Ozone Mantra M6. Отчет Дениса Иванова

Mantra M6

Ozone Mantra M6. Отчет

 

Мой налет на Ozone Mantra M6 к моменту написания отчета около 50 часов, немного на равнине и в основном в Бире. Для близкого знакомства с крылом необходимо поработать с крылом над водой и участвовать в соревнованиях. К сожалению, крыло я еще не срывал и в соревнованиях на этом крыле не участвовал. Поэтому отчет, очевидно, будет в определенной степени неполным.С какими крыльями я буду созднательно или бессознательно сравнивать Mantra М6? До M6 я достаточно удачно летал 2 сезона на Airdesign Pure. Было несколько тестовых полетов на Ozone Mantra M4. И несколько часов налетал на Niviuk Icepeak 7 на равнине. Выбирал между Icepeak 7 и M6. В итоге заказал M6 без предварительных тестовых полетов. Выбор был сделан в пользу M6 исключительно из-за соображений безопасности (в т.ч. потому, что я легкий пилот, у меня размер S). Мне нужно было универсальное крыло, не только для участия в соревнованиях, полетах на равнине, но и для полетов в сложных горных условиях, в том числе, возможно, для бивуачных перелетов с посадками и стартами в горах. Поэтому от Icepeak 7 пришлось отказаться.

Крыло при полетах загружал крыло по верху весовой вилки (85 кг в размере S), несколько полетов были выполнены с перегрузом в 5-7 кг.

1. Конструкция и комплектация.

Из всех технических фич, которые применяются в современных крыльях, лично меня больше всего поразило кол-во строп в трехрядке (вернее их отсутствие) и заделка строп верхнего яруса диаметром в полмиллиметра.

По хорде крыла вставлена леска, поэтому производитель приложил специальный валик, чтобы леска не ломалась при упаковке крыла на сгибах. Наличие такого аксессуара лично у меня восторга не вызывает, т.к. это дополнительная вещь и телодвижения при упаковке параплана. Правда, при полетах в холодную погоду или в горах всегда найдутся вещи, которые отлично заменяют валик.

Бросаются в глаза более узкие воздухозаборники Shark-nose по сравнению с крыльями предыдущих поколений классических EN D.

При первом взгляде на узкие воздухозаборники, тончайшие стропы и лески в полкрыла мелькает банальная мысль: «а теперь со всем этим попробуем взлететь».

Если по конструкции и качесту пошива буквально не к чему придраться, то по комплектации у меня возникли вопросы.
Меня лично немного насторожило отношение производителя к клиенту. Замечание связано именно с комлпектацией крыла. Дело в том, что в комплект входит простой обычный аксель – очень «нужная вещь» для пилотов крыла EN D. При этом в комплект не входит концертина – вещь, наоброт, действительно нужная в повседневной эксплуатации. Может быть, поэтому производитель комплектует параплан компрессионным ремнем, а концертины производителя не имеют встроенного компрессионного ремня. Компрессионный ремень – еще одна отдельная вещь, которую легко потерять после посадки.

Клеванты не оснащены вертлюгами. Это мелочь, которая влияет на безопасность. Пилоты уже привыкли к хорошему. Наверняка есть пилоты, которые без ветлюг не летали. Тогда в процессе эксплуатации можно не заметить, что стропы ряда управления перекручены и ход клевант уменьшился.

Может быть, дело привычки, но вместо шариков для управления 3 рядом на свободных концах M6 предусмотрены петли.  Лично для меня шарики удобней – быстрей за них цепляешься, быстрей находишь, быстрей бросаешь, пальцы не так сильно согнуты и не так сильно давление на пальцы. Повторюсь, возможно, я привык к шарикам, которые установлены на Pure и нужно привыкнуть к петлям. Однако есть мнение, что к удачной конструкции быстро привыкаешь, а “отвыкаешь” дольше.

Петли для управления расположены достаточно высокого, и в полете положение рук как у сдающегося в плен, кровь от рук оттекает, руки мерзнут или немеют.

На поводке клеванты установлен довольно тажелый ролик скольжения. Можно сделать более удобно и технологично. Сам поводок достаточно короткий, можно было сразу делать длинней с учетом хода клевант (см. дальше).

Т.о. с точки зрения комплектации у Озона много возможностей для улучшений.

2. Старт.

Несмотря на конструкцию, которая собрала последние достижения инженерной мысли, старт крыла не вызывает сложностей. В основном хлопоты на старте связаны с тем, чтобы контролировать тончайшие стропы от зацепов и завязок. В штиль стартовать однозначно сложней, чем на Pure. Однако на Icepeak 7 стартовать в штиль еще сложней на порядок.

3. Поведение при буксировке.

Без каких-то особенностей, управляется при буксировке хорошо.

4. Управление.

Крыло отлично управляется и не требует ни малейшего времени на привыкание.

Сразу стоит отметить особенность крыла – это большой ход клевант для крыла такого класса. Я бы даже сказал просто огромный ход клевант для крыла подобного класса. При этом сначала я относил эту особенность к минусам, т.к. потребовалось перевязать клеванты. После этого требуется удлинить поводок, т.к. при использовании акселератора задняя кромка поджимается. Клеванты нельзя назвать легкими, а из-за большого хода клевант не слишком удобным получался угол между плечом и предплечьем в потоке. Это в совокупности утомляло и нервировало при обработке потока.

Но затем в процессе эксплуатации крыла в самых разных ситуациях оказалось, что большой ход клевант дает некоторые преимущества и плюсы в безопасности, и конструкторы скорей всего оставили эту особенность сознательно. Т.е., выражаясь техническим языком, это не баг, а фича, которую можно использовать в определенных условиях. Крыло при глубоком затягивании клевант не срывается, продолжает лететь. Поэтому крыло легко и при соответствующем навыке безопасно пампируется. Также можно довольно глубоко зажимать клеванты в потоке, резко уменьшая радиус спирали и скорость. В совокупности с достаточно большой арочностью, эта особенность позволяет выполнять очень узкую термическую спираль с минимальным снижением и позволяет выпаривать на равнине в очень слабых и узких потоках.

5. Обработка потоков.

Как уже было сказано выше, на М6 можно выполнять очень узкие термические спирали. При полетах на Pure у меня стандартно был установлен масштаб 300 м на см в Garmin для возврата в поток по треку в случае потери потока. При полетах на M6 я переключился на 200 м. По треку в принципе можно посчитать минимальный усредненный радиус спирали (нужно найти трек на равнине при обработке слабого потока) Интересно, если кто-нибудь сделает такое сравнение радиусов для M6 и для других крыльев.

Крыло легко центрирует поток. Нет каких-то особенностей или сложностей, требующих привычки, как это было например, на Pure (см. отчет о Pure).

6. Полет на балансировочной скорости.

Балансировочная скорость ниже чем на Pure. В остальном без особенностей или сложностей.

7. Полет на акселераторе.

Крыло обладает отличным качеством для своего класса на акселераторе. М6 обладает заметно более высоким качеством, чем Pure. Это было проверено во многих совместных полетах в Кончинке до покупки M6. Акселератор выжимается легко. На акселераторе крыло очень стабильно. И можно было бы поставить отлично и пойти дальше, если бы не конструктивная особенность акселератора.

Акселератор на М6 обладает не большим ходом, а просто огромным ходом. Поэтому многие подвески конструктивно не позволяют использовать полный ход акселератора без дополнительных доработок проводки акселератора. М6 скорей всего будет раздражать спортсменов, заставляя ходить по лестнице акселератора и подниматься на Бурдж-Дубай пешком за один полет.

Скорость на акселераторе измерить без специальных приборов сложно. По ощущениям не быстрей чем Pure или Icepeak 7.

8. Большие уши.

Отлично.

9. Комфорт.

Превосходно! Крыло очень комфортно и предсказуемо. От полета получаешь удовольствие даже в сложных турбулентных условиях. Не покидает чувство контроля крыла.

10. Стойкость к фронтальным подворотам и выход из фронтальных подворотов.

Видимо из-за особенностей конструкции М6 легко справляется с турбулентностью и очень стойко к подворотам (сложениям) в т.ч. на акселераторе. Эта стойкость к сложениям заметно выше, чем у Pure и приближается к Icepeak 7 (который более нагружен).
У меня на М6 за это время было только 2 сложения 50% на первой ступени акселератора. И оба сложения произошли, когда я был чем-то отвлечен. Поэтому статистики, во-первых, мало. Во-вторых, крыло некоторое время после сложения не управлялось. Однако на опыте этих двух случаев лично для себя я сделал вывод, что крыло долго восстанавливает наполненность ушей не без помощи пилота, возможны завязки и галстуки. Лучше стараться использовать возможности современной конструкции и не доводить до сложений.

11. Срывные режимы.

Не выполнял.

12. Общее впечатление и выводы.

Производитель позиционирует Mantra M6 как замену Mantra M4 – предыдущему поколению “классического трехрядного EN D”. Не каждый производитель имеет смелость признать невысокие характеристики прототипа M5, имеет волю отменить выход недоработанного продукта, возможность продолжить и завершить разработку крыла на новом качественном уровне. И М6, по-моему, получилась завершенным и сбалансированным крылом. В данный момент M6 не только комфортное, предсказуемое, надежное, простое крыло, но еще и лучшее по характеристикам в данный момент в своем классе. Озон объективно обогнал конкурентов в классе “классических трехрядок EN D” с выходом M6.

Невольно сравниваю M6 с Pure или с Icepeak 7 (двухрядка, и сравнивать с M6 не корректно, здесь речь только об ощущениях от крыла в полете). И нахожу, что крылья Pure или Icepeak 7 более спортивные, более требовательные к пилоту, более скоростные. Полет на M6 – это полет для удовольствия, надежный, комфортный и неспешный.

Плюсы:

+Отличное чувство комфорта

+Узкая эффективная термическая спираль

+Высокая стойкость к сложениям

+Лучшие в данный момент среди современных трехрядок скорость и качество

Особенности:

+Большой ход клевант.

+Большой ход акселератора.

Минусы:

Не обнаружено.
P.S. спасибо Андрею Алепову (Бобр) за оперативную доставку крыла и за дорогу туда, где можно сделать фото для заголовка статьи.

 

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий