно и аккуратно переукладывайте свой спасательный парашют.

В идеале – 1 раз в 3 месяца, или перед ответственным выездом. Как самый минимум – 1 раз в начале сезона. Реже – вы уже серьезно снижаете вашу безопасность!

3. Регулярно тренируйте его вывод – как минимум перед каждой переукладкой имитируйте “боевой бросок СП”, вывесевшись в подвеске метните СП. Лучше всего это сделать на специальном тренажере, имитирующем перегрузку, вращение и прочие “прелести” внештатной ситуации.

Например так готовятся английские пилоты к сезону 🙂

И так тоже

 

4. В полете периодически щупайте ручку СП, чтобы точно знать ее месторасположение.

5. Перед стартом всегда проверяйте зачековку контейнера СП в подвеске. Вывалившаяся некстати “запаска” – это верный путь к нештатной жесткой посадке.

И помните! СП – сохраняет Вашу ЖИЗНЬ , но не гарантирует сохранность здоровья! Желаю чтобы вам он никогда не понадобился, но уж если время пришло – действуйте быстро и энергично!

Автор – Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer). 

Ссылки по теме: 

 

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий