Обзор мембранной куртки Air Jacket и “пуховика” с искусственным пухом – Warm Jacket от российского производителя парапланерной одежды – SUNSURFER.
Функциональная одежда – одна из важнейших частей снаряжения парапланериста. Давно минули те времена когда самой модной и практичной одеждой – считались летные комбинезоны. Комбинезон конечно и сейчас бывает удобен, например для полетов в динамике зимой, но для маршрутных полетов конечно нужна другая одежда. Какие требования парапланеристы предъявляют к летной одежде?
- Небольшой вес и объем. – Таскать с собой на выезды тяжелую одежду неудобно, увеличивается вес и объем рюкзака, который часто приходится носить на собственной спине и не один километр. Да и в лимит веса авиакомпаний надо вписываться. Объемную одежду – неудобно укладывать в рюкзак, да и вообще
- Взаимозаменяемость и дополняемость с “одеждой повседневной носки”, многослойность одежды. Например зачем брать на выезд 2 куртки (легкую и теплую) если нужного свойства можно добиться просто комбинируя разные слои многослойной одежды ?
- Функциональность. В наш современный век Smart-девайсов и одежда тоже нужна умной. В воздухе условия могут меняться очень существенно, разность высот в 2000м – это несколько климатических зон и до 20 градусов разницы. Спасает только то, что физическая нагрузка в полете весьма небольшая, но есть и проблема. Снять и одеть какой-то слой одежды в воздухе – это тот еще квест и очень мало кто так делает. Поэтому очень хорошо если одежда будет из “дышаших” тканей и имела регулировки в создании дополнительной вентиляции или утепления.
- Про удобство я вообще молчу, это само собой разумеющееся свойство для летной одежды, ничего стесняющего или ограничивающего движения быть не должно. От этого зависит как комфорт полета , так и безопасность в критических ситуациях. Кстати, более легкая одежда – дает больше “чувства крыла” наверное все замечали насколько они лучше контролируют крыло и получают удовольствие от полета летом, летая в легкой футболке, например.
На мой взгляд, идеально соответствует всем этим критериям – многослойная комбинация одежды. Термобелье – пуховой свитер(или с синтетическим заменителем пуха) – однослойная мембранная куртка.
В этой триаде, термобелье обеспечивает отвод влаги от тела, свитер – обеспечивает утепление (пух или современные синтетические его заменители – лучшие теплоизоляторы) и отводит пары влаги дальше к внешнему слою, а однослойная мембранная куртка – обеспечивает и защиту от атмосферных явлений (дождь, ветер) и механическую защиту, и позволяет “дышать”, отводя ненасыщеный водяной пар наружу.
О работе этой связки написаны миллионы страниц на сайтах спортивных магазинов и форумах альпинистов, туристов, да и просто любителей активного отдыха, об этом я долго распространяться не буду, кратко отмечу только что:
Термобелье – обеспечивает базовое сохранение тепла и самое главное защищает нас от влаги, даже если мы вспотели. В полете сложно проветрить например спину, поэтому хороший пароотвод – необходим. В мокром белье пилот быстро замерзает, да и летать – некомфортно.
Пуховой свитер (легкая куртка) – сохраняет тепло, не стесняет движений, и имеет минимальный вес и объем (в упакованном виде), однако натуральный пух дорогой и капризен в эксплуатации, особенно в присутствии воды, (хороший пух с FP 800+ и выше с водоотталкивающими пропитками стоит очень дорого) . Поэтому для нас хорошей альтернативой натуральному пуху будет искусственный пух (Primaloft, Нollowfiber и пр.). Эти синтетические материалы, гораздо менее капризны и сохраняют тепло даже при намокании. Хотя все-таки они тяжелее натурального пуха.
А однослойная мембрана – обеспечивает механические защитные функции (защищает нежный пуховик от протыкания при движении по лесу, кустарнику или истирания ремнями подвески), защиту от дождя (не пропускает воду), защиту от ветра (имеет ветрозащитные свойства, высокое горло, капющон) и “дышит” (отводит пар изнутри – наружу) благодаря мембране.
Отмечу, что на мой взгляд, именно такая комбинация идеальна для парапланеристов.
Во первых – многослойность одежды – это конструктор, позволяющий взять в поездку меньше вещей, ведь можно комбинировать летную одежду и одежду “повседневной носки”. Например в полет мы одеваем термобелье, пуховик, мембрану, а вечером ходим по городу только в футболке и пуховике. Если идем просто гулять, берем однослойную мембрану с собой на случай дождя или ветра, да и согревает она тоже неплохо.
Например в Бир я беру с собой термобелье, пуховой свитер, штаны из тонкого Softshell, безрукавку из синтетического заменителя пуха (Primaloft) и однослойную мембрану. Этого набора хватает на все случаи жизни, и на полеты, и на прогулки под дождем (например к водопадам) и на полеты. Если же ехать в Колумбию, то из этого набора просто убирается пуховик (жилетка пригодится на трансалтантическом перелете, или в автобусах с кондиционерами). Абсолютно тот же набор одежды на все другие полеты, что дома в Кончинке, что на любом выезде. На соревнованиях, иногда, добавляется еще лайкра, которая в полете заменяет мембрану.
Во вторых – такой набор – очень легкий и компактный. Весь мой набор сравним по весу с комбинезоном или с плотной Softshell курткой. Многие используют горнолыжные куртки, но они не универсальны, дороги, тяжелы и занимают много места.
В третьих – из-за легкости одежды, меньше устают руки в полете, движения легче и свободнее, лучше “чувство крыла” и управление крылом – эффективнее.
В четвертых – появляется взаимозаменяемость одежды из-за повреждений, или просто если надоест или не в цвет подвески 🙂
В общем плюсов много, минусы мы видим только на ценнике в магазине. Ибо хорошие фирменные вещи стоят очень дорого. Поэтому мой сегодняшний обзор будет о новом Российском производителе парапланерной одежды – SUNSURFER. Компания очень молодая и только-только начала производить одежду. Основатели – парапланеристы и они не понаслышке знают, что нужно для полета.
Первым продуктом компании была легкая однослойная мембранная куртка для бега, мне удалось потестировать ее в Бире в прошлом году и в Колумбии на новый год. Куртка мне очень понравилась, в первую очередь качественным материалом и пошивом, так как я большой любитель функциональной одежды, и дома у меня много разных курток и пуховок, мне есть с чем сравнивать. По качеству, была на уровне изделий Patagonia или The NorthFace, и хотя была очень удобна в повседневной носке, но она не очень подходила для полетов. Поэтому SUNSURFER, учтя ряд замечаний, разработали еще одну модель – Air Jacket, специально для парапланеристов. На фотографии ниже видно что изменилось.
- Поменяли цвета на “не маркие” и увеличили размерную сетку (с учетом что куртка одевается на пуховик).
- Сделали черные вставки на плечах и рукавах (наиболее загрязняемые части, плечи трутся о плечевые ремни, рукава тоже все время грязнятся при носке).
- Добавили карман на груди и внутренний карман.
- Все внутренние карманы сделаны из сетки, то есть раскрыв карманы в полете можно обеспечить дополнительную вентиляцию (если жарко).
- Горло заметно подняли (защита от ветра) и капюшон из-за этого перестал флаттерить в полете.
- На рукава добавлены удобные липучки и манжеты “палуперчатки” из лайкры, с отверстием под большой палец. Теперь не задувает под перчатку и рука всегда в тепле, если палец продет, то рукава никогда не “задерутся”. Манжеты вшиты “утоплено” внутри рукавов, поэтому их можно свернуть и и спрятать, если это необходимо при прогулках в городе.
Новую куртку я получил в мае, и отлетал в ней все лето 2018 г. Она стала основной курткой для полетов, обойдя по удобству Patagonia и The NorthFace.
Высококачественная корейская мембрана 2,5 D Layer Hipora Ripstop 7000/7000 как у курток мирового уровня, после интенсивной эксплуатации, я разницы с дорогущей мембраной The North Face не заметил, Air Jacket отлично справляется со своими задачами и очень удобен. Вес – всего 340 грамм. А цена – всего 5000р! Куртки от “брендов”, с теми же характеристиками – вдвое дороже. Так что рекомендую, тем, кто искал себе мембрану. И кстати, куртка – Made in Russia!
Вторым испытуемым объектом, который оказался у меня в руках и отлетал так же весь сезон с мая, стала куртка Warm Jacket, с искусственным утеплителем “Нollowfiber”. Нollowfiber – известный нетканый синтетический утеплитель, специально создавался для замены пуха в условиях повышенной “жесткости” эксплуатации. Такой утеплитель немного тяжелее высокоуровнего пуха, зато не боится множественных намоканий и сдавливания при намокании, не “лезет по швам”, можно стирать без специальных средств, короче в эксплуатации – более неприхотлив чем пух и более дешев.
У меня дома огромное количество разных спортивных пуховиков (и свитера и куртки) от разных производителей ((Adidas Terrex, Puma, Mountain Hardwear, Outdoor Research, Patagonia а так же различные непальский, Uniqlo, и Декатлоновские), с пухом от FP800+ до FP900+, и с искусственными утеплителями, так что было интересно сравнение в эксплуатации.
Могу сказать сразу, Warm Jacket мне очень понравился. Его нельзя назвать ультралегким, он весит 560 грамм, но и по теплу он заметно превосходит пуховики ультралайты (такие как Mountain Hardwear Ghost Whisperer) и спокойно может применятся как верхняя одежда. Ткань плетением Rip stop непродуваемая имеет достаточную прочность, чтобы не беспокоится о ее сохранности. Я отлетал почти весь сезон в Кончинке, одевая Warm Jacket просто поверх термобелья или футболки, а мембрану сверху одевал только в мае, когда под базой была температура ниже нуля.
Как и у Air Jacket, у Warm Jacket – есть манжеты на рукавах, высокое горло и капюшон.
Шьет Warm Jacket – непальский филиал SUNSURFER. Качество пошива – весьма на высоте. А цена – всего 4000р!
Отлетав сезон, я могу сказать, что “пуховик” полностью оправдывает себя. Очень удобен и неприхотлив. Каких – либо потертостей на плечах (там где плечевые ремни) – за сезон использования – не обнаружил, хотя пуховик Mountain Hardwear, за аналогичное время в прошлом году – существенно потерся. Так что прочность материалов – на высоте.
По теплу он существенно теплее ультралайтов, на мой взгляд идеален для летних полетов (в совсем жаркую погоду – можно расстегнуть для вентиляции, а если температура опускается ниже нуля (Бир высокие горы, Кончинка ранней весной) – то сверху добавить мембрану и дело с концом!
Так же я летал весь сезон в балаклаве SUNSURFER, конструкция ее довольно проста, но подшлемник – это расходник, который периодически изнашивается и этот показал себя ничем не хуже, чем Brubeck, в котором я летал раньше.