DaVinchi XChord. Совместный аккорд конструктора и производства.

Крыло DаVinchi Xchord, едва появившись уже наделало много шума в российском парапланерном сообществе. Попробовал новинку и я.

Конечно, никто не ожидал, что неизвестная доселе фирма выйдет на рынок сразу с Zeno-подобной двухрядкой. Однако, хотя история разработки и появления на рынке этого крыла сама по себе очень интересна, но в этой статье я не буду в неё вдаваться, кто захочет легко может найти её.

Сама концепция крыла была разработана уже достаточно давно, но только недавно конструктор смог найти производственные мощности корейской компании DaVinchi и в тандеме с ними подготовить крыло к производству. Так что давайте не об длинной истории со счастливым финалом, а о самом крыле.  Сразу хочу поблагодарить Российского дилера ДаВинчиРината Сабитова, за предоставленное мне на тесты крыло. Оно специально предоставлялось под выступления на Russian, Estonian & Krushevo Adventure Open 2018, к тому же удалось полетать на нем и потренироваться еще и до соревнований, в частности 7-й таск XC Monsters Konchinka Open Cup 2018. 

Крыло позиционируется как прямой конкурент Ozone Zeno, а так как я являюсь обладателем этого крыла – то с ним и буду сравнивать. Ня Zeno я отлетал уже несколько серьезных соревнований, в том числе Суперфинал Кубка Мира в Колумбии так что крыло я знаю очень хорошо. Для полноты картины, специально взял в Македонию оба крыла, полетать одни соревнования на DaVinchi Xchord, а другие на Zeno, чтоб сравнения получились наиболее корректными.

Итак начнем:

У меня на руках серийный XChord M с вилкой 85-105 сравнивать буду с Zeno MS (85-100). Для корректного сравнения – оба крыла грузил строго под верх вилки.

 

Крылья хоть и разные, но весьма похожи по техническим параметрам. Материалы, удлинение, конструкция и кинематика свободных концов – вообще почти идентичные. Однако есть и различия, в первую очередь видно что арочность у Zeno – заметно больше чем у XChorda (16% против 14%), это кстати сказывается и на управлении и на наборах в потоках, но об этом – чуть позже. По весу крылья почти одинаковые. Далее видно что у Zeno больше ход акселлератора (17 против 14 см), и выше прибавка скорости на акселлераторе (24 против 22 км/ч).

Разница в скоростях по стикеру 2 км/ч

 

Если сравнивать отметки сертификации этих размеров, то Xchord имеет на 2 оценки D больше (тесты 12 и 17) и на одну B (тест 18), в остальных категориях оценки – одинаковые.  Причем отличие в поведениях именно на этих режимах – сразу бросаются в глаза в полете при поведении крыла в полете.

Сравнение отметок за тесты EN

Номера тестов EN:

12. Выход из большого угла атаки (подвисания).

17. Тенденция к негативной спирали на малой скорости.

18. Выход из установившейся негативной спирали.

Но по поведению – позже, а вначале по конструктиву.

Если сравнивать пошив и технические моменты, то бросается в глаза несколько нюансов и разница с Zeno:

  • Стропы. Стропы у XChord, немного отличаются от Zeno, только основной, нижний ярус на A ряду имеют “красную” пропитку от УФ, на втором ряду стоят “серые” стропы. Вначале это вызвало вопросы, потому что и на Zeno и на брате-близнеце  XCHord  –  Flow XC Racer – стропы всех рядов – Edelrid MAGIX PRO с “красной пропиткой” (артикулы Edelrid A-8000/U – XXX). А стропы серого цвета есть и без пропитки (без индекса U) – Edelrid MAGIX Technora (они бывают только серые). Красные же стропы – точно все с дополнительной защитой и вопросов к ним не возникает. Все остальные характеристики (прочность и усадка, защита от воды) у Magix и Magix Pro – идентичные. По тактильным ощущениям – мне лично распознать было сложно, поэтому связался с дилером и он сделал запрос производителю, – тот гарантировал, что серые стропы на XChord – тоже Edelrid MAGIX PRO с усиленной пропиткой от UV.
  • Почему меня так заинтересовал этот вопрос со стропами? – Потому как от них сильно зависит стабильность летных характеристик крыла. Стропы которые ставит Ozone (именно с красной пропиткой) – очень стабильны по усадке в процессе эксплуатации, у меня на M6 они отходили в 2.5 раза дольше чем рекомендует производитель (более 300ч прежде чем я их заменил), и финальное изменение длины, по сравнению с новым комплектом (специально мерил при установке новых строп) составило менее 2 см, перепады ушли не более чем на 1 см! При этом у друга на Niviuk IP7 (серые стропы) изменение длины сроп при 100ч эксплуатации были 8см!!! А перепады ушли на 4см, что сильно сказалось на поведение крыла в воздухе – оно стало иметь тенденцию к свалу и потеряло скорость.
  • Заделки ниток строп выполнены весьма топорно, концы ниток торчат, но это “на скорость не влияет”. Вставок в мольи нет – защита от “перескакивания строп на гайку мольи” – реализована по старинке, резинкой. При штатной установке резинки – рекомендую все время следить за её состоянием, обычно через год эксплуатации резинка начинает трескаться и при обхвате стропы – очень быстро перетирает её. Лучше резинку сразу переставить под стропы, восьмеркой. Так она свои защитные функции тоже выполняет, но при этом стропы не касается и не перетирает её. На втором ряду, у Xchord как и у Zeno – сразу накинуты петельки, для того чтобы была возможность скинуть их в процессе эксплуатации крыла, когда задний ряд “чуть подсядет”. Обычно это случается на 50-80 часов налета.
  • Свободные концы – как у Zeno 🙂 Только бобышки из другого сорта дерева и колечко не стальное, а керамическое 🙂

    “Красная” пропитка только нижней секции A ряда (самые нагруженные стропы) – остальные “серые”. Заделка ниток – могла бы быть и поаккуратнее, впрочем на безопасность это не влияет.

  • Колечки. На поводках клевант стоят колечки, вместо блочка у Zeno – На мой взгляд – это плюс! Колечки легче и работают лучше чем тяжелые клевантные блочки, которые традиционно ставит Ozone.

    Колечки вместо блочка – это хорошо 🙂

  • Лески. Лески XChord толще чем Ozone (при этом они мягче). Лески по нижней поверхности – имеют разрыв примерно на 1/3 – хорды. Лески по верхней поверхности – сплошные. Не смотря на разрыв, DaVinchi все равно рекомендует складывать крыло через валик (идет в комплекте).
  • Колечки на задней кромке. На моем экземпляре была “косячная” зашивка колечек на задней кромке крыла, которые “присборивают заднюю кромку при работе клевантами. Очень важно зашивать колечко внутри 2-х поводков, тогда оно не проскочит и в него не затянет крыло, при любых возможных ходах клевант. Сравните как это выполнено на Enzo3 и XChord. Этот косяк потенциально опасен (из-за такого же на бумере падал Андрей Гауди во Франции – после выполнения срыва ткань ушла внутрь колечка и осталась там, крыло не выходило из режима). Возможно это косяк именно того крыла который был у меня, из-за невнимательности швеи, и на других парапланах – зашивка правильная. – Будьте внимательны.

    Опасная заделка колечка. Оно может “надеться” на ткань

    Вот к чему это может привести, задняя кромка останется поджатой и крыло не выйдет из срыва.

    Правильная заделка. Одна из строп проходит снаружи кольца, Кольцо не сможет “надеться” на ткань.

  • Логотип. Огромный логотип DaVinchi по центроплану наклеен рипстопом. Имхо, такая гигантомания добавляет прилично весу и явно не улучшает расчетную геометрию, так как проходит по множеству секций и по местам крепления строп. Цветовая схема крыла и так достаточно оригинальная и крыло – узнаваемо в воздухе. Можно обойтись только логотипом на ушке, как у остальных производителей.

    Огромный центральный логотип

    Еще парочка поменьше.

    Еще один, как у всех – аккуратный и красивый на ушке.

    Кроме центрального есть еще 3 лого (на ухе и 2 маленьких сверху и снизу основного) + название крыла! 🙂 Вот это – настоящий Маркетинг, так любимый Теоретиком! 🙂

  • Еще один – на клевантах, кожаный. Клеванты – с вертлюгами.

  • Качество пошива и ткани. Качество пошива самого крыла – вполне на высоте, нареканий нет. Как и у Zeno – лоб у XChord из более плотного Dokdo D30, а “хвост” и “низ” – из легкого 27 грамового скайтекса.

Но шутки в сторону, кроме косяка с заделкой колечек и “цветовой дифференциации строп” – в остальном все красиво и добротно! Теперь давайте про характер крыла.

Старт.

Старт у крыла хороший, примерно как Zeno (Zeno имел самый простой старт среди остальных 2-х рядок). Крыло не требует специального “выкладывания домиком” или подъема только за “центральные стропы”. Как и Zeno – отлично стартует из любой конфигурации, хоть расправленным, хоть “из кучки”. Так как задние стропы тонкие, лучше все время крыло контролировать на предмет завязок. Тенденция к обгону на старте – незначительная, легко контролируется клевантами. В целом проблем со стартом не испытывал. Однозначно старт легче чем на Enzo 2/3, Boomerang 10/11 и того же IP7.

Управление, поведение и информативность.

Вначале пришлось регулировать клеванты. У моего экземпляра они были низко подвязаны, поэтому чтобы добиться такого же четкого управления как на моем Zeno пришлось потратить 3 полета, точно выверить длину клевант и поставить на них “бобышки”. Только после этих манипуляций крыло стало соответствовать тому, что в моем понятии есть “адекватное управление” –  то есть это четкое и мгновенное реагирование крыла на клеванты и прямая информационная связь с крылом через стропы управления. После отрегулирования длины и установки бобышек все стало на свои места и крыло стало доставлять удовольствие в управлении.

Бобышки на клевантах иногда творят чудеса. Есть крылья, на которых без них летать – тяжело и неудобно. С бобышками “от Кушлевича” + петли Ozone – DaVinchi XChord полетел намного веселее!

В полете сразу бросается в глаза – более нагруженные уши чем у Zeno и меньшая арочность. Благодаря этому – крыло очень хорошо реагирует на управление “только клевантой” позволяя совершать классические “плоские” развороты. При этом расход клеванты небольшоё и нагрузка на ней – тоже небольшая. Видно что в отличии от Zeno, в этом режиме можно “жевать слабые сопли” – понравится любителям старого, классического стиля пилотирования. Если вам надо поставить аппарат в крен, то добавляем клеванты и весу, крыло бодро запрыгивает в вираж с креном. Нагрузка на клеванте заметно возрастает, держать такой “скоординированный” поворот так же легко как и на Zeno (у которого это основной стиль обработки потоков). Однако, в отличие от Zeno нагрузка на клеванты выше, а допустимый ход клевант до срыва – заметно меньше. XChord – первый аппарат в моей жизни который я совершенно случайно и неожиданно подсорвал в негатив. Причем произошло это не в термике, а на финише, после “размазывания” спирали, которой я скручивал высоту.

Срыв произошел неожиданно, без предупреждения и без увеличения нагрузки на клеванте, при вполне небольшом ходе. Так что будьте внимательны и осторожны!  Не зря у XChord, по этому тесту (тест №17) как раз отметка D (в отличие от Zeno, у которой нагрузка к срыву прогрессивно нарастает и ход до срыва – просто огромен).

Записать такое поведение в несомненные минусы – я не могу, существует много пилотов которым нравится “короткоходные” аппараты, которые легко сорвать при необходимости (например при посадке в сильный ветер). Так что надо просто помнить об этом моменте. Пампинг на крыле надо делать с оглядкой на неожиданный срыв,и в поворотах – тоже контролировать расход клеванты, ибо по нагрузке понять приближение срыва – не получится. О срыве я понял только по шелесту крыла над головой, однако к чести аппарата, выход из подсрыва был – образцово – показательным, без сильного клевка и доворота.

Возвращаясь к сравнению с Zeno, у которого уши гораздо менее нагружены, и имеют углы атаки близкие к отрицательным, это определяет поведение крыла на виражах и в турбуленции. Zeno требует более точного, скоординированного (вес + клеванта) поворота в начальной стадии постановки в крен, XChord – можно поставить только клевантами. В уже установившемся крене аппараты пилотируются очень похоже, у Zeno нагрузка на клеванту поменьше и руки устают меньше.

Zeno можно “душить” клевантами очень далеко и оно все равно не сорвется, Xhcord – требует аккуратной работы на расходах близких к карабину.

Из-за меньшего угла атаки на ушах (в балансировочном режиме), на акселе у Zeno больше меняется крутка, A’ Ряд уходит далеко вверх, относительно A1A2 строп, у XChord при той же кинематике рядов, они уходят поменьше.

Как это ощущается в полете?

В турбуленции, на полном акселе Xchord бывает складывает ушки (по 20-25%), причем происходит это абсолютно тихи и неожиданно для пилота, понять что они сложились можно только по падению скорости или случайно бросив взгляд вверх. Причем ушки остаются подзалипшими пока не сбросишь аксель или не дернешь B’.  У Zeno тоже бывает подскладывает ушки на полном акселе в турбуленции, однако происходит это с хлопком и рывком, и пилот сразу замечает что надо их раскрыть.

Потенциально, более нагруженные уши лучше растягивают крыло, обеспечивая ему лучшую стабильность, но оборотной стороной этого является бОльшие проценты сложения, если оно все-таки происходит и меньшая стабильность оставшейся (несложеной) консоли. Так что в нормальных режимах крыло ведет себя спокойнее, а вот если сложении все-таки произошло – то агрессивнее. У Zeno – наоборот, более “слабые” ушки, может чаще подскладывать, но небольшими участками (15%), зато центроплан – стабилен как доска и не ломается на таких сложениях.

По ощущениям в воздухе – на Zeno лететь на акселе спокойнее, крыло более монолитно, на полном акселе Zeno немного лучше по глайду чем Xchord и обгоняет его по скорости на 2 км/ч. Зато XChord проще в управлении, особенно “чисто клевантами”, не требует координации с весом и заметно дешевле 🙂

Пообщался по этому поводу с Tudor Dorobantu (лучший румынский пилот, летавший сейчас на XCord и ранее на Zeno) и Cristian Deacu (тоже румын летающий на Zeno и Xchord и топивший на соревнованиях Russian, Estonian & Krushevo Adventure Open 2018. Их впечатления – аналогичны.

У XChord – лучше управление, а Zeno – чуть быстрее, спокойнее на акселе и чуть лучше глайд. В целом аппараты – довольно близки. Zeno – лучше для гонок, XChord для фана. На Zeno проще в сильных условиях, на XChord – в “кисляке”.

На затяжке на лебедке XChord требует чуть больше контроля, чем Zeno (что не удивительно, из-за меньшей задемпфированности по крену). Но в целом все без изысков, крыло не уходит далеко назад и отлично реагирует на контроль линии затяжки как весом, так и клевантой. На Zeno я чаще всего вообще не трогаю клеванты на затяжке, оно идет “как по рельсам” и подруливать, если это надо, можно только весом.

В моем размере  XChord было замечено “подвисание” при прохождении ядра термика напрямую, крыло всплывало и “зависало”, про похожее поведение мне говорил Антон Донцов, летающий на клоне Xchord – XC racer (FLOW). Опять же именно об этом говорит вторая, отличная от Zeno оценка D (тест № 12. Выход из большого угла атаки (подвисания)). Теоретик пишет что не замечал такой особенности, возможно это связано с тем что он летает на размере больше (до 115кг). В принципе проблем это не создает, надо просто более внимательно контролировать крыло на этом моменте и загонять его в крен или придержать клевочек на выходе их подвисания. Просто такая ситуация для меня непривычна (видно долго летал на Ozon_ах – которые таким поведением не страдают). Так же на таких разгрузках лучше чувствуется более “мягкая” передняя кромка XCord – из-за большого разрыва в лесках по нижней поверхности. Крыло любит взбрыкнуть волной по консолям в этот момент, потом скорость набирается, уши опять растягивают центроплан и крыло приходит в норму.

Такое поведение было когда-то у Gradient Avax XC3 :), в жестком ядре потока это неприятно, потеря “жесткости крыла на пол секунды”, хотя особых проблем вроде не доставляет. По крайне мере за все время полетов – у меня сложений не было (если не считать ушки на акселе). В целом крыло более “мягкое” чем Zeno (это вообще доска-доской), и возможно такое поведение понравится апологетам мягких крыльев 🙂

Информативность крыла – вполне достаточная, Большая часть приходится на клеванты (когда их наконец правильно настроишь!) на свободные концы к подвеске – приходит менее четкая информация, где центр потока крыло показывает заметно хуже чем Zeno. Вначале было очень сложно крутить раздельные пузыри. Много “дерганий” совершенно не по делу и не в попад. Потом – настроил клеванты и перестал обращать внимание на информацию с подвески. Однако мое мнение – Zeno намного лучше “говорит пилоту где ядро” – чем XChord. Причем нельзя сказать что я мало полетал на Xchord, полетов я совершил вполне достаточно и налет на крыле был уже за 20ч.

Поведение в опасных режимах.

Не исполнял, за исключением случайного подсрыва консоли в негатив (на скорости). Выход был хорошим. В полетах не складывало. 🙂

Посадка.

Классическая для таких крыльев. Крыло запасает много энергии, перед посадкой его лучше разогнать и потом сделать мягкое выполаживание клевантами. Пампится – достаточно успешно, но нужно помнить о более коротком чем у Ozone ходе клевани и отсутствии заметного возрастания нагрузки перед срывом. Так что пилотам привыкшим к халявному пампингу от Ozone – надо быть поаккуратнее.

Скорость и глайд.

По результатам отдельных полетов, параллельных полетов и общения с другими пилотами летавшими и на Zeno и на Xchord можно сказать что крылья весьма близки друг к другу. Конечно Xchord – не Zeno – киллер, но вполне достойный и актуальный конкурент. Пилот на Xchord точно не будет чувствовать себя ущербным по отношению к пилотам на Zeno, но и преимущества иметь не будет.

В целом Zeno чуть быстрее, имеет чуть лучший глайд на полном акселе (на 2/3 на мой взгляд глайд одинаковый). и выигрывает в сильных и быстрых условиях (в том числе и за счет большей стабильности на полном акселе). Xchord будет себя лучше чувствовать в слабых условиях с небольшими термическими пузырями вместо сформированных потоков, тут его умение проще крутить спирали с небольшим креном даст ему некое преимущество, так как умение крутить слабые потоки эффективно требует от пилота на Zeno большего уровня мастерства и умения выполнять скоординированный поворот.

На Russian Open я все таски летел на XChord, непосредственно вместе с Denis Pogolsha (он на Zeno) и я имел чуть больше лидерских, но в обоих длинных тасках он обгонял меня на финишном глайде, привезя в итоге отрыв по соревнованиям в 3 очка :).

Если говорить о переходе c крыльев класса ниже на 2-х рядку, то Xchord больше подойдет любителям более “мягких”, живых крыльев, консоли которых живут более независимо, а Zeno – любителям “монолитных” крыльев, у которых центроплан представляет собой железобетонную конструкцию и не баянит на при каких условиях.

Мне на Zeno топить полный спид было проще и спокойнее, чем на Xchord. Впрочем и Xchord – проблем не доставлял и вел себя – паинькой 🙂

Подведем итоги, плюсы и минусы Zeno Vs. XChord:

  • Качество и культура пошивау Zeno получше, это касается и качества заделки ниток строп и культуры производства и колечек задней кромки. Возможно DaVinchi быстро закроет это отставание и исправит те косяки, которые есть – это не сложно. Производитель уже уведомлен об колечках и гарантирует что все стропы основных рядов – именно Edelrid MAGIX PRO.
  • Сложность пилотирования – одинаково, более близкая граница срыва не может считаться не плюсом и не минусом, есть любители (и ценители) каждого варианта. Надо просто об этом помнить. Подвисания Xchord чуток напрягают, но больших проблем тоже не создают. Обозначу тут почти ничью, за малым преимуществом Zeno (хотя бы потому что у нее в этом размере на 2 оценки D меньше)
  • Управление и поведение в потоке – На XChord проще классической плоское управление, Zeno – больше любит крен и имеет более линейные характеристики. Zeno получит преимущества в более сильных условиях, XChord – в множестве сопливых пузырей. Так что – ничья для опытных пилотов. Все зависит от условий и личных предпочтений. Для пилотов еще не освоивших в совершенстве скоординированный поворот – XChord будет немного попроще.
  • Скорость и глайд – Небольшое преимущество Zeno. Возможно в больших размерах такого преимущества не будет, но я на них не летал, не знаю, румыны говорят это заметно и там, Теоретик – утверждает обратное 🙂 Преимущество Zeno – небольшое, если вы не участвуете в соревнованиях высокого уровня – то это не критично.
  • Цена в России – Тут Xchord заметно обгоняет Zeno 🙂 Если цена крыла для вас имеет решающие значение над техническими характеристиками, и комфортом – тогда стоит присмотреться к DaVinchi. Даже с учетом менее ресурсных строп, цена эксплуатации выйдет дешевле.

Общее резюме – крыло очень неплохое и интересное для рынка. Не Zeno-killer, конечно, но вполне в современном тренде. Хорошая замена устаревшим и тоже бюджетным в России Niviuk IP7, P4.

Поменял бы я свое Zeno на Xchord? – Да, при условии финансирования со стороны производителя. Крыло конкурентное в классе, но Zeno чуть больше заточено на соревнования и все еще остается законодателем в классе. Мне оно кажется немного более адекватным и безопасным для опытных пилотов, и дающем чуть больше возможностей. XChord – замечательно подойдет для экономных пилотов летающих в основном FreeFly в слабых условиях, и изредка соревнующихся в соревнованиях среднего уровня.

Но в любом случае интересно, что спустя 2 года после триумфального выхода в свет Zeno, строчки в протоколах наконец чуток разбавят конкуренты от DaVinchi и UP Meru (долгострой, наконец вышедший зимой).

Еще раз хочу поблагодарить российского дилера DaVinchi – Рината Сабитова, за предоставленное на соревнования крыло.

На крыле мне удалось занять 6-е место в Overall на Russian,Estonian & Krushevo Adventure Open 2018 пропустив вперед 3 Enzo-3 и 2 Zeno.

P.S. Крыло кстати не менее красиво чем мой Zeno! :))

Крушево 11.08.2018

 

UPD. от 18.08.2018.

Дилер в России – Ринат Сабитов, провел встречу с директором  DaVinchi Gliders Jihun Lee (он как раз приехали на Юцу в это время) и директор заверил, что все новые серийные крылья DaVinchi будут выпускаться с учетом замечаний, то есть колечки будут продеты так, чтобы исключить их надевание на ткань крыла и застревание а стропы все будут с красной пропиткой – Edelrid MAGIX PRO. Владельцам аппаратов купленных ранее, я бы рекомендовал самостоятельно перевязать колечки.  DaVinchi – молодцы, за оперативность отклика на замечания.

Теперь колечки устанавливают правильно 🙂

И стропы все с правильной пропиткой 🙂

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий

Ближайшая лекция. 26 сентября. Соревнования КОС. Зачем нужны и как проводятся.

Чему учат и зачем нужны соревнования КОС