Отчет Дениса Иванова (Dendy) по результатам выезда в Бир. Осень 2017.

Отчет Дениса Иванова (Dendy) о полетах с ночевками в Бире в октябре 2017 года. 

В Индию собрался внезапно, за 5 дней купил билеты до Дели и сделал электронную визу.

Поставил для себя задачу на выезд – летать по возможности новые маршруты и ночевать в горах недалеко от домашней долины. Стоит ли говорить, что находиться в пятый раз в Бире, наматывать десятки и пусть даже сотни километров, начиная и заканчивая свой день и маршрут примерно в одно и то же время и в одном и том же месте, в конце концов кажется уже не столь захватывающим планом на выезд. На длительный бивуак у меня, к сожалению, нет было ни готовности ни времени (всего 10 дней), а для полетов вокруг Бира времени вполне достаточно. Кроме этого был еще и личный мотив полетов с ночевками в горах.

Лететь в бивуак и ночевать в одиночку – это развлечение для настоящих мизантропов. А с кем разделить ощущения от заката в горах, а посиделки за кружкой чая? Да и ощутимый перегруз не позволяет взять на борт все что необходимо для автономного полета. Поэтому мне нужна компания! В пятницу 13-го встречаемся с Андреем Машаком и Володей Кравченко на завтраке. Они не против лететь на ночевку вместе. Но на то она и пятница 13-е. Сначала мне приходится спускаться за рюкзаком Сереги, который я случайно забыл закинуть в машину, и поэтому подняться на старт во второй раз. Не страшно – погода поздняя. Затем после старта кто-то меняет частоту для всей компании, и я остаюсь без связи – приходится лететь на посадку в Бире. Не судьба! Зато можно продолжить уничтожать запасы гипоксена, милдроната, гематогена, глицина и витамина С, оставленные в номере отеля. Акклиматизация? Нет, не слышал:)
Погода в этот раз в середине октября выдалась очень теплая, ветренная, высокая, сильная, сухая и позволяла летать отличные маршруты.

1. Суббота, 14 октября. Ночевка на Редтемпл (2300 м)

 

После стандартного полета через большие горы в Дарамсалу – Train Staition, прилетаю на Red Temple.

Компания на ночевку собирается отличная – ребята из Красноярска (Паша, Каринка, Женя), Леша Кучеренко, Женя Панафидин, Сергей Лазарев-Марченко. С собой у всех много вкусняшек, сидим вечером у костра – тепло. Одним словом – туристы!

Сегодня наш словарный запас пополняется несколькими устойчивыми выражениями, например, “сходить в Интернет” и “лахматая посадка”.

2. Воскресенье 15 октября. Ночевка на 360 (2200 м)

После старта обнаруживаю, что выше 2700 м достаточно сильный западный ветер придает этому дню незабываемую спортивную составляющую. Потоки от домашнего хребта сносит в соседнюю долину. С таким ветром довольно сложно перейти к Бигфейсу, даже перейти на плотину. Можно пройти к Бигфейсу только через верхнюю часть плотинного хребта. После тренировок обработке потоков при свежем ветре и переходам на плотину решаю, что у Бигфейса делать мне сегодня нечего. Договориваемся с Женей Панафидиным и Алексеем Кучеренко лететь на старт, там пообедать, пополнить запасы воды и еды и затем принять решение о следующей ночевке.

Успешно топлендимся на старт. На старте несколько десятков мужиков в спортивных костюмах с рюкзаками – военные индусские парашютисты собираются прыгать с тандемов. На обед также прилетает Андрей Машак, который с Володей Кравченко ночевал на 2800 м ближе к Дарамсале. В горах тем временем зреет гроза. Поэтому решаем лететь ночевать недалеко, на 360.

Как обычно на 360 термодинамик несколько осложняет посадку. К нам присоединяется Антон Донцов – очень приятно встретиться не где-то, пусть даже Бире, а вот так, на природе). После посадки наблюдаем как гроза проходит в больших горах, обильно посыпая горы снегом. Завтра там, в горах, будет красиво!

