Использование программы LK8000 (Пример)

Использование программы LK8000 на примере постановки задачи и полета на ГринВолл в Покхаре (Непал).

Андрей Шалыгин (Shall) – продолжает обзор замечательной программы LK8000.

Как настроить прибор для полетов на параплане можно прочитать в статье “Настройки программы LK8000 для парапланеристов.”

В данной статье я расскажу,  как теперь этим прибором с такими настройками пользоваться. Рассматривать работу программы будем на примере подготовки полета по маршруту на ГринВолл в Покхаре (Непал). На картинках будут скриншоты экрана симуляции реального полета.

Этап подготовки включает в себя установку карт местности, ландшафта и заливку точек района полетов. Карты и ландшафт загружаются с помощью программы LKMAPS. О том, как это сделать подробно рассказывалось в предыдущей статье.

С точками все сложнее. Если Вы участвуете в соревнованиях, то организаторы предоставят файл с точками, которые будут использоваться для постановки задачи. Их будет достаточно для полетов по заданию, но часто нам требуются еще какие-то точки, которые позволят пролететь тот или иной маршрут наиболее  оптимально.

(точки для Непала – в конце статьи).

Рассмотрим карту нашего летного места с нанесенными на нее точками:

На этой карте нанесены как соревновательные точки

( S..  –  точка b на Сарангкоте, G.. – точки на ГринВолле, K.. – точки на Корчуне, D.. – точки на ДикиДанде, L.. – посадки),

так и точки, которые я создал дополнительно.

Для нашего маршрута мы будем использовать две дополнительные точки:

  • Точка “Lep” – отмечает линию электропередач на хребте к ДикиДанде
  • Точка “return ridge”  расположена на хребтике (мы называем его «скрепкой» ) который надо перелететь при возвращении с ГринВолла на хребет Сарангкота.

Почему именно эти точки? На данном маршруте они являются ключевыми для определения достаточно ли у нас высоты для перехода через долину к ДикиДанде и достаточно ли высоты для возвращения обратно на штатную посадку. В условиях низкой базы эта информация может стать решающей для прохождении данного маршрута.

Карты, точки и трек, которые мы используем, можно загрузить по ссылке в конце статьи  и потренироваться работать с программой в режиме симуляции на своем устройстве.  

Напоминаю, что точки в программе LK8000 хранятся в папке LK8000/_Waypoints

Треки с Вашими полетами и треки для симуляции должны быть в папке LK8000/_Logger

Сохраненные задачи в папке LK8000/_Tasks

Папка LK8000 расположена в месте установки программ на Вашем устройстве, как правило, на смартфоне это SD-карта.

У многих возникают трудности с копированием файлов на смартфонах. Чтобы это сделать быстро и просто установите любой файловый менеджер  и копируйте файлы через «скопировать-вставить».

Итак, карты у нас загружены, точки залиты. Мы установили местное время в пункте 9.8 настроек системы программы LK8000. Можно приступать к постановке задачи.

Для этого мы нажимаем кнопку «Меню» в нижней правой части экрана и выбираем раздел «Навигац», Далее нажимаем еще раз на поле «Навигац  1/3» и выбираем пункт «Изменить задачу»

Если у нас забит какой-то старый таск, то жмем «Очист» для его удаления.

Дальше начинаем ставить задачу. На соревнованиях задача ставится организаторами и процесс  загрузки ее в прибор точно такой же.

Жмем «(Добавить точку)»

 

и выбираем точку старта – S01.

Тип старта пусть у нас будет «Цилиндр», Радиус 0,200 метров. Точка S01 это вершина Сарангкота на примере ее «взятия» мы увидим как работает прибор при установке времени открытия стартового цилиндра (как на соревнованиях).

Нажимаем «Закр» и переходим к вводу второй точки

При вводе второй и всех последующих точек прибор будет спрашивать «Это будет финиш?».

Отвечаем «Нет», пока не дойдем до самой последней точки.

Вторая точка у нас будет “S02”, снова «Цилиндр» с радиусом 400 метров.

На второй точке у нас появился новый пункт в меню «Выход/Вход». Для обычных полетов этот параметр можно всегда ставить на «Вход», а вот на соревнованиях иногда надо думать. Этот параметр определяет, когда прибор переключится на следующую точку – при пересечении цилиндра на «вход» или «на выход». Причем, если задача поставлена хитро и вы уже внутри цилиндра, а точка стоит на «вход», то прибор сразу переключится на следующую.

Поэтому, летая на соревнованиях с программой LK8000, обязательно обращайте на это внимание.

Третья точка у нас будет “Diki Danda 1475” – это точка на хребте, где на крыше написано “Namaste Pilot”, по- прежнему это у нас «Цилиндр» с радиусом 400 метров

Четвертая точка G03, цилиндр с радиусом 400 метров

Пятая точка снова S01, цилиндр с радиусом 400 метров.

И последняя точка, гол, это посадка L01, цилиндр с радиусом 200 метров. При вводе последней точки на вопрос финиш ли это отвечаем «Да».

Наша задача готова. Мы можем сохранить ее нажав на кнопку «Сохран» в меню слева. Имейте в виду, что LK8000 допускает только 9 символов в имени файла.

Помимо ввода задачи на соревнованиях нам еще необходимо ввести время открытия стартового окна. Это делается в меню «Врем старта».

Если поставить в окне «Количество стартов» 0, то время старта будет не задано и задача начнется с момента взятия стартового цилиндра. Обычное значение на соревнованиях это «1», что соответствует одному стартовому окну. Бывают соревнования, на которых может быть несколько стартовых окон, тогда в этом пункте выставляется их количество и интервал открытия в поле ниже.

Для нашего тестового полета мы установим 1 старт в 12-00 местного времени.

Время закрытия стартового окна нам не принципиально. На соревнованиях этот время обязательно указывается на брифинге при постановке задачи.

Окно «Старт задачи на» определяет когда будет засчитано взятие стартового цилиндра, при пересечении цилиндра снаружи внутрь (Вход) или при пересечении изнутри наружу (Выход).

Для соревнований это важный момент и ошибка в этом параметре может привести к потере всех результатов полета по данному таску.

Мы установим этот параметр на «Вход» и посмотрим как прибор будет помогать нам занять правильную позицию перед стартом.

Для выхода из режима редактирования задачи необходимо нажать «Закр». Прибор уже отобразил нашу задачу и начал отсчет времени до ее старта. Но нам необходимо сделать еще одну важную вещь. Назначить альтернативные точки, которые нам интересны. Для этого заходим в Меню, жмем на «Навигац» и выбираем пункт «Выбор точки». Находим точку “Lep” и ставим ее как «Альт 1». Точку “return ridge” ставим как точку «Альт 2».

Наш прибор готов. На экране мы видим наш таск (для масштабирования необходимо нажимать в верхней или нижней части экрана).

Также нам доступно время открытия старта, обратный отсчет времени до открытия старта и обратный отсчет времени начала полета к стартовому цилиндру, чтобы быть у него точно в момент открытия.

Также на экране мы видим подсвеченную область карты с двумя контурами, сиреневым и красным. Области на карте ограниченные этим контурами показывают область, куда мы можем долететь с данной высоты. Причем сиреневый контур показывает, куда мы долетим с текущего положения, а красным, куда мы долетим, если сначала возьмем точку, к которой мы летим (В нашем случае это стартовая точка S01).

 

Также на экране может появляться надпись «Вернись за цилиндр» если мы находимся не с той стороны стартового цилиндра. (Напоминаю, что это имеет значение для полетов на соревнованиях).

Немного об управлении. Панели  с информацией в нижней части экраны. Напомню, что их мы настроили 4 штуки для режимов перехода (ПЛТ7), режима термика (ТРМ0), режима финального долета (ФИН8) и режима РЕЗ9. Подробно о данных, которые выводятся в этих панелях,  мы поговорим позже.

При нажатии в верхнюю левую часть экрана происходит переключение точки, к которой осуществляется текущая навигация. При старте задачи  автоматически осуществляется ведение к оптимальной точке на стартовом цилиндре (T>!S01).

 

Восклицательный знак означает, что навигация осуществляется не на саму точку, а на точку, расположенную на цилиндре в соответствии с текущим оптимальным маршрутом по задаче.

Если нажать  на область в правом верхнем углу один раз, то включится режим ведения на саму точку, которая является текущей в задаче (T>S01).  Этот режим удобен, когда нам нужно оценить долет и расстояние именно до центра точки, а не до неизвестно где расположенной точки на цилиндре.

Следующее нажатие переключает на ведение по маршруту Back, т.е. назад. Как правило, это будет точка взлета (B>TSK_TAKEOFF)

Следующий режим это ведение «Домой». Если обозначить в свойствах, одной из точек, что она является домашним аэродромом, то в этом режиме будет осуществляться навигация на эту точку. (H>L01)

Следующие два варианта навигации, это навигация к альтернативным точкам. В нашем случае это  1>Lep и 2>return ridge

Еще одно нажатие приводит к переключению на ведение к центру крайнего термика L>th1059

В полете иногда бывает необходимость переключиться на следующую или предыдущую точку.

Делается это очень просто. Надо нажать на «Меню», затем на «Навигац» и внизу выбрать «Предыд точка» или «След. Точка»

 

Последнее поле, которое нам может понадобиться для оперативного управления это верхний правый угол. Если нажать на него и подержать, то появится окно с текущими координатами. Формат координат устанавливается в пункте 9.6  настроек системы прибора.

