РУКОВОДСТВО К СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ ПОЛЕТАМ

РУКОВОДСТВО К СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ ПОЛЕТАМ

Перевод: Оксана Смирнова из журнала Cross Country №105.

(Оригинал перевода, опубликован на сайте www.macpara.ru).

Боб Друри опрашивает самых быстрых пилотов мира, чтобы получить от них этот мастер-класс, который позволит тебе добиться наилучшего результата на соревновании.

«Не приходи на соревнование в надежде победить!
Победа придет к тебе сама, когда ты станешь ее достоин»

Кари Эйзенхут.

ПОЧЕМУ СТОИТ ПОДХОДИТЬ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ ПОЛЕТАМ С УМОМ?

В напряжении пересекая финишную черту, с воплями радости и бешено колотящимся сердцем я оглянулся и увидел, что оказался впереди остальных пилотов, с которыми последнюю пару часов я играл в 3D-нарды. Пронзая воздух, сердце кричало от восторга. Моя первая победа! Я был в экстазе. Наконец-то я стал лидером! Именно за этим я и пришел на соревнования: побеждать, стать первым! Разве не так? Однако поразмыслив как следует, я говорю вам: нет, не так!

Как и большинство пилотов, я пришел на соревнования не для того, чтобы побеждать. На самом деле, все было как раз наоборот: я пошел туда, зная, что проиграю. Я стал летать с пилотами, которые были лучше меня, чтобы поучиться у них и понять, что из этого я реально смогу повторить.

«Это самый лучший способ за один день понять, чего ты можешь достичь, – признает Джонни Дуранд, герой Aussie HG. – Ты учишься быстро летать и получаешь море удовольствия».

«К тому же ты становишься участником организованного для парапланеристов праздника, проходящего в прекрасной для полетов местности, где собирается много интересных людей», – добавляет чемпион PWC и X-Alps Алекс Хофер. И он прав! Если вы посмотрите на список мест, где в последние годы проводился Чемпионат Мира, то не сможете не признать, что это – список самых прекрасных мест в мире!

Таким образом, у вас, как у любого нормального человека, появляется отличный повод принять участие в соревновании. Этот повод – съездить в отличное место с группой пилотов, каждый из которых горит желанием пролететь заданный маршрут. Но представьте, что каждый из сотни пилотов (как минимум) пытается лететь по одному и тому же маршруту… И вот уже ваши шансы на прекрасный день стремительно тают…

«Очень легко просто болтаться в небе, наслаждаться видами и бесцельно лететь по ветру. Но когда тебе дают определенное задание, которое необходимо выполнить, ты принимаешь вызов и раскрываешь все свои навыки и умения, в то же время развивая их», – говорит двукратная чемпионка мира Джуди Леден. Спроси любого, кто принимал участие в соревнованиях, каково это, – и ты услышишь множество историй, как люди пролетали над удивительной местностью на гораздо большие расстояния, чем когда-либо прежде.

«Соревнования насильственно перерезают пуповину, привязывающую тебя к месту старта; ты приезжаешь туда, чтобы пролететь маршрут, и потому летишь. Даже если ты двигаешься в неправильном направлении, сам факт, что другие летят по заданному маршруту, открывает тебе глаза», – подтверждает пилот британской команды Келли Фарина.
Практически всегда это обучение маршрутным полетам начинается с того, что группа опытных пилотов задает реально выполнимый курс, а затем около сотни парапланов обозначают каждый термик на своем пути. Возможно, существуют более действенные способы обучения, но в целом это напоминает учебу в университете, куда приходят, желая научиться и познать все возможное путем знакомства с лучшими профессионалами в своей области и наблюдения за их способами достижения цели
Многие приходят на свое первое соревнование по рекомендации друзей… «Давай, присоединяйся, кто знает, у тебя может получиться!» Так, Ева Веснерска пришла на Германский Открытый Чемпионат просто за компанию – и очень неплохо выступила! «Мои друзья постоянно доставали меня предложениями принять участие в соревнованиях. Я не была в восторге от этой идеи, но в итоге они меня уговорили. Я пришла второй!» – вспоминает она.

Впечатляющий результат для столь неопытного пилота, и не единственный в своем роде! Такое встречается сплошь и рядом. В целом, путь становления успешного соревновательного пилота долог и тернист…

ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ

«У меня ушло 8 лет на то, чтобы достичь мирового уровня, – рассказал мне Хофер. – Кажется, быстрого пути не существует. В этой игре ты не можешь просто взять и победить более опытного».

«Просто попробуй и пролети маршрут. Не пытайся обогнать всех и прийти первым. У тебя еще нет необходимых для этого навыков. Для начала научись просто лететь по заданному маршруту», – эти мудрые слова подарил мне Джон Сильвестр, мой пилот-гуру на заре моей летной карьеры. Когда открывается стартовое окно, велико искушение рвануть с места на полной скорости и делать все возможное, чтобы не отстать от лидеров этой шумной стаи. Если повезет, то ты всего-навсего отстанешь и найдешь свое законное место в гонке. Если не повезет, то лидеры просто-напросто сметут тебя на своем пути, развернув твой купол на 180 градусов. И уж совсем не повезло, если ты летишь на пределе своих возможностей, лишь бы не выбиваться из струи, тебе явно не хватает опыта и навыков, ты дергаешь параплан туда-сюда самым неподобающим образом – и еще до того, как осознаешь это, пополняешь собой статистику несчастных случаев.

«Воспринимай соревнование спокойно и просто наслаждайся полетом», – вот совет французского пилота, звезды параглайдинга Антуана Буасилье новичкам. Было выявлено, что стресс и самовнушение (убеждение себя в необходимости победить) являются причиной многих несчастных случаев. Неизбежно находятся люди, воспринимающие соревнования слишком серьезно, однако спросите мнение эксперта вроде экс-чемпиона Европейского и Мирового чемпионатов Кари Эйзенхута– и он расскажет: «Это просто игра, захватывающая игра. Словно дети, мы хотим только играть в игры, а когда взрослеем, игры всего-навсего меняются. Относись спокойно к соревнованиям, не приходи туда в надежде победить – победа придет к тебе сама, когда ты станешь ее достоин».

Может быть, это всего-навсего игра, однако для того, чтобы получить от этой игры максимум, существуют определенные тактики. Итак, какой же тактики стоит придерживаться пилоту-дебютанту на соревнованиях?

НА ПОЛНОЙ СКОРОСТИ – И «БЕЗ БАШНИ»

Некоторые пытаются победить, покупая самое последнее «горячее» крыло класса Competition, которое только могут раздобыть, но так ли это важно?

«Вы хоть раз видели, чтобы победу в «Формуле-1» одерживал гонщик на Минарди?» – говорит Алекс Хофер. Для пилота его уровня эта истина бесспорна. Однако всегда основной причиной несчастных случаев считались пилоты, у которых возникали проблемы из-за того, что они пытались управлять парапланами, до которых пока не доросли.
«Хотя психологически важно лететь на хорошем крыле, гораздо более важно сосредоточиться на технике и своевременном принятии адекватных решений», – говорит Джуди Леден. Наиболее опытные пилоты соглашаются с ней. Если ты летаешь с реальными шансами на победу, тогда наличие самого лучшего снаряжения критично. А вот для всех остальных лучшим преимуществом будет полет на знакомом куполе, на котором тебе комфортно при любых условиях.

Петра Краусова, пилот фирмы MAC и нынешний вице-чемпион Кубка Мира идет еще дальше: «Даже если ты пилот высшего класса, тебе следует пройти подходящий SIV-курс на своем Competition-крыле. Если ты доверяешь своему куполу, то получишь гораздо лучшие результаты».

ЗАДАНИЕ ПОЛУЧЕНО

«Поднимайся в воздух как можно раньше, – советует гуру из Пьедрахиты Стив Хэм. – Тогда у тебя будет шанс немного потолкаться возле лидеров. Если стартанешь поздно, то будешь лететь с пилотами не выше своего уровня и ничему не сможешь у них научиться».

Двукратный чемпион мира Роб Виталл более категорично развивает ту же мысль: «Летай рядом с этими безбашенными отморозками – и сам научишься летать как безбашенный отморозок».

Легко сказать, но добиться этого в реальных условиях? Главное, чем ты можешь себе помочь, – это быть готовым. Если все твои приборы и снаряжение заряжены, приведены в полный порядок и боевую готовность, если у тебя есть хорошая карта маршрута, что-то поесть и попить, а также прочие жизненно необходимые вещи, которые могут понадобиться в пути (вроде солнцезащитного крема и запасных батареек), то ты сможешь избежать изрядной доли пред-стартового стресса. Добавь к этому детальное знание своего GPS, четкое понимание действующих правил и техники выполнения заданий – и в твоем расположении окажется достаточно времени для релаксации перед открытием стартового окна. Надо надеяться, что этого времени будет достаточно и для неплохой подготовки к заданию.

Ева Виснерска, нынешний чемпион женского Кубка Мира, рассказывает: «Вначале я подготавливаю свои приборы и оборудование, и лишь потом могу сконцентрироваться на самом задании. Перед началом полета очень важно оставить все свои страхи и беспокойства позади».

Поброди возле места проведения крупного соревнования непосредственно перед открытием окна – и увидишь множество разных подходов к подготовке задания.
«Я визуализирую задание, – говорит Джоки Сандерсон. – Я непосредственно представляю себе, как лечу по маршруту. Где находятся сложные участки? Как я пройду их? И в какое время суток?»

У Эдриана Томаса похожий подход: «Я сажусь с картой и вырабатываю самый быстрый маршрут, выявляю критические точки и место, где уже пора готовиться к финальному снижению».

Такой полет в уме – один из лучших способов составить план выполнения задания. Неважно, используешь ли ты для этого свой собственный опыт или интерполируешь сведения, полученные от карты или от других пилотов. Процесс воображения себя в конкретном месте чудесным образом приоткрывает завесу тайны над тем, что ждет тебя впереди, и позволяет почувствовать себя более спокойно накануне того, что тебе предстоит». Это также позволяет сформулировать план действия и запасные варианты на тот случай, если выполнение задания пойдет не так гладко, как хотелось бы».

ПРАВИЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

Выбор маршрута для полета – лишь малая часть предстоящего дня. Не в меньшей мере на конечный результат повлияет и то, как именно ты полетишь. Соревновательный полет – это психологический процесс. На протяжении дня ты можешь пройти сквозь целую гамму эмоций: от волнения, страха, неудовлетворенности, гнева – до эйфории и порой разочарования. Твой настрой на старте будет оказывать на тебя влияние на протяжении всего полета, поэтому очень важно справиться со всеми своими эмоциями перед тем, как взлетишь».

«Каждый день все по-разному, – говорит Алекс Хофер. – Когда я серьезно взвинчен, хорошо быть рядом с прикольными друзьями, которые могут меня развеселить. Но если я недостаточно сконцентрирован на задании, то предпочитаю прогуляться или посидеть в полном одиночестве, чтобы сфокусироваться».

РЫБАК РЫБАКА…

Какой бы из подходов ни был выбран, но как только открывается стартовое окно и всех уносит в небо, тобой целиком и полностью овладевает полученное задание.
Самый первый термик очень важен, и прежде всего ты должен постараться остаться в нем вместе с лидерами. Однако через считанные секунды после открытия окна в крошечном кусочке воздушного пространства набивается больше парапланов, чем в принципе казалось возможным. И уже сам факт того, что в термическом потоке так близко от тебя толкутся другие парапланы, может запугать до смерти – а может и несказанно воодушевить. Если у тебя есть хоть малейшее чувство самосохранения, ты инстинктивно почувствуешь, что нужно сделать для выживания: просто будь вместе со всеми, будь частью гусиной стаи.

Понимание стаи – важный аспект соревновательных полетов. Оставайся внутри нее, и у тебя будет реальный шанс пролететь с ней вместе весь маршрут. Если же ты оторвешься от нее и окажешься в одиночестве, то скоро можешь оказаться в низкой отвратительной дыре, наедине с собой, – если только ты не исключительно талантливый пилот или не счастливый везунчик.

Немец Феликс Волк отлично резюмирует все вышесказанное: «Забудь о своих попытках пролететь большие участки пути самостоятельно. Ложная гордость и упрямство здесь не прокатят, а вот бок о бок со стаей ты справишься!»

Бесспорно одно – в жизни каждого из нас вряд ли найдутся более сюрреалистичные моменты, чем тот, когда ты поднимаешься в термике вместе с 50-ю другими пилотами.
«Мне всегда нравилось непринужденно болтать с друзьями и слоняться в воздухе без дела, – вспоминает Джоки Сандерсон. – Я помню, как Крис Мюллер громко рассказывал одну шутку всем нам, кто был с ним в одном термике. Но он не успел закончить до того, как мы поднялись на самую вершину, и вся стая отлетела к следующему термику. Мы все вместе начали подниматься, и Крис ждал, пока все не окажутся наверху, прежде чем закончить шутку, повышая голос специально для тех парней, которые были ниже и потому могли не услышать».

Но если ты решаешь держаться вместе со стаей, то как ты вообще собираешься когда-либо опередить хоть кого-нибудь, хотя бы ненамного? Одна из распространенных и в корне неверных идей – это агрессивный полет, когда ты пытаешься выжать все возможное из подъема, пробивая себе дорогу сквозь термик, как Брюс Ли с пчелой в штанах. Попробуй только – и тебя почти наверняка заставят предстать перед жюри и накажут, или, что более вероятно, тебя размажет по барной стойке этим же вечером один из разъяренных пилотов, чей день ты загубил своей глупой выходкой.

Разумный пилот на соревнованиях понимает симбиоз индивидуума и стаи. Вместе вы сильны. Маловероятно, что вы все вместе сделаете одну и ту же ошибку и пойдете вниз, и гораздо более вероятно, что один из вас случайно натолкнется на термик после длительного снижения. Просто прими свое место в волшебной карусели, определи его и не сбивай стаю. Следи за пилотами, находящимися на одном с тобой уровне или прямо под тобой – и забудь о тех, кто намного выше. Если видишь, что кто-то поднимается быстрее тебя и что ты тоже можешь это сделать, никому не помешав, – используй свое наблюдение: отрегулируй поворот и слегка обойди. Если нельзя, просто сиди на своем месте в карусели и наслаждайся аттракционом. Только самые лучшие пилоты могут с уверенностью и безошибочно пробираться вверх через плотную стаю. Однако большинство пилотов могут сохранить свое место в стае, если только не слоняться в воздухе без дела.

ПОЛЮБИ ИХ – И ОСТАВЬ…

Именно выбор момента для перехода к следующему термику зачастую определяет победу или поражение при выполнении задания. Перейдешь слишком рано – и можешь оказаться внизу, в отчаянных попытках вскарабкаться наверх, в то время как все остальные участники состязания сумели подняться и сейчас радостно кружат над тобой. Прождешь слишком долго – и прибудешь к нижней точке следующего подъема как раз в тот момент, когда пилоты, вместе с которыми ты летел 20 минут назад, уже будут из него выходить. Умение решать, когда оставаться, а когда лететь, – один из фундаментальных навыков хорошего пилота на соревнованиях. Эти решения принимаются на основе собственного опыта и с учетом типа поставленного задания. Если это быстрый и короткий забег, где скорость играет главную роль, то жизненно важно с самого начала лететь изо всех сил на полной скорости, если не хочешь оказаться в последних строчках рейтинга. А если это более длительное и более сложное задание с несколькими возможными маршрутами? Возможно, по ходу пути условия будут меняться, что неизбежно повлечет за собой изменения в твоей тактике.

ПОСТАНОВЩИК ЗАДАНИЙ

Директор парапланерного Кубка мира Ксавье Мурийо говорит, что его задача – создавать философию – в настоящее время просто сводится к тому, чтобы прежде всего делиться с пилотами наиболее ценным опытом.

«Хорошее задание – то, после которого большинство пилотов приземляются счастливыми, независимо от того, дошел ли каждый из них до цели или никто не дошел. При идеальных условиях хорошее задание может выполнить каждый. Но действительно хорошие постановщики заданий могут поставить хорошее задание и при плохих условиях, и не единожды, а последовательно».

Если прогноз погоды предвещает переменные условия, часто используются задания, в которых учитывается общее затраченное время (фактическая продолжительность) или используется несколько стартовых окон. В определенной степени делает затруднительным применение «банзай»-подхода, так как осложняет слепое преследование других пилотов и требует большего использования индивидуальных навыков маршрутных полетов. Таким образом, данная мера дает преимущество тем, кто умеет хорошо «читать» день.

С четырьмя Кубками Мира, первенством в Европейском Чемпионате и рядом состязаний национального уровня за спиной в роли директора, Стив Хэм также знает тайну подбора того искусного набора заданий, которые оставляют каждого счастливым.

«Главное здесь – подбирать задания в зависимости от погодных условий и уровня мастерства первой трети пилотов, – объясняет он. – Однако в Пьедрахите это зачастую оборачивается 4-х или 5-ти часовыми заданиями для лидеров и намного более длительными полетами для отстающих. При продолжительности полетов такого порядка состязание в скорости оказывается затруднительным. В настоящее время я выступаю за то, чтобы в соревнованиях был определенный процент таких заданий, при которых большая часть участников могла бы достичь цели и элемент скоростного состязания стал бы более значимым. Но и с короткими заданиями, особенно предлагающими на выбор несколько маршрутов, есть определенные трудности, так как они поощряют подход «следуй за лидером!». И потому в непосредственной близости от финала прямо возле цели 80% участников могут сбиться в кучу, и победит наиболее отважный или тот, у кого самый быстрый параплан. Поэтому я считаю, что как минимум одним этапом соревнования должен быть полет на длительную дистанцию, при котором важны навыки маршрутных полетов».

ИГРАЙ СТРОГО ПО ПРАВИЛАМ

К счастью, на любом должным образом организованном соревновании будет комитет из опытных знающих пилотов, выбирающих для тебя задание и, надо надеяться, обеспечивающих тебе великолепные полеты на весь день. Однако это как если бы ты позволил кому-то выбрать за себя музыку на вечер! Возможно, тебе придется мириться с тем, что ты не выбрал бы для себя сам в первую очередь. Правило диктует, что если ты хочешь выиграть в соревновании, то тебе придется лететь по маршруту, установленному постановщиком задания, и это далеко не единственное правило!

В соревнованиях полно правил. Некоторые, как про полеты в облаках, существуют для того, чтобы пилоты не жульничали; некоторые, как о направлении вращения, нужны для обеспечения безопасности в полете. Однако есть и такие, что всего-навсего упрощают работу организаторов, например, время регистрации. Каковы бы ни были их основания, правила существуют, и нечего и пытаться их обойти. Все, чего ты добьешься своими спорами и протестами, – это расстроишь трудолюбивых людей, которые практически не получают никакого вознаграждения за свои старания обеспечить тебе прекрасное времяпрепровождение.

5 ОСНОВНЫХ ПОДСКАЗОК:

  1. Стартовать рано
    «Если стартуешь поздно, будешь лететь с пилотами не выше своего уровня и ничему не сможешь у них научиться» – Стив Хэм
  2. Знать свое снаряжение
    «Свободно обращайся со своим GPS, загружая в него задание, чтобы избежать стресса во время брифинга и не пропустить напутственные слова директора соревнований» – Джако Волмеранс
  3. Забыть прошлое
    «Человеку свойственно ошибаться. Даже в заданиях мирового уровня, которые я выигрывал, почти всегда было минимум два неверных решения» – Алекс Хофер
  4. Тренироваться
    Талант – всего лишь небольшое преимущество. Тебе придется упорно тренироваться! Анализируй все свои полеты, находи свои слабые и сильные стороны и работай над ними!» – Кари Эйзенхутт
  5. Достигать цели
    «Сначала научись ставить цель. Как только ты каждый раз сможешь добиваться цели, можешь начинать участвовать в соревнованиях» – Эдриан Томас

ПИЛОТУ НА ЗАМЕТКУ

Чего НЕ СТОИТ делать во время соревнований:

  1. Жульничать
    «Параглайдинг – спорт для идеалистов, на нем не заработаешь денег, и в этом его прелесть. Если вам хочется смошенничать только для того, чтобы получить трофей, лучше купите его и сидите дома» (Ева Чеслевиш/ Веснерска)
  2. Напиваться в минуту приземления
    «Не пожалейте полчаса на то, чтобы еще раз осмыслить прошедший полет, прежде чем врываться в бар. Всегда есть чему поучиться, даже если вы победили» (Джимми Пэчер)
  3. Чрезмерно напрягаться и насиловать себя
    «Соревнования порой выявляют худшее в пилотах. Человек перестает думать сам за себя и считает, что если другие участвуют в соревнованиях, то это нужно и ему. Если вам напряжно летать, не летайте. Не стоит беспокоиться» (Джонни Дуранд)
  4. Летать в облаках
    «Не пытайтесь использовать полеты в облаках, чтобы получить преимущество. Порой каждый из нас оказывается в «белой комнате», но если быстренько вылететь из нее, дав другим понять, что ты все понял и сожалеешь, проблем не возникнет. А вот если ты попытаешься извлечь из этого положения выгоду, есть опасность быть подвергнутым остракизму?» (Мэдс Синдергаард)
  5. Обижать организаторов
    «Это волонтеры, пытающиеся вам помочь» (Эдриан Томас)

Перевод: Оксана Смирнова из журнала Cross Country №105.

(Оригинал перевода, опубликован на сайте www.macpara.ru).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий