О косности мышления, или почему “обычное” плохо работает в “нестандартных условиях”. Постановка тасков.

Сейчас в Македонии проходит Rissian Open и третий день таск останавливают из-за проблем с погодой. 2 дня отменены полностью при прекрасной летной погоде.

Да, прогноз и погода изобилуют большими дождевыми облаками (переразвития) и правильно , что по соображениям безопасности – таски останавливают, но можно ли избежать этой проблемы? – Можно! Достаточно вдумчиво отнестись к самой постановке тасков и применить просто немного фантазии и логики в этой задаче.

Для начала давайте рассмотрим из чего вообще состоит таск и что можно менять, у таска есть три основные части:

  • Наземный старт (takeoff)  –  он имеет значения времени открытия и закрытия окна старта (window open/сlose), время между ними должно быть не меньше чем необходимое время для старта всех участников. например для 100 участников, со старта где одновременно могут стартовать 5 человек, это время не может быть короче чем 100*2/5 = 40 минут. Пилоты должны стартовать не раньше чем время  window open, но не позднее чем время window сlose. На некоторых соревнованиях разрешают ранний старт, до открытия окна. Если же мит.директор закрывал старт на время большее , чем время необходимое для старта всех участников, то время закрытия окна, тоже сдвигается соответсвенно.
  • Фаза полета через ППМ-ы
  • Финиш задачи (Goal) – Финиш задачи имеет время Deadlin после которого все пилоты должны быть на земле, (треки отсекаются по этому времени)

 

 

Фаза полета через ППМ содержит в себе “скоростной участок” (спидсекцию). Так вот, это скоростной участок – не обязательно занимает всю фазу полета через ППМ-ы, он имеет:

  • SSS – Начало скоростного участка (спид секции)
  • Произвольное количество точек внутри скоростного участка (их может быть и 0)
  • ESS – Конец скоростного участка (конец спид секции)

При этом SSS и ESS это просто ППМ-ы, на границах которого начинается и соответственно заканчивается отсчет времени скоростного участка упражнения.

Обычно, скоростной участок включает в себя почти все точки упражнения кроме старта с земли (takeoff) и финиша (Goal), это оправдано в хорошую погоду, так максимизируется участок на котором идет гонка. 2 участка на котором нет отсчета времени (от Takeoff до SSS и от ESS до Goal) выбираются обычно минимальными но с учетом безопасности.

Так расстояние от takeoff до границы SSS выбирается из учета более менее равномерного распределения пилотов в воздухе (чтоб не мешали друг-другу) и и соображения удобства занятия хорошей стартовой позиции и ожидания в ней (возможность отвисеться). А расстояние от ESS до Goal выбирается таким, чтобы пилоты не приходили к границе ESS на сверхмалой высоте на полном акселе, и имели возможность после взятия ESS безопасно достигнуть финиша (Goal).

Однако, если это необходимо, таск комити спокойно может увеличить эти расстояния, и даже добавить туда промежуточные ППМ-ы не входящие в скоростной участок. Для чего это применяется?

Например:

Большое расстояние от Takeoff до SSS, или даже промежуточная точка (ППМ) между ними – может применяться если погодные условия около старта могут быстро стать опасными, тогда пилоты вынуждены улетать от takeoff в сторону промежуточного ППМ и далее к границе SSS от опасного места, и организаторам не нужно стопить день, так как они знают, что все пилоты двигаются по одному направлению.  Регулируя длительность стартового окна, они могут “выгнать” всех пилотов в воздух и заставить их двигаться по маршруту без начала гонки. Например если у гор опасные условия (переразвитие) а на равнине безопасно, но утром еще слабо, то надо чтобы пилоты стартовали пораньше, ушли в долину , но не просыпались там, пока прогрев не станет хорошим для гонки. Тогда применение большого расстояния между Takeoff и SSS (и промежуточных ППМ на этом участке) дает пилотом возможность лететь большими группами, так как гонка еще не началась.При этом дистанция задачи уже считается!

Этот же прием может применятся, если между зоной где хорошие условия для полета и стартом есть большие места без посадок, тогда пилоты в спокойном режиме, без старта гонки (скоростного участка) пересекают эту зону, заданным тасккомити маршрутом, и только пройдя ее начинают гонку (спидсекцию).

Аналогично, можно увеличивать расстояние между концом спид секции ESS и финишем. Конец спид секции (ESS) это не обязательно точка финиша , просто с большим радиусом, ESS – может быль любой ППМ, просто на нем “отсекается” секундомер скоростного участка. При этом чтобы получить очки за время, пилот потом все равно обязан достигнуть финиша (Goal) причем на этом отрезке у него тоже возможны постановки промежуточных ППМ. Например так было в одном из тасков на Чемпионате мира в 2017 году. Чтобы пилоты не “гнали” Рискуя над опасным участком им отсекали время, а потом они медленно и спокойно ( а главное безопасно) достигали финиша задачи.

Подобные “игры” могут применятся не только в целях безопасности, но и в целях разнообразия тактических вариантов прохождения маршрута. Например:

Изменяя размеры SSS и отодвигая его от takeoff (увеличивая так же время между открытием окна и стартом скоростного участка), можно предложить пилотам врать стартовую точку с разных направлений. Такой прием часто используется в Колумбии, где старт часто ставят так, что его можно брать с разных сторон долины и пилоты, перед открытием стартового окна успевают пролететь целый маршрут в 15-17 км и занять абсолютно разные позиции.

Распределение пилотов по границе SSS За 3 минуты до старта скоростного участка в Колумбии

А избирая для ESS не точку Goal с увеличенным радиусом, можно так же предложить пилотам много вариантов долета до финиша, уже после того как фаза “гонки” завершена.

На соревнованиях в Непале, пилоты взяв ESS примерно в одной точке, для достижения потом финиша избрали 3 абсолютно разных пути, каждый примерно по 20 км, при том что между ESS и Goal был всего 7 км.

Как подобные приемы можно было бы применить для соревнований в Македонии, чтобы избежать “неразыгранных тасков” ?

Да очень просто.

Например просто раньше открывая и закрывая стартовое окно, и отодвигая подальше границу SSS, пилоты будут иметь возможность выбрать много мест для отвисания, при этом граница отодвинется дальше от места из которого выходит гроза, и у мит директора будет время увидеть развалилась она или же нет, а у пилотов больше времени сесть при стоп таске.

 

Старт может выглядеть так:

или так

Или даже так, с дополнительной накруткой дистанции ДО открытия SSS.

 

Например тот жалкий километр, из-за которого было столько споров в первый день, можно было легко получить просто добавив зигзаг ПЕРЕД открытием SSS

Таск выглядел бы так:

 

А добавка в 2.5 – 3 км не представляла бы трудности ПЕРЕД SSS.

Она гораздо проще чем удлинять потом путь против ветра на равнине!

 

Так что господа – будущие члены таск комитетов – ДУМАЙТЕ. Есть много вариантов как сделать таск интересным и пролетаемым даже в сложных погодных условиях. Не будьте зашоренными и костными! Экперементируйте и ПОСЧИТЫВАЙТЕ варианты заранее.

Вот вам в помощь – замечательный сайт для этого.

https://geolocalisation.ffvl.fr/sites/all/modules/tasks/tasks.html

 

 

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий

Ближайшая лекция. (не назначено)