Маршрут в окрестностях Олюдениза (Андрей Алепов)
Маршрут в окрестностях Олюдениза
Статья Алепова Андрея о его треугольнике: Babadag–Uzumlu–Sogutludere–Bayirkoy–Akdag
В Турцию я всегда беру с собой 2 комплекта снаряжения: первый для акробатики и второй для маршрутных полётов.
Олюдениз – это идеальное место для SIV – ACRO тренировок. Район вокруг Бабадага также хорош и для маршрутных полётов в обширной прибрежной зоне. Достаточно длинная горная гряда начинается пятисотметровыми горками от города Фетхие и заканчивается у песков Патары. Этот район облетан уже давно. Теперь я провожу там курс маршрутных полётов. В этих местах можно построить классический горный маршрут по красивейшим точкам, расположенным на разных высотах. А средне-статистически мягкая работа прибрежных склонов делает обучение полётам «по рельефу» более доступным, более безопасным. В итоге мы обычно строим маршрут, на котором делается акцент не на прохождение максимальной дистанции, а на работу по точкам, расположенным на разных высотах. Работая на высотах около 2000 м мы можем спуститься на более низкие точки 1500, 1000, 500 и 300 м, откуда затем можно будет снова выбраться наверх. Главное, правильно организовать полёт! Погода в районе Бабадага и окрестностей иногда меняются на глазах. Очень интересно подстраиваться под меняющиеся в течение дня прибрежные условия.
В отдельные дни, радующие нас высокой базой кучевых облаков, появляется редкая возможность более серьёзного перелёта на соседнюю горную систему Акдаг, или систему гор в районе Изумлю.
При этом должен отсутствовать верхний фон северных направлений, мешающий совершить переход на оптимальной скорости. За такой погодой гоняются некоторые опытные пилоты! Несколько лет, из-за работы с группой и банального не попадания в нужные условия, мне никак не удавалось совершить попытку более дальнего перелёта на соседние горные системы.
И наконец, весной 2016 мне повезло. Настал тот самый момент, не использовать который было бы большой оплошностью!
Один единственный день обещал базу под 3000 м и отсутствие верхнего встречного фонового севера.
Иногда я совмещаю акротренировки и «убиваю сразу 2х зайцев» в один тренировочный день. Первый утренний акротренировочный полёт, затем замена комплекта снаряжения и полёт по маршруту. Эдакое двоеборье. Но в этот день я, конечно, отправился наверх с маршрутным комплектом.
Где то в 10 утра я оказался на вершине Бабадага и стал наблюдать за условиями. Пришла более сухая и, как показалось поначалу, более стабильная воздушная масса. В районе вершины, на которой я находился, никак не хотела начинаться погода. Дул стабильный лёгкий фон со стороны Патары. Прозрачность воздуха была подпорчена характерной дымочкой. В это же время, где то на горизонте начали появляться уверенные вспышки кучевых облаков на склонах с восточной экспозицией за долиной Изумлю и на Акдаге. В 10:30 начал работать Бабадаг, и начали появляться первые вспышки на Мендозе. Выросла первая гряда облаков на южных склонах по направлению к Патаре.
Я принял решение начать полёт в сторону Патары, а после возвращения на Бабадаг принимать дальнейшее решение, определяющее последующее направление полёта.
Старт в 11 часов и уход в потоке на высоту 2650 метров с последующим переходом на восток. Пройдена половина расстояния до песков Патары. Начинаю ощущать верхний северный фон и принимаю решение лететь верхом по ветру, увеличивая дистанцию по маршруту. Мой расчёт подтвердился. Спустившись ниже, я развернулся к Бабадагу с расчётом прихода на первый же уверенно рабочий склон, чтобы не теряя времени вернуться на Бабадаг как можно скорее.
Ниже высоты 2200 метров северного фона уже не было. Скорость полёта была оптимальной. Где то в 12 часов я уже был на Бабадаге, где обнаружил набирающего дополнительную высоту Егора, который уже успел второй раз подняться на следующий тренировочный акро-вылет.
Мы вместе залезли под базу, и я полетел на Мендоз, пока что радующий неплохой базой. У вершины Мендоза мне удалось быстро подстроиться в один из множества восходящих потоков. В данной ситуации было очень важно, не теряя времени, попасть в правильный более сильный поток, который даёт максимальное количество высоты. Работу усложняла бурлящая вширь многоядерная кучёвка. Мне повезло с выбором потока, и я начал выскрёбывать дополнительную высоту, работая по переднему краю облака. Есть! Иду на переход в сторону Изумлю с высоты 2800 м. Летится довольно быстро. Нет встречного ветра! Кайф!
Перелетаю долину Фетхие и на подходе к ближним низким горкам имею 1800м высоты. Отличный запас. Держу направление прямо по визуальному разделу гряды, отмечая места возможных сходов потоков и запасные посадочные площадки. Подо мной широкая система низких гор, плотно поросшая красивым сосновым лесом. Над этими низкими горами нет ничего. Ни звука. И только чуть начинает ускоряться ветер.
Лечу упорно вперёд к концу сосновых гор, в надежде что то подобрать перед броском на нашу старую знакомую горку у долины Изумлю. На одной из вершинок в лицо ударяет медово – сосновый тёплый запах, и я попадаю в слабый-слабый поток, который вскоре бросаю, чтобы не удаляться от главного стратегического объекта – горы у Изумлю.
Не задерживаясь ни на секунду, я немедленно беру курс на бок южной экспозиции, понимая, что он будет обтекаться западным ветром. На основные наветренные западные склоны никак не дотягиваю! На переходе через часть долины попадаю в слив, который одновременно радует и расстраивает. Хватило бы высоты. Её уже катастрофически не хватает! На подлёте к южной части горы судорожно ищу посадочную площадку и одновременно судорожно пытаюсь вычислить более правильное место для работы у склона. На высоте около 150 м над долиной я на полной скорости прилипаю к южному склону и мёртвой хваткой вцепляюсь за первый попавшийся пузырь, который с таким запасом высоты может оказаться последним шансом на спасение! Есть! Первые несколько разворотов и первый удерживаемый набор в сносящемся западным ветром пузыре. На лбу выступают капли пота, внизу жарко! Стопроцентная южная экспозиция выручает и через некоторое время я отправляюсь против ветра вверх, в уверенном термодинамике к основным западным склонам моей старой знакомой.
Первая победа на этом маршруте! Довольно быстро выбравшись над вершиной, я не тороплюсь лететь дальше. Поначалу я рассматриваю возможность полёта в сторону Даламана и некоторое время «отвисаюсь», щупаю склоны в районе горы, но затем быстро принимаю решение двигаться дальше на северо-восток.
Этот район окрестных гор наиболее подвержен началу переразвития. При данной погоде больше настораживала кучёвка, начинающая разваливаться вширь. Добрав в одном из потоков над вершиной, я немедленно отправляюсь на переход через красивое широкое русло реки к основанию одной из высоких горок в северо-восточном направлении.
Лечу к хорошо освещённому в течение долгого времени склону. Запас по высоте имеется. Прижимаюсь в правильном месте и начинаю набор в уверенном слабом динамике. В процессе разворота вдоль склона попадаю в мягкий, достаточно широкий поток. Набираю. Над Изумлю уже весит обширная тень. Сбежал оттуда вовремя. Но не застрять бы здесь! Концентрируюсь на работе в потоке! Над головой начинает расти облако, расползаясь шире и шире. Встаю на переход, недобрав под базу, так как из облака начинает капать редкими жирными каплями. Развитие вверх пассивное, но воды уж точно будет предостаточно! На всех парах пилю к переднему краю, надеясь подобрать там, на периферии. Район этой горы зарастает широкой тенью. Успел и сейчас! Ухожу на переход из под широкой жирной тёмно-сине-чёрной флегматичной кучёвки! Курс на восток!
Через несколько минут, где-то за спиной чёрная флегма начинает поливать остывающие склоны нудным дождиком. Но не расслабиться! Впереди хорошо освещённые, не разведанные, более низкие горки. Над некоторыми вершинками вспыхивает довольно высокая кучёвка. Где-то там, на пути к первой высокой горной системе, расположенной перед Акдагом, среди низких горок тянется трасса на Анталию. И вот я уже вижу эту дорогу, пролетая над лесистыми пологими склонами. Высматриваю место потенциального схода потока. Вспышек в этой зоне нет, и я изо всех сил стараюсь найти максимально выгодное для поиска потока место с какой-нибудь посадочной площадкой неподалёку.
На подлёте к трассе замечаю посадочную площадку прямо у дороги, линию ЛЭП и тут же попадаю в слабый восходящий поток. Высота не слишком большая и тут прилично сносит плотной юго-западной составляющей, разрывая слабые потоки. Бросаю поиск и лечу дальше на восток, надеясь найти термик на горках, стелющихся вдоль трассы. Переваливаю через трассу. Теряю весь запас высоты и готовлюсь идти на посадку у трассы, если не найду что-то на одной из горок. Выбираю место для работы у склона. Лечу туда и прилипаю к округлому склону.
Вдоль трассы и горок с доминирующими западными склонами дует почти чистый юг с лёгкой западной составляющей. Перепад между мной и посадкой всего 150 м. Ох и работёнка предстоит! Прилипаю к склону. Лес, сосны, жара. Получается отвисеться на упыре южной экспозиции. Уход с упыря переходит в родео с размазанными пузырями, кувыркающимися вдоль западных склонов, и я двадцатый раз подряд возвращаюсь на упырь, продолжая долгий утомительный секс с реальностью. Наконец то, лихим броском удаётся оседлать очередной более широкий пузырь. Несколько резвых разворотов, и я врубаюсь в узкий поток, уносящий меня вверх с приличной скоростью и с не менее приличным сносом. Вырывается выдох облегчения, но вскоре меня выбрасывает из потока, который немедленно распадается на рваные ошмётки.
Ну ладно, думаю, попробую дождаться следующего и возвращаюсь на насиженный упырь. Но в воздухе тихо, явная не фаза. Начинаю снова скакать по дурным пузырям и понимаю, что шанс я свой практически упустил. Из последних сил концентрируюсь на работе с пузырями. Мне везёт и я дожидаюсь схода новой порции тепла, оказавшись ниже вершины моего упыря. Выковыриваясь по западным склонам, выезжаю на наветренную южную круглую вершину упыря и жду заветное усиление восходящего потока. Через некоторое время получаю лихой пинок снизу и вгрызаюсь в следующий, на этот раз ещё более бодрый штырь, который помогает мне выбраться на спасительную высоту. Битва у трассы на Анталию закончена, и я отправляюсь к первой высокой горной системе, уверенно выбирая высоту в потоках, сошедших с более широких наветренных южных- юго-западных склонов. Снос на юг приличный, но все склоны работают достаточно хорошо! Вторая серьёзная победа за этот день!
Набор высоты на первой системе перед Акдагом проходит по схеме частичного проезда с постоянным набором вдоль нагретых наветренных склонов системы. Выкручиваю максимальную высоту у крайней точки и отправляюсь на длинный переход к Агдагу.
Прихожу на первые горки Акдага с хорошим запасом и через некоторое время выбираюсь на самый верх, любуясь красивыми плато, украшенными редкими полосками снега. Настроение отличное!Погода звенит и я еду по верхам в сторону Сакликента с попутной северной составляющей.
Приходит время принятия решения на возврат. Лететь обратно к Мендозу или Бабадагу, рассчитывая выбраться наверх, не представляется возможным. База под 3000 метров – это не так высоко, а переход – ну очень длинный. Выбираю максимум высоты и беру курс на слияние двух трасс, перекрёсток с круговым движением. Дорога на Анталию и дорога на Каш по долине вдоль Акдага.
Лечу долго. Отдыхаю, наблюдаю за переменой направления ветра. С запасом высоты прохожу над кругом-перекрёстком и беру курс на Фетхие. На малых высотах господствует ветер с моря. Выбираю посадку у заправки, рассчитывая купить себе там холодного пива и дождаться маршрутку. Сажусь.
5 часов 50 минут в воздухе и незабываемый красивый маршрут. Мечты сбываются!
Собравшись, я выхожу на заправку, пива не хочется, иду ловить маршрутку. Но странное дело, никто не останавливается. Уже становится жарко, идёт время. Видимо надо идти вперёд, куда то на остановку. Разворачиваюсь и иду по трассе в сторону Фетхие, переодически оглядываясь с надеждой на очередную маршрутку. И вдруг рядом оттормаживается здоровый фордовский пикап с двумя местными рок-н-ролльными парнями, которые сразу же предлагают подвезти. Я, конечно, соглашаюсь, и мы уже мчимся в Фетхие под (!!!) грохот группы “Ленинград”! Водитель с хвостом, как у меня, радостно рассказывает, как он недавно провёл пару месяцев в славном городе Краснодар и заканчивает свой рассказ, проорав скороговорку: “Шла Маша по шоссе и сосала сушку”!!! “Ленинград” сменяется несколькими лихими хардовыми композициями, и ребята везут меня прямо в Олюдениз.
Прощаюсь, благодарю их при выходе и становится немного грустно от расставания с родственными душами, случайно (а может и совсем не случайно) попавшимися мне на пути домой.
Смотрите небольшой фильм о этом незабываемом маршруте!
До новых встреч!
Автор статьи – Алепов Андрей. Май 2016