Смертельные случаи в парапланеризме (свободный полет) (для стран бывшего СССР)
Смертельные случаи в парапланеризме (свободный полет) (для стран бывшего СССР)
Аналитика смертельных случаев в парапланеризме
22.01.2017. Евгения Белова.
Отчет содержит анализ данных о летных происшествиях на параплане (свободный полет), приведших к смерти человека. Первый случай зарегистрирован в 1992 году. Регистрировались случаи на территории бывшего СССР и случаи с жителями стран бывшего СССР. Также включены 2 случая с иностранцами на территории Турции – так как в дальнейшем планируется расширение статистики для повышения качества аналитики.
Если у Вас есть дополнительная информация по летным происшествиям, закончившимся смертью пилота и / или пассажира параплана, прошу высылать ее на адрес: paraglidingsafety@gmail.com
Часть 1
- Перечень случаев.
- Источники данных.
- Полнота исходных данных.
- Общее количество случаев
- География происшествий
- Причины происшествия.
- Аналитика по типам полета.
- Аналитика по типам старта.
- Аналитика по массовым парапланерным местам.
Часть 2 – в процессе (будет опубликовано в отдельной статье)
- Аналитика по погодным факторам.
- Аналитика по оборудованию и состоянию пилота
- Аналитика по тандемам
- Аналитика по СИВ и учебным группам
- Аналитика по запаскам
- Аналитика по крыльям
- Аналитика по опыту пилота
Часть 1
1. Перечень фаталити.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1A0vHHoub1KBpjQs6DCFn4IsJ6ucKfSXkE_O3YzO1wmE/edit?usp=sharing
Перечень не является полным.
2. Источники данных.
Данные взяты с сайта: paraplan.ru, раздела Мемориал и раздела Безопасность, а также с сайтов, на которые ссылались из перечисленных разделов.
3. Полнота исходных данных.
Перечень ЛП не является полным.
По многим зарегистрированным случаям не хватает базовой информации:
нет информации о происшествии |
18 |
||
не известно имя |
3 |
||
не установлены причины |
21 |
4. Общее количество случаев
5. География проишествий
Географическое распределение не может интерпретировать места, как более или менее опасные, так как для этого необходима статистика полетов на данном месте. Например, нельзя сказать, что в Ставропольском крае бьются чаще, чем в Московской области. Такая статистика может быть приведена на 1000 полетов, сделанных в Ставропольском крае или Московской области.
Из 83 зарегистрированных случаев 45 – на территории России, по остальным статистика ниже:
Распределение по регионам России:
Итого |
45 |
Алтай |
4 |
Башкирия |
2 |
Брянская область |
1 |
Дагестан |
1 |
Иркутская область |
1 |
Кабардино-Балкарская республика |
4 |
Карачаево-Черкесская республика |
1 |
Краснодарский край |
3 |
Красноярский край |
3 |
Московская область |
6 |
Нижегородская область |
2 |
Орловская область |
2 |
Оренбургская область |
1 |
Приморский край |
1 |
Самарская область |
2 |
Северная Осетия-Алания |
1 |
Ставропольский край |
8 |
Тверская область |
1 |
Удмуртия |
1 |
Наиболее распространенные места старта и количество фаталити на них (без информации о количестве полетов на каждом из них данные сравнивать нельзя):
Курай |
3 |
Юца |
6 |
Гора Клементьева |
5 |
Чегем |
2 |
Бир |
3 |
Олюдениз |
5 |
Ушконыр |
2 |
6. Причины происшествия.
Случаи были разделены по основной причине смерти:
|
Действия на старте |
Случились не выше 50 метров над точкой старта, не далее 100 метров, не позднее 3 минут после старта |
Действия в полете |
|
Действия на посадке |
Случились не выше 50 метров над точкой предполагаемой посадки, не далее 100 метров |
Действия после посадки |
Действия после посадки с травмой, которые послужили основной причиной смерти. Т.е. если бы действия или обстоятельства после посадки (падения) были другими, человек остался бы жив. Не включает случаи «возможно, если…» |
Оборудование |
Разрушение оборудования |
Нет данных |
Включает в себя случаи, когда причину установить не удалось |
6.1. Действия на старте
Основная причина смертности на старте – пилоты забывают пристегиваться, в т.ч. в тандеме.
Итого: |
7 |
|
Сложение на низкой высоте |
1 |
|
Встреча с препятствием |
1 |
|
Обгон крыла |
2 |
|
Не пристегнут |
3 |
6.2. Действия в полете
Большинство фаталити случились из-за действий (бездействия) в полете.
Самой частой причиной является сложения и срывы на низкой высоте. Правильно было бы разделить эти случаи, как и сделано в таблице ниже, но стоит заметить, что отличить одно от другого может только опытный пилот (инструктор) или необходимо видео.
Другой частой причиной является акробатика вне зоны, сюда включены все случаи маневров, в т.ч. винговеры, крутые спирали и прочие элементы фристайла, выполняемые над землей.
Под «нет данных» понимается, что очевидно, что действие произошло в воздухе, но либо мы уже не сможем узнать, что именно, либо нет описания ЛП.
Итого: |
40 |
Горные |
Равнинные |
Динамик |
||
Ротор |
4 |
10% |
2 |
1 |
0 |
|
Сложение на низкой высоте |
6 |
15% |
0 |
2 |
4 |
|
Срыв / негативка на низкой высоте |
4 |
10% |
0 |
1 |
2 |
|
Каскад / Галстук/Конфетка |
5 |
13% |
2 |
1 |
1 |
|
Провода |
1 |
3% |
1 |
0 |
0 |
|
Полный срыв / негативка |
1 |
3% |
0 |
1 |
0 |
|
Полет в облаках |
2 |
5% |
2 |
0 |
0 |
|
Акробатика |
2 |
5% |
0 |
0 |
0 |
|
Акробатика вне зоны |
7 |
18% |
1 |
0 |
2 |
|
Столкновение в воздухе |
2 |
5% |
0 |
0 |
2 |
|
Над водой |
0 |
0% |
0 |
0 |
0 |
|
Не пристегнут |
1 |
3% |
0 |
0 |
0 |
|
Нет данных |
5 |
13% |
4 |
0 |
1 |
6.3. Действия на посадке
Случаи на посадке описаны все, о чем говорит «о» в строке «нет данных».
Под «проводами» понимается влет в провода при попытке приземлиться.
Итого: |
6 |
|
Провода |
1 |
|
Чеки |
0 |
|
Препятствие |
2 |
|
Проблема с оборудованием |
1 |
|
Негативка / срыв на посадке |
2 |
|
Нет данных |
0 |
6.4. Действия после посадки
Под «самостоятельным спуском» понимается, что пилот после ЛП самостоятельно спускается к месту проживания (с дерева, с горы и т.д.).
Под «отсутствием помощи» понимается неквалифицированная медицинская помощь, опоздание помощи и т.д.
Итого: |
8 |
|
Самостоятельный спуск |
1 |
17% |
Утонул (а) |
4 |
67% |
Спуск с травмой |
1 |
17% |
Отсутствие помощи |
2 |
33% |
6.5. Оборудование
Зарегистрирован 1 случай – когда в полете оторвались стропы, произошедший в 2000 году.
7. Аналитика по типам полета.
Абсолютное большинство фаталити произошло при маршрутных горных полетах и в динамике, вполне возможно, что это потому что это наибольшая категория полетов по количеству.
Итого: |
83 |
На старте |
В полете |
На посадке |
После посадки |
Оборудование |
Нет данных |
маршрутные равнинные |
8 |
1 |
6 |
0 |
0 |
1 |
0 |
маршрутные горные |
18 |
0 |
12 |
1 |
3 |
0 |
2 |
динамик |
18 |
0 |
12 |
0 |
3 |
0 |
3 |
акробатика |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
СИВ |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
учебный слет |
4 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
тандем |
7 |
2 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
нет данных |
23 |
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
16 |
Распределение фаталити по видам полетов и годам:
Предположение о том, что «раньше больше бились в динамике» не подтверждается данными.
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
00 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
|
маршрутные горные |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
маршрутные равнинные |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
динамик |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
нет данных |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Маршрутные горные |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
маршрутные равнинные |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
динамик |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
нет данных |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
8. Аналитика по типам старта.
На лебедках не зарегистрированы фаталити на старте.
83 |
На старте |
В полете |
На посадке |
После посадки |
Оборудование |
Нет данных |
|
с ног – горный |
27 |
3 |
17 |
2 |
3 |
0 |
2 |
с ног – холм |
27 |
4 |
17 |
1 |
2 |
0 |
3 |
активная лебедка |
5 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
пассивная лебедка |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
малинка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
нет данных |
22 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
15 |
9. Аналитика по массовым парапланерным местам
Не зарегистирированы случаи на старте в массовых парапланерных местах, кроме Олюдениза. Возможно, это связано с тем, что количество полетов в Олюденизе значительно превышает количество полетов в других перечисленных местах.
26 |
На старте |
В полете |
На посадке |
После посадки |
Оборудование |
Нет данных |
|
Курай |
3 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Юца |
6 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Гора Клементьева |
5 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Чегем |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бир |
3 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Олюдениз |
5 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ушконыр |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Часть 2 – в процессе…..
- Аналитика по погодным факторам.
- Аналитика по оборудованию и состоянию пилота
- Аналитика по тандемам
- Аналитика по СИВ и учебным группам
- Аналитика по запаскам
- Аналитика по крыльям
- Аналитика по опыту пилота
Автор. Евгения Белова. 2017г.
Оригинал статьи – http://pgsafety.pro/index.php/template-features-2/203-аналитика-смертельных-случаев-в-парапланеризме-свободный-полет