Парапланы. Вероятность травм. Статистика. Январь 2017.
Опрос активно летающих пилотов с целью исследования статистики травматизма и вероятности возникновения травм. Все данные обрабатывались анонимно. Ответы все еще принимаются, и в будущем отчет может быть дополнен.
Прочитать об опросе можно здесь.
Это продолжение опроса который проводила Галина Евгеньевна Масленникова (Мама Пилота) в 2010 году. На дворе 2017 год и настало время обновить и расширить данные, а так же посмотреть изменились ли статистические тренды. Отчет 2010 года –https://paraplan.ru/forum/post/842192.
1. Пояснения и определения:
СИВ/КАП/SIV – это одно и то же. Курс над водой по симуляции различных опасных режимов полета.
Травма – это состояние, возникшее из-за полетов на параплане и повлекшее за собой оказание медицинской помощи (даже если пилот от нее отказался, но считал, что она была необходима) – ушибы, неглубокие порезы, небольшие растяжения – травмами не считаются.
Сотрясение мозга (явные симптомы), даже если пилот ушел домой без оказания помощи – травма.
Есть люди, которые и компресс на ногах перенесли, не обращаясь к врачам – это тоже травма.
Тяжелая травма – травма с потерей трудоспособности на срок более месяца.
Горы – условно, это склоны высотой более 150м. Разделение делает сам отвечающий согласно своим представлениям. Налет в жесткую термичку на маленьких склонах – тоже можно прировнять к горному, но только в жесткую термичность, и с обработкой потоков, а не в динамике.
Серьезные предпосылки к ЛП – это случаи, когда травмы удалось избежать только по счастливой случайности – посадка на мягкий куст, дерево, сыпуху, по касательной на склон, применение запаски и т.д. Для лебедки – обрубка троса. Для АКРО – нештатные вводы СП.
Просто Предпосылки к ЛП – это такие предпосылки, которые могли привести к серьезным последствиям, но вы – справились (каскады, сложения очень близко к склону, падения с небольшой высоты, когда все обошлось, столкновения и т.д.). Для лебедки – срыв на затяжке. Для АКРО – штатные вводы СП.
2. Исходные данные: Красным в скобках помечены данные опроса 2010 года.
Итого: 144 респондентов (на 02.02.2017) (в 2010 – 80 пилотов-спортсменов из топ 150)
только 19 из них (13,2%), принимало участие в опросе 2010 года.
3. Результаты обработки: Статистика.
3.1. Профиль пилотов.
- Средний возраст респондента – 37 полных лет.
- Самый младший имеет 19 лет, старший – 62.
- Наибольшее количество пилотов ответивших на вопрос – на данный момент, имеют возраст между 30 и 40 годами.
- Средний возраст в момент начала обучения – 28.5 лет.
- Самый младший имел 7 лет, старший – 52.
- Среднее время начала полетов – 2007-2008 год.
3.2. Налет пилотов.
- Среднее время начала полетов – 2007-2008 год.
- Средний налет респондентов – 464 ч (в 2010 – 530 ч)
- Из них термический налет – 306 ч
- в горных условиях – 179 ч
- в равнинных – 136 ч
- В динамике – 118 ч
- На моторе – 10,5 ч
- Всего опыт моторных полетов имеет 31 пилот, 23 из них имеют налет 10 ч и более.
- Из них термический налет – 306 ч
- В среднем, респонденты делают 2.26 выезда в горы за сезон.
Интересна корреляция термического налета относительно общего, если убрать несколько сильно выдающихся значений, то в среднем 80-85% общего налета – это налет в термиках.
Итак, выведем средний профиль пилота опроса:
Это пилот, среднего возраста, между 30 и 50 годами, летающий уже более 7 лет, имеющий налет более 400ч, из низ более 250ч в термичке, периодически ездящий в горы (1-2 выезда в сезон), не участвующий или редко участвующий в соревнованиях, летающий на аппарате EN-B или EN-C, и имеющий годовой налет в районе между 20 и 100ч в год.
Исходя из этого профиля, мы видим, что он не очень коррелирует с профилем из опроса Галины Евгеньевны, но больше подходит для “рядового пилота выходного дня”. Далее, рекомендую читать и смотреть внимательнее.
3.3. Травматизм.
- среднее количество травм на количество опрошенных – 0,694 (1,26)
- Всего из 144 респондентов, получавших травмы было 71 пилотов – 49,3%.
- На них приходится 100 травм, или по 1,43 травмы на пилота.
- Еще 4 человека получали мелкие повреждения, связок и сухожилий, а так же обширные ушибы, но за медпомощью не обращались.
- 20 человек из 144 имели – 2 и более травмы за время карьеры.
- 2 травмы получили – 15 пилотов
- 3 травмы – 3 пилота
- 5 травм – 2 пилота
- Средний налет на 1 травму – 668 ч (419 ч);
- Средний налет на момент получения травмы – 147 ч. (для пилотов получавших несколько травм, учитывалась КАЖДАЯ его травма).
- 20 из получивших травму, получили ТЯЖЕЛУЮ травму.
- 2 из них, дважды, и 1 – трижды (3 тяжелые травмы из 5 общих).
По типу полученной травмы следующее распределение. Учитывались так же сопутствующие травмы, например, получение компрессионного перелома позвоночника, вместе с переломом конечности или повреждением связок или суставов.
Практически каждой тяжелой травме, сопутствует еще более легкая, такая как перелом конечности, или обширные ушибы, или повреждение связок.
Большинство травм получены в результате:
- падений на плоскую землю – 38,6%
- на НЕ каменистый склон – 27,2%.
- На каменистый склон, валуны, или скалы – 11,4%
- На деревья и кустарники – 11,4%
- На плоские камни или плоскую каменистую землю – 7,2%
- На воду – 1.4%
Эта статистика не говорит о том, что скалы и камни – безопаснее, она говорит о том, что они реже встречаются в тех местах где мы летаем, или что падения на эти поверхности заканчиваются анализом уже в мемориале.
Всего 7 травм (из низ 5 тяжелых) получено на официальных соревнованиях.
Конкретные причины только в половине случаев уложились в типовые схемы.
Более подробно я попробую рассмотреть их во второй части исследования.
Теперь рассмотрим ТЯЖЕЛЫЕ травмы.
20 пилотов из получивших травму, получили ТЯЖЕЛУЮ травму.
- 2 из них, дважды, и 1 – трижды (3 тяжелые травмы из 5 общих).
- Налет на момент получения тяжелой травмы:
менее 10 ч 2 от 10 до 50ч 4 от 50 до 100ч 4 от 100 до 200ч 7 от 200 до 500ч 2 более 500ч 2 - Тип поверхности падения при получении тяжелой травмы:
Падение на воду | 0 | |
Падение на дерево | 1 | |
Падение на низкую растительность (кусты) | 0 | |
Падение на плоскую каменистую землю или плоские камни и скалы | 3 | |
Падение на плоскую землю | 4 | |
Падение на каменистый склон, валуны или скалы | 3 | |
Падение на не каменистый склон | 9 |
Промежуточный вывод.
Общая статистика: (в сравнении с опросом 2010 года (в скобочках)
– среднее количество травм на количество опрошенных – 0,694 (1,26)
– средний налет респондентов – 464 (530) часов
– средний налет на 1 травму – 668 (419) часов;
– среднее отношение количества предпосылок к количеству травм – 2,29 (1,7);
– средний налет на травму либо предпосылку 203,1 (156) часов;
– количество пилотов, летающих без травм – 50,7% (25%);
– количество тяжелых травм – 20% (26,7%);
– количество пилотов, имевших тяжелые травмы – 11,1% (26%).
Промежуточный вывод.
Учитывая, что в опросе Галины Евгеньевны были в, в основном, более-менее соревнующиеся пилоты (топ 100 – 150, российского рейтинга на тот момент), то можно сказать, что “Не спортсмены” – травмируются реже, средний налет на 1-ну травму у них в 1,6 раза выше, предпосылки – реже приводят к травмам, средний налет на 1-ну травму или предпосылку у них тоже больше – 203,1 против 156 ч,
Количество пилотов летающих вообще без травм почти вдвое больше чем у спортсменов, так же меньше тяжелых травм.
Однако прямые сравнения некорректны, так как в опросах разнятся не только профили пилотов, но и за 6 лет изменилась сама техника. Поэтому после выводов 2-й части, я попробую организовать новый опрос спортсменов по исходным данным Галины Евгеньевны, который позволит корректно сравнить тенденцию у пилотов участвующих в соревнованиях.
Во 2-й части, я рассмотрю основные предпосылки к ЛП, возникающие у пилотов, профиль пилота получившего травмы, а так же различные корреляции между возможными причинами и травматизмом.
ЧАСТЬ 2. Парапланы. Вероятность травм. Часть 2. Причины и следствия.
02.02.2017. Москва. Автор- Сергей Лазарев-Марченко (MyMySer). Использование любых материалов этой статьи возможно только с прямого согласия автора и со ссылкой на статью.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: