Мозги в полете. Как питать? Есть или не есть?

Mozg

В полете важно многое, но наверное, самый главный орган и прибор в длинном маршрутном полете – это мозг.

От его работоспособности и функционального состояния зависит верность и скорость принятия решений, не только в управлении парапланом, но и в первую очередь – тактические и стратегические решения на маршруте. Поэтому продолжаем цикл из раздела “комфорт в полете”, рассуждениями на тему питания мозга и еды в полете.

Как повысить работоспособность мозга? – Конечно тренировать и кормить его различными задачками, но в полете не менее важно и правильное питание в физиологическом смысле, то есть еда. Не даром в медицине определена даже отдельная медицинская специальность – “нейрофизиология питания”.

Разобьем вопрос питания на 2 подвопроса:

  • Предварительное питание (то есть то что мы едим повседневно) – я описывать не буду, этого добра в интернете валом написано. Важно просто заранее снабжать его всем необходимым для функционирования (витаминами микроэлементами и питанием).
  • Питание мозга непосредственно перед полетом и в полете – мы сосредоточимся на этом.

Вначале немного общей теории (упрощенно, биохимиков просьба не пинать меня, про реакции Бутлерова, циклы Кребса и пентозофосфатный я не хочу описывать 🙂 ), что любит наш мозг, кому скучно могут пропустить этот раздел:

Самое любимое питание мозга – это сахара. Сахара – полимерные молекулы состоящие их основных мономеров-моносахаров, самые популярные у организма – глюкоза, фруктоза, галактоза. Они содержатся в сахаре, меде, фруктах, шоколаде и т.д. Сахара, в процессе матаболизма (обмена веществ), точнее даже катаболизма (части метаболизма в котором сложные вещества разлагаются до простых составляющих), разлагаются вначале до моносахаров, например глюкозы, потом внутриклеточно в процессе гликолиза (процесса окисления глюкозы) до пирувата + АТФ, и далее пируват восстанавливается до лактата (анаэробно) + АТФ или до вовлекается в аэробный (с участие кислорода) цикл Кребса – который на выходе дает очень много АТФ.

Выделенную жирным аббревиатуру АТФ (аденозинтрифосфат) – наверное все встречали или слышали про нее  – это наша энергетическая “валюта” организма, на основе энергии которой осуществляется большинство процессов в организме. Кому интересно почитайте Wiki, это очень увлекательно.

Кроме самой энергии (в виде АТФ) нужной для проведения нервных импульсов, необходим так же правильный уровень магния (он обеспечивает правильное проведение нервных импульсов, повышает концентрацию внимания) и нейромедиаторы (серотонин, дофаминин). Серотонин «руководит» очень многими функциями в организме он облегчает двигательную активность, так же при снижении серотонина повышается чувствительность болевой системы организма, то есть даже самое слабое раздражение отзывается сильной болью. Серотонин так же повышает настроение.

Помним про симптомы хронического пониженного содержания глюкозы (гипогликемии): 

Адренергические

  • Возбуждение и повышенная агрессивность, беспокойство, тревога, страх
  • Избыточная потливость
  • Аритмия (тахиаритмия)
  • Тремор (мышечная дрожь), мышечный гипертонус
  • Мидриаз (расширение зрачка)
  • Бледность кожных покровов
  • Гипертензия (повышение артериального давления)

Парасимпатические

  • Чувство голода
  • Тошнота, рвота
  • Общая слабость

Нейрогликопенические

  • Снижение способности к концентрации внимания
  • Дезориентация
  • Головная боль, головокружение
  • Нарушение координации движений
  • Расстройства зрения: диплопия (“двоение” в глазах)
  • Примитивные автоматизмы (гримасы, растормаживание хватательного рефлекса)
  • Неадекватное поведение
  • Амнезия
  • Очаговые неврологические расстройства
  • Эпилептиформные припадки
  • Сонливость -> нарушение сознания -> обморок
  • Расстройство дыхания и кровообращения (центрального генеза)

Мускулатура, в которой кончались запасы сахара, умирает, это сопровождается судорогами, ощущением холода.

Как мы видим, со всеми этими симптомами летать как-то небезопасно, так что забываем про жесткие диеты и ограничиваем от полетов анарексичных дам.

 

Итак, подходим к практическим советам.

1. Для подготовки к полетам, в плане питания Важно:

Создать нужный уровень веществ в организме для снабжения мозга во время полета: Энергетические вещества (сахара, глюкоза) жиры в пище нам не очень подходят, так как ни их катаболизм надо затратить много энергии и крови, нам надо чтобы работал мозг, а не желудок и ЖКТ.

Подготовить хороший фон микроэлементов, солей (не только натрия), нейромедиаторов ипрочих веществ помогающих обмену и нейродеятельности.

Поэтому на завтрак стоит конкретная задача – получить с пищей много “долгих углеводов”, “поменьше средних углеводов”, и коктейль из микроэлементов .

Ограничить надо те продукты, на расщепление которых надо затратить много времени и энергии, (жиры, сложные белки) и те которые блокируют обменные процессы.

Например хорошо на завтрак съесть “длинные углеводы” + продукты поддерживающие нужный уровень серотонина – злаковые каши, мюсли + дополнить их молочными продуктами (особенно сыр) /кисломолочные если вы лактозу плохо усваиваете, фруктами (можно сухофрукты) финики, сливы, инжир, немного орехов (грецкий, бразильский, фундук), ягодами, томатами,

Быстрые углеводы надо на завтрак потреблять немного (чёрный шоколад, бананы, мед, сахар, выпечка) их роль важнее во второй части, в полете.

Вообще наша задача – создать перед полетом и поддерживать в полете равномерно повышенный (но не слишком) уровень глюкозы в крови во время полета, а для этого надо подбирать продукты с разным гликемическим индексом (диабетики знаю о чем, я) – то есть показателем учитывающем скорость повышения уровня глюкозы в крови после их потребления. Резкие скачки уровня глюкозы, нам не нужны, так как они вызывают инсулиновую реакцию организма /инсулин понижает уровень глюкозы в крови, активизируя синтез жиров и белков (нам это в самом полете не нужно) и подавляет активность ферментов расщепляющих гликоген (нам это тоже не нужно)/ и последующий “провал” уровня глюкозы в крови.

Поэтому продукты с высоким гликемическим индексом (“быстрые сахара”, например сладости, шоколад, кукурузу, белый хлеб, картофель, и т. д.) надо потреблять перед полетом аккуратно, а в полете – небольшими порциями и равномерно.

Кстати, лимонный сок или уксус – снижает гликемический индекс, замедляя катаболизм быстрых “сахаров”.

 

Что вредит перед полетом? :

Алкоголь –  в малых дозах (10-25гр/сут), уменьшает усталость и улучшает настроение, однако в  дозах выше 25-40 гр/сутки (в спиртовом эквиваленте) – ингибирует выработку серотонина, а так же вызывает спазмы сосудов головного мозга. Так что бокал вина или бутылочка пива – это максимум за день до серьезного полета.

Кофе, а точнее кофеин – не только мочегонное, но и стимулятор, с одной стороны небольшая его доза может нам помочь перед полетом , повысит концентрацию, скорость мышления, с другой стороны повышенные дозы (более 250-350 мг/сут = 2-3 чашки)  вызывают чувство беспокойства и страха, а нам это не нужно, к тому же кофе aspsdftn привыкание и отказ от его потребления вызывает обратный эффект – чувство усталости, сонливости, головную боль.

Поэтому лучше отказаться от кофе сильно заранее (вообще), но если вы заядлый кофеман, тогда отказ от него принесет только проблем, так что если привыкли пить кофе – пейте, главное немного и не перед полетом (мочегонное свойство) иначе у Вас возникнет следующая проблема.

Соль – соленые и маринованные продукты приводят к задержке жидкости и отекам, а так же повышают артериальное давление, это тоже может вызвать спазмы сосудов головного мозга. К тому же солевой баланс нарушается, и исключает часть вода из полезных обменных процессов (в мозге воды в массовой доли (более 8%) больше чем в цельной крови (всего чуть более 60%), кстати, даже по объемной доли воды мозг уступает (85%) только плазме крови (до 92%)).

Солевой баланс лучше поддерживать изотониками или натуральными сокам, чем рассолами 🙂

Теперь перейдем непосредственно к  полету.

2. Нужно ли есть в полете, и если да, то что и как?

На завтраке мы уже снабдили наш организм долгими углеводами, они будут поддерживать нас в течении 3-5 часов после потребления, но уровень сахара будет постепенно падать. Закидываться жирами, которые могли бы поддерживать нас более длительное время – не правильно, так как их расщепление займет часть необходимых нам ресурсов. Кровь нам нужна в мозгу, а не в желудке. Пусть лучше организм потратит чуток гликогена из печени и мышц, а мы поможем ему подкидывая периодически, понемногу “быстрых углеводов”.

Конечно можно потреблять даже чистый АТФ (он продается в аптеках), в условиях гипоксии это может быть неплохим решением, но для типового полета на средних высотах, мы можем пожертвовать временем и немного энергией для получения АТФ из сахаров. Поэтому будем поддерживать повышенный уровень глюкозы в крови периодическим приемом сладостей.

ВАЖНО: Не надо принимать много сладкого за один раз. Производство инсулина, в ответ на быстрое повышение содержания глюкозы, имеет небольшую “задержку”, по принципу механизма с отрицательной обратной связью, и вызывает резкое снижение уровня сахара, после резкого повышения.

Надо помнить так же, что повышенное содержание глюкозы (гипергликемия) имеет и проблемы –  симптоматика гипергликемии:

  • Полидипсия — жажда, особенно чрезмерная жажда
  • Полиурия — частое мочеиспускание
  • Усталость
  • Затуманенное зрение
  • Плохое заживление ран (порезы, царапины, и т. д.)
  • Сухость во рту
  • Сухость или зуд кожи.

 

Поэтому практический совет: –  устраивайте небольшие,  но периодические перекусы в полете. Оптимально если сахара всосутся в кровь с минимальным включением ЖКТ (желудочно – кишечного тракта), то есть, как и в рассматренными ранее тут и тут случаях с водой, лучший прием – сублингвально. Просто рассасыванием в ротовой полости.

Очень хорошо для подпитки подходит шоколад или кусочки сахара, идеальны – сладкие “аскорбинки” типа асвитола, или просто глюкоза в больших таблетках, большие таблетки легко принимать прямо в перчатках, они не испачкают вас как шоколад.. Можно просто пить подслащенные изотоники или специальные гели (которые применяют бегуны на длинные дистанции). Хуже подходят бананы, батончики мюсли, можно так же съесть немного сухофруктов. Еще хуже орехи, вяленое мясо, они больше нагружают желудок и стимулируют выработку пищеварительных ферментов, а нам это не нужно в полете. Так что лучше оставить орехи, на приземление.

Главное помним, дозы приема – небольшие, но с постоянной периодичностью. Съедать по кусочку шоколадки каждые 30 -40 минут, лучше чем съесть сникерс после 4-х часов полета.

На самом деле жидкости – идеальны для приема, сладкий черный чай с лимоном, или “джинджер-лемон-хани” – великолепны! Но питьевуху надо потом промывать чтобы не размножать грибок и бактерий. Так же надо помнить что сладкая жидкость – это не питье а еда, механизмы всасывания в кровь воды таковы, что читая вода попадает туда намного проще и быстрее чем в растворе. Поэтому пить “для устранения обезвоживания” надо – чистую воду или слабый раствор изотоника, а сладкая жидкость – “еда”.

Так что самый идеальный вариант – питьевуха с водой – чтобы пить.

И бутылка с соской (как Женя Грязнов летает) со сладким лимонным чаем или джинджером – чтобы “Есть”.

 

Но главное что нужно помнить, – если вы действительно хотите чтобы ваша голова хорошо работа в течении длительного времени, не забывайте регулярно и правильно ее продпитывать, тем способом, который будет Вам удобен.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

2 thoughts on “Мозги в полете. Как питать? Есть или не есть?

  1. Paravoffka:

    А как же булки в полете? С ветчиной внутри залитые сыром.

    1. Можно и булки, но это не оптимально 🙂 Но в любом случае, лучше булки (хлеб – довольно быстрые углеводы, особенно белый из муки ВС), чем ничего 🙂

Добавить комментарий

Ближайшая лекция. 15 февраля 2018 г. Горная метеорология.