Об оптимальном пути развития парапланериста. (Денис Иванов)

Об оптимальном пути развития парапланериста.

На выходных после летного дня общался с двумя курсантами и от обоих услышал одинаковый вопрос: какой путь является наиболее оптимальным при обучении парапланеризму? Надеюсь мой ответ им поможет. Тут запишу для себя свой правильный ответ (с учетом, что это только мое мнение и правильный – очень относительная характеристика). Может быть, еще кому-нибудь пригодится применительно к условиям в Подмосковье.

Итак, по шагам:

1. Выбор школы и обучение в школе.
Существуют различные школы, инструкторы, методики. Кто-то обучает в динамике, кто-то на лебедке. Мое мнение, что начинать лучше в школе, которая действует постоянно и занимается преимущественно обучением (т.е. это должен быть основной бизнес школы). Тогда можно ожидать достойной организации и системности в методике обучения. При этом по-моему, эффективней начать с лебедочной школы. Во-первых, это безопасней. Во-вторых, курс достаточно простой и быстрый (3 полета в тандеме, около 40-ка полетов для выполнения упражнений). Директор одной из школ часто говорил о статистике в 5% – это та часть пилотов, которые после обучения продолжают летать и совершенствоваться. Остальные заканчивают лишь курс или совершают несколько самостоятельных полетов. Это не плохо и не хорошо. Так происходит, потому что каждый выбирает занятие, которое ему по душе, учитывая ограничения, возможности и прочие обстоятельства. Так зачем инвестировать во что-то более сложное, долгое и опасное, когда есть достаточно большая вероятность, что вам это не понравится как достачно продолжительное увлечение?
Крайне не рекомендуется обучаться самостоятельно: кроме того, что это опасно, это будет в итоге дольше и дороже. После лебедочного курса, который длится несколько выходных дней, пилоты начинают выполнять маршрутные полеты самостоятельно. Без обучения на лебедку человека с парапланом не пустят. А обучение на горке самостоятельно обсуждать не хочется, т.к. в современных условиях в Подмосковье, по-моему, большая глупость.

Очень рекомендуется читать специализированную литературу. Это должна быть не только книжка-методичка, которую пилоту выдадут в школе. Есть отличные книги планеристов: Райхмана, Руденского. Планерный спорт имеет более богатую историю и, соответственно, знаний по метеорологии, по тактике и стратегии маршрутных полетов планеристы накопили больше.

2. Полеты в динамике и термодинамике на учебной горке.
Стандартного лебедочного курса крайне недостаточно для выполнения самостоятельных полетов где-то еще, кроме лебедки на равнине.
Думаю, что идеально поехать на гору Клементьева на пару недель и воспользоваться там услугами инструктора. Очень важно, чтобы инструктор научил пилота правильно поднимать крыло обратным стартом, заходить на посадку на склон, совершать посадку на ограниченную площадку.

3. Самостоятельные полеты в динамике на небольших горках.
Может быть это прозвучит странно, но при должном подходе тренировки на  небольших (30 м) достаточно пологих (без обрывов) горках без кустов в динамике позволят отработать еще более точно старт и посадку и научиться справляться с крылом в различных ситуациях. Здесь есть ограничения: 1. По весу. Пилотам с избытком веса лучше пропустить этот этап, т.к. при тренировке ноги и спина испытывают большие нагрузки и т.п. 2. Летать можно при наличии опытных пилотов, которые подскажут, имеет ли смысл вам немного потренироваться, или лучше не стоит рисковать. 3. За горкой должно быть свободное пространство, поле, чтобы в момент, когда начинающего пилота “сдует” за перегиб (а это обязательно когда-нибудь произойдет), то это было бы достаточно безопасно.

4. Первый выезд в горы.
Современные лебедки и парапланы позволяют выполнять хорошие маршурты на равнине, в Подмосковье. Парапланеризм – это изначально горный вид спорта. Полеты в горах действительно часто более красивые, быстрые, высокие.
Для первого выезда в горы лучше воспользоваться услугами школы, которая организует такой выезд. Обычно школы, которые предлагают обучение на лебедке в подмосковье, организуют также и выезды в горы. Вариант с выездом вместе со школой, где пилот прошел обучение предпочтителен, т.к. инструкторы школы лучше знают возможности каждого конкретного пилота. Вариант поехать с другой школой тоже возможен.
Выезд в горы в первый раз без инструктора в компании опытных и знакомых пилотов – не очень хорошая идея. Т.к., во-первых, не каждый опытный пилот может быть достойным инструктором, во-вторых, у начинающих пилотов больше ограничений по условиям полетов, чем у опытных пилотов. Инструктор поможет  с выбором подходящих пилоту условий, поможет проконтролировать старт, объяснить заход на посадку.

Из конкретных мест, куда можно поехать первый раз: Македония (Крушево), Тенерифе, Болгария (Сопот).

Я бы не рекомендовал в первый раз ехать в Индию в Бир, хотя нет никаких сложностей в полетах в Бире даже начинающим пилотам. Во-первых, в Бире накладывается нагрузка на акклиматизацию. Почему-то многие пилоты жалуются, что они имеют сложности с акклиматизацией, несмотря на невысокое расположение деревни. Во-вторых, и это главное, в экстренном случае спасательные работы и оказание помощи могут быть затруднены. Это же касается и Непала, хотя все же в меньше степени.

5.  Участие в соревнованиях.
Если пилот хочет продолжить совершенстоваться дальше как маршрутный пилот, то я считаю, что соревнования помогут пилоту повысить качество владения крылом и научиться новому качеству полетов. Плюсов участия в соревнованиях множество, но главные для пилота – это организация полетов (подъемы на старт, подбор),  спас работ, а также постановка задачи с учетом погоды и места очень опытными пилотами. В качестве первых соревнований лучше выбрать небольшие по кол-ву участников соревнования и не очень высокого рейтинга, чтобы это было комфортно для пилота с возможностью найти пилотов своего уровня или немного выше для эффективной тренировки.

Заключение
Самое важное в парапланеризме, как в любом другом авиационном виде спорта – это постепенное, медленное, непрерывное совершенстование. Считаю, что очень важно для пилота не терять мотивацию для поставновки задач для себя перед каждым полетом и критический анализ ошибок после каждого полета.

Успехов!

Автор статьи – Денис Иванов (Денди)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий