Новые материалы, новые хвосты, старые крылья.

Хвосты, как аэродинамический элемент, продолжают захватывать все больше и больше сегментов в подвесных системах.
Общий курс на облегчение – нисколько не мешает думать топовым производителям и об аэродинамике.
В спортивном сегменте это нашумевшая на Суперфинале в Дезентесе – OZONE SUBMARINE. Благодаря которой (по его собственным словам) Люк Арман выиграл этот суперфинал.

Ozone Submarine
По словам самого Люка, он начал работать над идеей полностью надувной аэродинамической подвески в 2004 году.
В 2006, он даже опубликовал статью журнале Aerial на эту тему.
По поводу победы в суперфинале, он пишет что подвеска дала ему, Оноре и Вуссу (Всего на СФ было 3 пилота Ozone, которые летали в такой подвеске) – “Явное преимущество в глайде” (we had a clear advantage in glide without any other disadvantages).
Подвеску доделали в самый последний момент, перед началом соревнований, и она еле успела пройти сертификацию. По словам Люка – “еще многое должно быть улучшено, прежде чем мы будем готовы к публичному выпуску подвески”.
Подвеска скорее экспериментальная. Но и в ней заметна тенденция к облегчению – всего 7.4 кг (size M). В подвесе используется новый сертифицированный FOAM протектор, 2 спасательных парашюта. Приборы располагаются за прозрачным обтекателем, что не добавляет удобство пользования, но над этим Ozone обещает еще поработать.
А поработать есть над чем. – Руки торчащие в потоке дают тоже неслабое сопротивление, согласно теоретическим расчетам.
Но впрочем и на эту проблему уже есть решения. На суперфинале в январе 2018 года в Колумбии я видел у одного из пилотов нарукавники-плавники(фото к сожалению нет). Ну и есть готовые решения, например Xuctu от Back2fly для WV XR7, которые принудительно притягивают руки за ряды при полете на акселлераторе.
Так что все уже придумано :)))
Кроме описания Submarine, Люк много написал и про Энзо3. Развевая сомнения что у команды Ozone специальные крылья. Вот некоторые выдержки.
- Для Озона было бы гораздо проще выпустить Enzo4, вместо секретного обновления Enzo3. Процедура сертификации CCC теперь относительно проста и дешева.
- В мае 2019 года мы перевели производство Enzo3 на передовую однослойную лазерную раскройку, что позволило нам добиться точности в производстве. Не уверен, что это привело к значительному повышению производительности, но хуже точно не стало.
- Совершенно новый Enzo3 имеет лучшую максимальную скорость (и худшую стабильность) примерно в течение первых 10 часов, прежде чем достигнет лучшей стабильности, но немного худшей максимальной скорости
- Старение в результате небрежной эксплуатации (например полеты на мокром крыле, перегрев внутри автомобиля, и.тд.) может привести к изменению длины риджифойлов и значительному проигрышу крыла по сравнению с новым Enzo3.
- Люк летал на старом (2 сезона в эксплуатации) параплане Оноре (размер M) на этом суперфинале, и его крыло отдельно проверяли в процессе соревнования.
- Не смотря на работу над новым Enzo4, пока Enzo3 конкурентноспособен, лично Люк выступает за то чтобы продолжать соревнования с ним.
Но довольно про суперфинал. Новые материалы и идеи особенно активно предлагаются в сегменте ультралайтов, а решения для X-Alps тут же толкают прогресс вперед.
Например, чтоб выпустить самое легкое крыло, Ozone для Zeolite XD использовали материалы, которые ранее не применялись в парапланерных тканях. Крыло пришлось сертифицировать заново и проводить нагрузочный тест. В размере S крыло вести всего 2,45 кг. И применение дайнемы позволило скинуть 450 грам по сравнению с оригинальным Zeolite.

Ozone Zeolite XD
Комплект из крыла Zeolite XD, рюкзака X-Alps, запаски Angel SQPro и подвески F*Race (про которую я делал обзор ранее) – весит всего 5.1 кг! Но хотя материалы и новые, это все ещё старый Zeolite, которому уже 2 года.
О дальнейшем развитии – лучше послушать самого Люка.
Кстати, большим стимулом развития современных простых 2-х рядок может стать планируемое внесение изменений в нормы сертификации EN. Планируется опустить планку 2-хрядности и применения дополнительных строп для имитации сложения (Folding Lines) с EN-D до EN-С.
Вот слухи с PGforum..
However there is updated standard EN 926-2:2013prA1 that probably is not in use (for now), status is “approved” and not “published” yet.
It says:
2 Modification to 4.4.24, Folding lines
In the last row of Table 48, replace “D” with “C”
3 Modification to 5.3.3.3, Folding lines
Replace the entire subclause 5.3.3.3 with the following:
“Folding lines shall not be used in categories A and B gliders.
In category C and D gliders, folding lines are only permitted in symmetric and asymmetric collapse
manoeuvres.
Так что возможно, мы скоро увидим современные 2-х рядки, сертифицированные как EN-C (по обновленным нормам). Одними из основных претендентов могут как раз стать обновленная версия Zeolite, или новейший Niviuk Klimber 2P, который уже сейчас не имеет ни одной буквы больше чем “C” и стал D-кой только из-за 2-хрядности и Folding Lines. Так же претендентом сможет стать Sol LT-1 и новое крыло, которое готовит Flow под эти нормы.
Не отстает от Ozone в новейших материалах и Nova – которая анонсировала новую ультралёгкую подвеску (конечно же с большим хвостом) – NOVA X-Alps ARTUS.

NOVA X-Alps ARTUS
Подвеска уже прошла сертификацию, и при весе в 1.05 кг. Нова обещает совершенную аэродинамику , благодаря новому революционному протектору Nova Alumina X-Alps. Так что не только короидом единым… Сотовый алюминий – тоже в теме. Протектор уже прошел сертификацию.
The aerodynamics are also exceptional due to the extremely small projected frontal surface. This is made possible by a very low protector. It is NOT inflatable (saves time during launch preparations and while packing), weighs less than 100 grams, is already approved and comes with a technology not yet used in paragliding. Please understand that we don’t want to release the protector technology now. But stay tuned!
И даже консервативная Advance, поняв куда дует ветер, наконец прикрутила хвост у ультралёгкой подвеске – анонсировав 2-хкилограммовый Weightless с foam протектором.

Advance Weightless
Он кстати тоже прошел сертификацию. Хотя в отчете явно опечатка, странный вес в 900+ грамм для современного протектора в ультралайте.
Кстати, так же прошли сертификацию, популярные у нас, украинские S.E.A. Paragliders Runa L и BogdanFly BF Cocon L.
Так что тренд на длиннохвостные ультралайты – теперь воистину повсеместный и можно считать, что “Хвостатая революция“ – уже завершилась.
Новинки нас подстерегают и в приборостроении.
Пока Flymaster, уже 2.5 года не может допилить свое 2-хэкранное чудо LIVE DS, упуская преданных поклонников (Ау, мы все еще ждем его!).
Ребята из Naviter подсуетились и подготовили Oudie-N. Полностью новый летный компьютер на основе Android. НА приборе будет стоять новый экран, с заявленной яркостью 1000 нит, и новое летное ПО (SeeYou Navigator для Android). ПО кстати отличное, пробная версия доступна в Google Play и самое главное, в разработке участвует Сергей Ларионов – что думаю очень положительно скажется на обратной связи и ускорит устранение каких-либо багов, если они будут выявляться.

Oudie N

Oudie N и Oudie 5 Pro
Спецификации прибора – весьма впечатляют и даже обещают Trade-In для владельцев более старых моделей. Отгрузки прибора начнутся уже в конце октября.
Такое стремление производителей парапланерных приборов обновить модели неудивительно, ибо их все больше вытесняют обычные телефоны, с навигационным по типа LK8000 или XCtrack – под Android. или Flyskyhy – под Apple.
Мало того новая технология цветных E-Link уже становится массовой, китайцы из Hisense выпустили 2 телефона, 5-ти дюймовый Hisense A5pro СС и7-ми дюймовый Hisense A7 CC. Их уже свободно можно купить в Москве. (правда они немного глючные и без сервисов Google, но как летные компьютеры могут работать весьма успешно). А Читаемость на солнце – выше всяких похвал.

сравнение на солнце iPhone 11, Oudie 5 Pro и Hisense A7 CC
Так же отлично работает связка электронной книги BOOX Nova3 Color + XCtracer Mini GPS IV (или MAXX). Поэтому и Naviter и Flymaster нужно шевелится и предлагать новые сервисы, если они хотят сохранить лояльность пилотов.

XC Tracer Maxx и Mini IV GPS

BOOX Nova3 Color в полете
Новые технологии – это вам не хухры-мухры! Впрочем, пилоты от новинок – только выиграют, так что ждем анонса еще более интересных новинок. 🙂
Поделиться статьей в социальных сетях