Поставив палатки, парни уходят в деревню за 5 км от посадки, чтобы закупить еды. Андрей Машак и я остаемся у лагеря – хочется отдохнуть и восстановить силы. Мне очень нравится ночевать в этом месте – сюда просто прилететь в самом конце дня, здесь невысоко (а значит, не холодно), а виды вечером и утром на горы и долину замечательные!

Всю ночь палаткой шуршит свежий восточный ветер – беруш нет, выспаться невозможно.

3. Понедельник 16 октября. Ночевка у оз. Парашар (2600 м)

Утром договариваемся с Женей и Алексеем продолжить наше путешествие, лететь на озеро Парашар. Леха не хочет усложнять маршрут и собирается сразу лететь в сторону Манди на озеро (это всего лишь около 50 км на восток). Поскольку домашний хребет юго-восточной экспозиции, то стартовать для полета в сторону Манди еще рановато. Погода бомба, и я решаю полетать. Погода звенит – можно слетать в большие горы.

На первом хребте за Боротом база 4500 м, с этой высоты легко долететь до Бигфейса. На дальнем отроге Бигфейса набираю 4200 м и лечу прямо на стартовый хребет. Переходы по 15 км – можно почувствовать себя белым планером! По рации слышно, что Женя не смог выкрутить где-то при подлете к Манди, приземлился на склон и поднимается выше пешком. Алексей тоже приземлился и они ожидают погоду вместе где-то на хребте. Решаю лететь дальше в сторону Манди – в крайнем случае вместе с парнями будем выбираться из глубеней. Приходится включить медленный и безопасный режим полета – погода “дохлая”, ветер встречный.

Алексей и Женя уже находятся на хребте в перспективном для старта месте. Женя подсказывает мне, где нужно набрать для перехода на следующий хребет и как долететь до озера – огромное ему спасибо! Парни стартуют следом. При подлете к озеру понимаю, что не знаю, куда здесь приземлиться – посадок здесь множество. Удается сесть на хребет – место для старта, которое мы используем завтра. Тем временем Алексей и Женя долетают и приземляются прямо к озеру.

Начиная с этого года, не разрешается ставить палатки на территории храмового комплекса. Приходится ставить палатки за забором, поближе к надоедливым шакалам.

Вокруг озера – оазис циливилизованной жизни. Здесь работает кафешка и даже магазин, можно зарядить телефон, помыться водой из-под крана. Встречаем 3-ех пилотов, которые прилетели несколько дней из Бира в Манали, где их застала гроза. На Парашар они добрались на такси, завтра тоже собираются лететь в сторону Бира.

Алексей во время ужина подкармливает собак – ему ночевать под открытым небом рядом с шакалами. План работает – собаки уходят вечером с нами к палаткам и ночуют рядом, так действительно спокойней.

Ночью  поспать не получилось – ветер, прохладно, лошади фыркают, собаки лают.

Находясь без привычных и обычных вещей некоторое время, начинаешь ценить то малое, что есть. В горах основная ценность – это вода, все остальное роскошь. По меркам бивуачника Алексей был бивуачным олигархом – он обладал целым рулоном туалетной бумаги. Этот кусочек стерильности и девственной белизны, он очень трепетно охранял. В то утро Алексей, видимо, еще не совсем проснулся, т.к. рулон был выдан мне во временное пользование целиком. Но как говорится, хочется как лучше, а получается как всегда. Во время посещения индийского общественного туалета, этот белый рулон упал туда, где ему можно было находится только по частям со временем. Алексей стойко перенес потерю, хотя лицо все равно выдавал боль потери:) – магазин утром закрыт, а нам уже пора лететь.

4. Вторник 17 октября, ночевка на разделительном хребте (3500 м)

Утром чувствуется накопившаяся усталость, пешие переходы даются нелегко. На завтраке решаем лететь в Бир, отдыхать. Лететь к Биру утром можно только высокими горами, т.к. домашний хребет прогреется еще не скоро.

Стартуем с Женей первыми, набираем 3300 м и ждем Алексея на границе инверсии. Виды завораживают. Видны снежные шапки на горизонте, долину Кулу, волны инверсии над горами.

Летим в Бир медленно, инверсия плотная, и потоки стелятся по рельефу. При первой возможности Алексей повернул в сторону 360, а мы с Женькой летим в сторону оз. Паравати. Идем в термодинамике, иногда подкручиваем, чтобы подняться вместе с повышающимся рельефом. Долетев до озера, встречаем Андрея Машака, который собирается заночевать на 3500 м. Выкрутив около озера, мы с Женей поворачиваем в сторону Бира, а Андрей приземляется и начинает нас заманивать к себе. Из точки, где мы находились, было 2 варианта – либо лететь к 360, либо ночевать на 3500 м. Не знаю, что заинтересовало Женю, но я соблазнился возможностью зарядить рацию и съесть сникерс.

Посадка на 3500 м огромная, ровная, травянистая. Осложняется тем, что поляна в последний момент оказывается хаотичным набором холмов. После посадки мы с Женей жадно пьем воду, чувствуется обезвоженность. Место для ночевки красивое – с одной стороны скальная стенка, с большими камнями, торчащими как иголки дикобраза. С другой стороны виды на снежники, с третьей – видно домашний хребет.

После прогулки Женя идет искать воду и находит! На 200 м ниже посадки в кулуаре начинает течь ручей.

Наслаждаемся густой тишиной. В горах очень тихо! Нет не так, в горах на закате ТИХО!

Очень долго пытаемся сообразить на троих, какой сегодня день недели и число, последствия интенсивного отдыха.

Ночью прохладно, ветренно. Самочувствие среднее, таблетки уже не ем, полеты выше 3500 м начинают напоминать о себе – голова болит, немного штормит.

5. Среда, 18 октября, ночевка в базовом лагере над Дарамсалой (2700 м).

Утром дует свежий восток-северо-восток. Нам нужно стартовать на юг, поэтому долго ждем, пока термичка передавит фоновый ветер. В принципе, можно было стартовать раньше, если спуститься метров на 30 ниже перегиба, где термодинамик давно работает. Но рисковать не хочется – слишком долго выбираться в случае посадки в ущелье.

Стартуем с Женькой после 12-ти в дежурный термик напротив старта, набираем буквально метров 100 и летим к скальной стенке. Андрей не попадает в фазу и ему приходится выбираться минут 10. Ждем Андрея у скальника. Уверен, если бы он был на Мантре, мы бы дождались его быстрей. При полете вместе заметно, что его зелено-красный небесный человек (крыло) набирает гораздо хуже Мантр.

Сегодня снова плотная инверсия, снова потоки стелятся по хребту, и нужно закручивать в рельеф, чтобы набирать высоту в слабых узких, приклеенных к слону потоках. Еще лучше – лететь в термодинамике. Но сначала нужно перевалить через скальную стенку, чтобы вылететь в большой цирк к озеру Паравати. В принципе, забраться выше можно, но набор требует много внимания, точной работы у рельефа. Не хочется рисковать здесь, у скальника на 4000 м. В итоге вылетаем ниже, вместе с понижением рельефа. Теперь нам открыта дорога только вниз, к 360 или Train Station.

По рации связываемся с Алексеем Кучеренко. Он успешно переночевал на 360 и собирается ночевать над Дарамсалой. Решаем с Женькой тоже лететь ночевать в Дарамсалу. Погода в домашней долине стандарная, я бы даже сказал отличная. Просто лететь по этому давно знакомому маршруту не интересно. Решаю пролететь до Дарамсалы как можно быстрей. Лечу почти без наборов по рельефу, а на встречу идут паровозы парапланов, которые утром слетали в Дарамсалу. Странное ощущение – вот пилоты от Бигфейса летят обратно в Бир, уже 3 часа дня, и мы возможно не успеваем слетать до Дарамсалы и обратно?! Да нет же, мы и не собираемся сегодня возвращаться.

На подлете к Дарамсале погода уже стихает – база опускается, потоки слабые.

Мы с Женькой приземляемся к домикам на 2400 м, Алексей приземляется выше. 200 или 300 м с рюкзаком вверх на шестой день полуголодного путешестваия дают о себе знать позже, когда нужно поставить палатку – все валится из рук.

По дороге вверх Женька рассказывает историю о том, как в прошлом году Незнайка обнаружил на посадке в Бире, что в Дарамсале на хребте перед стартом оставил сумку с документами и деньгами. Как они вместе с Алексеем Кучеренко втроем вечером приехали на машине обратно в Дарамсалу, как долго в темноте искали тропу, ночью шли по тропе в альплагерь, как принуждали пьяных индусов отдать документы, как потом шли обратно. Рассказывал просто, как будто это было обычное дело – взять и поехать вместе ночью в горы. Да тут и днем черт ногу сломит! Спасибо!

В лагере бродят толпы туристов, много кафешек. Цены как в Домодедово. Долго ждем, пока приготовится очередная порция какой-то баланды, у которой вкуса нет, цвета тоже т.к. уже темно, лишь ощущается консистенция жидкой недоваренной рисовой каши. Здесь есть сотовая связь, договариваемся с Сергеем Лазаревым завтра ночевать на Ред Темпл. Завтра Дивали – ожидается салют, в долине должно быть очень красиво.

Ночью снова достаточно ветренно, но тепло.

Утром идем за водой к источнику. Местные работники кафе тоже пришли к источнику за водой, и с собой у них канистры по 40 литров – крепкие ребята!

Пока завтракаем наблюдаем как время от времени мимо проходят какие-то странные белолицые монголоиды. После, чуть ниже видим, что они собрались в группу – человек 50. Расселись на склоне, медитируют на скальник – зрелище не очень вдохновляющее.

7. Ночевка на Редтемпл (2300м)

Стартуем поздно, около 12-ти, когда многие пилоты уже прилетели из Бира к Дарамсале.

Погода сильная, база 3500м. Лететь достаточно легко, несмотря на встречный ветер. Долетаю до 360, возвращаюсь к Red Temple.

Еще термичит. На посадке трафик – многие пилоты прилетели сегодня, чтобы заночевать в канун праздника. На земле уже несколько пилотов. Хочется приземлиться побыстрей и сделать это красиво – сесть на высокую точку хребта. В итоге делаю ошибку – не даю себе возможности уйти в сторону, залетев в кулуар. После резкой просадки остается только одна возможность – максимально погасить скорость, сгруппироваться и постараться минимизировать ущерб.

Чувствую, что повредил левую ногу, лежу – боль не утихает, а нарастает. Впрочем, ботинок снимается, обезболивающие не требуются – боль терпеть можно – а, значит, не все так плохо. Алексей Кучеренко сразу поливает носок холодной водой. Ребята помогают сложить снаряжение и поставить палатку. Вниз сейчас слететь будет сложно – штиль. Решаем слетать завтра. Конечно, это происшествие сделало праздник не столь солнечным. Ползу до лагеря на четвереньках, не из-за острой необходимости, а скорей чтобы немного позабавить ребят. Они тоже меня поддерживают различными шутками, да и вообще делают все чтобы мне было комфортно. Только что нос не вытирают:) – спасибо!

Ночью на горе красиво. Открывается вид на домашнюю долину, на несколько городов. Здесь живет несколько миллионов человек, а может быть даже несколько десятков миллионов. И все это население в честь Дивали взрывает сотни миллионов петард и фейеверков за ночь. Выглядит очень красиво.

Выспаться не получается – нога немного побаливает.

Под утро удается немного провалиться в сон. Просыпаюсь от ударов капель дождя по палатке. Настроение хуже некуда – вот что значит встать не с той ноги:) Ползти вниз пешком на одной ноге под дождем – не вариант от слова совсем. Да и на самолет в Москву хотелось бы успеть.

К счастью, погода улучшается, и скоро можно будет стартовать. Вместе с погодой резко улучшается настроение. Сергей Жежерун или просто “Доктор” забинтовывает ногу – как хорошо в команде иметь персонального доктора:)  Женька вырезает мне костыли, на которых очень удобно передвигаться по склону, т.к. один костыль немного короче другого. Главное при смене галса менять синхронно костыли местами. Получается своеобразное синхронное галсо-хождение:) Затем парни запускают меня в полет. Решаю немного попарить, пока кто-нибудь прилетит на штатную посадку. На посадке Каринка, Тоня и еще одна добрая девушка помогли мне с вещами, Гуприт помог с адресом доктора и с такси. Спасибо!

Итого по результатам 7-ми дней и 6-ти ночей в горах:

1. Сразу несколько ночевок подряд без акклиматизации – это большой стресс, организм не успевает восстановиться. Идеально делать 1 или 2 ночевки, а затем отдыхать внизу.

Полеты с ночевками очень заразительны, и важно уметь вовремя остановиться. 6 ночевок подряд с полетами по 4-5-6 часов с наборами до 4500 – это не легко.

2. Поскольку летал не по бивуачному строго намеченному маршруту, была возможность строить маршрут в зависимости от погоды, то летал много и долго. Продолжительные полеты отнимают силы. В этом смысле летать с ночевками вокруг домашней долины – большая нагрузка.

3. По снаряжению. Я не придирчиво выбирал снаряжение. Т.к. не собирался лететь далеко и ночевать выше 3500м. А в домашней долине почти всегда есть возможность пополнить запасы еды. Воду можно найти практически везде ниже 3200м.

3.1 Крыло. Я очень рад что была возможность летать на Мантре 6, а не на Pure – спасибо Олегу Дементьеву за крыло. Мантра на порядок более комфортное крыло. Прощающее почти все ошибки и при этом с отличным качеством. Единственный недостаток в применении для бивака – это слишком высокое качество для посадки на ограниченную площадку. Поскольку летал с перегрузом 8-9 кг (для размера S это существенно, + 10% от верхней вилки), то посадки были сложными. Думаю, что идеально использовать современное EN-C крыло с удлинением до 6.5

3.2. Подвеска. Старая проверенная VW X-alps GTO.

По-моему, вполне подходящая для не сильного экстрима. Главное достоинство – легко помещается бивуачное снаряжение.

3.3 Палатка.

Двухместная (по горным меркам) облегченная Big Agnes. Супер! Штурмовать горы не подойдет – не выдержит сильного ветра, а для полетов и бивуака – в самый раз. Для желающих сэкономить есть более тяжелый китайский аналог. Можно жить вдвоем, легко поместиться со снаряжением, удобно готовить внутри. Рекомендую. Вес 960 гр.

3.4. Спальник. Обычный старый синтепоновый на +10 град. Вес 1,2 кг. В этом году было тепло. Лучше иметь спальник на 0 или легкий минус. Лично я не вижу смысла для ночевок ниже 3500м покупать непрактичный дорогой пуховой спальник. Современный синтепоновый подойдет лучше. Если холодно, всегда можно прикрыться консолью крыла, ноги утеплить пуховиком.

3.5. Коврик. Взял с собой надувной из декатлона, 3/4 рост. По-моему, для ночевки ниже 3500 м любой коврик – это практически бесполезная вещь при наличии крыла, подвески и рюкзака.

3.6. Газ, горелка. Летал без газа и горелки из-за перегруза. Горелка с газом – абсолютно необходимы.

С собой был набор титановых кружек. Достаточно одной большой кружки или лучше кружки с радиатором, вроде JetBoil.

3.7 Что не взял с собой или нужно заменить: рюкзак нужен легкий, пенку, чтобы сидеть, теплую пуховую куртку с капюшоном и ниже поясницы, аптечку (пришлось взять минимум из-за перегруза), палки (идти в гору с рюкзаком без палок крайне неудобно и небезопасно), веревку для самоспаса с карабинами, блокнот с карандашем для записей, powerbank. Нужно крыло с верхней вилкой +5,+10кг от текущей. Доширак и сухой суп – отличная замена дорогим сублиматам.

4. А самое главное в полетах с ночевками – это хорошая компания. Посылаю лучи добра Андрею Машаку, Антону Донцову, Сергею Жежерун (Доктору), Олегу Дементьеву, Павлу Макарову, Каринке, Тоне  и особенно “гималайским бомжам” (это не кличка, а звание, которое нужно заслужить) Жене Панафину, Алексею Кучеренко, Сергею Лазареву-Марченко. Парни, вы супер позитивные, самоироничные, крепкие и надежные!

Денис Иванов. Ноябрь 2017г. (оригинал – http://mr-freddy.livejournal.com/)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий