Неизвестная Патара или «All included paragliding»!

Неизвестная Патара или «All included paragliding»!

Предисловие

Выезд в Турцию уже подходит к своему логическому завершению. Но задача, которую я ставил себе еще в Москве, изучая карты местности вокруг Бабадага, еще не выполнена. Ни одного маршрута над горами пока не сделано. Надежды на маршрутные полеты в Денизли не совсем оправдались. Маршрутов не позволила сделать погода. Зато Коле огромное СПАСИБО за то, что показал такие замечательные места и за прекрасную компанию! Очень красивое и воистину маршрутное место Денизли: широкая равнина с травянистыми душистыми полями, зеленое плоскогорье с небольшими деревнями, не избалованными вниманием туристов, горы, большие и малые, отвесные и пологие, удобные подъезды прямо на старт, внизу сеть отличных дорог. Не даром здесь ежегодно проводится Кубок Мира по парапланерному спорту.

На парад?

Сегодня, 9 мая, и очень хочется полетать. Не просто сверху вниз, а куда-нибудь по маршруту, хотя бы километров 20. Погода установилась отличная, надежда на полет есть, и есть выбор: ехать в долину Изумлю через час или два часа или подниматься на Бабадаг прямо сейчас. Как говорится, лучше синица в руках…
Через несколько десятков минут грузовик завозит нас почти до верхнего старта Бабадага. Водитель выше не поедет, снег занял половину узкой дороги. Холодная весна в этом году в Олуденизе – снег еще не растаял на Бабадаге, он сверкает, усмехается над настырными пилотами. А мне тоже весело смотреть на снег: пусть себе лежит, все равно сегодня улетим.
Прогулка до старта
Директор агитирует пилотов участвовать в праздничном параде, построить в честь праздника красочную свинью из разноцветных парапланов. А между тем ему совсем не хочется просто лететь в сторону бухты, прошивая насквозь полные энергией солнца воздушные потоки. Задача построения свиньи немного осложняется тем, что верхний старт небольшой, одновременно могут стартовать 3 пилота максимум. Поэтому Директор предлагает ход конем: выпарить над горой тем, кто может, и затем пойти вместе к бухте. Однако часть пилотов собираются попарить при хорошей термичке просто в удовольствие, и никого ждать не собираются. В общем, с кворумом на парад в этом году сложности – погода не парадная.Паша Черный, видимо тоже не любитель парадов в маршрутную погоду, советуется с Директором о возможном направлении маршрута. Руки более опытного человека махают в сторону на солнце, послышалось какое-то слово Патара. Наверное, город? Полечу туда же. Главное не проспать момент.
Первыми уходят со склона Директор в тандеме и Паша. Стартовав в сторону Мендоса, они сразу проходят на восток, направо вдоль склона и находят там замечательный поток. Над ними образуется очаровательное облако, оно растет прямо на глазах. Еще бы, высота старта 1960 метров, а база облака где-то 2300. Складывается ощущение, что до облака можно дотянуться, стоит только руку протянуть.

На Патару!

Надо не отстать от Паши, пока он не ушел на маршрут. Тем временем жду, когда кончится усиление ветра, но Бобр подгоняет. Старт и .. есть попадание! Сразу после старта встречается поток, и можно прижаться к хребту. Через 30 метров полета вдоль хребта, гора уходит вниз, а набор высоты продолжается. Несколько спиралей на хребтом, и я на одной высоте с остальными пилотами, около 2500 метров на уровнем моря, под облаком. Однако Паша находится впереди по направлению полета, до него километр, и он уже идет к следующему облаку. Не отставать! Одному над этими скалами и елками как-то некомфортно оставаться. Летим в спокойных условиях, снижение небольшое: -0,8 м/c-1,5 м/c. Скорость относительно земли на балансировочной 37 км/ч, и я отстаю понемногу от Паши. Приходится выжать немного акселератор. Вроде бы зонтик крыла впереди не стал уменьшаться. Но он стал теперь подниматься! Это нехорошо. Разница в классе крыла или разница в классе пилотирования? Хочется думать, что первое, но разум, отбросив тщеславные мыслишки, подсказывает, что и второе тоже, и даже в большей степени. Переходы получаются очень долгие по времени. Можно поэкспериментировать во время полета с разным положением в подвеске. Поднимаю и опускаю вытянутые ноги, упертые в трос акселя. Этакая нулевая ступень на одноступенчатом акселераторе получается. Когда ноги подняты повыше до определенного момента скорость больше, примерно на 1-1,5 км/ч, чем когда ноги опущены. Но при этом и вертикальная составляющая меняется, хотя и почти незаметно, в пределах 0,1 – 0,3 м/c. Удобообтекаемость тела даже на учебном параплане не последняя вещь!

Тем временем Паша уже набирает в следующем облаке, буквально «в облаке». Без труда центрирую поток и тоже вхожу в облако, предварительно предупредив Пашу по рации. Он уже вышел из облака и встал на следующий переход. Облако расступается, но я не вижу Паши в направлении полета. Среди неровного, лесистого горного ландшафта, чуть выше бирюзового моря, среди голубого неба видна небольшая точка, она удаляется в направлении на море. Ничего не понимая, кричу в рацию: ты что, на посадку пошел? Имею ввиду: что же ты делаешь? В ответ получаю: все нормально, лечу к следующему облаку. Это облако находится градусов 35 в стороне от направления маршрута, а прямо по курсу есть тоже перспективные облака. Черный же взял еще больший угол, градусов 45, и летит по дуге к облаку. В результате повторного небольшого анализа прихожу к выводу, что нифига не понимаю мотивации такого направления полета, но свой маршрут прокладывать не решаюсь. Тем более что на таком большом переходе Паша теряет совсем немного высоты, приходит под облако и успешно в нем набирает высоту. До моего ведущего уже километра 3 упругого, пролетающего со свистом сквозь стропы воздуха. Надо догонять! Облако развивается над одной из преобладающих высоток, имеющей довольно пологие травянистые склоны и лысую каменную вытянутую вершину. Паша уже набрал под облако и ушел к следующему, когда я только подошел к вершине. Но где поток? Прохожу точно над лысиной, вдоль каменного черепа, от лба до затылка, и ничего. Облако сверху, но оно уже «не работает». Паша вызывает в рацию, он меня потерял. Отвечаю, что весь в поисках потока. Высоты до гребня остается метров 100. Разворачиваюсь на обратный курс, чтобы пройти над нагретой частью горы.

Почти полдень, восточная экспозиция склона, солнце освещает склон, высоты до рельефа метров 70, готовлюсь морально к любым неприятностям. Какие-то неизвестного вида маленькие птички, похожие на стрижей, прямо по курсу выделывают фигуры высшего пилотажа с немыслимыми перегрузками, и тем самым предупреждают, что здесь должен быть хороший поток. Действительно, теплый воздух, как от фена, пахнул в лицо, вариометр заверещал, одну консоль потащило вверх, вторая просто есть, и это уже хорошо. Тело держится за тот край подвески, который горные духи неистово тянут вверх. В следующий момент кто-то резко дергает меня за шиворот! Да нет тут никого, это просто я вывалился из потока, чайник! Мысленно выдаю то ли рецепт, то ли диагноз: теперь можешь засунуть клеванты себе в одно место, причем быстро и поглубже! Необычно смотрится крыло на фоне деревьев противоположного склона: контрастно и отрезвляюще! Зато теперь известно, где находится термик, и можно действовать более решительно. Разворот на 180 градусов, полный вперед, боевой разворот, контроль крыла с целью избежать скольжения или сваливания в крутую спираль. И вот он снова, теплый, могучий, веселый весенний поток. Крыло набирает скорость в спирали, оно теперь монолитно, наполнено потоком воздуха, и можно немного расслабиться, отдаваясь силам природы и чуть-чуть поправляя радиус спирали внешней клевантой. Напряжение уходит, можно чуть спрятать инстинкты и дать включиться разуму, т.к. нужно выработать стратегию дальнейшего полета. Ничего особенного изобретать не нужно, т.к. впереди по маршруту растет красивая кучевка, прямо над следующим хребтом.
А где же Паша? Паша сообщает по рации, что он меня видит. Оказывается, он в это время тоже где-то просел и выскребывался под базу. Под следующим облаком мы встретились. Нам остается только перейти через ущелье и еще один хребет, за которым уже видно море и пляж. Города пока не видно, наверное, он откроется позже. Погода звенит, кучевка отличная, ветер северный, слабый. Предлагаю Паше продолжить полет, и вернуться обратно своим ходом. Но Паша заявляет, что хочет купаться, и все остальное его не сильно волнует. Ну что же летим дальше. Каким-то загадочным образом выбирая траекторию, Паша летит без снижения чуть правей, меня же уже достаточно сильно сливает, и приходится идти вдоль ущелья влево, на северо-восток, чтобы перепрыгнуть хребет в более удобном месте. За перевалом горы отступают, и перед глазами возникает открытое пространство: бесконечная лента песочного пляжа, километров 10 длиной, лазурное теплое море, видимо в этом месте не сильно глубокое, судя по образованию достаточно длинных волн около берега. Широкая зеленая долина уходит вглубь континента, все более закрываясь блестящим покрывалом теплиц. Прямо под нами неспешно течет речка и впадает в море. Красиво!
Долина в Патаре 1

Долина в Патаре 2

Иногда даже без рации можно узнать, о чем думает человек на расстоянии, т.к. иначе думать просто невозможно: Где же город? И где же люди? Хоть какое-то поселение на берегу должно быть? Куда мы попали, и как отсюда выбираться? Решаем приземляться на пляж недалеко от места, где в море впадает речка. Приключения только начинаются!
Пресная речка у моря – очень удобно
Покорение Патары

Возвращение
После посадки оказалось, что люди тут есть, живые, и даже недалеко остановка рейсового автобуса, всего в нескольких минутах пешком, и даже открыт ларек с холодным пивом! Воистину, все включено! Это лозунг сегодняшнего дня! Испробовав прелести естественного нудистского морского пляжа, и помывшись в пресной речушке, мы удалили усталость из тела, а пивом разбавили приятную расслабленность. В небольшой кафешке поговорили с голландцами. Они проделали почти тот же маршрут за 2 дня пешком.
Остановка минибаза оказалась неподалеку, даже не успели согреться после купания. Отправление через 15 минут. Всего за 6 лир нас довезут до Фетхие. Все включено!

В ожидании автобуса сижу под навесом в теньке: хорошо! Тишину нарушает звук щебенки – едет группа велосипедистов. Просто так кричу им вслед: привет! В ответ получаю удивленное «привет!» в ответ. И дальше что-то отрывочное на русском. И в этих турецких глубенях мы не одни. Знай наших!

Неспешный водитель увозит нас от этого замечательного места. Мне весело, настроение отличное! Вкушаем с удовольствием местный колорит. Водитель перед остановкой заблаговременно сигналит, чтобы пассажиры успели выйти из своих домов, и дойти до остановки. Однажды автобус как ни в чем не бывало сдал задом, подъехал к дому, и мы чуть подождали, пока женщина соберется в дорогу. Вот такой здесь внимательный к пассажирам, общественно-социальный транспорт!
Очередной памятник Ататюрку

Мимо окна мелькают теплицы, и краем глаза замечаю, что в них уже созрели помидоры. Эх, сразу вспомнилось про то, что время уже где-то между «пора обедать», и «давно пора пообедать». Предложил Паше на следующей остановке прикупить помидоров, но Паша отказывается отходить от минибаса, тем более в носках это сложно сделать, надо обуваться. Зато на следующей остановке в автобус заходит местный крестьянин с корзинками. Мы с Пашей чуть не встаем с кресел, всеми фибрами показываем, что учуяли запах зрелых помидоров. Надо отдать должное крестьянину, он тут же насыпал в шлем Черному помидоров, а голова у Паши большая! Мы с удовольствием поедаем помидоры и радуемся жизни, повторяя наш лозунг: все включено!!!
Довольные рожицы
Через 2,5 часа автобус неспешно въезжает в Фетхие. Какая-то пожилая дама, хорошо одетая, по-западному, и свободно разговаривающая на английском, почему-то решила спросить у нас, куда мы едем. Мы ответили, и она объяснила нам, где надо выйти, чтобы удобно пересесть на другой автобус до Олудениза! Ужасно деликатно с ее стороны. Все включено!

Еще полчаса пути, и мы в знакомом и уже ставшим родным Олуденизе. Победным шагом идем по набережной, Директор поздравляет с полетом, жмет руки, и соглашается подождать с очередным отъездом на гору, чтобы мы успели пообедать вкуснейшим лэмчопсом. Вот это я понимаю, сервис! Сегодня все включено!

P.S. Благодарю Пашу Черного за хороший маршрут и веселую компанию!

Автор – Денис Иванов (Денди) 2009г.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий