Планирование и подготовка маршрута. (Автор – Андрей Шалыгин)

Планирование и подготовка маршрута, на примере треугольника FAI 100 км в Покхаре (Непал).

Автор – Андрей Шалыгин (авторская редакция).

 

Многие пилоты не ставят  для себя никаких задач на текущий полет, а просто летят «как получится». Им не важны «километры», «треугольники» и часы налета. Они летают просто ради самого факта нахождения в воздухе.

Однако известно, что полет по задаче, особенно полет в группе на соревнованиях является прекрасным способом повысить свой уровень мастерства. Плюсы и минусы таких полетов отлично описаны в статье Сергея Лазарева-Марченко «Соревнования Cross Country»

С другой стороны, пилоты, которые часто летают на соревнованиях, рассказывают, что после начала спортивной карьеры им стало неинтересно летать просто так, без поставленной задачи и гонки.

С одной стороны их можно понять, участие в соревнованиях это безусловно, интересно и захватывающе, но есть еще и тренировочные дни и дни после соревнований, когда можно пролететь неплохие маршруты.

А чтобы летать вне соревнований с большим интересом, надо ставить перед собой какую-нибудь задачу, которую нужно выполнить.

В данной статье я попробую описать примерный алгоритм действий, который необходимо выполнить при планировании полета и постановки для себя интересной задачи.

В качестве примера будет рассмотрен мой полет в Покхаре, в котором получилось пролететь «треугольник FAI» 108 км.

 

Итак, задача была поставлена такая. Пролететь треугольник FAI больше 100 км.

Первое, что необходимо проанализировать это треки других пилотов, которые летали в данном месте. Для русскоязычных пилотов это база данных Леонардо на сайте paraplan.ru. Для англоговорящих соответствующие разделы на сайтах www.paraglidingforum.com и www.xcontest.org.

Принцип работы у всех сайтов с полетными базами похожий. Проще всего выбрать у любого полета с интересующего старта его название и вывести все полеты рядом с этой точкой.

 

После вывода всех полетов удобно отсортировать полеты по максимальному количеству баллов OLC и, для нашего случая, вывести только треугольники FAI

 

Как видно из таблицы, на тот момент самый большой треугольник  среди пользователей пп.ру был у Максима Зубарева. Также большие треугольники были у Павла Титова, Андрея Алепова и Сергея Винюкова.

Загружаем их полеты для подробного анализа и попробуем понять, каким образом можно повторить такой маршрут или улучшить его.

Начнем с полета Сергея Винюкова 13 марта 2014 года.

 

Замечаем, что полет Сергея длился 5 часов 14 минут и максимальная высота была 3544 метра.

Полет был очень сложный. Сергей перешел на ГринВолл, затем перепрыгнул на Карчун в район синего домика, перелетел Марди Химал над Австралийским лагерем, затем перешел на отрог Аннапурны над деревней Чомронг, оттуда слетал на Пун Хилл, залетел на Панчасси с обратной стороны и практически успел долететь до Сиркота и вернуться назад. Очень крутой и сложный маршрут.

 

Полет Максима Зубарева от 9 марта 2015 года

 

 

Время полета почти 5 часов, максимальная высота 4222 метра

 

Максим залез глубоко по отрогу ГринВолла в большие горы, затем прошел транзитом Карчун, взял очень высоко точку на Марди Химал, перешел с вершины Бичок на Пун Хилл, вернулся на Дампус и через Панчасси долетел до хребта Панчемул. Маршрут интересный, но, к сожалению такой погоды, какая была в 10-х числах марта 2015 года в Покхаре пока не ожидалось. Опять же, полет в массив Пун Хилла достаточно опасен и сложен.

 

Полет Андрея Алепова 23 февраля 2017 года

 

 

Время полета 5 часов 20 минут. Максимальная высота 3450 метров.

Этот полет Андрей совершил в этом году. Линию маршрута он выбрал не стандартную – сначала по Сарангкоту через Дампус на Бичок. Оттуда в сторону Пун Хилла, вернулся назад и через Карчун и ГринВолл слетал за два хребта в сторону Бесисахара. Снова вернулся на ГринВолл, перелетел на Сарангкот, с него на Белоступочный хребет, дальше, судя по всему у него была запланирована не очень удачная точка, для которой пришлось перелететь долину и после ее взятия времени вернуться на штатную посадку у него уже не хватило.

 

Полет Павла Титова 13 марта 2014 года

 

Время полета 5 часов 41 минута. Максимальная высота 3590 м.

Судя по всему, Павел летел с Сергеем Винюковым, но ему удалось долететь до штатной посадки.

Полет Максима Зубарева 10 марта 2015 года

 

 

Время полета 4 часа 40 минут, Максимальная высота 3980 м.

Это снова был день, когда погода позволяла летать высоко и долго, и Максим пролетел отличный маршрут, причем для треугольника он не использовал полет в массив Пун Хилла, а сделал его в районе, который более- менее всеми пилотами уже облётан.

 

Из всех вариантов именно этот маршрут был взят мной за основу. Осталось только доработать его и попытаться пролететь.

Для подготовки маршрута я использовал онлайн программу XC Planner https://xcplanner.appspot.com/, которая позволяет строить маршруты и очень удобно «рисовать» треугольники. По умолчанию, она считает дистанцию по правилам Xcontest, поэтому для расчета треугольника в базе Леонардо надо зайти в меню «Preferences» и выбрать в первом выпадающем поле «Leonardo».

После настроек можно приступать к планированию маршрута.

В качестве самой дальней второй точки я выбрал точку на хребте Марди Химал, который идет от вершины Бичок к ФишТейлу в районе чуть выше Австралийского лагеря на высоте 3300 метров. Забраться выше, как в треке Максима было маловероятно, база в предыдущие дни полетов была примерно на этом уровне, и не было предпосылок, что она поднимется.

 

Первая поворотная точка, при таком раскладе была за третьим хребтиком от ГринВолла в сторону Бесисахара, а третья точка несложно бралась практически на долёте с Панчасси.

На случай, если вторую точку на Марди Химал взять не получится из-за низкой базы у меня был запасной вариант с взятием точки ниже и с протягивание третьей точки в сторону хребта Панчемул.

 

Точки в программе XC Planner можно сохранить в виде точек или сразу создать маршрут для LK8000 в разделе «Download»

Первую попытку пролететь этот маршрут мы с Денисом Ивановым предприняли 3 марта, во время перерыва в соревнованиях.

 

 

Мы легко взяли первую точку, но когда вернулись на ГринВолл, решили дальше к Марди Химал полет не продолжать из-за быстро развивающихся облаков над Карчуном и ГринВоллом. Покружив над рыбной фермой, куда отправилось большинство пилотов в этот день, Денис пошел на посадку, а я перелетев через Сарангкот долетел до третьей точки треугольника, чтобы потренировать ее взятие.

 

Вторая, удачная попытка, состоялась у нас 6 марта, на следующий день, после завершения соревнований XC Monsters Comp. 2017. На маршрут мы отправились втроем – Я, Сергей Локк и Денис Иванов. По дороге с ГринВолла к нам «прибился» Тома Коконеа, который летел с нами практически до Марди Химал и после него ушел в сторону Пун Хилла. Погода была отличная. Первые две точки получилось взять достаточно быстро, немного пришлось задержаться перед Панчасси, чтобы выбраться на самый верх, но после того как получилось выкрутить над ним, последнюю точку можно было брать уже просто «на долёте».

В полете я использовал программу LK8000. В статье о ее настройках http://www.para2000.ru/eqip/flyeqip/lk8000-primer/ я уже упоминал, что у нее есть удобная функция помощника для полета по треугольным маршрутам.

Для того чтобы видеть, какой треугольник у меня получится пролететь я произвел следующие настройки:

В разделе 19 системных настроек «InfoBox Auxiliary» установил в первом пункте «OLC FAI Triangle*Predicted Distance»

И в разделе 13 «Map overlays» под вкладкой «Configuration» установил для поля «Right Top» значение «AUX1».

Теперь вместо информации о значении МакКриди в правом верхнем поле стала выводится информация о максимально возможной дистанции при «закрытии» треугольника.

С этими настройками, подлетая к 3-й поворотной точки я видел какой потенциальный треугольник у меня получается пролететь и, поскольку погода позволяла, «протянул» третью точку немного дальше запланированной.

В результате получился треугольник FAI 108,4 км.

Трек полета можно посмотреть здесь https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=61293

 

Автор – Андрей Шалыгин (авторская редакция). 23 марта 2017.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

2 thoughts on “Планирование и подготовка маршрута. (Автор – Андрей Шалыгин)

  1. titovpa@nm.ru:

    Андрей, классная статья, одна поправочка только.

    Цитата:
    “Судя по всему, Павел летел с Сергеем Винюковым…”

    Вопрос, кто с кем летел 13.03.2014? По мне так “Вини” на за мной летел всю дорогу, в конце только подотстал немного и провалился 😉

    1. Shall:

      ну так получилось, что его худший полет я описал вначале 🙂 , а так конечно это он за тобой летел.

Добавить комментарий