 

Итак, мы дождались открытия стартового цилиндра, взяли его и прибор переключился на навигацию к следующей точке (у нас это S02, маленькая белая ступка на Сарангкотовском хребте, с которой сходит поток, чаще всего использующийся, для перехода на ГринВолл).

Пилоты, которые часто летают по этому маршруту, знают с какой высоты можно уходить на переход.

Мы же для принятия решения о переходе будем использовать информацию о том, перелетаем мы или нет линию электропередач перед  ДикиДандой. Если ее перелететь, то дальше там зона динамика, которая позволяет долететь до самой ДикиДанды без потери высоты.

Для этого мы смотрим в нижней панели ПЛТ7 на вторую цифру. Она показывает, с каким запасом высоты мы придем на первую альтернативную точку (в качестве которой мы и выбрали точку “Lep”). Так как оцениваем мы это превышение перед началом перехода и прибор еще не может определить с каким глайдом мы будем перелетать долину, то нам необходим запас, хотя бы метров 200. Т.е с высоты 1900 мы уже сможем перелететь Лэп.

Разумеется, если база выше, то имеет смысл набрать высоты максимально.

На переходе мы постоянно контролируем высоту превышения на этой точкой. Также мы видим высоту превышения над второй альтернативной точкой (return ridge).

 

 

На основном экране нам доступна высота долета над текущей точкой маршрута (Diki Danda 1475), Прибор подсказывает нам оптимальную скорость, рассчитанную в соответствии с теорий МакКриди (SF)

Также у нас появилась информация о высоте прихода на финиш, после прохождения всех точек маршрута. Мы видим, что нам пока не хватает 1103 метра.

После взятия точки на ДикиДанде нам необходимо набрать высоту для перехода назад на Сарангкотовский хребет. В принципе, можно уходить назад с любой точки ГринВолла, ориентируясь на долет до нашей второй альтернативной точки с запасом 200-300 метров, но у нас есть еще точка G03, которую мы хотим взять.

При обработки потока, как только прибор понимает, что пилот делает спираль, режим экрана автоматически переключается в режим обработки потока. Меняется масштаб экрана, включается нижняя панель ТРМ0 и меняется значение в поле STF/ВАРИО и КАЧЕСТВО/СКОРОПОДЪЕМНОСТЬ.

Масштабы в этих режимах можно настроить в разделе 23 Системных настроек. Режим поля STF задается в разделе 13.6 настроек.

 

 

После взятия точки G03 нам надо набрать достаточно высоты для перелета Сарангкотовского хребта в районе точки «return ridge». Набираем высоту с запасом примерно 200 метров, ориентируясь на значение высоты превышения над второй альтернативной точкой в нижней панели.

Также, можно заметить, что Превышение над голом стало положительным, значит мы находимся над финальным глайдом и самое время посмотреть какие параметры у нас выводятся в нижней панели для этого режима.

 

У нас осталась еще одна нижняя панель, информацию на которой мы можем вывести.

Можно назвать ее вспомогательной. Там мы можем увидеть текущую высоту над рельефом,  время полета, процент заряда аккумулятора, скорость и направление ветра.

 

 

Есть еще одна интересная функция для тех кто любит летать треугольники FAI.

Помощник в программе LK8000 может вывести на экран зоны, которые надо достигнуть, чтобы пролететь треугольник с требуемой длиной.

Для вывода на экран информации от этого помощника необходимо зайти в Меню, Два раза нажать на «Экран»

И выбрать в среднем поле «Показать зад&FAI». После выбора экран будет иметь такой вид:

 

 

А вот так будут выглядеть эти области в полете

 

Еще необходимо знать, что при взятии двух точек треугольника в списке точек появляется точка CLOSE FAI, которая позволяет замкнуть треугольник. Навигацию к ней можно выбрать так же как и к любой точке.

После посадки прибору нужно некоторое время, чтобы понять, что полет прекратился. После этого он сохраняет трек в память прибора. Чтобы не ждать и для надежности сохранения, рекомендую сразу после окончания полета зайти в Меню, Два раза нажать на «Настройки» и выбрать поле «Трек стоп».

 

 

В этом же разделе, справа от поля Старт/Стоп Трек находится пункт меню «Симуляция по треку в котором, в режиме симуляции, можно загрузить свой или чужой трек в формате *.igc и «проиграть» его на приборе.

 

Файлы для экспериментов: Трек Андрея – sarangkot_22_02_15.igc

Файл Карты  Покхары: –  Nepal_Pokhara_full.lkm 

Файл точек Андрея: – Pokhara4.wpt 

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

One thought on “Использование программы LK8000 (Пример)

  1. Shall:

    Вышла программа для настольного компьютера LKMaps в которой можно создавать свои карты под LK8000 https://www.facebook.com/LK8000/?hc_ref=NEWSFEED&fref=nf

Добавить комментарий