Тенерифе. Параостров-Парарай! (Денис Иванов)

Тенерифе. Параостров-Парарай!

mr_freddy

Вместо предисловия
(Делал записи на КПК во время пребывания на острове. Но КПК сглючил, и файл с записями пропал. Обидно. Буду восстанавливать события по памяти, поэтому возможны исторические неточности.)

Сразу после приобретения нового крыла погода, как ей и положено по плану смены времен года, стала не особенно летной. Дождь, слякоть, затем снег и мороз. Решение поехать на новогодние праздники летать в горы зрело не долго. После опубликования Бобром предложения о поездке на Канарские острова, остров Тенерифе и изучения всех возможных вариантов осуществления данного выезда, решение было принято не в пользу других занятий.

Долгие и нервные сборы в поездку в преддверии Нового года, не менее долгий перелет в душном общем вагоне самолета сполна компенсировались замечательной летней погодой,
яркими запахами и цветами природы, которые могут быть только в южных широтах.

Еще на посадочной глиссаде удалось немного разглядеть остров. Над центром острова нависли облака, а береговая линия оставалась чистой и освещенной. В самом центре острова среди облаков выглядывал горный пик. Настолько высоко поднималась гора в центре, что это смотрелось несколько непропорционально, вызывало ассоциации с островом мафиози из советского мульфильма про капитана Врунгеля. Берег состоял из скал, резко обрывался в прожорливый и охотливый до вулканического материала Атлантический океан.

04.01.2008 Первый день. Бурное знакомство с островом

Первый день на острове стал и первым летным днем на острове для меня.
Сразу из аэропорта, забросив лишние вещи в номер, я уже ехал по дороге на старт Таучо вместе с командой клуба Вектор.
Перед тем, как начать подъем в гору, мы остановились на парковке около супермаркета. Бобр рассказал вновь прибывшим (т.е. мне), каким образом нужно заходить на посадку. Мне показалось, что посадка достаточно маленькая в том смысле, что сверху ее будет сложно найти. Оценив погоду, Бобр скомандовал на старт.
Погода с утра была с облачная над сушей и ясная над морем. Небольшой ветер с юго-востока 2 м/с.

    Старт Таучо.
Основной и в то же время ближайший старт, с которого наша группа летала постоянно, называется Таучо (основной или нижний старт). Он расположен на высоте 700 метров над уровнем моря. До старта ведет отличная асфальтовая горная дорога. Дорога от нашего отеля (Параисо) до старта занимала минут 20 на машине. При этом мы каждое утро, перед тем как подняться на гору, останавливались около места посадки для корректировки прогноза погоды и способов захода на посадку для вновь прибывших пилотов. И если прогноз был благоприятным именно для Таучо, а это было в 90% случаев, начинали подъем.

Первое, на что обращаешь внимание на страте Таучо. На горизонте видна столовая гора

Старт приятно ухожен. Постелен ковер и расчищена довольно большая площадка вокруг старта. Одновременно могут готовиться к старту 10 пилотов и стартовать 5.

    Первый горный старт.
2 часа занятий в Коломенском технике обратного (альпийского) старта с горы сильно помогли. Без этого ценного опыта было бы на порядок сложней. Сложность в том, что в отличие от старта на ровном поле при старте с горы тело находится в ином положении относительно земли, так же как и крыло. Это «сбивает настройки» по контролю выхода крыла. Настройки должны быть другими, чем на поле. Кроме того, сложней психологически – нужно лететь в пропасть, вокруг камни и кактусы, и посадок рядом нет.
Отличия полета в горах от полета над равниной так же оказались разительны. С первых секунд полета начинается маршрут, крыло обычно летит вниз, а не вверх как на лебедке, нужно сразу ориентироваться, куда лететь, искать место подъема, поток, вокруг камни и кактусы! Очень много информации необходимо обработать мозгу новичка в первые секунды полета в горах! Мир вокруг становится четырехмерным. Близость гор заставляет отслеживать все 6 степеней свободы и перемещение по ним во времени. Теперь прежде чем закрутить спираль нужно посмотреть, не спряталась ли за спиной гора. В термической спирали около рельефа нужно все время соотносить скороподъемность, радиус спирали и крутизну склона таким образом, чтобы траектория восходящей спирали не пересекла склон. При выполнении восьмерок около склона возникали опасения того, что накатывающий на склон воздух может в порыве бросить крыло на камни, или нисходящий поток опустит на торчащие снизу скалы. Поэтому вначале расстояние до склона было около 20 метров. Только к концу выезда это расстояние уменьшалось иногда до 2-3 метров.

И вот мой первый горный старт. Стартовал обратным стартом. С первого раза не получилось вывести крыло, но это не беда. Учиться и еще раз учиться, как завещал великий Ленин! По указанию Бобра сразу после отрыва полетел восточней (влево от старта) чуть в долину, где должны были сходить потоки. Над первым же хребтиком оказался небольшой ровный поток +0,5 и я начал его обрабатывать. В этом потоке удалось набрать метров 200 относительно старта после 30-ти минутного накручивания спиралей. Но эти 30 минут были самыми полезными за все предыдущие полеты, т.к. получались первые ощущения от центрирования потока.

В горах

Таким образом, первый поток над Таучо был успешно отцентрирован. Далее отработан алгоритм удержания в ядре потока. В дальнейшем по моим ощущениям алгоритм центрирования оставался неизменным в процессе всего этого выезда. Этот алгоритм включал себя несколько несложных правил и последовательных действий:
Во-первых, нужно выполнять спирали, не меняя направления поворота, т.к. на смену направления расходуется очень много высоты, и можно потерять поток.
Во-вторых, выполняя спирали нужно замечать, на каком участке спирали поднимало более интенсивно, и смещать спираль в данном направлении.
В большинстве случаев алгоритм работал. В последующих полетах, правда, этого иногда, оказывалось недостаточно. Не работало это, во-первых, в пузырях. Т.к. пузырь ограничен сверху, и подъем прекращался при достижении его верхней границы. Тогда, если позволяли условия для дальнейшего развития пузыря (хорошо прогревался склон, склон образует в данном месте цирк или ковш), можно было отсидеться в пузырях, пока достаточно большой пузырь не разрастется и не прорвется вверх. При этом на верхней границе пузыря ощущается легкая турбулентность. Во-вторых, это не очень эффективный алгоритм при сносе потока ветром. Гораздо эффективней предугадывать отклонение потока относительно ветра на угол, пропорциональный силе ветра. И наконец, если поток достаточно узкий, то, обнаружив, что в результате центрирования потока, не удается добиться максимальной скороподъемности на всех точках при движении по спирали, постараться сразу сузить спираль, после прохождения участка с максимальной скороподъемностью. Иногда приходилось добавить весом достаточно энергично, чтобы крыло довернуло. Главное не спутать пузырь и узкий поток.

Вид на Лас Америкас

    Посадка Тропикана
Выживая минут 30 в этом потоке и отрабатывая алгоритм центрирования довольно широкого и достаточно слабого потока (тут мне очень повезло с погодными условиями для первого горного полета), после вынужденного снижения до минимально допустимой высоты для безопасного полета до основной посадочной площадки, я без сильного расстройства чувств полетел через долину. Однако, пролетая над строениями и перелетая магистраль, подумал, что в случае недолета будет крайне сложно искать посадку и не хотел бы я оказаться на месте того пилота, который не долетит.

Вид на посадочную площадку Тропикана

Посадка оказалась несложной. Правда, заходил на нее я не очень правильно, как потом оказалось, если учитывать условия местности. Сразу перед посадкой идет глубокая канава. И в случае ветра с юга (с моря), или с запада, нужно заходить над забором казино с востока на запад с последующим доворотом на юг, если нужно. А в случае восточного ветра, то со стороны отстойника с водой. Но, ни в коем случае не со стороны канавы. Т.е. при выполнении маневров для снижения и на глиссаде под ногами должна быть пригодная для посадки местность. Тем более, что основной ошибкой у меня было то, что я уж слишком затягивал восьмерки и иногда не доставало высоты для доворота в нужном направлении. Или же я проходил на достаточно большой скорости у земли, что в принципе достаточно опасно для чайника. На самом деле сбрасывать высоту до 1,5-2 метра до выхода на посадочную глиссаду и точно рассчитывать точку касания не было никакой необходимости, т.к. в случае перелета можно лететь еще метров 150 в сторону моря. т.е. даже с учетом качества 10 с пузырями с высоты 15 метров. К сожалению, это я понял только на четвертом или пятом полете. Один раз даже получил по морде невысокими кустами, растущими с западной стороны площадки. Наблюдавшие такой заход на посадку буржуи были сильно удивлены и странно качали головами.

05.01.2008 Посадка на запасную площадку

С утра была хорошая погода. Пока ехали на старт Таучо, облачность затянула склон полностью. Практически штиль. Дует легких бриз. Задача была пройти ближе к долине сразу после старта и там постараться найти поток. Т.к. у затененных облачностью склонов делать нечего, ушел немного в долину и легко нашел поток на том же месте, где и вчера. Однако поток быстро кончился или я его потерял. Решил попробовать поискать подальше и пройти еще восточней. Дошел до выступающего освещенного хребта у подножия горы, где нашел какой-то пузырь. Выжить в нем не удалось. Высоты оставалось недостаточно для перехода на основную площадку, и я решил идти на запасную.
Запасная площадка представляет собой участок дороги, что ведет на старт у подножия горы. В этом месте дорога имеет метров 150 прямого участка и идет с юга на север. Запасная площадка располагается между двумя хребтами, на склоне одного из них. Рядом находится какое-то техническое сооружение с плоской крышей и строительной площадкой. Но там садиться опасно, т.к. заход на посадку осложнен близостью рельефа и строениями, а сама площадка небольшая. Садиться на крышу совсем опасно, т.к. может сдуть, да и крыша не ровная с проводами. Там, где дорога запасной посадочной площадки начинает поворачивать вверх, делая очередной зигзаг серпантина, прямой участок дороги продолжается грунтовкой. Дорога имеет небольшой уклон в долину, градусов 5-7.
Для захода на запасную площадку у меня было метров 100 превышения над рельефом. До площадки оставалось пролететь 150-200 метров. Однако нужно было пройти через затененную часть склона. Там меня настигли сильные минуса, где-то -2, -3. И высоты едва хватило, чтобы с первого разворота дотянуть до самого начала запасной площадки, там, где асфальтовый участок продолжается грунтовкой. В этот момент поворот проезжала спускающаяся вниз машина. Машину вела какая-то девушка, и надо было видеть ее глаза. Видимо настолько она была уверена, что сейчас станет свидетелем посадки на камни и кактусы. Я тоже не совсем был уверен, что долечу. Однако дал разогнаться крылу после поворота и затем, потихоньку затягивая клеванты, удалось перелететь камни и кактусы у дороги, вылететь вверх на ровный асфальтовый участок у поворота только за счет сделанной горки. Пришлось, правда, поджать ноги, чтобы не зацепиться за камни и арматуру около края дороги.
В это время по рации Геолог сказал, что кто-то совершил аварийную посадку в карьер у основной площадки. Как потом выяснилось, это был новичок из другой русской группы. Он сломал ногу. День начинался как-то тревожно.
Тем временем склоны начали опять прогреваться. Пока ждал подбора, решил подкрепиться местным деликатесом – кактусами.

Местная достопримечательность – кактус. В простонародии Чебурашка

Вскоре меня подобрала машина, которая поднимала снова на старт других слившихся пилотов. Однако опять погода стала портиться, как только мы подъехали на старт. Набежали облака и закрыли склоны. Прогрев закончился. Поэтому после второго старта полетать не получилось. Сразу после старта пришлось практически по баллистической траектории лететь на посадку. После посадки снова открылись склоны. Видимо, в этот день был цикл облачности: облачность образовывалась на прогретых склонах, склоны закрывало облаками, прогрев заканчивался, облачность рассыпалась. Просто в этот день мы не попали в цикл. Просто нам не повезло
Вернулся пешком из города Геолог. Он приземлился около круглого бассейна с водой, который хорошо виден сверху. Говорит, что высоты у него было достаточно, но попал в сильный слив около этого места и решил искать посадку. Рядом с бассейном имеется строительная площадка, на которую Геолог удачно приземлился.

06.01.2008 В облаке или дайте нисходняк!

Вчера Бобр был недоволен посадками на запасную площадку и особенно вынужденной посадкой Геолога. Он напомнил минимальную высоту, которая позволяет безопасно долететь до штатной посадки. Потом весь вечер я анализировал свой полет. После ухода восточней на прогретую сторону оставалось еще достаточно высоты. И она была больше той минимальной, о которой говорил Бобр. Однако глайд относительно земли при полете в направлении моря сильно уменьшался из-за бриза. Как увеличить глайд? Нужно использовать аксель!

Сегодня день обещает быть хорошим.
Пока Бобр определял погодные условия, парни помогли привязать мне аксель. Сегодня буду пробовать его в действии.
Достаточно быстро приехали на старт.
Поставил себе задачу долететь до Столовой горы. Или хотя бы подлететь поближе к этой горе с возвращением на основную посадочную площадку. На все том же дежурном месте нашлись небольшие плюсы. Однако скорей всего это был пузырь на нагретом участке склона, и нужно было выбирать направление перехода на более выгодную позицию. Мне повезло. Западнее, прямо напротив старта знакомое крыло обозначило подъем. По-моему, это был Кайтер. Пока я подлетал к этому месту, Кайтер уже набрал под базу и ушел на переход. Надо догонять! Т.к. сейчас я был гораздо ниже Кайтера, то сделав поправку на снос потока ветром, направился чуть в долину и обнаружил там хорошие, широкие +2, что помогло мне быстро выбраться под базу. Тут меня начало потряхивать, скороподъемность нарастала, и вскоре я оказался в облаке. Честно говоря, сильно испугался, т.к. где-то в облаке спряталась гора. От страха забыл, какие стропы позволяют складывать уши. На ум пришло почему-то выражение «ушные стропы». Нашел стропы, которые идут к ушам. Начал тянуть за галстучные стропы со всей дури. Но уши не складывались. Для снижения решил применить акселератор. Снижение уменьшилось, но не сильно. Поскольку парни привязывали аксель с запасом специально для первого применения, то пришла мысль использовать этот запас. Для этого встал в подвеске на перекладину акселератора. Однако зря. Тут же получил фронтальное сложение. Клевок скорей всего был косой. В облаке не к чему было привязаться, поэтому точно не скажу. Особенно не стал вмешиваться в развитие режима. Параплан все сделал сам. Видимо и облако сжалилось над новичком и выплюнуло параплан в направлении моря. По рации уточнил у Бобра, какие все-таки стропы тянуть, и на ушах во всех смыслах по-быстрому свалил оттуда. С того момента мне было очень некомфортно залетать под базу. При применении ушей обнаружил, что купол сильно раскачивается, и я никак не могу демпфировать колебания. Управление весом получается грубым, колебания крыла достаточно большими. Грешу на бОльший, чем нужно размер подвески.

После полетов мы всей группой поехали на шоу птиц. Не помню, как называется это место. Это зоопарк по той же дороге, где находится старт Ifonche.

Орел
Летающий чемодан

Очень хороший, ухоженный и полный зверюшек. Особенно порадовали скоростные спуски на тележках, этакий летний бобслей. После того, как мы насмотрелись на зверюшек началось представление с участием птиц, которые в зоопарке были представлены в большом количестве. Птицы перелетали с нашеста на нашест в нескольких сантиметрах над головами зрителей, ходили рядом с людьми и брали у них корм из рук. Среди птиц представлены очень интересные экземпляры. Больше всего понравился летающий чемодан с размахом крыльев под 2 метра.

07.01.2008 Первый разгрузочный день

Сегодня не летали. Поехали через красивое ущелье на западный берег острова.

Ущелье

Покупались у маяка. Пообедали в отличном ресторане где-то на западном берегу.

Обед у местных

К сожалению, приехали на Тейде достаточно поздно, когда уже смеркалось. Но застали потрясающий вид вулкана в лучах заходящего солнца. Остановились на дороге через горный хвойный лес, чтобы запечатлеть эту романтичную картину.

Закат на Тенерифе

Было немного жалко, что мы не попали на вулкан сегодня, но ночная дорога в приятной компании и настроение, которое подарил нам осмотр острова, стоили потраченного на поездку времени. Сделав, круг вокруг вулкана, возвращались мы уже поздно с противоположной стороны острова.

08.01.2008 Жесткая вынужденная посадка

Снова погода летная для Таучо. Задача все та же – взять Столовую. Впервые долетел до скальника около старта Infonce. Виды скал, массивные камни, глубокое, узкое ущелье внизу и вместе с тем хрупкий параплан из ткани наводили на мысли о вечном, о безразличии природы к судьбе человеческой.

Над ущельем

Очень уж страшно было летать над ущельем и около скал. Покружил там вместе с Кайтером и пошел обратно. На обратном пути ветер, который дул немного с Запада начал усиливаться. В итоге всю высоту я растратил на подходе от скал к долине. Нашел у склона, где слился во второй день, на солнечной его стороне достаточно рваный поток. Выбрал в нем до 800 метров по прибору (550 метров превышения над основной посадочной площадкой). До основной площадки оставалось где-то 2-2,5 км. По дороге поймал сильный нисходняк, да еще против ветра. На полпути к посадке стало понятно, что могу сесть на автомагистраль. Это было бы очень неприятно – садиться на шоссе с проводами вокруг и быстрым плотным потоком машин. Поэтому решил повторить подвиг Геолога. Визуально легко обнаружил строительную площадку около бассейна. Бассейн оставался у меня уже справа (с западной стороны). Около бассейна торчала башня крана и подлетать к ней совсем близко не хотелось. Между краном и бассейном умостилась строительная площадка с горками щебня и песка. Огромный бассейн с грязной водой непонятного назначения привлекал мое внимание, так же как и кран. Посадка в бассейн гарантировала море неприятностей, но, кран, думаю, был совсем не лучшим вариантом. При вырабатывании высоты не рассчитал финальную спираль. Снижение и скорость быстро нарастали (градиент скорости был в этом месте большим), и для завершения спирали не хватило высоты. Поэтому садиться пришлось практически по ветру на большой скорости. По курсу неожиданно выросла высоченная стена бассейна. Помню отчетливо мысль – срочно сорвать крыло! Помню, что тянул клеванты до упора и даже ниже. Однако сорвать крыло не удалось, не успел. На достаточно большой скорости пришлось встречать стену. Думаю, что в этот раз мне повезло. Успел группироваться и удар пришелся в основном на ноги, достаточно равномерно, на подвеску. Крыло все-таки успело притормозить. К тому же в стену вошел по касательной. Высота стены метра 3. Приземлился как раз в нижнюю треть. Чуть повыше, и падать нужно было бы уже 2 раза подряд. Немного болела нога и рука, однако все обошлось, ничего не отбил и не сломал. Только немного порвал подвеску и перчатку. С этого дня решил, что больше так не буду. Сейчас анализируя ситуацию, думаю, что первою ошибку допустил на переходе. После вчерашнего происшествия в туче не стал пользоваться акселем на переходе, поэтому не хватило глайда. Вторая ошибка заключалась в том, что слишком затянул со снижением. Нужно было раньше прекращать маневры по сбросу высоты и раньше выходить на прямую глиссаду с немного большим запасом высоты. Со слов Геолога, он также попал в нисходняк с этой стороны бассейна, и поэтому на посадку лучше заходить не с восточной, а с западной стороны бассейна.

09.01.2008 Гуимор.

Погода не радует. С утра на Таучо нелетная погода. Поэтому Бобр принял решение ехать в Гуимор летать в динамике. При подъезде к основанию хребта, сделали остановку, чтобы осмотреть посадочную площадку. Она мне показалась достаточно коварной. При ветре с долины нужно заходить со стороны хребта, сбрасывать высоту восьмерками, начиная от дороги вдоль террас огородов с каменными боками. За посадочной площадкой метрах в 70-ти начинается очень глубокий карьер. Особенно хорошо его потом было видно сверху. При ветре с моря нужно заходить над дорожкой между постройками, которая заканчивается непосредственно перед площадкой сыпучим склоном.
После подъема на гору оказалось, что стартовать при таком ветре смогут только самые опытные. Было забавно со стороны смотреть, как ветер закидывал пилота на высоту 1,5-2 метра, а сзади пилота пытались поймать и погасить крыло добросовестные «спасатели», даже когда пилот уже справлялся с крылом. Стартовали только четверо самых опытных, включая Бобра. Для тех, кто остался на горе, стартовавшие парни устроили небольшое акробатическое шоу, благо динамик не скупился на энергию и позволял легко восполнить потраченную высоту.
После полетов втроем (Игорь, Леха и я) отправились покорять Тейду во второй раз. (правильно говорить «Тейде», но у нас стало принято говорить именно так).
Вторая экспедиция на вулкан стала более успешной, чем первая, т.к. приехали мы засветло и сумели разглядеть всю мощь вершины в ярких лучах солнца и марсианские пейзажи громадной кальдеры.

Кальдера

Особенно впечатлили виды дороги, которая утопала в облаке.

Дорога в облака

К сожалению, на вершину мы снова не попали. Подъемник уже закрывался.

10.01.2008 Тейде

Не очень радует на сегодня погода, но в принципе, погода летная. Решили поехать на старт Таучо. Если не распогодится, то потом рвануть на Тейду Так и случилось. Скоро все приземлились и мы поехали в третий раз на вулкан. Тем более, что по свежим разведданным работал фуникулер до самой вершины. Сегодня вершина вулкана оказалась скрытой облаками, но нам это не помешало. Более того, с высоты 3500 метров открывался замечательный вид на воздушный облачный прибой.

Воздушный прибой
Вид на Тейде

Только Геолог был сильно расстроен тем, что аборигены не пустили его прогуляться до самого кратера. Всего-то 200 метров до него оставалось. Жаль, конечно!

11.01.2008 Отъезд первой группы

С утра основная группа пилотов собралась и уехала на самолет. У небольшой команды в нашем автобусе самолет сегодня вечером. С утра погода была просто отличной. Решили использовать эту возможность. Быстро уехали, приехали, разложились и стартовали. Помню, я стартовал одним из первых и выживал у склона в пузырях. Однако погода была солнечной. Склоны хорошо прогревались, и вскоре мне удалось набрать под базу и сделать переход до первого ущелья. Немного покружив над ущельем, я пошел на посадку.

12.01.2008 Везде поспел. Побывал над Столовой и полетал над Гуимором

Мы с Бобром остались одни. Погода бомба! Сегодня Бобр поставил задачу – слетать до Столовой и вернуться обратно на старт. Когда поставлена четкая задача, тут нечего сомневаться, нужно выполнять. Ветер задувал с Запада, но не сильно, 2-3 м/с максимум. Сложней всего было выбраться со старта. В утренних условиях надо ближе подходить к нагретому скальнику и пытаться выбраться выше по пузырям. Это оказалось не очень просто. В пузырях подкидывало или опускало, рядом склон. Мысль одна в голове, только бы успеть отвернуть если что. Вскоре высота уже позволяла закручивать уверенные спирали над маленьким домиком, который одиноко стоит на хребте. Над этим хребтом с антенной всегда есть дежурный поток, т.к. склон в этом месте достаточно сильно выпирает, а вокруг ровные участки склонов, по которым течет нагретый скальником воздух. Т.е. этот пупырь-очевидный триггер. Пока я ковылял по склону, а потом выбирал под базу над домиком, Бобр уже выбрал высоту до облаков и был на переходе в сторону Ifonche. У него сегодня тоже непростая задача: слетать со мной до Столовой, вернуться и сесть на старт, чтобы спустить машину. Ветер и погода позволяли лететь до столовой практически без дополнительных остановок для наборов высоты. Больше всего я боялся залетать под облако. Потому что при сложенных ушах чувствовал себя крайне неуверенно. Крыло начинало раскачивать из стороны в сторону, моя пятая точка перекатывалась в подвеске как на диване. До Столовой дошел достаточно быстро. Над плоской как стол вершиной уже было 3 крыла: Бобр на Вулкане, какой-то компетишн и еще один неизвестный пилот на неизвестном мне параплане. Опасаясь роторов от столовой горы (как потом оказалось напрасно), потихоньку выбрал под базу в потоке, которые очевидно сходили с юго-западного слона. Последовала команда Бобра: после выбора под базу лететь за ним по прогретому скальнику обратно. Однако уже встав на переход за ним, пришлось отказаться от этой затеи, т.к. видно было, что облачность закрывает склоны в том месте, и Бобр уже достаточно низко. С другой стороны, пилоты в долине неплохо летали. Я решил лететь напролом. И не прогадал. Долетел против ветра через долину до следующего от Столовой хребта и там без труда нашел поток. Правда, не совсем безобидный поток для чайника. То забрасывало до +5 м/c, то выкидывало из потока со снижением до -3 м/с уши по-очереди хлопали. Сложно было оседлать этого бычка. Обрабатывали поток вместе с «догнавшим» меня компетишином (он, естественно, пошел на переход позже). Компетишн достаточно быстро ушел в долину, скорей всего на посадку. Набрав достаточно для еще одного перехода я пошел дальше. К этому моменту Бобр меня догнал. И вот мы уже около старта. Потоки хорошие, стабильные, +3. Бобр предложил лететь на Запад. Для этого нужно было набрать под базу. Ох как я это не люблю. Убегая из облака, ушел далеко в долину. Поэтому Бобру пришлось возвращаться. А мне набирать снова высоту для того чтобы лететь на основную посадку.

После посадки, решили продолжить полеты в Гуиморе. Нас он встретил спокойным северо-восточным ветерком 3 м/c. Без особого труда мы стартовали. Ощущение от полета в динамике были странные: ты нифига не делаешь, никаких усилий ни прикладываешь, а тебя прет. Халява! Полетели вдоль склона. Опьяняющая, величественная красота склона в этом неблагозвучном для русского человека месте. Огромные стены с выпирающими валунами а на них ели с длиннющими иголками.

Гуимор

Склон сопровождался уступами, и для того, чтобы перескочить через гребень, иногда приходилось делать 2 прохода для набора высоты над хребтом. А вокруг красотища неописуемая. Мне от больших незнакомых камней которые были в 20 метрах от крыла становилось жутковато. Напуганный рассказами о роторах, я далеко отходил от выступающих участков склона. Тем временем Бобр летал над лесом на макушке хребта около облака, а я ему завидовал, потому что там было еще краше, а самому было откровенно страшно туда лететь. После 40 минут полета Бобр скомандовал, чтобы я летел за ним в сторону океана. Кучевка подходила к самому берегу. Поэтому без труда можно было долететь до берега и даже в океан. Бобр предложил мне сесть на пляж. Отказываться не стал. На пряж безопасней, чем в ту полянку у подножия попадать. Главное долететь. При такой погоде с кучевкой у моря я не то чтобы долетел, из-под облаков пришлось убегать над морем!. Высота позволила залететь в океан, метров на 400-500. Ощущения классные, лететь над водой. И вид открывается великолепный на хребет.

Вид на Гуимор со стороны моря

Посадка на пляж при таком ветре не составила никакого труда. Уже через 20 минут Бобр подъехал на машине (он сел на старт в Гуиморе) и мы довольные успешными полетами поехали домой.
Итог дня – 3 часа в воздухе (2 на Таучо и 1 в Гуиморе) и много классных фоток.

13.01.2008 Жестковато

Старт на Таучо стал платным. На входе стоял довольный абориген и снимал мзду. Нас это не испугало, и вскоре мы взлетели. Сегодня погода была жестче, чем вчера. Западный ветер стал сильней. Все равно удалось неплохо полетать. Но уставший от постоянной борьбы с собой и удерживанием крыла, через 1 50 минут приземлился.

14.01.2008 Тренировка на выживание

С утра над Таучо висела мутная дымка на уровне старта – признак инверсии. Кучевки с утра не было. Начала появляться только около 12-ти и то очень низко. Ветер также сначала задувал в спину, но потом иногда доворачивал в лицо. Стали свидетелями, как тандемщик неудачно выбрал время старта и посадил пассажира в кактусы на краю старта. После 12-ти стартовали. С трудом выбрался по склону под базу (1100 м, база низкая). Условия были достаточно жесткие. Несколько раз складывало уши на моем стандарте. Все-таки решил пойти к столовой. Однако при переходе через первое широкое ущелье слился. Да так интенсивно, что уже пора было выбирать, лететь в ущелье или садиться на склон. Однако все-таки на качестве долетел до ближайшего триггера. Это был обрыв в ущелье, с горкой. Там меня несколько раз тряхнуло и подсложило в процессе обработки пузыря. Немного поднабрав над рельефом в пузыре, по совету Бобра переместился к более выгодному склону с лучшей экспозицией на солнце. Минут 10 летал, выживая в пузырях на высоте метров 20. Но все-таки удалось выкарабкаться наверх. При этом не всегда работало правило – чем ближе к слону, тем лучше поднимает. В этом месте склон образовывал небольшой цирк. Лучше всего поднимало в центре окружности, вписанной в этот цирк. Забравшись выше, с неудовольствием обнаружил, что под базой сильно трясет. Необычно сильно. Уже потом узнал, что усилившийся во второй половине дня западный ветер, огибавший остров и фоновый северный ветер образовывали под базой роторную зону смешения. Уже после полетов из окна кафе наблюдали, как западный ветер, задувавший вдоль склонов со скоростью 5-6 м/с, запирал пилотов в ущелье.
После небольшого обеда поехали в Гуимор. Однако там погоды не было. Ветер дул вдоль склона. Мы продолжили путешествие на северо-восток к Санта-Круз.
Старт в местечке Лас Тереситас расположился сразу над живописным пляжем с желтым песком из Сахары и раскидистыми пальмами.

Пляж Лас Тереситас

Жалко, что приехали только под вечер. Наверняка на пляже днем загорали поджарые туземочки. Приятно было бы приземлиться тут пораньше.

Бобр позирует

Ветер хоть и дул в нужном направлении, но слишком слабо, чтобы можно было рассчитывать полетать в динамике над такой красотой. Бобр решил спрыгнуть вниз на пляж. Я же предпочел воспользоваться моментом, чтобы получить хорошие кадры.

Парковка

15.01.2008 Лоро Парк

С утра погода нелетная. Решили устроить разгрузочный день, чтобы посетить Лоро Парк.
Лоро Парк находится на западном берегу острова и занимает очень большую территорию. Много всего мы там увидели, Бобр уже в который раз, а для меня, конечно, это было открытием.

Древний философ

Не разу не был в дельфинарии. Какие же они умные, эти дельфины! Шоу касаток с огромным бассейном и тучей брызг прямо на зрителей.

16.01.2008 В поисках погоды. Инфонче

Сегодня полгода была не очень. Облака с самого утра мешали прогреву склонов. Ветер с запада рвал образовывавшиеся пузыри. Набирать было достаточно сложно. 2 раза сливался на запасную площадку. В общей сложности пролетел 15 + 30 мин. Потом поехали на старт Ifonche. Очень красивое место для старта! Слева и справа горы, впереди пропасть. Летишь в раскрывающемся ущелье около здоровенной стены из камня. Дальше стоят отдельно несколько каменных башень, и можно пролететь между ними. Красота!
Бобр, видимо, был тут впервые и хотел к тому же побыстрей восполнить вчерашний простой. Он быстро разложился и улетел. Я стартовал в этот раз самостоятельно. С третьей попытки удалось вывести крыло. Оказалось, неправильно раскладывал относительно ветра. После вылета получил задание: набрать как можно выше, попарить и лететь на основную посадочную площадку. От старта до посадки примерно 6 км.
Набрал в потоке над небольшими хребтами в долине и полетел на основную площадку против ветра. Итого 37 мин . Всего за день 1,5 часа.

17.01.2008. Запасной старт Таучо. Прощальные полеты удались.

Заключительный летный день Разведка боем на Таучо показала, что погоды придется ждать долго – до конца дня. Решили поехать в Гуимор, хотя надежда, что там будет погода при таком сильном северо-восточном фоне, развеивалась этим ветром при наблюдении за облаками на востоке еще в Таучо и окончательно была размолота ветряками по дороге. Как и оказалось, в Гуиморе дул сильный ветер. Хотя Бобр мог стартовать, т.к. ветер ему позволял, решили не терять время и ехать обратно. При подъезде к Ifonche крыльев воздухе около местечка не обнаружили. У Таучо, как оказалось предательски, мелькали крылья в воздухе. Решили поехать на Таучо. Уже подъехав почти к самому старту, мы увидели, как пилоты неспешно, но уверено и неотвратимо сливались вниз. Выскрести от основного старта на Таучо до маленьких высоких облачков было мало вероятно. Кучевки практически не было, до нагретого скальника далеко. Решили ехать на верхний старт Таучо. Правильно он называется вроде бы Los Pinos. Старт небольшой, помещается одно крыло. Но очень красивый. После вывода крыла между двумя соснами прыгаешь с обрыва в ущелье. По совету Бобра после старта сразу пошел вправо к скальнику. По нему дошел до выступающего хребта около основного места старта с домиком сверху, где тут же нашел любимый рваный дежурный поток. Очень интересно было наблюдать, как ветер гнал облака с севера, и они встречались с облаками с запада. Вверху они перемешивались и устраивали веселый расколбас. Из-за этого в воздухе было несколько некомфортно. Видимо к этому моменту наступила сытость полетами или накопилась психологическая усталость. Никак не мог заставить себя пойти на переход после набора высоты. Повисев в потоке, решил идти на посадку. Хорошего в меру.

Домой!

Вместо заключения

Этот очаровательный остров покорил меня. В то время, как на родине начинаются крещенские морозы, здесь +25 и теплый океан, каждый день солнце, удивительная природа, потрясающей красоты полеты.
Этот выезд дал мне возможность сделать окончательный выбор: только тут я понял, что такое свободный полет на параплане и скольких усилий и физических, и моральных, стоит каждый полет. Это не совсем развлечение. Точней это совсем не развлечение. Это сложно, но это моё.
Много ценного опыта приобретено: отработаны взлет и посадка, закреплен алгоритм центрирования потока, опробовано выживание у склона в слабых условиях. В течение всего выезда сильно недоставало уверенности в своих силах и возможностей параплана, знания опасных режимов полета. И есть сознание того, что стоит еще многому научиться.
Поэтому планирую пройти СИВ-курс.
А на этот остров-парарай я обязательно еще когда-нибудь загляну!

Автор – Денис Иванов (Денди) 2008г.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий