О направлении захода на посадку относительно направления ветра. (Автор – Андрей Шалыгин)

О направлении захода на посадку относительно направления ветра.

Автор – Андрей Шалыгин (авторская редакция).

 

Практически всем пилотам, проходившим обучение у инструкторов с самого начала вбивается в голову мысль, что заходить на посадку необходимо всегда строго против ветра.

Многие, даже долго летающие пилоты, используют это как догму в любых условиях, стараясь всегда зайти строго против ветра, даже если это создает проблемы при посадке.

Начну с выводов, которые далее будут обоснованы математически:

При скорости ветра менее 5 м/с (18 км/ч) направление захода на посадку в диапазоне плюс-минус 30 градусов относительно направления ветра практически не влияет на скорость параплана относительно земли.

 

Т.е., говоря простым языком, нет никакой необходимости в этом диапазоне углов пытаться приземлиться строго против ветра.

До момента касания земли, практически никакой разницы в скорости пилота относительно земли не будет.

Доказательство:

 

Построим векторную диаграмму скоростей пилота относительно воздуха и относительно земли.

Очевидно, что скорость относительно земли равна векторной сумме скоростей воздуха (вектор скорости ветра относительно земли) и скорости параплана относительно воздуха (вектор воздушной скорости).

Картинка не очень наглядная, поэтому решим эту задачу графическим способом в общем виде для всех диапазонов скоростей ветра относительно воздушной скорости параплана.

Для этого построим окружность, радиус которой соответствует воздушной скорости параплана. По вертикальной оси отложим скорость ветра. Считаем, что ветер дует всегда сверху.

Теперь для получения значения воздушной и путевой скорости для данного отношения скорости ветра к воздушной скорости параплана достаточно взять любую точку на окружности. Вектор из начала координат будет соответствовать нашей воздушной скорости. Вектор из точки W, проведенный к точке на окружности будет соответствовать путевой скорости.

Проанализируем, насколько изменится вектор путевой скорости для следующих условий:

– Воздушная скорость – 10 м/с (36 км/ч), что примерно соответствует балансировочной скорости параплана.

– Скорость ветра – 5 м/с (18 км/ч)

– Направление путевой скорости плюс-минус 30 градусов относительно скорости ветра.

 

Путем несложных геометрических вычислений получаем значение путевой скорости при заходе на посадку под углом 30% относительно направления ветра равной 1.07*Vпут.0 (где Vпут.0 путевая скорость при полете против ветра)

Таким образом при полете под углом 30 градусов к ветру (еще раз замечу что угол берется между ветром и путевой скоростью) наша скорость возрастет всего на 7 процентов.

В абсолютных цифрах скорость при посадке против ветра будет 18 км/ч, при полете под углом 30 градусов – 19,3 км/ч

Из диаграммы видно, что если скорость ветра будет меньше, то и разница между путевой скоростью строго против ветра и скоростью при полете под углом к ветру уменьшается.

При ветре на посадке более 5 м/с, разница будет больше, но в такой ветер уже не возникает проблем с посадкой на ограниченную площадку, поскольку сила ветра сопоставима с минимальной скоростью полета параплана и можно просто опуститься на землю вертикально уровняв воздушную скорость параплана со скоростью ветра.

 

Таким образом, если ситуация на посадке не дает возможности зайти строго против ветра, посадочная площадка имеет ограничения по направлению ветра или заход на посадку против ветра связан с облетом каких-либо препятствий можно смело заходить на посадку отклоняясь от направления ветра до 30 градусов.

Единственное отличие такой посадки это более сложная процедура гашения крыла, поскольку после остановки крыло будет лететь под углом к ветру.

 

Рассмотрим еще одну интересную точку на нашей круговой диаграмме. Предположим, что сила ветра практически соответствует воздушной скорости параплана.

 

В этом случае даже малейшее отклонение от направления полета «против ветра» приведет к тому, что параплан будет лететь назад. Поэтому при попадании в условия резкого усиления ветра необходимо, для максимально большой путевой скорости, располагаться строго против ветра.

Автор – Андрей Шалыгин (авторская редакция). 24 марта 2017.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий

Ближайшая лекция. 21 Июня 2018 г. Термик и триггер. Ч2.

Термик и триггер на равнине. Практическое использование теории. Куда лететь, куда протягивать, Как входить и выходить и т.д.